Напоминание

Родительское собрание "скоро в школу"


Автор: Сёмкина Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 1 "Родничок"
Населённый пункт: город Оха, Сахалинской области
Наименование материала: конспект
Тема: Родительское собрание "скоро в школу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Скоро в школу»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в

процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.

Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к

школе) их причинах.

Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.

- подведение итогов работы группы за год;

- награждение родителей за активное участие в жизни группы и детского сада;

- презентация

Контингент участников: родители будущих первоклассников, воспитатели,

Место проведения: музыкальный зал.

Форма проведения: родительская школа.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация «наша жизнь»

Доклад педагога.

Здравствуйте, уважаемые родители сегодня мы с вами поговорим о подготовке

наших детей к школе.

Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается

этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери

школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие

мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе –

значит быть готовым всему этому научиться.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже),

безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому

этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью

к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков

ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую

ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего

сформированность желания учится (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё.

Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без

осознания этого « надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он

умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе,

необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать

полученную информацию.

Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотрим, что

должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы,

пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо

уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Критерии готовности:

1. физическая

2. интеллектуальная

3. социальная

4. мотивационная.

1.Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором

ежедневные

учебные

нагрузки

не

вредят

ребенку,

не

вызывают

у

него

чрезмерного

напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный

ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и

школьной

нагрузки

необходимо

обратить

внимание

на

группу

здоровья,

заключения

врачей, заболевания ребенка (Хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него

координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли

спокойно

посидеть

в

течение

некоторого

времени,

выглядит

ли

ребенок

здоровым,

бодрым).

2.Интеллектуальная

готовность

включает

багаж

знаний

ребенка,

наличие

у

него

специальных

умений

и

навыков

(умения

сравнивать,

обобщать,

анализировать,

классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития

второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут

выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать,

ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить

дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

3. Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими

людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея

данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40

минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере

общения

педагогов,

дети

начинают

демонстрировать

более

высокие

и

стабильные

результаты учения.

4.

Мотивационная

готовность

предполагает

обоснованное

желание

идти

в

школу.

В

психологии

различают

разные

мотивы

готовности

ребенка

к

школе:

игровой,

познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно

будет

играть

с

ними")

не

готов

к

обучению

в

школе.

Познавательный

мотив

характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее

оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период

обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает

приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники,

школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что

только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то

он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на

игровой

мотив

и

во

многом

свою

деятельность,

и

процесс

обучения

осуществляют,

используя игровые формы.

Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы

так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между

дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в

один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким

изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

к новому педагогу;

к новому коллективу;

к новым требованиям;

к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс

адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем

быстрее он сумеет адаптироваться.

Но

для

некоторых

детей

школьные

требования

оказываются

слишком

трудны,

а

распорядок

слишком

строг.

Для

них

период

адаптации

к

школе

может

быть

травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники?

Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно

избежать, если вовремя обратить на них внимание.

Большинство

истоков

возможных

школьных

сложностей

и

неприятностей

нередко

скрываются в дошкольном детстве. Причины:

Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:

(слайд 6)

не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться,

для этого школа есть!»),

не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и

сверстниками («со временем пройдет…»),

на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё

пройдет»),

не

обучают

ребенка

управлять

своими

эмоциями,

поступками,

подчиняться

требованиям с первого раза.

В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной

готовности.

Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они

стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый

взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Попробуем предугадать, каким

может быть внушающий эффект некоторых фраз для ребёнка – будущего первоклассника,

какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

(слайд 7)

«Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут

вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

«Знаешь,

как

мы

будем

тебя

любить,

если

ты

станешь

отличником!»

(крах

родительских

надежд

может

стать

источником

детских

страданий,

потери

уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)

«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что

их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный

психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)

«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?»

(Не

ставьте

перед

ребёнком

невыполнимые

цели,

не

толкайте

его

на

путь

заведомого обмана.)

«Попробуй

мне

только

еще

сделать

ошибки

в

диктанте!»

ребёнка

под

постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к

родителям, развиваться комплекс неполноценности).

Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а

лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и

похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в

интеллектуальную

деятельность

и

сам

процесс

обучения

становился

для

него

потребностью.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ:

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года,

загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи,

фрукты и ягоды.

12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат,

прямоугольник, треугольник, овал.

14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона,

верх- низ и т.д.)

15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ,

составить, придумать рассказ по картинке.

16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17.Различать гласные и согласные звуки.

18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии,

рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на

геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за

контуры предметов.

21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20.

Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие

математические записи.

22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Сейчас мы бы хотели остановиться на рекомендациях для родителей будущих

первоклассников, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у

ребенка желание учиться. (слайд 8)



В раздел образования