Автор: Елена Юрьевна Сифириди
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Вагановский детский сад"
Населённый пункт: село Ваганово
Наименование материала: Опыты по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Камни"
Раздел: дошкольное образование
Опыты по экологии для детей старшего
дошкольного возраста
«Камни»
Опыт № 4. Какими бывают камни.
Определить цвет камня(серый, коричневый, белый, красный, синий и т.
д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные
Опыт №5 Определение размера.
Одинакового размера ли ваши камни?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт №6 Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у
камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.)
Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый
шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт №7 Определение твердости камня
Воспитатель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую
– пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с
пластилином? Почему?
Вывод: камни - твёрдые
Опыт №8. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки,
углубления, ямочки, узоры и т.д.).
Опыт №9. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый
тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт № 10. Определение температуры.
Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный
камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Воспитатель просит показать
теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Опыт 11. Тонут ли камни в воде?
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду.
Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на
дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал
более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Опыт № 12. Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в
воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду
камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.) Почему? (Он тяжелее
воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)
Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.
Опыт № 13. Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком.
Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла
вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду). А теперь
нальём
воду
в
стаканчик,
где
лежат
камни.
Камешки
впитывают
воду? (Нет) Почему? (Потому что камень твёрдый и не впитывает воду,
он воду не пропускает.)
Вывод: Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо
впитывает влагу. Камень тяжёлый, твёрдый, водонепроницаемый.
Опыт 14. Живые камни
Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с
живыми организмами, с древними ископаемыми.
Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки,
кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое
стекло, янтарь.
Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите
камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате.
Вывод: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).
Опыт № 15 “Выращивание сталактитов”
- уточнить знания с опорой на опыты.
-вызвать радость открытий полученных из опытов. (сода, горячая вода,
пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка).
Прежде всего готовим перенасыщенный содовый раствор. Итак, у нас в
двух одинаковых банках приготовлен раствор. Мы ставим банки в тихое
тёплое место, потому что для выращивания сталактитов и сталагмитов
нужны тишина и покой. Банки раздвигаем, и между ними ставим тарелку. В
банки отпускаем концы шерстяной нитки так, чтобы нитка провисла над
тарелкой. Концы нитки должны опускаться до середины банок. Получится
такой подвесной мостик из шерстяной нитки, дорога из банки в банку.
Сначала
ничего
интересного
происходить
не
будет.
Нитка
должна
пропитаться водой. Но через несколько дней с нитки на тарелку постепенно
начнёт капать раствор. Капля за каплей, неторопливо, так же, как это
происходит в таинственных пещерах. Сначала появится маленький бугорок.
Он вырастет в маленькую сосульку, потом сосулька будет становиться всё
больше и больше. А внизу, на тарелке появится бугорок, который будет
расти вверх. Если вы когда – нибудь строили замки из песка, то поймёте, как
это происходит. Сталактиты будут расти сверху вниз, а сталагмиты – снизу
вверх.
Опыт 16.Могут ли камни менять цвет?
Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать
камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на
салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)
Вывод: Мокрый камень темнее.
Опыт № 17. Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов
пошло.
Потом
еще
добавить
второй,
третий,
четвертый
камень
и
понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка,
и записать
результаты.
Сравнить
результаты.
Посмотреть,
как
эти
волны
взаимодействуют.
Вывод: От большого камня круги шире, чем отмаленького.