Автор: Кульгускина Вера Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЦССВ "Берег надежды"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль коммуникативных навыков в жизни подростка для успешной социализации в обществе"
Раздел: дополнительное образование
РОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА
ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
Аннотация.
Статья посвящена исследованию роли коммуникативных
навыков детей подросткового возраста в процессе их социализации в обществе.
Автором
рассмотрены
дефинитивные
характеристики
социализации
и
коммуникации, выделены особенности среды общения подростков, определено
место коммуникативных навыков в структуре коммуникативной деятельности
детей данного возраста.
Ключевые слова: подростки, коммуникативные навыки, коммуникация,
социализация, общество.
Обновление всех аспектов жизнедеятельности общества, вхождение
системы образования в новый этап развития, связанный с трансформацией
социально-демократических отношений, изменением менталитета общества и
личности,
способствовали
появлению потребности в новом
поколении,
способном
сотрудничать,
налаживать
отношения,
оптимизировать
межличностные
отношения,
преодолевать
коммуникативные
барьеры,
организовывать людей на достижение общей цели. Именно поэтому проблема
социализации
и
формирования
культуры
коммуникативного
поведения
особенно актуальна в подростковом возрасте, который является сенситивным
периодом
для
коммуникативного
развития,
окончательной
отшлифовки
соответствующих способностей, усвоения образцов поведения и социальных
ролей, приобретения опыта общения и коммуникативной культуры. Целью
данной статьи является определение роли коммуникативных навыков в жизни
подростка для его успешной социализации в обществе.
Подростковый возраст является возрастом самоопределения, становления
характера, постепенной и активной, психологической и физиологической
эволюции. Характерными чертами данного периода является противоречивость
и
парадоксальность:
неожиданное
сочетание
противоположных
качеств
характера и поведения, которые ярко проявляются в повседневной жизни
подростка
[1].
Формирование
коммуникативных
навыков
подростка
происходит в условиях изменения мотивации основных видов деятельности:
обучения, общения, интеллектуального развития и активного становления
личности, а также в ходе неформального взаимодействия со сверстниками. Эти
факторы побуждают подростка к постоянному развитию психических и
моральных
качеств,
совершенствованию
собственных
коммуникативных
умений [10].
Обзор психолого-педагогической литературы показал, что проблема
коммуникативных
навыков
подростков
находится
в
центре
внимания
отечественных и зарубежных ученых. Среди специалистов, исследующих
аспекты формирования коммуникативных навыков и их роль в жизни
подростка в рамках данной статьи следует выделить наработки таких, как:
Добровидова
Н.А.,
Матасова
И.Л.,
Жуматова
А.О.,
Иксанова
Г.Н.,
Очирова Л.И., Саврасова С.В., Хадисова К.В. и др. Вопросам социализации
детей подросткового возраста посвящены исследования Левиковой С.И.,
Париева А.А., Полтевой А.В., Рязановой Д.А., Росляковой С.В., Пташко Т.Г. и
др.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012
N
273-ФЗ,
а
также
в
Федеральных
государственных
образовательных стандартах (ФГОС) одной из важнейших задач определяется
формирование у детей и молодежи умения межличностного общения.
Ответственность за решение этой задачи призваны взять на себя учителя,
воспитатели и психологи.
При
изучении
психологического
содержания
данной
проблемы
целесообразно опираться на определение таких базовых понятий: общение,
коммуникация,
способности,
коммуникативные
навыки.
В
частности
Иксанова Г.Н. определяет общение как процесс взаимодействия между двумя
или несколькими лицами, который заключается в обмене между ними
информацией познавательного и эмоционально-оценочного характера, во время
которого субъективный мир одного человека раскрывается для другого.
Общение является неотъемлемым и общим условием формирования личности.
Именно в общении происходит процесс социализации растущей личности, ее
становления [4]. Коммуникация же - понятие, близкое к общению, но шире по
объему. Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен
целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отражаются
знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния,
программы деятельности общающихся. Содержание и формы коммуникации
отражают
общественные
отношения
и
исторический
опыт
людей,
в
коммуникации происходит необходимая предпосылка функционирования и
развития всех социальных систем, так как она обеспечивает связь между
людьми, передает накопленный социальный опыт, поддерживает разделение
труда и организацию совместной деятельности, управление, трансляцию
культуры [11].
