Автор: Осьмакова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Георгиевский городской административный округ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Гиперактивный ребенок: что делать родителям — советы психолога, пути коррекции. Что делать?
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Гиперактивный ребенок:
что делать родителям —
советы психолога, пути
коррекции.
Что делать?
Взгляд медиков.»
Подготовила воспитатель:
Осьмакова Наталья Викторовна
2020-2021 уч. год
Сначала немного терминов.
Итак, гиперактивность — это состояние, при
котором активность и возбудимость ребенка превышает норму. Если подобное
поведение является проблемой для других, гиперактивность считается психическим
расстройством. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у
взрослых людей, так как вызывается эмоциями.
Откуда берется гиперактивность?
Причинами гиперактивности у детей могут быть перенесенные ими инфекции,
родовые травмы, преждевременные или трудные роды, плохое или неправильное
питание или наследственность.
Если доверять статистике, то в 4 раза чаще гиперактивность встречается у
мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются намного крупнее девочек, и
у них позже созревает мозг. Соответственно, увеличивается вероятность получения
внутриутробных и родовых травм.
Как определить, что ребенок гиперактивен?
Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Если в семье
гиперактивный ребенок, что делать — родители не знают, но и не спешат
обращаться со своей проблемой к компетентным врачам, надеясь, что это
возрастные изменения, и к школе все пройдет. Да и вообще, многие мамы и папы не
считают, что с гиперактивным ребенком надо что-то делать, и начинают обращаться
к врачам, когда ребенку исполняется 8—10 лет. В этом возрасте дети начинают
посещать школу, различные кружки, секции, у ребенка появляются обязанности и
дома, которые начинают требовать самостоятельности и сосредоточенности. И
огромным снежным комом начинают сыпаться на родителей не только жалобы на
их ребенка, но и возникшие непредвиденные нарушения в его здоровье, помимо
поведения. Среди них тревожный сон, энурез, нарушения речи, обмороки и
сердечные приступы. Чаще всего гиперактивность часто сочетается с дефицитом
внимания.
Как ведет себя гиперактивный ребенок с дефицитом внимания:
не может надолго сосредоточиться на предмете, деталях;
не может сохранять внимание, например, не в состоянии выполнить задание
до конца;
не слушает, когда к нему обращаются;
часто переключается с одного занятия на другое;
избегает или не любит задачи, требующие длительного умственного
напряжения;
часто теряет вещи;
легко отвлекается.
Импульсивность также является верным спутником гиперактивности у ребенка.
Что значит импульсивный?
совершает интенсивные движения руками и ногами, ерзает на стуле;
часто и резко соскакивает с места, начинает бегать;
не может участвовать в спокойном досуге;
ведет себя «как заведенный»;
выкрикивает с места, мешает другим детям во время занятий;
не способен ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.;
вмешивается в разговоры или деятельность других;
часто задирает и обижает других детей.
Что делать с гиперактивным ребенком?
Для начала, уважаемые родители, не будем сеять панику. Каждый ребенок
индивидуален. И гиперактивные дети талантливы не менее, чем другие дети, среди
них много умных и успешных звезд, ученых, знаменитостей, достигших немалых
высот.
Но все же, если вы стали замечать, что ваш ребенок гиперактивный, то что делать
с таким его поведением, должен подсказать врач. Обратиться к специалисту
желательно как можно раньше — в возрасте 2-3 лет. Полное название диагноза,
который может поставить вашему ребенку только педиатр-невролог, – это синдром
дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Если ваш ребенок действительно гиперактивный, то что делать – подскажет
специалист. В большинстве случаев он назначает профилактическое лечение.
Это посещение массажиста, детского психолога, прием успокоительных средств,
в основном трав, витаминов, а также консультирование родителей. Обсуждаются
специальные занятия с ребенком, соблюдение полноценного питания и режима.
Если вы все это выполняете, поведение и самочувствие ребенка нормализуется.
Но в то же время проблему «что делать с гиперактивным ребенком» нельзя
просто задвинуть в угол. Если на гиперактивного ребенка не обращать должного
внимания,
то
впоследствии
возможно
развитие
депрессии,
комплексы
и
расстройства.
Понятие гиперактивности
Полное название рассматриваемой особенности – синдром дефицита внимания с
гиперактивностью (СДВГ). Его изучение находится на стыке нескольких сфер –
психология, медицина (неврология и педиатрия), педагогика. В результате можно
встретить разные альтернативные наименования СДВГ:
Неврологи
называют
это
явление
«двигательной
неловкостью»
или
«минимальными церебральными нарушениями движений».
Психологи, ориентируясь на возможности ребенка к мелкой моторике и
ориентацию в пространстве, определяют СДВГ как «гиперактивность» или
«повышенную двигательную активность».
