Напоминание

Роль коммуникативных навыков в жизни подростка для успешной социализации в обществе"


Автор: Кульгускина Вера Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЦССВ "Берег надежды"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль коммуникативных навыков в жизни подростка для успешной социализации в обществе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА

ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация.

Статья посвящена исследованию роли коммуникативных

навыков детей подросткового возраста в процессе их социализации в обществе.

Автором

рассмотрены

дефинитивные

характеристики

социализации

и

коммуникации, выделены особенности среды общения подростков, определено

место коммуникативных навыков в структуре коммуникативной деятельности

детей данного возраста.

Ключевые слова: подростки, коммуникативные навыки, коммуникация,

социализация, общество.

Обновление всех аспектов жизнедеятельности общества, вхождение

системы образования в новый этап развития, связанный с трансформацией

социально-демократических отношений, изменением менталитета общества и

личности,

способствовали

появлению потребности в новом

поколении,

способном

сотрудничать,

налаживать

отношения,

оптимизировать

межличностные

отношения,

преодолевать

коммуникативные

барьеры,

организовывать людей на достижение общей цели. Именно поэтому проблема

социализации

и

формирования

культуры

коммуникативного

поведения

особенно актуальна в подростковом возрасте, который является сенситивным

периодом

для

коммуникативного

развития,

окончательной

отшлифовки

соответствующих способностей, усвоения образцов поведения и социальных

ролей, приобретения опыта общения и коммуникативной культуры. Целью

данной статьи является определение роли коммуникативных навыков в жизни

подростка для его успешной социализации в обществе.

Подростковый возраст является возрастом самоопределения, становления

характера, постепенной и активной, психологической и физиологической

эволюции. Характерными чертами данного периода является противоречивость

и

парадоксальность:

неожиданное

сочетание

противоположных

качеств

характера и поведения, которые ярко проявляются в повседневной жизни

подростка

[1].

Формирование

коммуникативных

навыков

подростка

происходит в условиях изменения мотивации основных видов деятельности:

обучения, общения, интеллектуального развития и активного становления

личности, а также в ходе неформального взаимодействия со сверстниками. Эти

факторы побуждают подростка к постоянному развитию психических и

моральных

качеств,

совершенствованию

собственных

коммуникативных

умений [10].

Обзор психолого-педагогической литературы показал, что проблема

коммуникативных

навыков

подростков

находится

в

центре

внимания

отечественных и зарубежных ученых. Среди специалистов, исследующих

аспекты формирования коммуникативных навыков и их роль в жизни

подростка в рамках данной статьи следует выделить наработки таких, как:

Добровидова

Н.А.,

Матасова

И.Л.,

Жуматова

А.О.,

Иксанова

Г.Н.,

Очирова Л.И., Саврасова С.В., Хадисова К.В. и др. Вопросам социализации

детей подросткового возраста посвящены исследования Левиковой С.И.,

Париева А.А., Полтевой А.В., Рязановой Д.А., Росляковой С.В., Пташко Т.Г. и

др.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012

N

273-ФЗ,

а

также

в

Федеральных

государственных

образовательных стандартах (ФГОС) одной из важнейших задач определяется

формирование у детей и молодежи умения межличностного общения.

Ответственность за решение этой задачи призваны взять на себя учителя,

воспитатели и психологи.

При

изучении

психологического

содержания

данной

проблемы

целесообразно опираться на определение таких базовых понятий: общение,

коммуникация,

способности,

коммуникативные

навыки.

В

частности

Иксанова Г.Н. определяет общение как процесс взаимодействия между двумя

или несколькими лицами, который заключается в обмене между ними

информацией познавательного и эмоционально-оценочного характера, во время

которого субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Общение является неотъемлемым и общим условием формирования личности.

Именно в общении происходит процесс социализации растущей личности, ее

становления [4]. Коммуникация же - понятие, близкое к общению, но шире по

объему. Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен

целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отражаются

знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния,

программы деятельности общающихся. Содержание и формы коммуникации

отражают

общественные

отношения

и

исторический

опыт

людей,

в

коммуникации происходит необходимая предпосылка функционирования и

развития всех социальных систем, так как она обеспечивает связь между

людьми, передает накопленный социальный опыт, поддерживает разделение

труда и организацию совместной деятельности, управление, трансляцию

культуры [11].