Усвоения человеком определенных знаний и способов действий имеют
своей предпосылкой, своим внутренним условием, определенный уровень
умственного развития - развития умственных способностей. Соответственно,
способности - это индивидуально-психологические особенности человека,
которые соответствуют условиям успешного выполнения той или иной
деятельности,
а
именно
-
приобретение
знаний,
умений
и
навыков;
использование их в работе. Способности не сводятся к навыкам и умениям и
отличают
одного
человека
от
другого
в
зависимости
от
успешности
выполнения определенной деятельности. В частности навыки образуются в
деятельности и проявляются в таких ее динамических характеристиках, как
скорость, глубина, прочность усвоения. Можно говорить о том, что в
зависимости
от
вида
деятельности
навыки
трансформируются
в
интеллектуальные и социальные способности [9]. Способности и навыки не
могут существовать иначе, как в процессе постоянного развития.
В структуре коммуникативной деятельности, наряду со знаниями, и
умениями,
по
мнению
исследователей,
важное
место
занимают
коммуникативные навыки. Коммуникативные навыки являются важнейшим
фактором самореализации личности, в частности подростка. Очирова Л.И.
определяет навыки как отдельные психические свойства, которые являются
условиями успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности.
По мнению ученого, анатомо-физиологические способности (задатки) являются
основой для развития коммуникативных навыков и способностей [6]. На основе
одинаковых задатков могут формироваться различные коммуникативные
навыки, что зависит от среды, окружающей подростка, и определяется
условиями
воспитания,
особенностями
социализации,
которые
либо
способствуют развитию навыков, или, наоборот, его тормозят.
Коммуникативные навыки относятся к специальным навыкам и образуют
систему качеств личности, которые способствуют достижению высоких
результатов в коммуникативной деятельности. Они отчасти обоснованы
индивидуально-психологическими особенностями человека, а также являются
условием эффективного общения [3]. Коммуникативные навыки способствуют
активному и эффективному общению, передаче информации и установлению
контактов,
пониманию
коммуникативной
ситуации,
сформированности
коммуникативных умений и обеспечивают взаимодействие с другими людьми.
В структуре коммуникативных навыков Добровидова Н.А. в соавторстве
с иными специалистами выделяет следующие компоненты: когнитивный,
мотивационный,
самооценочный,
эмоциональный,
коммуникативно-
деятельностный, которые тесно взаимосвязаны между собой. Развитие хотя бы
одного компонента приводит к развитию коммуникативных навыков в целом.
Когнитивный
компонент
отражается
репрезентативно-когнитивными
структурами, то есть результатом приобретения коммуникативных знаний,
умений и внутренней основой процессов обработки информации и организации
коммуникативной деятельности [2]. Возможно целенаправленное развитие
одного отдельно взятого компонента.
В
подростковом
возрасте
ребенок
естественно
тяготеет
к
взаимодействию,
общению
со
сверстниками.
Для
подростка
актуальна
потребность в друзьях, в общении со сверстниками, потребность занять среди
них достойное место. Вместе с тем группа сверстников создает идеальную
среду, в которой можно развить способности и навыки, испытать уже
имеющиеся навыки. Практическое овладение техникой речевого общения,
усвоение социально-психологических эталонов, стереотипов и норм поведения,
правил вежливости происходит уже не только в процессе учебного общения, но
и в ходе межличностного взаимодействия со сверстниками [8]. Если основой
для объединений для младших школьников чаще всего выступает совместная
деятельность, то в подростковом возрасте, наоборот, привлекательность тех
или иных занятий определяется, прежде всего, их возможностями для общения
со сверстниками. Общение с товарищами в этом возрасте приобретает особую
ценность,
процесс
обучения
привлекает
внимание
не
столько
своим
содержанием, сколько возможностями общения со сверстниками. Существенно
меняются мотивы общения с товарищами и обусловленные им переживания в
течение подросткового возраста. Так, в средних классах основным становится
стремление приобрести определенный статус в коллективе, а уже в старших
классах говорится о необходимости подростка в автономии и признании
собственной ценности в глазах сверстников.
