Автор: Ирина Владимировна Архипова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 19 "Катюша"
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к истории и культуре родного края
Раздел: дошкольное образование
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с
окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются
основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке
постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к
родным местам, родной стране.
Дошкольный возраст как
период
становления
личности
имеет
свои
потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к
которым и относится чувство патриотизма. В тоже время, у некоторых
дошкольников (6-7 лет) полностью отсутствуют правильные представления о
людях прошлого, об особенностях их жизни, даже если речь идет о ближайших
предках-прабабушках, прадедушках[15 стр.25].
Нельзя не отметить и то, что ребенок дошкольного возраста не в состоянии
самостоятельно «расшифровать» достижения человеческой культуры. Он может
делать это только при постоянной помощи руководстве со стороны взрослого.
Понятие патриотизм включает
в
себя
чувство
ответственности
перед
обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине,
родной природе, толерантное отношение к другим людям[19 стр. 33].
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет
свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств,
к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь
воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить,
на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой
эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. В детские годы
формируются
основные
качества
человека.
Особенно
важно
напитать
восприимчивую душу
ребенка возвышенными
человеческими
ценностями,
зародить интерес к истории Пензенского края.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое,
трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания
зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
В
педагогическом
аспекте
под патриотическим воспитанием
мною
понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою
1
Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями
своего народа и его культурой. Тем более, что нам есть чем гордиться. К. Д.
Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища,
кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не
понимающий потребностей детства”[16 стр.87].
Многими учеными, педагогами и психологами, такими как Н.В. Алешина,
Н.Ф. Виноградова, А.Д. Жариков, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова, Н.К. Крупская,
Л.Е.
Никонова,
В.А.
Сухомлинский,
К.Д.
Ушинский
были
исследованы
разнообразные вопросы патриотического воспитания. Козлова С.А. в своих
трудах говорит о патриотическом воспитании как о целенаправленном процессе
педагогического воздействия,
цель которого – обогащение знаний детей
дошкольного возраста о Родине, формирование патриотических чувств, привитие
эталонов
нравственного
поведения,
становление
чувства
долга,
развитие
потребности приносить пользу народу и Отечеству [9, с.134-135]. Никонова Л.Е.
определяет
патриотическое
воспитание
как
процесс
усвоения
наследия
традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и
государству, где живёт человек [13, с. 53]. Целью патриотического воспитания
является формирование основ патриотизма, как нравственной стороны личности,
развитие личности как социально активного члена общества, становление
человека,
как
личности,
воспитание
в
нем
духовности
и
гражданской
ответственности, формирование патриота, готового защищать интересы страны и
трудится на его благо.
В своих знаменитых педагогических трудах еще В.А. Сухомлинский
говорил о том, что детство это каждодневное открытие мира и поэтому
воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека и
Родины, величия, красоты и глубины окружающего. Основополагающим этапом
при
данной
работе
необходимо
считать
накопление
социального
опыта
дошкольниками о жизни в своем крае, поведенческих норм и правил, знакомство
с культурой. В первую очередь любовь к Родине начинается с любви к малой
родине [19, с. 11-12].
Актуальность
развития
познавательного
интереса
в
области
патриотического воспитания связана также с запросами общества, а именно, чем
шире, глубже и содержательнее знания детей о малой родине, о его истории,
культуре, природе, тем более успешными они окажутся в воспитании любви к
краю и Родине. Лихачев Д.С. говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка
смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них,
оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали,
– значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и
плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек
2
равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило, равнодушен к
своей стране» [11, с. 74-76].
Патриотическое воспитание
должно
носить
комплексный
характер,
пронизывать
все
виды
деятельности
дошкольника,
осуществляться
в
повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по
познанию
окружающего
мира.
Наличие
таких
деятельностей
является
непременным
условием
полноценного патриотического
воспитания,
осуществляемого в системе.
В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми,
неполными. Проблема патриотического воспитания на сегодняшний день
актуальна, поэтому мы решили организовать совместный проект с родителями и
детьми о патриотическом воспитании дошкольника. Дети старшего дошкольного
возраста мало знают о родном городе, особенностях народных традиций. Задача
педагога как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле. Какими
глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение от того
зависит и становление личности дошкольника. Вот почему нужно помогать
ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашего города.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы
опирались на следующие документы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации».
