Автор: Мазанова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №16
Населённый пункт: РМ г Рузаевка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современный подход к речевому развитию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Современные подходы к речевому
Современные подходы к речевому
развитию дошкольников
развитию дошкольников
Современные подходы к речевому развитию
Современные подходы к речевому развитию
дошкольников
дошкольников
Речь – неотъемлемая часть социального бытия
людей, необходимое условие существования
человеческого общества.
Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда
человек бодрствует, он посвящает говорению,
слушанию, чтению, письму – четырём основным
видам речевой деятельности.
Если справедлива пословица «По одежке встречают,
по
уму
провожают»,
то
она
в
первую
очередь
приложима
к человеческому общению, где слова –
«одежки» наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в
их выборе.
«Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ).
Усвоение языка начинается человеком с
Усвоение языка начинается человеком с
момента появления его на свет и
момента появления его на свет и
продолжается почти всю жизнь.
продолжается почти всю жизнь.
«Священное уменье говорить,
«Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Произносить слова и строить фразу.
Как просто это: стоит рот открыть,
Как просто это: стоит рот открыть,
И чудо слова возникает сразу».
И чудо слова возникает сразу».
поэт Е. Винокуров
поэт Е. Винокуров
Но чтобы возникло «чудо слова», мало только «рот
Но чтобы возникло «чудо слова», мало только «рот
открыть».
открыть».
Умен ты или глуп,
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Ты слово не сказал!
поэт и мыслитель
поэт и мыслитель
XIII
XIII
века Саади
века Саади
Почему одни люди обладают высокой
Почему одни люди обладают высокой
культурой речи, а другие же едва овладевают
культурой речи, а другие же едва овладевают
речевой грамотностью?
речевой грамотностью?
«Ни искусство, ни мудрость, -
«Ни искусство, ни мудрость, -
утверждал Демокрит,
утверждал Демокрит,
великий философ древности, - не могут быть
великий философ древности, - не могут быть
достигнуты, если им не учиться».
достигнуты, если им не учиться».
«Из всех работ самая трудная – умная речь»
«Из всех работ самая трудная – умная речь»
-
-
считали древние мудрецы.
считали древние мудрецы.
«Ученье – свет; ан свет-то разный бывает:
«Ученье – свет; ан свет-то разный бывает:
солнышко светит, и огарок свет даёт» -
солнышко светит, и огарок свет даёт» -
народная
народная
мудрость.
мудрость.
«Существует только один способ научиться плавать –
«Существует только один способ научиться плавать –
броситься в воду. И есть только один способ
броситься в воду. И есть только один способ
научиться говорить, а именно: встать и начать
научиться говорить, а именно: встать и начать
говорить. Искусство говорить приобретается на
говорить. Искусство говорить приобретается на
практике» - советовал Норман Коупленд
практике» - советовал Норман Коупленд
.
.
«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает»
«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает»
Наполеон
Наполеон
I
I
С точки зрения значения в жизни
человека можно выделить следующие
основные функции речи:
- речь является средством познания, необходимым
условием познавательной деятельности человека
(благодаря речи человек приобретает знания,
усваивает и передает их);
- речь – средство воздействия на сознание, выработки
мировоззрения, норм поведения, формирования
вкусов;
- речь используется в процессе совместной трудовой
деятельности для согласования усилий, планирования
работы, проверки и оценки ее результатов;
- речь – средство удовлетворения личных
потребностей человека: в общении, в приобщении к
определенной группе лиц и т.д..
«Ни искусство, ни мудрость, - утверждал
Демокрит, великий философ древности, - не
могут быть достигнуты, если им не учиться»
Чтобы эти функции своевременно появились
и полноценно реализовались, необходимы
соответствующие условия. Такие условия
возникают, прежде всего, в процессе самого
общения и деятельности, организуемой
взрослыми совместно с детьми.
