Напоминание

Воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к истории и культуре родного края


Автор: Ирина Владимировна Архипова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 19 "Катюша"
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к истории и культуре родного края
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохраненное предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к

родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с

окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются

основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке

постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к

родным местам, родной стране.

Дошкольный возраст как

период

становления

личности

имеет

свои

потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к

которым и относится чувство патриотизма. В тоже время, у некоторых

дошкольников (6-7 лет) полностью отсутствуют правильные представления о

людях прошлого, об особенностях их жизни, даже если речь идет о ближайших

предках-прабабушках, прадедушках[15 стр.25].

Нельзя не отметить и то, что ребенок дошкольного возраста не в состоянии

самостоятельно «расшифровать» достижения человеческой культуры. Он может

делать это только при постоянной помощи руководстве со стороны взрослого.

Понятие патриотизм включает

в

себя

чувство

ответственности

перед

обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине,

родной природе, толерантное отношение к другим людям[19 стр. 33].

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет

свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств,

к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь

воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить,

на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой

эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. В детские годы

формируются

основные

качества

человека.

Особенно

важно

напитать

восприимчивую душу

ребенка возвышенными

человеческими

ценностями,

зародить интерес к истории Пензенского края.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое,

трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания

зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

В

педагогическом

аспекте

под патриотическим воспитанием

мною

понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою

1

Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями

своего народа и его культурой. Тем более, что нам есть чем гордиться. К. Д.

Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища,

кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не

понимающий потребностей детства”[16 стр.87].

Многими учеными, педагогами и психологами, такими как Н.В. Алешина,

Н.Ф. Виноградова, А.Д. Жариков, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова, Н.К. Крупская,

Л.Е.

Никонова,

В.А.

Сухомлинский,

К.Д.

Ушинский

были

исследованы

разнообразные вопросы патриотического воспитания. Козлова С.А. в своих

трудах говорит о патриотическом воспитании как о целенаправленном процессе

педагогического воздействия,

цель которого – обогащение знаний детей

дошкольного возраста о Родине, формирование патриотических чувств, привитие

эталонов

нравственного

поведения,

становление

чувства

долга,

развитие

потребности приносить пользу народу и Отечеству [9, с.134-135]. Никонова Л.Е.

определяет

патриотическое

воспитание

как

процесс

усвоения

наследия

традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и

государству, где живёт человек [13, с. 53]. Целью патриотического воспитания

является формирование основ патриотизма, как нравственной стороны личности,

развитие личности как социально активного члена общества, становление

человека,

как

личности,

воспитание

в

нем

духовности

и

гражданской

ответственности, формирование патриота, готового защищать интересы страны и

трудится на его благо.

В своих знаменитых педагогических трудах еще В.А. Сухомлинский

говорил о том, что детство это каждодневное открытие мира и поэтому

воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека и

Родины, величия, красоты и глубины окружающего. Основополагающим этапом

при

данной

работе

необходимо

считать

накопление

социального

опыта

дошкольниками о жизни в своем крае, поведенческих норм и правил, знакомство

с культурой. В первую очередь любовь к Родине начинается с любви к малой

родине [19, с. 11-12].

Актуальность

развития

познавательного

интереса

в

области

патриотического воспитания связана также с запросами общества, а именно, чем

шире, глубже и содержательнее знания детей о малой родине, о его истории,

культуре, природе, тем более успешными они окажутся в воспитании любви к

краю и Родине. Лихачев Д.С. говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка

смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них,

оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали,

– значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и

плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек

2

равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило, равнодушен к

своей стране» [11, с. 74-76].

Патриотическое воспитание

должно

носить

комплексный

характер,

пронизывать

все

виды

деятельности

дошкольника,

осуществляться

в

повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по

познанию

окружающего

мира.

Наличие

таких

деятельностей

является

непременным

условием

полноценного патриотического

воспитания,

осуществляемого в системе.

В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми,

неполными. Проблема патриотического воспитания на сегодняшний день

актуальна, поэтому мы решили организовать совместный проект с родителями и

детьми о патриотическом воспитании дошкольника. Дети старшего дошкольного

возраста мало знают о родном городе, особенностях народных традиций. Задача

педагога как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле. Какими

глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение от того

зависит и становление личности дошкольника. Вот почему нужно помогать

ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашего города.

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы

опирались на следующие документы:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации».