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12г. № 273 ФЗ ст. 10
Цель проекта: формирование у дошкольника чувства сопричастности к
истории Пензенского края, формирование гражданской позиции, патриотических
чувств, любви к Родине.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
- вызвать у детей живой интерес к истории Пензенского края, основываясь на
организации эмоционально-образного восприятия тех или иных исторических
явлений, объектов;
- формировать у детей элементарные представления об историческом прошлом
родного края через историю людей, историю своего населенного пункта, историю
вещей.
- пробуждать и развивать у дошкольников чувство любви к родному краю
гордость за все, что создано талантливыми людьми, жившими раньше.
- формировать у ребенка чувство принадлежности к определенной культуре,
уважение к культурам других народов
- подвести детей к мысли, что они сами – часть истории, что они могут быть
создателями и творцами своей жизни.
3
При разработке системы деятельности по ознакомлению дошкольников с
историей Пензенского края учитывались следующие положения современной
детской психологии:
1. Концепция
А.В.
Запорожца
об
амплификации
развития
ребенка
дошкольного возраста. Детское развитие не должно форсироваться, оно должно
обогащаться за счет резервов, присущих специфическим видам деятельности
дошкольника (игре, художественному творчеству, общению) [3 стр. 25].
2. Современная теория о проблематизации культуры как ведущего условия
психического развития человека (В.А. Давыдов, Т.В. Кудрявцев). Присвоение
культуры рассматривается как творческий процесс, в ходе которого у ребенка
закладываются,
развиваются
и
проявляются
важнейшие
созидательные
способности – продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация
на позицию другого, элементы рефлексии [5 стр. 65].
3. Идея единства личности и среды Л.С. Выготский, изучая возможности
эффективного влияния среды на ребенка, отмечал, что силы среды приобретают
направляющее
значение
благодаря переживанию
ребенка.
То
есть мало,
например, «построить» в группе детского сада «избу», важно пробудить интерес
детей к самобытности родной культуры, вызвать чувство восхищения, «святости»,
восторженного отношения к результату человеческого труда.[19 стр. 84].
Методологической основой моего опыта являются положения:
- о самоценности дошкольного периода в развитии ребенка (А. В. Запорожец)
[5стр 32].
- о ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека (Б. Г.
Ананьев, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев)[20стр. 34].
В основу проекта положены принципы:
Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально -
личностное формирование и развитие морального облика человека. В
процессе
обучения
дети
выступают
как
активные
исследователи
окружающего
мира
вместе
с педагогом,
а
не
просто
пассивно
перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие –
приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу
изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной
город.
Принцип
наглядности
–
широкое представление соответствующей
изучаемому
материалу наглядности:
иллюстрации,
фотографии
пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
4
Принцип
последовательности предполагает планирование
изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному,
чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
Принцип
занимательности
–
изучаемый
материал
должен
быть
интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей
желание
выполнять
предлагаемые
виды
заданий,
стремиться
к
достижению результата.
В результате нашей работы мы оформили проект «Пройдись по Пензенскому
краю».
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста
и
представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с
детьми по нравственно - патриотическому воспитанию. Создания условий для
формирования
гражданских
и патриотических чувств
дошкольников
через
обращение к памяти об историческом прошлом нашего края, привлечение
родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения
родного города, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного
отношения к традициям своего народа.
Тип проекта Творческо-познавательный
Формы реализации проекта:
-специально организованные занятия
-экскурсии,
-беседы;
-игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театральные т. д)
- продуктивная деятельность,
-чтения произведений художественной литературы, фольклора;
-прослушивание и изучение музыкальных произведений;
- праздники.
Содержание работы по реализации поставленных задач, я выстроила по
следующим этапам:
1й этап - «подготовительный»
Цель: подготовка условий к реализации проекта «Пройдись по Пензенскому
краю».
Задачи:
-проанализировать материально-технические условия реализации проекта;
-подобрать наглядный материал: иллюстрации, плакаты, фотографии, книги
энциклопедии, авторские книги;
- собрать информацию о Пензе, ее знаменитых жителях и гостях;
5
- просмотреть презентацию «Прогулки по Пензе», целью которой является
расширить интерес к исследовательской деятельности, которая предполагает
получение ответа на вопрос о том, что нужно знать о своем городе.