В.Г. Белинский в свое время обращал
внимание на то, что умение говорить – это
«дар природы». Чтобы дар природный
развивался, стал умением «произносить слова
и строить фразы», необходимо знание. Если
есть знание, человек говорит правильно.
Типичные проблемы развития речи
Типичные проблемы развития речи
дошкольника
дошкольника
1) Односложная, состоящая лишь из простых
1) Односложная, состоящая лишь из простых
предложений речь.
предложений речь.
2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3) Употребление нелитературных слов и выражений.
3) Употребление нелитературных слов и выражений.
4) Неспособность грамотно и доступно
4) Неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или
сформулировать вопрос, построить краткий или
развернутый ответ.
развернутый ответ.
5) Неспособность построить сюжетный или
5) Неспособность построить сюжетный или
описательный рассказ, пересказать текст своими
описательный рассказ, пересказать текст своими
словами.
словами.
6) Отсутствие логического обоснования своих
6) Отсутствие логического обоснования своих
утверждений и выводов.
утверждений и выводов.
7) Отсутствие навыков культуры речи.
7) Отсутствие навыков культуры речи.
8) Плохая дикция.
8) Плохая дикция.
«Чему Ваня не научился,
«Чему Ваня не научился,
того Иван не выучит»
того Иван не выучит»
Коммуникативные права ребёнка:
Коммуникативные права ребёнка:
право на свою систему ценностей;
право на свою систему ценностей;
право на ответственность;
право на ответственность;
право на личное достоинство и уважение этого
право на личное достоинство и уважение этого
достоинства;
достоинства;
право на индивидуальность и своеобразие;
право на индивидуальность и своеобразие;
право на независимость от других людей;
право на независимость от других людей;
право на свою мысль;
право на свою мысль;
право на отстаивание своих прав.
право на отстаивание своих прав.
Формирование коммуникативных способностей
Формирование коммуникативных способностей
включает два звена:
включает два звена:
овладение языком;
овладение языком;
умение применять язык для целей общения в
умение применять язык для целей общения в
разнообразных коммуникативных ситуациях.
разнообразных коммуникативных ситуациях.
Федеральный государственный образовательный
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
стандарт дошкольного образования
«Речевое развитие» включает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико - синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Федеральный государственный образовательный
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
стандарт дошкольного образования
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Таким образом, сохранены лучшие традиции отечественного
дошкольного образования:
-
комплексный подход к решению задач;
-
всестороннее воспитание;
-
амплификация развития на основе организации разных видов
деятельности.
Федеральный государственный образовательный
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
стандарт дошкольного образования
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ
ОБЪЕМУ
ОБЪЕМУ
Программа обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности с учётом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических
особенностей и должна быть направлена на решение
задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта, в частности:
- формирование общей культуры личности детей, в
том числе ценностей здорового образа жизни,
развития их социальных, нравственных,
интеллектуальных качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение преемственности целей, задач и
содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней
(далее - преемственность основных образовательных
программ дошкольного и начального общего
образования)
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ
Программа может реализовываться в различных видах
деятельности (общении, игре, познавательно-
исследовательской деятельности - как сквозных
механизмах развития ребенка), в том числе и в
коммуникативной (общение и взаимодействие со
взрослыми и сверстниками).
Современная цель развития речи - достижение
коммуникативной компетентности ребенка, которая
предполагает возможность посредством речи решать
задачи в условиях разных видов деятельности.
Коммуникативная компетенция – совокупность знаний,
умений и навыков в области вербальных и
невербальных средств для адекватного восприятия и
отражения действительности в различных ситуациях
общения (коммуникативная компетенция - это
некоторая система требований, а коммуникативная
компетентность - степень соответствия человека
этой системе требований).
ВЕДУЩИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ВЕДУЩИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
В первой младшей группе это развитие разговорной
речи и умения понимать обращенную речь, вступать в
индивидуальный речевой контакт с окружающими
людьми, выражать свои мысли вербально.