Как феномен эмоционально-волевой сферы СДВГ начали рассматривать чуть
больше 20 лет назад. До этого СДВГ относили к категории ЗПР (задержка
психического
развития).
Но
многочисленные
исследования
опровергли
эту
дифференциацию. Да, причины ЗПР и СДВГ тождественны – органические
поражения мозга ребенка в первые месяцы жизни или во время беременности
матери. Однако при грамотном подходе взрослого окружения дети с ЗПР и СДВГ
способны добиться разных результатов.
С точки зрения клинической психологии в настоящее время СДВГ относится к
гиперкинетическим расстройствам (код F90 по МКБ 10 пересмотра), группа F90.0
(«нарушение активности и внимания»). Гиперактивность диагностируется при
условии, что минимум 8 из следующих 14 признаков дали о себе знать в первые 7
лет жизни ребенка и длятся не меньше полугода.
Нетерпим («ну, когда уже»), непоседлив (ерзает на стуле, дергает ногами).
Не может сидеть на месте, старается встать в любых условиях (транспорт, дом,
занятие в детском саду или школе).
Быстро отвлекается на малейший раздражитель прямо во время разговора или при
занятии чем-либо (бабочка, шум, кошка).
Еле дожидается своей очереди в играх, отдает предпочтение подвижным,
например, по типу догонялок (но и там может возникнуть нестерпимое желание
быть ведущим или наоборот убегающим).
Отвечает быстро и недослушав вопрос. Пример: — Петь, ты, когда встаешь ….
(предполагалось, что оппонент договорит «что сначала делаешь?») – Обычно в
восемь (ранний ответ ребенка). Могут быть и более абстрактные и неуместные
ответы.
Не любит инструкций, с трудом выполняет их.
С трудом следует заданию или роли в игре.
Бросает одно занятие и легко переключается на другое (не разбрасывает игрушки,
как может показаться, а забывает и отвлекается, переключается).
Беспокоен во время игры.
Разговорчив, часто гиперобщителен.
Перебивает, старается отстаивать свое мнение.
Не слышит, что ему сказали или как его позвали (увлечен чем-то так, что не
замечает).
Растерян (теряет предметы труда, игрушки, вещи).
«Вижу цель – не вижу препятствий». Физически активен настолько, что не
замечает ограждений.
Очевидно, что описанные явления можно принять за упрямство, непослушание и
другое
Важно понять, что ребенок так поступает (например, игнорирует инструкции) не
потому, что не хочет, а потому, что его нейронные процессы проходят иначе и не
позволяют реагировать в общепринятом представлении нормы
Гиперактивные дети отличаются цикличностью работы мозга. В среднем активно
он работает 5-15 минут, затем в течение 3-7 минут восстанавливается.
Отличается и работа слухового анализатора. Детям с СДВГ сложно распознавать
несколько схожих звуков подряд и повторять их.
Отмечаются также проблемы с координацией, что отражается в рисунках (линии
неровные, диспропорциональность, примитивность) и при занятии спортом.
Речь быстрая и спутанная или наоборот замедленная, встречается задержка
развития речи и заикание.
Как жить с гиперактивным ребенком?
Научите ребенка правильно выражать свои эмоции. Объясняйте ему, что в
приступе злости нельзя бить по живым созданиям (животным или людям), но можно
пнуть стену или бить палкой по земле.
Учите ребенка концентрировать внимание на одном деле. Начинайте с
небольшого промежутка времени и постепенно увеличивайте его
Обязательно похвалите за завершение дела.
Нужно ограничивать гиперактивного ребенка от большого количества людей.
Иначе он получить эмоциональный стресс. Защищает его от переутомления.
Не забывает о том, что дети развиваются и поэтому нельзя с них требовать все и
сразу. Завышенные требования родителей неизбежно приведут к повышенной
возбудимости. А уже это создаст негативные последствия. Распределяйте нагрузку
равномерно.
Можно привлечь ребенка к занятиям активными видами спорта. Это позволит ему
выработать навык дисциплины, а также выплескивать накопившуюся энергию. Еще
одна положительная сторона в физической нагрузке – укрепление здоровья.
Помимо обучения ребенка правильному распределению энергии и эмоции, нужно
научить его и правильно расслабляться. В этом могут помочь занятия йогой,
совместная релаксацию, да даже отдых под расслабляющую музыку или чтение
книги
Вариантов масса, важно подобрать самый подходящий метод именно для вашего
ребенка.
Пути решения.
Для определения направления действий в отношении коррекции поведения
ребенка
важно
вспомнить
возможные
причины
и
найти
конкретные
для
индивидуального случая. То есть менять нужно не ребенка, а его микро- (семья) и
макроокружение (детский сад, социум), климат вокруг него (социальную ситуацию
развития)
Прежде всего, нужно найти союзников.