-познакомить детей с историей возникновения города на Суре.
2-й этап - «практический»
Цель:
реализация проекта по нравственно - патриотическому воспитанию
«Пройдись по Пензенскому краю».
Задачи:
-создание развивающей предметно пространственной среды;
-отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия;
-разработать методические рекомендации по нравственно-патриотическому
воспитанию;
-расширять и укреплять связи и отношения учреждений образования детей и
культуры, детской библиотекой, музеем города;
-вовлекать в систему нравственно-патриотического воспитания представителей
всех субъектов образовательной деятельности;
- проводить мониторинг реализации проекта.
3-й этап - «итоговый»
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
- обобщить результаты работы;
- провести коррекцию затруднений в реализации проекта
- спланировать работу на следующий год.
В результате реализации проекта ожидается сформированность общих
представлений:
- об изменении людей, мест, предметов с течением времени;
- о важных датах и событиях прошлого, которые люди отмечают и празднуют;
Понимание того, что:
- люди, города, предметы имеют свою историю;
Представление об исторических памятниках как своеобразных рассказах о
прошлом.
Осознание ребенком себя через цепочку рассуждений: моя биография- часть
истории семьи, история семьи- часть истории города, история города- часть
истории Пензенского края.
Умение рассуждать, строить элементарные умозаключения.
На I этапе мы пересмотрели все темы недели, включили образовательные
задачи по патриотическому воспитанию в планирование тематических недель.
6
Осуществили анализ целей и задач основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, оценили и интерпретировали результат психолого-
педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные
представления, умения, отношение) начал культурных истоков у детей старшего
дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических
методик. Выявлено актуальное состояние и развитие детей, которое соотносилось
с
планируемым
(прогнозируемым)
психолого-педагогическим
результатом
развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Определили
направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть
(предвидеть) в ходе реализации проекта. А также был определен ожидаемый
социально-значимый результат
.
На втором этапе мы провели такие мероприятия, как:
- Путешествие на машине времени: знакомили детей с фотографиями старого
города, улицами, транспортом, людей прошлого века и современных домов. Дети
вместе со мной моделировали одну из старых улиц города. Целью данной работы
было, чтобы дети имели представление о том, каким был город в прошлом.
- «О чем рассказывают памятники?» оформление папки - передвижки .Данная
работа помогла сформировать представление о том, что исторические памятники-
это своеобразный рассказ о прошлом. По ходу рассказов о памятниках, обращала
внимание детей на то, что памятники нужно беречь, если они исчезнут, мы ничего
не сможем узнать о прошлом города, страны.
- Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами
русского быта. Родители приносили в уголок народного творчества глиняную
посуду (горшок, кубышку, кувшин, чашку) – показывали детям, что история
возникновения и форма обусловлены
назначением посуды, воспитывали
бережное отношение к предметам исторической культуры.
-
Оформили альбом «История велосипеда» (иллюстрации с изображением
старинных велосипедов).Познакомили детей с историей изобретения велосипеда,
дали сведения о Пензенских велосипедах. Помогли понять детям, что человек -
производитель всякого рода предметов.
-
«Моя родословная»
данное мероприятие послужило формированию
представлению об изменении людей с течением времени, о том, что каждый
человек имеет свою историю. Расширили представления детей о мире профессий
через обращение к профессиям предков. Расширили словарный запас детей.
- Выставка магнитов с изображением городов нашей губернии. Было
предложено родителям вместе с детьми пройтись по нашим знаменитым
местам и принести в память об этом магнитики. Детям данное мероприятие очень
понравилось в очередной раз они посетили музеи, памятники г. Пензы.
7
Оформление газеты с родителями и детьми. Данное мероприятие способствовало
к умению восхищаться мастерством народных умельцев (Приложение 5).
- Экскурсия в библиотеку и знакомство с творчеством Пензенской сказочницы,
писательницы Анисимовой А.П. Дети познакомились с ее произведениями,
узнали очень многое о ее творчестве, поиграли в интересные игры которые она
описывала в своих книжках.
- Лепим из теста по стихотворению Пензенской поэтессы Дины Злобиной
«Соловей». Вместе с детьми провели интересное
занятие, лепили из теста
соловьев, а потом устроили веселое чаепитие.
-Экскурсия в картинную галерею им. Савицкого вместе с родителями. Детям
рассказали историю картинной галереи, рассказали о картинах, о том, что хотел
художник изобразить, проводили с детьми различные игры.