Усвоения человеком определенных знаний и способов действий имеют

своей предпосылкой, своим внутренним условием, определенный уровень

умственного развития - развития умственных способностей. Соответственно,

способности - это индивидуально-психологические особенности человека,

которые соответствуют условиям успешного выполнения той или иной

деятельности,

а

именно

-

приобретение

знаний,

умений

и

навыков;

использование их в работе. Способности не сводятся к навыкам и умениям и

отличают

одного

человека

от

другого

в

зависимости

от

успешности

выполнения определенной деятельности. В частности навыки образуются в

деятельности и проявляются в таких ее динамических характеристиках, как

скорость, глубина, прочность усвоения. Можно говорить о том, что в

зависимости

от

вида

деятельности

навыки

трансформируются

в

интеллектуальные и социальные способности [9]. Способности и навыки не

могут существовать иначе, как в процессе постоянного развития.

В структуре коммуникативной деятельности, наряду со знаниями, и

умениями,

по

мнению

исследователей,

важное

место

занимают

коммуникативные навыки. Коммуникативные навыки являются важнейшим

фактором самореализации личности, в частности подростка. Очирова Л.И.

определяет навыки как отдельные психические свойства, которые являются

условиями успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности.

По мнению ученого, анатомо-физиологические способности (задатки) являются

основой для развития коммуникативных навыков и способностей [6]. На основе

одинаковых задатков могут формироваться различные коммуникативные

навыки, что зависит от среды, окружающей подростка, и определяется

условиями

воспитания,

особенностями

социализации,

которые

либо

способствуют развитию навыков, или, наоборот, его тормозят.

Коммуникативные навыки относятся к специальным навыкам и образуют

систему качеств личности, которые способствуют достижению высоких

результатов в коммуникативной деятельности. Они отчасти обоснованы

индивидуально-психологическими особенностями человека, а также являются

условием эффективного общения [3]. Коммуникативные навыки способствуют

активному и эффективному общению, передаче информации и установлению

контактов,

пониманию

коммуникативной

ситуации,

сформированности

коммуникативных умений и обеспечивают взаимодействие с другими людьми.

В структуре коммуникативных навыков Добровидова Н.А. в соавторстве

с иными специалистами выделяет следующие компоненты: когнитивный,

мотивационный,

самооценочный,

эмоциональный,

коммуникативно-

деятельностный, которые тесно взаимосвязаны между собой. Развитие хотя бы

одного компонента приводит к развитию коммуникативных навыков в целом.

Когнитивный

компонент

отражается

репрезентативно-когнитивными

структурами, то есть результатом приобретения коммуникативных знаний,

умений и внутренней основой процессов обработки информации и организации

коммуникативной деятельности [2]. Возможно целенаправленное развитие

одного отдельно взятого компонента.

В

подростковом

возрасте

ребенок

естественно

тяготеет

к

взаимодействию,

общению

со

сверстниками.

Для

подростка

актуальна

потребность в друзьях, в общении со сверстниками, потребность занять среди

них достойное место. Вместе с тем группа сверстников создает идеальную

среду, в которой можно развить способности и навыки, испытать уже

имеющиеся навыки. Практическое овладение техникой речевого общения,

усвоение социально-психологических эталонов, стереотипов и норм поведения,

правил вежливости происходит уже не только в процессе учебного общения, но

и в ходе межличностного взаимодействия со сверстниками [8]. Если основой

для объединений для младших школьников чаще всего выступает совместная

деятельность, то в подростковом возрасте, наоборот, привлекательность тех

или иных занятий определяется, прежде всего, их возможностями для общения

со сверстниками. Общение с товарищами в этом возрасте приобретает особую

ценность,

процесс

обучения

привлекает

внимание

не

столько

своим

содержанием, сколько возможностями общения со сверстниками. Существенно

меняются мотивы общения с товарищами и обусловленные им переживания в

течение подросткового возраста. Так, в средних классах основным становится

стремление приобрести определенный статус в коллективе, а уже в старших

классах говорится о необходимости подростка в автономии и признании

собственной ценности в глазах сверстников.

