Автор: Карпова Анна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №39 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Муром, Владимирская область
Наименование материала: технологическая карта занятия
Тема: "Одежда, обувь, головные уборы"
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта
Педагог – психолог: Карпова Анна Александровна.
Место работы: МБДОУ «Детский сад №39 комбинированного вида» города Мурома Владимирской области
Предмет: коррекционно-развивающая деятельность
Группа: старшая, компенсирующей направленности с ТНР
Тип занятия: подгрупповое
Тема занятия: «Одежда, обувь, головные уборы»
Цель: создание условий для речевого развития через формирование познавательных действий.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- закрепить знания по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»;
- упражнять показывать и называть предметы обобщающим словом, классифицировать предметы по назначению. Исключать лишний предмет;
- формировать эмоционально спокойное состояние, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;
- расширять и активизировать словарь детей по лексической теме: «Одежда, обувь, головные уборы».
Коррекционно - развивающие:
- развивать мыслительные процессы анализа и синтеза; речи (расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический
строй и навыки связной речи); зрительного восприятия и внимания, наблюдательности; развитие кратковременной зрительной памяти; тренировка
общей и мелкой моторики;
- стимулировать любознательность, познавательную мотивацию.
Коррекционно - воспитательные
:
- воспитывать положительный эмоциональный настрой, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, эмпатию, дружелюбное отношение друг к
другу;
- воспитывать готовность к совместной деятельности и сотрудничеству при работе в группе;
- воспитывать бережное аккуратное отношение к своей одежде и одежде других;
- прививать навыки социального поведения.
Предварительная работа:
-беседы о предметах одежды, обуви, головных уборах;
-рассматривание картинок с изображением предметов одежды, обуви и головных уборах;
-отгадывание загадок;
-разучивание текста к пальчиковой гимнастике «Жили, были в домике маленькие гномики».
Оборудование:
-магнитная доска;
-интерактивная доска «Лео»;
-2 сезонные сюжетные картинки с изображением лета и зимы и предметных карточек;
-картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
-разрезные картинки по теме;
-дидактический материал «Подбери заплатку к одежде»;
-карточки к упражнению «Дорисуй»;
-цветные карандаши;
-рабочие тетради.
Интеграция образовательных областей: речевая, познавательная, социально – коммуникативная, игровая;
физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приёмы:
Наглядные: интерактивная доска «Лео»; сюжетные картинки с изображением лета и зимы; картинки с изображением одежды, обуви, головных
уборов;
Словесные: пальчиковая игра «Жили-были в домике маленькие гномики».
Практические:
разрезные картинки по теме; развивающая игра «Подбери заплатку к одежде»; интерактивная доска «Лео»; карточки к
упражнению «Дорисуй».
Количественный состав группы: 4 человека
Время занятия в кабинете педагога - психолога: 30 минут.
Этапы
технологии,
продолжительность
Этапные задачи
Содержание совместной деятельности на каждом этапе.
Предпосылк
и
учебной
деятельности
Контроль
результатов
деятельност
и
Деятельность педагога
Осуществляемая
деятельность детей
1.Организационный
этап (3мин.).
Создать благоприятный
психологический
настрой
на
работу,
установить
эмоциональный
контакт между всеми
участниками.
Включение
в
деятельность.
Здравствуйте,
ребята!
Давайте
поприветствуем
друг
друга
с
помощью
улыбки.
Дети
выполняют
ритуал
приветствия,
передавая
по
часовой стрелке улыбку своему
соседу слева.
Включаются
в
работу
на
занятии.
Интерес
к
познавательн
ой
деятельности.
Взаимодей-
ствуют
с
педагогом,
настраиваютс
я
на
деятельность.
2.Ориентировочный
этап (3 мин.)
Постановка проблемой
ситуации.
Актуализация знаний и
умений детей. Умение
работать
в
группе,
выполнять
задания
сообща.
- К нам на занятие пришла
кукла
Варя,
посмотрите
какая она красивая. Она
принесла нам сундучок с
заданиями.
- Давайте его откроем и
посмотрим,
что
же
там
лежит!?
- Ой, ребята, посмотрите, а
здесь
какие-то
картинки,
разрезанные
(Приложение
1).
Давайте попробуем их
собрать.
Что
у
нас
получиться!?
Психолог:
«Ребята, как вы думаете, о
чем пойдет речь сегодня у
нас на занятии?»
- Правильно, ребята!
-
Сегодня
мы
с
вами
поговорим
об
одежде,
обуви и головных уборах, и
поможем Варе справиться с
различными заданиями.
Ребята
сообща
собирают
разрезанные картинки, помогая
друг
другу.
Отвечают
на
вопросы
Интерес
к
познавательн
ой
деятельности.
Взаимодейст
вуют
с
педагогом
и
между собой.
Отвечают на
вопросы.
Высказывают
свои
предположен
ия.
3.Содержательный
этап (15 мин.)