Под ними подразумевается обращение к:
штатному психологу;
педагогу (воспитателю);
дефектологу учреждения, в котором занимается ребенок.
Только сообща можно обеспечить работу над макро- и микросоциумом. Ребенку с
гиперактивностью
нужно
комплексное
психолого-медико-педагогическое
(социальное) сопровождение. Во многих образовательных учреждениях в настоящее
время функционируют ПМПК (психолого-медико-педагогические консилиумы).
Если есть такая возможность, то лучше обратиться сразу туда.
Важно вести активную работу по совершенствованию семьи. Далее приведем
общие рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивным ребенком
Будьте последовательны, тверды и реальны в своих требованиях, поощрениях и
санкциях (фразы типа «я не знаю, что с тобой сделаю» или «я тебя убью»
категорически не подходят).
Помните, что ваш ребенок особенный, а не вредный (он не хочет вам
«напакостить»).
Контролируйте действия ребенка, совершайте их вместе.
Старайтесь избегать грубых и однозначных ответов (запретов), аргументированно
объясняйте ребенку, почему вас расстраивают его действия или почему так нельзя
себя вести.
Ориентируйтесь на взаимопонимание и доверие.
Будьте адекватны (не потакать, но и не требовать невозможного).
Расположите ребенка к себе, удивляйте, привлекайте его внимание (неожиданная
шутка, копирование его поведения).
Наберитесь терпения (вам нужно свыкнуться с мыслью, что повторять свои
просьбы нужно часто, забудьте фразы «сколько можно повторять» и «я больше не
буду повторять тебе». Будете, но спокойным и ровным тоном, и до тех пор, пока вас
не услышат).
Вызывайте интерес ребенка, подкрепляйте слова действиями, картинками,
жестикуляцией, наглядностью («Давай собирать игрушки на скорость, кто победит,
тот получит на свою доску жетон. Смотри, какой он красивый!»).
Всегда слушайте ребенка и реагируйте на него.
Важно также следить за взаимоотношением с супругом, подавать личный пример
ребенку в поведении (крики могут научить только крикам). Рекомендуется
составить распорядок дня
Что важно, он должен быть общим для всех членов семьи, а не только для
ребенка. Избегайте переутомлений, перегрузок, шумных мест, создайте рабочее
место для ребенка с минимумом внешних раздражителей.
Рекомендуется составить распорядок дня.
Что важно, он должен быть общим для всех членов семьи, а не только для
ребенка. Избегайте переутомлений, перегрузок, шумных мест, создайте рабочее
место для ребенка с минимумом внешних раздражителей
В работе с гиперактивным ребенком важную роль занимает система поощрений и
наказаний. Она обязательно должна быть.
Но категорически нельзя использовать физические или морально оскорбляющие
наказания и денежные поощрения.
Допустимо введение баллов, исполнение желаний. Не скупитесь на похвалу.
Однако вместе с этим стоит учитывать, что гиперактивные дети плохо реагируют
на убеждения.
Если есть необходимость наказания, то лучше лишить ребенка сладкого,
развлечения, поставить в угол. Но! Предварительно четко скажите: «Я прошу тебя
…, если не сделаешь, то я буду вынуждена забрать у тебя телефон на день».
Составьте
«договор»
о
разделении
обязанностей.
Для
формирования
самоконтроля ребенок обязательно должен иметь исключительно свои обязанности
по дому
При этом важно учитывать возраст ребенка, особенности развития и личные
предпочтения. Все должно проходить в сотрудничестве
Помогайте, но не выполняйте работу за него. Следует давать простые
односоставные задания. Лучше несколько маленьких, но по очереди.
Мнение Комаровского.
Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых
диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от
гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что
здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими
членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и
врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и
общаться со сверстниками.
Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует
обратиться
к
детскому
психологу
или
психиатру,
поскольку
лишь
квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка
гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка
с СДВГ.
Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка
руководствоваться такими правилами:
При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого
ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения
игрушку, выключить телевизор.
Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила
поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда
Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть
полностью безопасным.
Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной.
Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть,
гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные
действия в одно и то же время.
Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части,
которые будут понятны и легко выполнимы.
Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные
действия малыша.
Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте
такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее
удовлетворение.
Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей
энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать
спортивные секции).
Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к
примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе,
поскольку, как
подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и
мама были спокойными, мирными и адекватными.
О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео
клинического психолога Вероники Степановой.
Признаки.
Представленный синдром гиперактивности у детей проявляется еще на первых
годах жизни. Малыши с подобным расстройством отличаются повышенной
чувствительностью к разным раздражителям (к примеру, к шуму, искусственному
освещению, разговорам людей).
Также для них характерны нарушения сна, отставание в двигательном развитии
(ползают и ходят на один-два месяца позже остальных) и речевом развитии.
