Напоминание

"Камни"


Автор: Елена Юрьевна Сифириди
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Вагановский детский сад"
Населённый пункт: село Ваганово
Наименование материала: Опыты по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Камни"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыты по экологии для детей старшего

дошкольного возраста

«Камни»

Опыт № 4. Какими бывают камни.

Определить цвет камня(серый, коричневый, белый, красный, синий и т.

д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные

Опыт №5 Определение размера.

Одинакового размера ли ваши камни?

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт №6 Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у

камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.)

Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый

шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт №7 Определение твердости камня

Воспитатель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую

– пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с

пластилином? Почему?

Вывод: камни - твёрдые

Опыт №8. Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки,

углубления, ямочки, узоры и т.д.).

Опыт №9. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый

тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт № 10. Определение температуры.

Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный

камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Воспитатель просит показать

теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Опыт 11. Тонут ли камни в воде?

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду.

Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на

дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал

более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Опыт № 12. Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в

воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду

камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.) Почему? (Он тяжелее

воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)

Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.

Опыт № 13. Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком.

Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла

вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду). А теперь

нальём

воду

в

стаканчик,

где

лежат

камни.

Камешки

впитывают

воду? (Нет) Почему? (Потому что камень твёрдый и не впитывает воду,

он воду не пропускает.)

Вывод: Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо

впитывает влагу. Камень тяжёлый, твёрдый, водонепроницаемый.

Опыт 14. Живые камни

Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с

живыми организмами, с древними ископаемыми.

Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки,

кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое

стекло, янтарь.

Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите

камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате.

Вывод: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).

Опыт № 15 “Выращивание сталактитов”

- уточнить знания с опорой на опыты.

-вызвать радость открытий полученных из опытов. (сода, горячая вода,

пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка).

Прежде всего готовим перенасыщенный содовый раствор. Итак, у нас в

двух одинаковых банках приготовлен раствор. Мы ставим банки в тихое

тёплое место, потому что для выращивания сталактитов и сталагмитов

нужны тишина и покой. Банки раздвигаем, и между ними ставим тарелку. В

банки отпускаем концы шерстяной нитки так, чтобы нитка провисла над

тарелкой. Концы нитки должны опускаться до середины банок. Получится

такой подвесной мостик из шерстяной нитки, дорога из банки в банку.

Сначала

ничего

интересного

происходить

не

будет.

Нитка

должна

пропитаться водой. Но через несколько дней с нитки на тарелку постепенно

начнёт капать раствор. Капля за каплей, неторопливо, так же, как это

происходит в таинственных пещерах. Сначала появится маленький бугорок.

Он вырастет в маленькую сосульку, потом сосулька будет становиться всё

больше и больше. А внизу, на тарелке появится бугорок, который будет

расти вверх. Если вы когда – нибудь строили замки из песка, то поймёте, как

это происходит. Сталактиты будут расти сверху вниз, а сталагмиты – снизу

вверх.

Опыт 16.Могут ли камни менять цвет?

Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать

камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на

салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)

Вывод: Мокрый камень темнее.

Опыт № 17. Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов

пошло.

Потом

еще

добавить

второй,

третий,

четвертый

камень

и

понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка,

и записать

результаты.

Сравнить

результаты.

Посмотреть,

как

эти

волны

взаимодействуют.

Вывод: От большого камня круги шире, чем отмаленького.



В раздел образования