Во второй младшей группе ведущей задачей
становится дальнейшее развитие разговорной речи,
опосредованное использованием литературных
текстов, рассматриванием картинок, предметов,
объектов природы.
В среднем дошкольном возрасте основное внимание
уделяется развитию речевой инициативы и речевой
самостоятельности ребенка, как в процессе общения,
так и в монологической речи.
В старшем дошкольном возрасте основной задачей
по развитию речи становится выявление
индивидуальных способностей детей в речевой
деятельности, развитие творчества. Творческие
проявления можно наблюдать как в содержании, так и
в средствах его передачи.
Освоение общеречевых навыков
1) Выработка дикции. Дикция - внятное, четкое
произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией
производится начиная со второй младшей группы.
2) Формирование темпа речи и качеств голоса.
Легко воспринимаемая речь характеризуется такими
качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной
силой, высотой голоса.
3) Воспитание выразительности речи.
В средней группе детей учат передавать интонацию
вопроса и ответа, такие чувства, как: радость,
удивление, неудовольствие.
В старших группах дети должны уже выражать более
разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу,
печаль, гордость и др.).
4) Воспитание культуры речевого общения. В это
понятие входят общий тон детской речи и некоторые
навыки поведения, необходимые в процессе речевого
общения.
Образная, выразительная речь
В настоящее время актуальность развития речевых
способностей не вызывает сомнений и приобретает
особое значение.
Хорошо развитая речь у ребенка – это гарантия не
только его общего психического развития, но и
нормального общения со сверстниками и взрослыми,
которое является в свою очередь условием его
личностного развития. Процесс развития речи
предполагает освоение не только содержательной, но и
образной, эмоциональной стороны языка.
С.Л. Рубинштейн (1889—1960) в труде «К психологии
речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она
речь, а не только язык, потому что чем выразительнее
речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо,
он сам». Выразительность он рассматривал как
качественную характеристику речи, которая тесно
связана с проявлением индивидуальности человека
.
Работа по развитию речи
Работа по развитию речи
с
с
младшими дошкольниками
младшими дошкольниками
В работе по развитию речи с младшими
дошкольниками неоценимую роль играют
традиционные потешки, колыбельные, прибаутки,
сказки (особенно стихотворные).
Колыбельные песни и потешки – бесценный
материал, который позволяет ребенку
«почувствовать» язык, способствует освоению
грамматического строя речи: "котенька", "коток",
"котик", "котя".
На радость ребёнку - заклички – детские песенки -
обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:
–
Весна красна! На чём пришла?
–
На сошечке, на бороночке,
–
На овсяном снопочку,
–
На ржаном колосочку.
Работа по развитию речи
Работа по развитию речи
с
с
младшими дошкольниками
младшими дошкольниками
Спокойная мелодия колыбельной успокаивает
ребенка, веселая потешка его радует:
У нас доченька в дому, Баю, баю, баиньки,
Что оладышек в меду. Купим сыну валенки,
Что оладышек в меду, Наденем на ноженьки,
Сладко яблочко в саду… Пустим по
дороженьке.
Организуя детскую игру, педагог пользуется
считалочками, ритмичными диалогами: например:
- Заяц белый, - Гуси,гуси!
Куда бегал? - Га-га-га!
- В лес дубовый. – Есть хотите?
- Что там делал?.. – Да-да-да!
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча ребят с Незнайкой в Цветочном
«Встреча ребят с Незнайкой в Цветочном
городе»
городе»
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
Программные задачи:
- совершенствовать умение активно общаться с
окружающими людьми (взрослыми и сверстниками);
- продолжать развивать умение придумывать
продолжение и конец сказки;
- - совершенствовать умение составлять рассказ по
предметным картинкам;
- развивать воображение, интерес к совместной
творческой речевой деятельности;
-развивать литературный вкус старших дошкольников,
повышать их читательскую культуру;
- обогащать опыт сотрудничества, дружеских
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: уметь
договариваться, выслушивать товарищей и взрослых,
предлагать свою помощь в процессе игровых заданий,
радоваться успехам своих друзей.
