Автор: Комарова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЦРР МДОУ "Детский сад №1 "Мечта"
Населённый пункт: город Ртищево, Саратовская область
Наименование материала: комплексное занятие
Тема: "Познавательное развитие с элементами экспериментирования"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами
экспериментирования: « На помощь к незнакомому другу».
( занятие представлено в рамках подготовки к педагогическому совету, по
итогам тематических недель: «Зима», «Дикие животные»)
Участники: воспитанники средней группы «Буратино»,
Воспитатель: Комарова Наталья Александровна.
Программное содержание:
1.Побуждать детей делать добрые дела, заботиться о тех, кому необходима
наша помощь; 2. Активизировать в речи детей слова и словосочетания,
связанные с сезонными изменениями; 3.Обогащать словарный запас ребят
пословицами, поговорками, народными приметами о зиме; 4. Воспроизвести
в памяти ребят полученные ранее знания о жизни животных в дикой природе;
5. Предложить детям решить поставленную задачу простым, знакомым
способом; 6. Привлекать внимание ребят к окружающему миру, проводя
простые эксперименты- наблюдения на тему: «Интересное рядом»; 7.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу - умение дослушивать
ответы детей до конца.
Оборудование: письмо, план-схема, флажки-подсказки, магнитная доска,
гуашевые краски, дид.игра: «Кто в домике живет?», поднос для
эксперимента, мешочек с кедровыми орешками и шишкой, иллюстрации на
тему зима и зимние забавы, иллюстрации животных леса.
Ход занятия:
1.
Дети стоят около воспитателя.
В: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся на веселую прогулку… Ой, что
это? (воспитатель поднимает с пола письмо, разворачивает его. письмо
мокрое, послание в нем размыто каплями). Дети, исследуют письмо,
называют то, что можно угадать – капающие сосульки, солнышко,
зернышки, семечки, какие-то птички, на конверте четкое изображение
леса, полянки.
- Откуда пришло к нам это письмо? (дети предполагают, что из леса,
обосновывают свои ответы).
- Кто прислал нам это письмо? (звучит птичий перезвон; ответы детей).
- Что он хочет от нас? (из конверта выпадают семечки; предположения
детей).
- Как нам ему помочь? (воспитатель переворачивает письмо, с обратной
стороны нарисована стрелка, указывающая на доску). Воспитатель
переворачивает доску, там карта-схема с надписью «Ищите подсказку». (
это красные флажки, их ровно пять)
- Ребята, как вы считаете – мы пойдем веселиться в парк или поможем
лесным жителям справиться с бедой? (ответы детей). Рассматривают
карту, называя, что видят на ней.
2. Первый пункт на карте: «Лесные ворота».
- «В ворота сможет пройти тот, кто знает признаки зимы или предметы,
связанные с зимой» - так написано в подсказке. Ребята смотрите, сколько
здесь разных картинок, возьмите по одной, но чтобы она напоминала нам
о зиме. Дети выбирают картинки и проходят через ворота, предъявляя
«билетики» лесным зверюшкам. (в маске лисички младший воспитатель,
он проверяет правильность выбора картинок). Дети берут с собой
подсказку №1
- Лисичка, помоги нам найти подсказку.
- Я не знаю, спросите у лесных зверей…
3. Второй пункт на карте: «Лесная полянка».
Дид.игра: «Кто в домике живет?» На малой магнитной доске изображения
лесных жителей: медведь, лиса, белка, бобер, птица.
- Ребята, где же нам искать лесных жителей? Наверное, мы так шумели,
что они затаились в своих домиках. Вот и подсказка (воспитатель берет
флажок и читает).
- Назовите, как называется дом у медведя, лисицы, белки, бобра,
кукушки. (ответы детей). Берем подсказку №2.
4. Третий пункт на карте: «Неизвестная птица»
На мольберте изображена птица с размытой грудкой, неопределенного
цвета, рядом гуашевые краски и подсказка.
- « Если разукрасить птице грудку цветом спелых рябиновых ягод, то
узнаешь имя друга, которому нужна помощь.» ( несколько детей
пальчиком, методом тычка закрашивают грудку).
- Ребята, какой птице понадобилась наша помощь? (ответы детей)
Берем подсказку №3
Физминутка: - Ребята, замерзли наши ручки, надо их погреть. (используя
песню «Про следы» из м\ф «Маша и медведь» дети выполняют движения,
имитирующие движение животных – прыгают, крадутся, переваливаются
с боку на бок, прячутся за кустом и т.д)
5. Четвертый пункт на карте: «Зернышки во льду»
Эксперимент- наблюдение. На подносе лежит снег, на нем легкая ледяная
корочка, если посмотреть сквозь корочку, видны зернышки, семена
растений, рябиновые ягоды… Предлагаю детям собрать семена растений
для снегиря, не получается…
- Дети, что это за корочка на снегу? (ответы детей)
- Расскажите кто знает, как наст появляется на снегу. (ответы детей)
- Как же нам помочь снегирю, видимо он давно не ел, если попросил
помощи у детей. (ответы детей)
- Ребята, давайте на участке группы установим кормушку для птиц, к ней
прилетят не только птицы с окрестных дворов, но и лесные обитатели
заглянут в нашу птичью столовую.
Берем подсказку №4. Считаем подсказки, понимаем что не хватает еще
одной.
6. Появляется лисичка с подсказкой:
- Не просто выйти из леса, если ты в нем не живешь. И вы ребята просто
так не выйдите. Я вам отдам подсказку, в том случае, если вы мне
назовете пословицы или поговорки о зиме, а может кто ни будь знает
народные приметы… (ответы детей). Мороз не велик стоять не велит
Зима не лето, в шубу одето.
Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Береги нос в большой мороз.
Шубка зимой не шутка.
Месяц январь, зимы государь
Вода с ледком, в зиму не диво.
В зимний холод, всякий молод.
Дым столбом - к морозу.
Заковал мороз реки, но не на веки.
Считаем подсказки, их ровно пять. Звучит мелодия «Птичий перезвон»,
замечаем мешочек на столе – это подарок от «незнакомого друга».
- Что в мешочке? (шишки и кедровые орешки). Дети угощают гостей группы.
-Ребята, откуда к нам пришло письмо? (письмо пришло из леса )
- А кто прислал нам его? ( это сделал снегирь)
- Что же у нег случилось? (он хотел есть, но зернышки застыли в насте-
ледяной корочке.)
- Как мы помогли ему?( мы предложили снегирю питаться в птичьей
столовой – в кормушке)
- Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)