-Изготовление с родителями кукол – оберегов, вызвать интерес к старине,
показать как менялась кукла со временем; научить делать куклы. (Приложение 9).
-Чтение художественной литературы «Не мешайте, мне трудится Е. Благина,
«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский, заучивание стихотворение « Лучше
нет родного края» П. Воронько.
- Рисовали «Мой город», « Мой дом» - на своих рисунках дети изобразили, что
им больше всего запомнилось из рассказов про родной край.
- Индивидуальные беседы с родителями «Рассказывайте детям об истории
родного города».
- Разработали вместе с родителями маршрут выходного дня:
- организация встречи в детском саду родителей воспитанников с работниками
предприятий, выпускающих технику (сельскохозяйственную, бытовую);
- с работниками предприятий, использующих современную технику
(обязательно сравнить: было раньше – стало теперь).
Вывод:
наши
предположения
оправдались
постепенно,
благодаря
систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому,
что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией,
чувствующими
причастность
к
родному
краю,
его
истории,
традициям,
уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью,
готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по
воспитанию
патриотических
чувств
у
детей
дошкольного
возраста
не
заканчивается, она будет продолжена.
Хочется вспомнить слова Василия Александровича Сухомлинского:
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник
укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих
детей чувства безграничной любви к Родине.
8
Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности
и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации
материала о родном крае. Предполагает большую отдачу от самого педагога,
задача которого не просто рассказать факты из жизни родного края, а
переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии
государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс
своих воспитанников.
Материал проекта можно
использовать
в
процессе
организации
индивидуальных
и
групповых
видов
деятельности детей (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной,
музыкально – художественной, чтения) в соответствии с ФГОС ДОО.
Список использованной литературы
1.
Балина И.М., Ефремов Е.К.,Иванова Л.Н. Сборник сценариев по программе
« Музей и культура».- Пенза, 1994.
2.
Белорыбкин Г.Н., Лебедев В.И. История Пензенского края с древнейших
времен до середины 19 в. Часть 1.- Пенза,1996.
3.
Вишневский К.Д., Инюшкин Н.М. Наследие.Культура Пензенского края. –
Пенза,1994.
4.
Годин В.С, Улицы Пензы. Справочник. – Саратов,1990.
5.
Горланов Г.Е. Очерки истории культуры Пензенского края.- Пенза, 1994.
6.
Гошуляк В.В. История Пензенского края. Кн. 1. – Пенза,1995
7.
Догаева В.П. Учебное пособие для учащихся 9-10 кл.- Саратов , 1978.
8.
Ключевский В.О. История русского быта. Чтение в школе и дома- М.,
9.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : учеб.пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
10.Лебедев В.И. Легенда или быль.- Саратов , 1986.
11.Лихачев Д. С. Письма о добром. – 4 изд., испр. и доп. – СПб.: Нотабене,
1994. – 232 с.
12. Любина Г.А. Почему они так называются// Дошкольное воспитание. – 1996.
- № 9,10.
13. Мясников Г. Город- крепость Пенза.- Саратов,1989.
14.Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста: пособие для педагогов. – Минск: 1991. – 112 с.
15. Никонов В.А. Имя и общество.- М., 1974
16.Пальман Л. М. Слово о родной земле: Хрестоматия .- Пенза, 1996.
17.Поиски и находки: Из записных книжек краеведов.- Саратов 1984.
9
18.Родиноведение: Учебное пособие по истории Пензенского края / Подред.
И.И. Пилезиной.- Пенза,1998.
19.Сатина Е.В. Первые страницы истории: Учебное пособие для 1 класса.
20.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1985. – 270 с.
Приложение 1
« О чем рассказывают памятники?»- оформление папки- передвижки.
Приложение 2
Альбом «История велосипеда»
10
Приложение 3.
«Моя родословная»
11
12
Приложение 5
Виртуальная экскурсия детей по памятникам г. Пензы. Оформление газеты с
родителями.
Приложение №6
Экскурсия в библиотеку
13
Приложение 7
Лепим из теста по стихотворению Пензенской поэтессы Дины Злобиной
«Соловей»
Приложение № 8
Экскурсия в картинную галерею им.Савицкого
14
Приложение 9
Изготовление с родителями кукол-оберегов
15
16