По достижению четырех- или пятилетнего возраста родителям становится
проблематично управлять ребенком. У него чаще всего отмечается неуправляемость
и расторможенность.
Эти проявления обусловлены тем, что ЦНС малыша неспособна совладать с
новыми требованиями, которые возникают вследствие повышения физических и
психологических нагрузок.
Зачастую гиперактивный малыш агрессивен по отношению к окружающим. Он не
слушается учителей во время занятий, крайне неусидчив и не сосредоточен.
Нередко не выполняет задания, которые даются на дом и в целом не подчиняется
установленным правилам.
Кроме того, гиперактивность у детей дошкольного возраста и младших
школьников проявляется и в мелкой моторике. Детям с СДВГ не могут завязать себе
шнурки или застегнуть рубашку. Почерк у них, как правило, неразборчивый.
Взрослея, такие дети, становятся более спокойными и уравновешенными, однако
проблемы с концентрацией внимания не пропадают, а порой остаются до конца
жизни.
Кроме того выделяют следующие симптомы, указывающие на наличие данной
патологии:
Проблемы с координацией. Наблюдается неловкость в движении, неуклюжесть,
что становится причиной падений и получения различных травм, царапин и
синяков.
Частые перемены в настроении.
Бурная реакция, связанная с местом обстановки или увиденными новыми лицами.
Привязанность к матери и вместе с этим боязнь чужих людей.
Низкий уровень избирательного внимания.
Проблемы с выполнением действия до конца.
Несобранность.
Отсутствие реакции на замечания и обращения со стороны взрослых.
Несмотря на проблемы с поведением, гиперактивные дети могут хорошо учиться
и не отставать от других сверстников. Дети с данным синдромом гиперактивности
постоянно находятся в движении, они не способны усидеть на одном месте и
поэтому беспрерывно бегают, прыгают, трогают вещи и бросают их.
Им свойственно любопытство, однако, внимание на чем-либо долго не
задерживают, из-за чего часто не могут уловить суть. Такие дети невнимательны,
имеют трудности во взаимодействии с окружающими и учебе, а также пониженную
самооценку
При этом на интеллект детская гиперактивность не оказывает влияния, и он
может даже превосходить параметры возрастной нормы
Такие дети невнимательны, имеют трудности во взаимодействии с окружающими
и учебе, а также пониженную самооценку. При этом на интеллект детская
гиперактивность не оказывает влияния, и он может даже превосходить параметры
возрастной нормы.
Ребенок с СДВГ нередко теряет вещи, ключи от квартиры и тому подобное. С ним
тяжело беседовать, даже смотря ему прямо в глаза, поскольку он не умеет слушать
других людей. Также при осуществлении определенного действия, он отвлекается и
сбивается с мысли.
Не стоит каждого энергичного ребенка тут же относить к группе детей с
разнообразными патологиями и болезнями центрально-нервной системы.
Обязательно
необходима
соответствующая
диагностика
гиперактивности.
Поставить точный диагноз можно лишь после продолжительного наблюдения
специалистами за поведением ребенка.
Поощрения, коммуникация и новые впечатления.
Хвалите вашего ребенка и не ругайте за ошибки и неудачи. Пусть у него появится
стремление улучшить свои достижения, а не просто исправить ошибки. Помните о
том, что гиперактивному ребенку необходима комфортная и доверительная
обстановка. Поощряйте его даже за самые незначительные успехи, говорите о том,
как он вам дорог и что вы его очень любите.
Говорите с ним чаще, избегайте конфликтных ситуаций с вами и окружающими.
Общение должно помочь ему научиться концентрироваться и быть немного
спокойнее. Если вы не знаете, что делать с гиперактивным ребёнком дома,
привлеките к этому всех членов семьи. Однако это не значит, что нужно всем
одновременно говорить с ним – от этого будет только хуже.
Очень
важны
и
новые
впечатления,
но
здесь
опять
появляется
риск
перевозбуждения. Поэтому совет один: дозируйте события, связанные с новыми
впечатлениями.
Такими событиями может быть что угодно. Например, просто возможность
активно подвигаться на детской или спортивной площадке. Главное, чтобы вы были
уверены, что там достаточно безопасно для вашего малыша. Поиграйте вместе в
футбол, баскетбол или другие игры, сходите в бассейн – там тоже можно устроить
массу забавных игрищ. Гиперактивность у детей в такие моменты даёт возможность
высвободить лишнюю энергию.
Устройте домашний театр, или что-то еще, что будет интересно вашему ребенку.
Будьте более внимательны к нему, прислушивайтесь к его увлечениям и
предпочтениям, дайте возможность реализовывать себя, ведь ваше чадо –
уникальное, неповторимое создание. Он не должен быть как все хотя бы потому, что
каждый человек индивидуален, никто ни на кого не похож и это замечательно.