Исследования показывают, что именно фрустрация потребности быть
авторитетным среди товарищей у многих подростков вызывает тяжелые
негативные
переживания
[5].
Отметим,
что
подростковый
возраст
характеризуется рядом коммуникативных трудностей. Париев А.А. считает, что
самой распространенной трудностью общения среди подростков и молодых
людей является застенчивость. Он утверждает, что те, кто считает себя
застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее
способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более
тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных
трудностей [7].
Следует отметить, что круг общения подростков не ограничивается
только близкими друзьями. У них возникает стремление к объединению в
неформальные группы или компании, в которых подростки зачастую отходят
от языковой нормы, пользуясь сленгом или применяя ненормативную лексику.
У подростков возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни.
Таким
образом,
реализуется
потребность
в
автономности
не
только
территориальной, но и знаковой, что предоставляет особый смысл их
объединениям. Поэтому развитие коммуникативных навыков подростков
является необходимым условием успешной социализации подрастающего
поколения.
Формирование характеристик коммуникативных навыков школьника
подросткового возраста происходит в условиях изменения мотивации основных
видов деятельности: обучения, общения и труда, усиленного познавательного
развития и активного становления личности в процессе деятельности и,
особенно, в ходе неформального межличностного взаимодействия.
Эти
факторы побуждают подростка к постоянному развитию коммуникативных
способностей
и
навыков.
Базовыми
компонентами
структуры
коммуникативных навыков считают: коммуникативно-информационный -
органическое
сочетание
вербальных
и
невербальных
средств
общения,
организация процесса передачи информации, стимулирование активности
собеседников и установления контакта; эмоциональный - высокая отзывчивость
и тактичность, положительное эмоциональное отношение к чувствам другого,
максимальная
ценность
и
открытость
в
проявлениях
своих
чувств;
когнитивный -
рефлективность, умение дать оценку результатам общения;
поведенческий
-
способность
к
саморегулированию,
корректировке
собственных действий, уверенность, ответственность. Содержание данных
компонентов указывает на возможность их формирования в социальной среде
при
наличии
следующих
условий:
общепсихологических
(включают
генетические предпосылки развития личности, тип темперамента, нервной
системы, особенности характера, возраст, пол, состояние физического и
психического
здоровья),
социально-психологических
(особенности
социализации личности, социально-психологических характеристик группы,
перцептивно-рефлексивные
свойства
индивида,
жизненный
опыт,
коммуникативная направленность) и психолого-педагогические (содержание,
методы, формы обучения и воспитания, практика, личностное ориентирование
педагогической деятельности и т.д.).
Исходя из того, что развитие навыков зависит от социокультурных
условий, в которых находится ребенок, и социального круга общения, в
педагогической практике необходимы:
1) учет индивидуальных потребностей и интересов ребенка, применение
эффективных
технологий
по
распространению
и
совершенствованию
необходимых коммуникативных знаний, формирование коммуникативных
умений; актуализация познавательных процессов, обеспечивающих процесс
общения, установление благоприятного социально-психологического климата;
2) оптимизация межличностных отношений, интенсивность контактов в
общении; обеспечение субъект-субъектного общения на основе диалогового
взаимодействия и инициативность коммуникативного поведения.
Процесс развития коммуникативных навыков как главного средства
общения требует от субъектов проявления в ходе обучения и неформального
межличностного
взаимодействия
более
совершенных
коммуникативно-
языковых умений, особенно умения содержательно, понятно и интересно для
собеседника изъясняться, а также умения слушать, вызывая желание сообщить
что-то новое, умения анализировать и делать выводы из услышанного. Кроме
того,
развитие
коммуникативных
навыков
сопровождается
совершенствованием морально-коммуникативных качеств подростков, таких
как: вежливость, тактичность, взаимоуважение, общительность и чувство
собственного достоинства, что требует более тщательного отбора вербальных и
невербальных средств общения, который способствует межличностному
познанию и взаимопониманию партнеров по общению [1].