Исследования показывают, что именно фрустрация потребности быть

авторитетным среди товарищей у многих подростков вызывает тяжелые

негативные

переживания

[5].

Отметим,

что

подростковый

возраст

характеризуется рядом коммуникативных трудностей. Париев А.А. считает, что

самой распространенной трудностью общения среди подростков и молодых

людей является застенчивость. Он утверждает, что те, кто считает себя

застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее

способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более

тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных

трудностей [7].

Следует отметить, что круг общения подростков не ограничивается

только близкими друзьями. У них возникает стремление к объединению в

неформальные группы или компании, в которых подростки зачастую отходят

от языковой нормы, пользуясь сленгом или применяя ненормативную лексику.

У подростков возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни.

Таким

образом,

реализуется

потребность

в

автономности

не

только

территориальной, но и знаковой, что предоставляет особый смысл их

объединениям. Поэтому развитие коммуникативных навыков подростков

является необходимым условием успешной социализации подрастающего

поколения.

Формирование характеристик коммуникативных навыков школьника

подросткового возраста происходит в условиях изменения мотивации основных

видов деятельности: обучения, общения и труда, усиленного познавательного

развития и активного становления личности в процессе деятельности и,

особенно, в ходе неформального межличностного взаимодействия.

Эти

факторы побуждают подростка к постоянному развитию коммуникативных

способностей

и

навыков.

Базовыми

компонентами

структуры

коммуникативных навыков считают: коммуникативно-информационный -

органическое

сочетание

вербальных

и

невербальных

средств

общения,

организация процесса передачи информации, стимулирование активности

собеседников и установления контакта; эмоциональный - высокая отзывчивость

и тактичность, положительное эмоциональное отношение к чувствам другого,

максимальная

ценность

и

открытость

в

проявлениях

своих

чувств;

когнитивный -

рефлективность, умение дать оценку результатам общения;

поведенческий

-

способность

к

саморегулированию,

корректировке

собственных действий, уверенность, ответственность. Содержание данных

компонентов указывает на возможность их формирования в социальной среде

при

наличии

следующих

условий:

общепсихологических

(включают

генетические предпосылки развития личности, тип темперамента, нервной

системы, особенности характера, возраст, пол, состояние физического и

психического

здоровья),

социально-психологических

(особенности

социализации личности, социально-психологических характеристик группы,

перцептивно-рефлексивные

свойства

индивида,

жизненный

опыт,

коммуникативная направленность) и психолого-педагогические (содержание,

методы, формы обучения и воспитания, практика, личностное ориентирование

педагогической деятельности и т.д.).

Исходя из того, что развитие навыков зависит от социокультурных

условий, в которых находится ребенок, и социального круга общения, в

педагогической практике необходимы:

1) учет индивидуальных потребностей и интересов ребенка, применение

эффективных

технологий

по

распространению

и

совершенствованию

необходимых коммуникативных знаний, формирование коммуникативных

умений; актуализация познавательных процессов, обеспечивающих процесс

общения, установление благоприятного социально-психологического климата;

2) оптимизация межличностных отношений, интенсивность контактов в

общении; обеспечение субъект-субъектного общения на основе диалогового

взаимодействия и инициативность коммуникативного поведения.

Процесс развития коммуникативных навыков как главного средства

общения требует от субъектов проявления в ходе обучения и неформального

межличностного

взаимодействия

более

совершенных

коммуникативно-

языковых умений, особенно умения содержательно, понятно и интересно для

собеседника изъясняться, а также умения слушать, вызывая желание сообщить

что-то новое, умения анализировать и делать выводы из услышанного. Кроме

того,

развитие

коммуникативных

навыков

сопровождается

совершенствованием морально-коммуникативных качеств подростков, таких

как: вежливость, тактичность, взаимоуважение, общительность и чувство

собственного достоинства, что требует более тщательного отбора вербальных и

невербальных средств общения, который способствует межличностному

познанию и взаимопониманию партнеров по общению [1].