Развитие
мыслительных
процессов
анализа
и
синтеза,
речи
(расширять
и
активизировать
словарный
запас,
совершенствовать
грамматический
строй
и
навыки
связной
речи),
зрительного
восприятия и внимания,
наблюдательности,
развитие
кратковременной
зрительной
памяти,
тренировка
общей
и
мелкой моторики рук.
-
стимулирование
любознательности,
познавательной
мотивации.
Д/и «Подбери картинку».
Цель:
развитие
мыслительных процессов и
связной речи у детей.
Задачи:
-подобрать
картинки
в
соответствии со временем
года;
-формировать
у
детей
знания о сезонной одежде;
Ход
игры:
детям
предлагается
2
сезонные
картинки с изображением
лета и зимы и маленькие
карточки .
Р/и «Что пропало?»
Цель:
развитие внимания,
памяти и мышления.
Задачи:
-развивать
произвольную
зрительную память;
-развивать умение;
-запоминать количество и
место
нахождения
заданных предметов.
Ход игры:
На
магнитной
доске
размещены 4 картинки с
предметами одежды, обуви
и
головного
убора.
По
сигналу педагога-психолога
дети закрывают глаза, а в
это время одну из картинок
убирает.
Повернувшись,
дети должны узнать, какой
Дети
подбирают
маленькие
карточки
к
сюжетным
картинкам
с
изображением
времен года. Дети работают в
парах и в группе, помогая друг
другу.
Дети определяют и называют,
какого предмета не стало.
Интеграция
обозначенных
областей.
Дети
выполняют
задания.
Динамическая
пауза
(3 мин.)
Физминутка.
картинки
не
хватает
(Приложение 2.1;2.2;2.3).
Пальчиковая игра
«Жили-были в домике»
Цель:
развитие общей и
мелкой
моторики;
координации
речи
с
движением.
Работа
над
темпом и ритмом речи.
Жили-были в домике
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики,
Чики, Мики
Раз, два, три, четыре, пять.
Стали гномики стирать:
Токи-рубашки,
Пики-платочки,
Лики-штанишки,
Чики-носочки,
Мики-умница был,
Всем водичку носил.
А. Дорожкина.
Д/и «Подбери заплатку к
одежде»;
Цель: развитие внимания,
логического
мышления и
зрительного
восприятия,
Дети произносят стихотворные
строчки,
сопровождая
их
соответствующими
движениями.
Дети сжимают и разжимают
кулачки
Загибают пальчики, начиная с
больших,
на
обеих
руках
одновременно
Разгибают пальчики
Трут кулачками друг о друга.
Загибают пальчики по пальчику
на каждую строчку больших на
обеих руках одновременно
мелкой моторики у детей 3-
6 лет.
Задачи:
-
упражнять
в
отборе
необходимых
геометрических фигур;
-закреплять
умение;
-
различать
геометрические
фигуры по размеру.
Игровой
материал:
заготовки
одежды,
набор
геометрических фигур.
Игровое действие: найти
недостающую
часть
по
форме и цвету и «починить
одежду» (Приложение 3).
Упражнение
«Одень Варю по погоде»
(с использованием
интерактивной доски
«Лео»).
Цель: закрепление умения
подбирать
предметы
одежды в соответствии с
погодой.
Задачи:
-упражнять
группировать
предметы
методом
исключения;
-тренировать
внимание
и
память;
-выделять черты схожести
и различия предметов.
Ход
выполнения:
на
мониторе
интерактивной
доски «Лео» изображены
Дети
подбирают
нужные
«заплатки»
к
заготовкам
одежды по форме и цвету.
Дети
каждый
индивидуально
выполняет задания и команды,
которые предлагают животные,
с помощью мышки планшета.
Практическая
часть
(3 мин.)
Работа в тетрадях.
девочка Варя и животные
мышата.
Мышата говорят: «Ребята,
посмотрите
в
окно
и
помогите Варе одеться по
погоде,
потом
нажмите
красную кнопку «готово».
Дети выполняют команды
мышат: одевают Варю в
соответствии с погодой за
окном (времена года: зима,
весна, лето осень).
Выполнение задания
«Дорисуй».
Цель:
развитие
умения
анализировать рисунок.
Задачи:
- обвести детали заданного
предмета;
-тренировать
мелкую
моторику рук.
Ход
задания:
дети
выполняют
задание
в
тетрадях (Приложение 4).
Дети
обводят
по
точкам
заданный
рисунок,
называют
предметы
одежды,
обуви
и
головного убора.
3.Рефлексивный этап
(3 мин).
Ритуал прощания.
Стимулировать
развитие
рефлексии
собственной
деятельности,
взаимодействия
с
психологом
и
сверстниками.
Дети
припоминают
ход
занятия.
Рассказывают
о
проделанной работе, о том,
что
понравилось
на
занятии,
отмечая
свое
эмоциональное настроение.
Дети радуются достигнутому
результату и тому, что решили
поставленные
задачи.
Прикрепляют
свою
фотографию к смайлику «Моё
настроение»,
выражая
свою
эмоцию от занятия.
Выполняют ритуал прощания,
выходят из кабинета.
Самооценка.
Формирован
ие само-
регулятивной
функции.