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча ребят с Незнайкой в Цветочном
«Встреча ребят с Незнайкой в Цветочном
городе»
городе»
Предварительная работа:
- чтение отдельных глав из книги Н.Н. Носова
«Приключения Незнайки и его друзей»;
- просмотр мультсериала «Приключения Незнайки и
его друзей»; совместная творческая продуктивная
творческая деятельность по темам, предложенным
воспитателем;
- составление рассказов, с использованием
предметных картинок (не менее 20 штук) на одну
историю; изготовление Большой «Волшебной книги
сказок», маленьких книжек – раскладушек по сказкам;
- настольно – печатные игры («Домино», «Лото»,
«Пазлы», «Игры с фишками», «Разрезные картинки» и
другие).
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
Материалы: изображение «города» из больших
напольных модулей; надпись из букв «Цветочный
город»; цветы из бумаги для оформления города;
колокольчик; гелиевый воздушный шарик;
большой экран на стене – «волшебное зеркало»
для рассматривания картинок (планета Сказок и
Историй, изображения Феи Раззиты, коротышек
из Цветочного города, Незнайки вместе друзьями ;
компьютер для выведения всех изображений на
экран; конверт с письмом от коротышек; набор
предметных картинок; бельевая веревка или шнур,
прищепки; 4 любых картинки с изображением
предметов (на выбор педагога); сюрпризы для
детей.
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
Описание творческой мастерской
Дети под музыку входят в музыкальный зал, их
встречает воспитатель и приглашает отправиться в
путешествие по Сказочному городу.
1. Рассказ воспитателя
-Ребята, вы хотите побывать в Сказочном городе?
(Ответы детей). Нас сегодня ждут жители этого города!
На экране появляется изображение Феи.
Воспитатель. Это же Фея Раззита появилась в
Волшебном зеркале, наверно в Сказочном городе что-то
произошло, сейчас мы все узнаем.
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
Дети подходят к экрану и вместе с воспитателем читают
электронное письмо: «Дорогие ребята, у нас все хорошо, а
вот у Незнайки в Цветочном городе начались неприятности.
У него вся надежда на вашу помощь. Все жители Сказочного
города знают, как вы хотите попасть к ним в гости. И
поэтому решение, куда вам сейчас нужно будет отравиться,
зависит только от вас. А мы всегда рады вас видеть в любое
время. Фея Раззита».
Воспитатель. Дети, выбор за вами. Нам надо сейчас принять
правильное решение, куда отправиться: в Сказочный или
Цветочный город? Что решите?
Воспитатель выслушивает детей и старается их подвести к
правильному решению. Дети выбирают Цветочный город.
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
На экране появляется еще одна надпись: «Ребята, вы
молодцы, правильное приняли решение! А чтобы вы
быстро попали в Цветочный город, возьмите
колокольчик, который лежит рядом с моим «зеркалом»,
позвоните в него, и будет вам подсказка, куда идти!
Если вдруг вам понадобится помощь, звоните в
колокольчик, он вам поможет. Ваша Фея Раззита».
Воспитатель.
В Цветочный город мы пойдем,
И Незнайку в нем найдем.
Если он попал в беду,
То поможем мы ему
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
Кто-то из детей подходит к колокольчику, звонит в него,
звучит сказочная музыка и дети выходят из зала,
обходят его по заранее приготовленным следам и в
другие двери снова заходят в зал, где сделаны ворота из
больших модулей, сверху на них написано «Цветочный
город».
На экране появляется Цветочный город, напротив
него – цветочная поляна со сказочными цветами.
Педагог срывает один цветок с надписью «Город».
