Автор: Сёмкина Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 1 "Родничок"
Населённый пункт: город Оха, Сахалинской области
Наименование материала: конспект
Тема: Родительское собрание "скоро в школу"
Раздел: дошкольное образование
«Скоро в школу»
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в
процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к
школе) их причинах.
Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
- подведение итогов работы группы за год;
- награждение родителей за активное участие в жизни группы и детского сада;
- презентация
Контингент участников: родители будущих первоклассников, воспитатели,
Место проведения: музыкальный зал.
Форма проведения: родительская школа.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация «наша жизнь»
Доклад педагога.
Здравствуйте, уважаемые родители сегодня мы с вами поговорим о подготовке
наших детей к школе.
Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается
этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери
школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие
мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.
Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже),
безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому
этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью
к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков
ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую
ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего
сформированность желания учится (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё.
Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без
осознания этого « надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он
умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе,
необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать
полученную информацию.
Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотрим, что
должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы,
пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо
уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
1.Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором
ежедневные
учебные
нагрузки
не
вредят
ребенку,
не
вызывают
у
него
чрезмерного
напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный
ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и
школьной
нагрузки
необходимо
обратить
внимание
на
группу
здоровья,
заключения
врачей, заболевания ребенка (Хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него
координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли
спокойно
посидеть
в
течение
некоторого
времени,
выглядит
ли
ребенок
здоровым,
бодрым).
2.Интеллектуальная
готовность
включает
багаж
знаний
ребенка,
наличие
у
него
специальных
умений
и
навыков
(умения
сравнивать,
обобщать,
анализировать,
классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития
второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут
выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать,
ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить
дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
3. Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими
людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея
данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40
минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере
общения
педагогов,
дети
начинают
демонстрировать
более
высокие
и
стабильные
результаты учения.
4.
Мотивационная
готовность
предполагает
обоснованное
желание
идти
в
школу.
В
психологии
различают
разные
мотивы
готовности
ребенка
к
школе:
игровой,
познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно
будет
играть
с
ними")
не
готов
к
обучению
в
школе.
Познавательный
мотив
характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее
оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период
обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает
приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники,
школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что
только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то
он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на
игровой
мотив
и
во
многом
свою
деятельность,
и
процесс
обучения
осуществляют,
используя игровые формы.
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы
так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между
дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в
один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким
изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
к новому педагогу;
к новому коллективу;
к новым требованиям;
к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс
адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем
быстрее он сумеет адаптироваться.
Но
для
некоторых
детей
школьные
требования
оказываются
слишком
трудны,
а
распорядок
слишком
строг.
Для
них
период
адаптации
к
школе
может
быть
травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники?
Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно
избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство
истоков
возможных
школьных
сложностей
и
неприятностей
нередко
скрываются в дошкольном детстве. Причины:
Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:
(слайд 6)
не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться,
для этого школа есть!»),
не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и
сверстниками («со временем пройдет…»),
на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё
пройдет»),
не
обучают
ребенка
управлять
своими
эмоциями,
поступками,
подчиняться
требованиям с первого раза.
В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной
готовности.
Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они
стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый
взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Попробуем предугадать, каким
может быть внушающий эффект некоторых фраз для ребёнка – будущего первоклассника,
какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:
(слайд 7)
«Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут
вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
«Знаешь,
как
мы
будем
тебя
любить,
если
ты
станешь
отличником!»
(крах
родительских
надежд
может
стать
источником
детских
страданий,
потери
уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что
их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный
психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?»
(Не
ставьте
перед
ребёнком
невыполнимые
цели,
не
толкайте
его
на
путь
заведомого обмана.)
«Попробуй
мне
только
еще
сделать
ошибки
в
диктанте!»
(У
ребёнка
под
постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к
родителям, развиваться комплекс неполноценности).
Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а
лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и
похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в
интеллектуальную
деятельность
и
сам
процесс
обучения
становился
для
него
потребностью.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года,
загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи,
фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона,
верх- низ и т.д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ,
составить, придумать рассказ по картинке.
16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17.Различать гласные и согласные звуки.
18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии,
рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на
геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за
контуры предметов.
21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20.
Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие
математические записи.
22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Сейчас мы бы хотели остановиться на рекомендациях для родителей будущих
первоклассников, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у
ребенка желание учиться. (слайд 8)