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12г. № 273 ФЗ ст. 10

Цель проекта: формирование у дошкольника чувства сопричастности к

истории Пензенского края, формирование гражданской позиции, патриотических

чувств, любви к Родине.

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

- вызвать у детей живой интерес к истории Пензенского края, основываясь на

организации эмоционально-образного восприятия тех или иных исторических

явлений, объектов;

- формировать у детей элементарные представления об историческом прошлом

родного края через историю людей, историю своего населенного пункта, историю

вещей.

- пробуждать и развивать у дошкольников чувство любви к родному краю

гордость за все, что создано талантливыми людьми, жившими раньше.

- формировать у ребенка чувство принадлежности к определенной культуре,

уважение к культурам других народов

- подвести детей к мысли, что они сами – часть истории, что они могут быть

создателями и творцами своей жизни.

3

При разработке системы деятельности по ознакомлению дошкольников с

историей Пензенского края учитывались следующие положения современной

детской психологии:

1. Концепция

А.В.

Запорожца

об

амплификации

развития

ребенка

дошкольного возраста. Детское развитие не должно форсироваться, оно должно

обогащаться за счет резервов, присущих специфическим видам деятельности

дошкольника (игре, художественному творчеству, общению) [3 стр. 25].

2. Современная теория о проблематизации культуры как ведущего условия

психического развития человека (В.А. Давыдов, Т.В. Кудрявцев). Присвоение

культуры рассматривается как творческий процесс, в ходе которого у ребенка

закладываются,

развиваются

и

проявляются

важнейшие

созидательные

способности – продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация

на позицию другого, элементы рефлексии [5 стр. 65].

3. Идея единства личности и среды Л.С. Выготский, изучая возможности

эффективного влияния среды на ребенка, отмечал, что силы среды приобретают

направляющее

значение

благодаря переживанию

ребенка.

То

есть мало,

например, «построить» в группе детского сада «избу», важно пробудить интерес

детей к самобытности родной культуры, вызвать чувство восхищения, «святости»,

восторженного отношения к результату человеческого труда.[19 стр. 84].

Методологической основой моего опыта являются положения:

- о самоценности дошкольного периода в развитии ребенка (А. В. Запорожец)

[5стр 32].

- о ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека (Б. Г.

Ананьев, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев)[20стр. 34].

В основу проекта положены принципы:

Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально -

личностное формирование и развитие морального облика человека. В

процессе

обучения

дети

выступают

как

активные

исследователи

окружающего

мира

вместе

с педагогом,

а

не

просто

пассивно

перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие –

приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу

изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной

город.

Принцип

наглядности

широкое представление соответствующей

изучаемому

материалу наглядности:

иллюстрации,

фотографии

пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

4

Принцип

последовательности предполагает планирование

изучаемого

познавательного материала последовательно (от простого к сложному,

чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.

Принцип

занимательности

изучаемый

материал

должен

быть

интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей

желание

выполнять

предлагаемые

виды

заданий,

стремиться

к

достижению результата.

В результате нашей работы мы оформили проект «Пройдись по Пензенскому

краю».

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста

и

представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с

детьми по нравственно - патриотическому воспитанию. Создания условий для

формирования

гражданских

и патриотических чувств

дошкольников

через

обращение к памяти об историческом прошлом нашего края, привлечение

родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения

родного города, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного

отношения к традициям своего народа.

Тип проекта Творческо-познавательный

Формы реализации проекта:

-специально организованные занятия

-экскурсии,

-беседы;

-игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театральные т. д)

- продуктивная деятельность,

-чтения произведений художественной литературы, фольклора;

-прослушивание и изучение музыкальных произведений;

- праздники.

Содержание работы по реализации поставленных задач, я выстроила по

следующим этапам:

1й этап - «подготовительный»

Цель: подготовка условий к реализации проекта «Пройдись по Пензенскому

краю».

Задачи:

-проанализировать материально-технические условия реализации проекта;

-подобрать наглядный материал: иллюстрации, плакаты, фотографии, книги

энциклопедии, авторские книги;

- собрать информацию о Пензе, ее знаменитых жителях и гостях;

5

- просмотреть презентацию «Прогулки по Пензе», целью которой является

расширить интерес к исследовательской деятельности, которая предполагает

получение ответа на вопрос о том, что нужно знать о своем городе.

-познакомить детей с историей возникновения города на Суре.