Воспитатель. Дети, как вы думаете, что это слово
обозначает, придумайте к нему продолжение в форме
предложений. Каждый цветок раскроет нам что-то
интересное об этом городе.
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
Начинается игра «Бесконечное предложение». По окончанию
игры в зале появляется Незнайка.
Незнайка. Дети, как я рад видеть. А как вы узнали, что
мне нужна помощь?
(Ответы детей.)
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
Воспитатель. Незнайка, расскажи нам, что с тобой
приключилось?
Незнайка. Все дело в том, что мои друзья уже второй раз
полетели на воздушном шаре и на этот раз на Планету
Сказок и Историй. А меня решили не брать, потому что я
им доставляю одни неприятности. Да вы и сами, наверное,
помните, что произошло, когда мы летали в последний
раз?
Воспитатель. А вы ребята, можете мне напомнить, что же
произошло с Незнайкой и его друзьями?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Незнайка, но ведь тебя простили, и вы
домой вернулись все дружные и веселые? Что же тогда
снова случилось? (Вопрос могут задать и дети.)
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
Незнайка. Дело в том, что на Планету Сказок и Историй
разрешают прилетать только тем, кто их тоже умеет сам
придумывать, а я не умею. Вот меня и оставили дома
учиться. Я пытаюсь самостоятельно что-нибудь
сочинять, но у меня не получается.
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
Воспитатель (обращается к Незнайке). Так вот в чем
дело! Твои друзья не очень хорошо поступили, что не
учили тебя сочинять сказочные истории, а теперь оставили
одного. Незнайка, ты не переживай, мы тебе обязательно
поможем. Ведь нас к тебе а помощь отправила Фея
Раззита.
Незнайка (приносит письмо). Вот мои друзья письмо мне
прислали, а я его нечаянно намочил и не могу теперь его
прочитать.
Воспитатель. Хорошо, давай свое письмо, мы сейчас с
ребятами разберемся во всем.
Педагог предлагает детям вместе разобрать письмо, а
для этого надо выполнить задание «Размытое письмо»:
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Привет из Страны Сказок и Историй. Мы сегодня, наконец-
то долетели и встретились с жителями страны. Все они
любят сочинять истории и делают это с самого утра. Нам
тоже предложили сочинить свою историю, что мы и сделали.
Ознакомься, пожалуйста, с тем, что у нас получилось:
«Утром светило солнце. Воздушный шар был уже …(надут).
Все коротышки залезли в …(корзину), и вдруг подул …
(сильный ветер). Шар быстро… ( оторвался) от земли и
полетел по… (небу). Шар сильно от ветра…(закачало), всем
стало ….(очень страшно). Ветер становился все… (сильнее и
сильнее) и шар стал во все стороны… (раскачиваться).
Коротышки сильно….(испугались) и не знали, что же им…
(делать). Как вдруг они впереди увидели большое …(дерево).
Знайка размотал длинную…(веревку) и быстро бросил её на
…(дерево). Веревка зацепилась за …(дерево) и шар…
(остановился). Все малыши благополучно… (спустились) вниз
по… (веревке) и очутились в…(Цветочном городе). А как у
тебя дела, чему-нибудь ты научился?»
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
2. Формулировка творческого задания.
Воспитатель (обращается к детям). Да, ребята, надо
выручать Незнайку. Что мы будем делать?
(Ответы детей.)
Воспитатель (обращается к Незнайке). Мы с детьми
решили остаться в Цветочном городе, пока не научим тебя
сочинять разные истории и фантазировать на разные
темы. А пока предлагаю вам поиграть.
Физминутка по выбору детей
3. Совместная деятельность по обучению Незнайки
последовательному изложению сюжета будущей
сказочной истории.
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
Незнайка предлагает удобно расположиться на
полянке, дети рассаживаются, а педагог даёт
инструкцию с алгоритмом последующей
деятельности:
1. Внимательно рассмотреть все картинки.