Субъектно-ценностный подход к развитию коммуникативных навыков
предполагает
сосредоточение
внимания
на
внутренних
ресурсах
коммуникативной деятельности, связанных с особенностями регуляционных
процессов подростков. Для развития коммуникативных навыков важным
является процесс осознания субъектом отдельных умений (деятельностный
компонент), действий и операций (операционно-когнитивный компонент),
осознания
ценности
деятельности,
которое
происходит
через
оценку
референтных лиц (референтный компонент). Не менее важна рефлексия
подростком собственных личностных качеств, которые развиваются в процессе
развития навыков (личностно-ценностный компонент).
По нашему мнению, в развитии коммуникативных навыков подростков
ведущую роль играет соблюдение следующих педагогических условий:
- учет индивидуальности каждого ребенка: любой индивидуум отличается
от другого своими природными способностями, умением осуществлять
учебную
и
коммуникативную
деятельность,
своими
личностными
характеристиками;
-
коммуникативная
направленность
процесса
обучения:
совершенствование
грамматически-лексического
аспекта
речи
через
практическое использование языка;
-
гуманистическая
направленность
личностно-ориентированного
обучения, которая способствует воспитанию культурной, духовной личности,
способной к саморазвитию, познанию окружающего мира и самопознанию;
- создание образовательного коммуникативного пространства на основе
развивающего обучения, что предполагает ориентацию форм, методов, средств,
характера взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса на
личность подростка;
- поэтапность развития коммуникативных способностей;
-
обеспечение
коммуникативной
насыщенности
индивидуальной
и
групповой
деятельности
подростка,
референтность
носителей
коммуникативной культуры;
-
владение каждым подростком качественным уровнем собственных
коммуникативных способностей.
Выводы. Проведенное теоретическое исследование доказывает, что
развитие коммуникативных навыков подростков - новый концептуальный
ориентир
в
современном
образовании,
который
является
необходимым
условием успешной социализации подрастающего поколения. Подростковый
возраст - наиболее благоприятный период для коммуникативного развития,
ведь
у
подростков
актуальна
потребность
общения
со
сверстниками,
потребность самоутверждения в коммуникативной деятельности в референтой
группе. Именно поэтому целесообразным является выделение педагогических
условий развития коммуникативных навыков подростков и дальнейшее
детальное исследование данной проблемы.
Список использованной литературы
1.
Дедов Н.П. Взаимосвязь формирования личности подростка и
межличностных отношений в современном информационном пространстве //
Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017.
Т. 6. № 3A. С. 49-58.
2.
Добровидова
Н.А.,
Матасова
И.Л.,
Устюжанинова
Е.Н.,
Шаталина М.А.
Развитие
коммуникативных
навыков
как
условие
психологического здоровья в подростковом возрасте // Sciences of Europe. 2020.
№ 51-5 (51). С. 68-70.
3.
Жуматова А.О. Развитие коммуникативных навыков учащихся с
помощью коммуникативных и интерактивных заданий // Студенческий форум.
2021. № 10 (146). С. 32-41.
4.
Иксанова Г.Н. Особенности общения подростков в онтогенезе //
Образование личности. 2018. № 1. С. 91-99.
5.
Левикова С.И. Особенности социализации современных российских
подростков как один из факторов социальной динамики // Социодинамика.
2017. № 6. С. 1-11.
6.
Очирова
Л.И.
Формирование
коммуникативных
навыков
подростков в условиях совместной деятельности // Общество: социология,
психология, педагогика. 2017. № 5. С. 61-63.
7.
Париев А.А. Особенности социализации подростка в школе и
школьных коллективах // Вестник научных конференций. 2017. № 3-6 (19).
С. 125-126.
8.
Полтева А.В., Рязанова Д.А. Проблема социализации подростка в
условиях образовательной среды // Вестник современных исследований. 2018.
№ 11.1 (26). С. 132-134.
9.
Рослякова
С.В.,
Пташко
Т.Г.,
Черникова
Е.Г.
Особенности
социализации современных подростков // Балтийский гуманитарный журнал.
2018. Т. 7. № 4 (25). С. 292-296.
10.
Саврасова С.В. Коммуникативная компетентность подростков //
Вестник науки и образования. 2020. № 24-3 (102). С. 106-109.
11.
Хадисова
К.В.
Анализ
роли
развития
коммуникативных
способностей в успешной социализации подростков // Вопросы педагогики.
2020. № 4-2. С. 369-372.