2-й этап - «практический»

Цель:

реализация проекта по нравственно - патриотическому воспитанию

«Пройдись по Пензенскому краю».

Задачи:

-создание развивающей предметно пространственной среды;

-отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы

воспитательного воздействия;

-разработать методические рекомендации по нравственно-патриотическому

воспитанию;

-расширять и укреплять связи и отношения учреждений образования детей и

культуры, детской библиотекой, музеем города;

-вовлекать в систему нравственно-патриотического воспитания представителей

всех субъектов образовательной деятельности;

- проводить мониторинг реализации проекта.

3-й этап - «итоговый»

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Задачи:

- обобщить результаты работы;

- провести коррекцию затруднений в реализации проекта

- спланировать работу на следующий год.

В результате реализации проекта ожидается сформированность общих

представлений:

- об изменении людей, мест, предметов с течением времени;

- о важных датах и событиях прошлого, которые люди отмечают и празднуют;

Понимание того, что:

- люди, города, предметы имеют свою историю;

Представление об исторических памятниках как своеобразных рассказах о

прошлом.

Осознание ребенком себя через цепочку рассуждений: моя биография- часть

истории семьи, история семьи- часть истории города, история города- часть

истории Пензенского края.

Умение рассуждать, строить элементарные умозаключения.

На I этапе мы пересмотрели все темы недели, включили образовательные

задачи по патриотическому воспитанию в планирование тематических недель.

6

Осуществили анализ целей и задач основной общеобразовательной программы

дошкольного образования, оценили и интерпретировали результат психолого-

педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные

представления, умения, отношение) начал культурных истоков у детей старшего

дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических

методик. Выявлено актуальное состояние и развитие детей, которое соотносилось

с

планируемым

(прогнозируемым)

психолого-педагогическим

результатом

развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Определили

направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть

(предвидеть) в ходе реализации проекта. А также был определен ожидаемый

социально-значимый результат

.

На втором этапе мы провели такие мероприятия, как:

- Путешествие на машине времени: знакомили детей с фотографиями старого

города, улицами, транспортом, людей прошлого века и современных домов. Дети

вместе со мной моделировали одну из старых улиц города. Целью данной работы

было, чтобы дети имели представление о том, каким был город в прошлом.

- «О чем рассказывают памятники?» оформление папки - передвижки .Данная

работа помогла сформировать представление о том, что исторические памятники-

это своеобразный рассказ о прошлом. По ходу рассказов о памятниках, обращала

внимание детей на то, что памятники нужно беречь, если они исчезнут, мы ничего

не сможем узнать о прошлом города, страны.

- Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами

русского быта. Родители приносили в уголок народного творчества глиняную

посуду (горшок, кубышку, кувшин, чашку) – показывали детям, что история

возникновения и форма обусловлены

назначением посуды, воспитывали

бережное отношение к предметам исторической культуры.

-

Оформили альбом «История велосипеда» (иллюстрации с изображением

старинных велосипедов).Познакомили детей с историей изобретения велосипеда,

дали сведения о Пензенских велосипедах. Помогли понять детям, что человек -

производитель всякого рода предметов.

-

«Моя родословная»

данное мероприятие послужило формированию

представлению об изменении людей с течением времени, о том, что каждый

человек имеет свою историю. Расширили представления детей о мире профессий

через обращение к профессиям предков. Расширили словарный запас детей.

- Выставка магнитов с изображением городов нашей губернии. Было

предложено родителям вместе с детьми пройтись по нашим знаменитым

местам и принести в память об этом магнитики. Детям данное мероприятие очень

понравилось в очередной раз они посетили музеи, памятники г. Пензы.

7

Оформление газеты с родителями и детьми. Данное мероприятие способствовало

к умению восхищаться мастерством народных умельцев (Приложение 5).

- Экскурсия в библиотеку и знакомство с творчеством Пензенской сказочницы,

писательницы Анисимовой А.П. Дети познакомились с ее произведениями,

узнали очень многое о ее творчестве, поиграли в интересные игры которые она

описывала в своих книжках.

- Лепим из теста по стихотворению Пензенской поэтессы Дины Злобиной

«Соловей». Вместе с детьми провели интересное

занятие, лепили из теста

соловьев, а потом устроили веселое чаепитие.

-Экскурсия в картинную галерею им. Савицкого вместе с родителями. Детям

рассказали историю картинной галереи, рассказали о картинах, о том, что хотел

художник изобразить, проводили с детьми различные игры.