2. Выбрать из предложенного иллюстрированного
материала главных героев.
3. Подумать, что могло приключиться с этим главным
героем.
4. Кто пришел на помощь к этому герою? Подумайте,
как развивались события дальше.
Дети индивидуально, в «парах», «тройках» начинают
обсуждать и обдумывать задание.
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
4. Совместная творческая продуктивная речевая деятельность.
Дети составляют коллективный рассказ. Воспитатель направляет
детей, подсказывает и следит за тем, чтобы творческое
состязание не превратилось в серьезный конфликт.
5. Подведение итогов совместной творческой деятельности. По
окончанию творческой деятельности воспитатель предлагает
детям обсудить то, что они сочинили и сам ход творческой
деятельности.
Воспитатель (обращается к Незнайке). Ну что, Незнайка, понятно
тебе стало, как надо сочинять?
Незнайка. Спасибо, дети! Я понял, как надо творить, сочинять. А
также хорошо понял, что когда ты не один сочиняешь, а участвуешь в
совместной творческой работе, результат получаешь быстрее и
лучше. Правильно говорят в народе, что «один ум хорошо, а два
лучше».
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
Воспитатель. Дети, а как вы понимаете эту поговорку?
Дети высказывают свои предположения.
Педагог благодарит их за творчество и активность.
Воспитатель. Дети, а давайте во второй половине дня
оформим нашу сказочную историю в виде «книжки-
самоделки» и подарим её Незнайки.
Дети выражают своё согласие. Незнайка благодарит
детей за помощь и дарит им на память красивые цветы.
Воспитателю Незнайка даёт большой конверт с
подписанным на нём адресом и просит отправить ему в
этом конверте ту книгу, которая получится у детей,
чтобы он смог показать её своим друзьям в Цветочном
городе.
Творческая мастерская
Творческая мастерская
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Встреча с Незнайкой в Цветочном городе»
«Интегрированные занятия с элементами
«Интегрированные занятия с элементами
кооперации»
кооперации»
Интегрированное занятие с элементами кооперации
- особый вид фронтального занятия, которое позволяет
спланировать и проводить работу со всеми детьми
одновременно, но с учетом уровня речевого и
познавательного развития каждого ребенка.
Такие занятия рекомендуется разрабатывать и
внедрять в практику работы с детьми старшего
дошкольного возраста в целях:
•
развитие и совершенствование всех сторон устной речи
каждого ребенка (произношение, словарь,
грамматический строй, связная речь);
•
развитие мелкой моторики рук;
•
формирование предпосылок к учебной деятельности
(развитие умения принять учебную задачу и выполнить
ее, умения взаимодействовать со сверстниками, а также
самоконтроля).
«Интегрированные занятия с элементами
«Интегрированные занятия с элементами
кооперации»
кооперации»
Структура
I. Вводная часть. Задача – заинтересовать
детей предстоящей деятельностью. Вводится
определенная мотивация. Она может быть
игровой, когда все задания объединены
одним сюжетом.
II. Организационная часть. Задача –
разделить детей на «малые» подгруппы,
сформулировать задания, предупредить
возможные затруднения, ошибки; предложить
варианты их преодоления и исправления
распределить задания между детьми.
«Интегрированные занятия с элементами
«Интегрированные занятия с элементами
кооперации»
кооперации»
III. Основная часть. Задача – формировать умение
работать по инструкции, умение организовывать свои
действия и действия других детей с помощью речи.
Дети выполняют задания. Педагог держит в поле
зрения всех, наблюдает за ходом общения и
выполнения заданий, при необходимости оказывает
помощь.
IV. Заключительная часть. Задача – формировать
умение восстанавливать ход деятельности,
рассказывать о ней, оценивать результат. В конце
занятия педагог обязательно подводит итог
(например, «Давайте посмотрим, что каждый из нас
сделал»), при этом деликатно и тактично дает оценку
каждому выполненному заданию.