Субъектно-ценностный подход к развитию коммуникативных навыков

предполагает

сосредоточение

внимания

на

внутренних

ресурсах

коммуникативной деятельности, связанных с особенностями регуляционных

процессов подростков. Для развития коммуникативных навыков важным

является процесс осознания субъектом отдельных умений (деятельностный

компонент), действий и операций (операционно-когнитивный компонент),

осознания

ценности

деятельности,

которое

происходит

через

оценку

референтных лиц (референтный компонент). Не менее важна рефлексия

подростком собственных личностных качеств, которые развиваются в процессе

развития навыков (личностно-ценностный компонент).

По нашему мнению, в развитии коммуникативных навыков подростков

ведущую роль играет соблюдение следующих педагогических условий:

- учет индивидуальности каждого ребенка: любой индивидуум отличается

от другого своими природными способностями, умением осуществлять

учебную

и

коммуникативную

деятельность,

своими

личностными

характеристиками;

-

коммуникативная

направленность

процесса

обучения:

совершенствование

грамматически-лексического

аспекта

речи

через

практическое использование языка;

-

гуманистическая

направленность

личностно-ориентированного

обучения, которая способствует воспитанию культурной, духовной личности,

способной к саморазвитию, познанию окружающего мира и самопознанию;

- создание образовательного коммуникативного пространства на основе

развивающего обучения, что предполагает ориентацию форм, методов, средств,

характера взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса на

личность подростка;

- поэтапность развития коммуникативных способностей;

-

обеспечение

коммуникативной

насыщенности

индивидуальной

и

групповой

деятельности

подростка,

референтность

носителей

коммуникативной культуры;

-

владение каждым подростком качественным уровнем собственных

коммуникативных способностей.

Выводы. Проведенное теоретическое исследование доказывает, что

развитие коммуникативных навыков подростков - новый концептуальный

ориентир

в

современном

образовании,

который

является

необходимым

условием успешной социализации подрастающего поколения. Подростковый

возраст - наиболее благоприятный период для коммуникативного развития,

ведь

у

подростков

актуальна

потребность

общения

со

сверстниками,

потребность самоутверждения в коммуникативной деятельности в референтой

группе. Именно поэтому целесообразным является выделение педагогических

условий развития коммуникативных навыков подростков и дальнейшее

детальное исследование данной проблемы.

Список использованной литературы

1.

Дедов Н.П. Взаимосвязь формирования личности подростка и

межличностных отношений в современном информационном пространстве //

Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017.

Т. 6. № 3A. С. 49-58.

2.

Добровидова

Н.А.,

Матасова

И.Л.,

Устюжанинова

Е.Н.,

Шаталина М.А.

Развитие

коммуникативных

навыков

как

условие

психологического здоровья в подростковом возрасте // Sciences of Europe. 2020.

№ 51-5 (51). С. 68-70.

3.

Жуматова А.О. Развитие коммуникативных навыков учащихся с

помощью коммуникативных и интерактивных заданий // Студенческий форум.

2021. № 10 (146). С. 32-41.

4.

Иксанова Г.Н. Особенности общения подростков в онтогенезе //

Образование личности. 2018. № 1. С. 91-99.

5.

Левикова С.И. Особенности социализации современных российских

подростков как один из факторов социальной динамики // Социодинамика.

2017. № 6. С. 1-11.

6.

Очирова

Л.И.

Формирование

коммуникативных

навыков

подростков в условиях совместной деятельности // Общество: социология,

психология, педагогика. 2017. № 5. С. 61-63.

7.

Париев А.А. Особенности социализации подростка в школе и

школьных коллективах // Вестник научных конференций. 2017. № 3-6 (19).

С. 125-126.

8.

Полтева А.В., Рязанова Д.А. Проблема социализации подростка в

условиях образовательной среды // Вестник современных исследований. 2018.

№ 11.1 (26). С. 132-134.

9.

Рослякова

С.В.,

Пташко

Т.Г.,

Черникова

Е.Г.

Особенности

социализации современных подростков // Балтийский гуманитарный журнал.

2018. Т. 7. № 4 (25). С. 292-296.

10.

Саврасова С.В. Коммуникативная компетентность подростков //

Вестник науки и образования. 2020. № 24-3 (102). С. 106-109.

11.

Хадисова

К.В.

Анализ

роли

развития

коммуникативных

способностей в успешной социализации подростков // Вопросы педагогики.

2020. № 4-2. С. 369-372.



В раздел образования