-Изготовление с родителями кукол – оберегов, вызвать интерес к старине,

показать как менялась кукла со временем; научить делать куклы. (Приложение 9).

-Чтение художественной литературы «Не мешайте, мне трудится Е. Благина,

«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский, заучивание стихотворение « Лучше

нет родного края» П. Воронько.

- Рисовали «Мой город», « Мой дом» - на своих рисунках дети изобразили, что

им больше всего запомнилось из рассказов про родной край.

- Индивидуальные беседы с родителями «Рассказывайте детям об истории

родного города».

- Разработали вместе с родителями маршрут выходного дня:

- организация встречи в детском саду родителей воспитанников с работниками

предприятий, выпускающих технику (сельскохозяйственную, бытовую);

- с работниками предприятий, использующих современную технику

(обязательно сравнить: было раньше – стало теперь).

Вывод:

наши

предположения

оправдались

постепенно,

благодаря

систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому,

что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией,

чувствующими

причастность

к

родному

краю,

его

истории,

традициям,

уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью,

готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по

воспитанию

патриотических

чувств

у

детей

дошкольного

возраста

не

заканчивается, она будет продолжена.

Хочется вспомнить слова Василия Александровича Сухомлинского:

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник

укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих

детей чувства безграничной любви к Родине.

8

Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности

и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации

материала о родном крае. Предполагает большую отдачу от самого педагога,

задача которого не просто рассказать факты из жизни родного края, а

переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии

государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс

своих воспитанников.

Материал проекта можно

использовать

в

процессе

организации

индивидуальных

и

групповых

видов

деятельности детей (игровой,

коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной,

музыкально – художественной, чтения) в соответствии с ФГОС ДОО.

Список использованной литературы

1.

Балина И.М., Ефремов Е.К.,Иванова Л.Н. Сборник сценариев по программе

« Музей и культура».- Пенза, 1994.

2.

Белорыбкин Г.Н., Лебедев В.И. История Пензенского края с древнейших

времен до середины 19 в. Часть 1.- Пенза,1996.

3.

Вишневский К.Д., Инюшкин Н.М. Наследие.Культура Пензенского края. –

Пенза,1994.

4.

Годин В.С, Улицы Пензы. Справочник. – Саратов,1990.

5.

Горланов Г.Е. Очерки истории культуры Пензенского края.- Пенза, 1994.

6.

Гошуляк В.В. История Пензенского края. Кн. 1. – Пенза,1995

7.

Догаева В.П. Учебное пособие для учащихся 9-10 кл.- Саратов , 1978.

8.

Ключевский В.О. История русского быта. Чтение в школе и дома- М.,

9.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : учеб.пособие для

студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.:

Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.

10.Лебедев В.И. Легенда или быль.- Саратов , 1986.

11.Лихачев Д. С. Письма о добром. – 4 изд., испр. и доп. – СПб.: Нотабене,

1994. – 232 с.

12. Любина Г.А. Почему они так называются// Дошкольное воспитание. – 1996.

- № 9,10.

13. Мясников Г. Город- крепость Пенза.- Саратов,1989.

14.Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного

возраста: пособие для педагогов. – Минск: 1991. – 112 с.

15. Никонов В.А. Имя и общество.- М., 1974

16.Пальман Л. М. Слово о родной земле: Хрестоматия .- Пенза, 1996.

17.Поиски и находки: Из записных книжек краеведов.- Саратов 1984.

9

18.Родиноведение: Учебное пособие по истории Пензенского края / Подред.

И.И. Пилезиной.- Пенза,1998.

19.Сатина Е.В. Первые страницы истории: Учебное пособие для 1 класса.

20.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1985. – 270 с.

Приложение 1

« О чем рассказывают памятники?»- оформление папки- передвижки.

Приложение 2

Альбом «История велосипеда»

10

Приложение 3.

«Моя родословная»

11

12

Приложение 5

Виртуальная экскурсия детей по памятникам г. Пензы. Оформление газеты с

родителями.

Приложение №6

Экскурсия в библиотеку

13

Приложение 7

Лепим из теста по стихотворению Пензенской поэтессы Дины Злобиной

«Соловей»

Приложение № 8

Экскурсия в картинную галерею им.Савицкого

14

Приложение 9

Изготовление с родителями кукол-оберегов

15

16



В раздел образования