Автор: Буйвидович Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 97 ИМ.ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.Г.КЛОЧКОВА»
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературное чтение, 4 класс. УМК «Школа 21 век»
Раздел: начальное образование
Литературное чтение, 4 класс. УМК «Школа 21 век»
Тема урока: И. С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте.
Тип урока: урок открытия нового знания
Технологии: групповые технологии, технология продуктивного чтения, технология
обучения в сотрудничестве, проблемно – диалогическая технология; ИКТ технология;
здоровье сберегающая технология.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская,
творческая.
Цель: Создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися
стихотворения И.С. Никитина «Русь».
Планируемые результаты обучения на уроке:
Предметные: ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого
чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием
«Риторический вопрос».
Личностные: умение проводить самооценку и оценку деятельности своих
товарищей; формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с
героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности
подвигам и достижениям её граждан; формирование патриотизма, эстетических
потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные
Познавательные: умение ориентироваться в своих знаниях, делать выводы в результате
мыслительных операций; умение находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом
тексте, умение использовать жизненный опыт, умение извлекать информацию из
дополнительных источников.
Регулятивные: умение самостоятельно определять и формулировать тему и
познавательную цель урока и отдельных заданий; умение планировать свою деятельность
в соответствии с целью урока; умение вносить коррективы в план действий, осуществлять
контроль по результату; развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих
возможностей.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, толковые словари, карточки,
картинки для коллажа, смайлики настроений.
Основные понятия: гимн, риторический вопрос, инверсия, патриотическая лирика.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, ИЗО, музыка.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока.
Настрой на урок.
Эмоциональная реакция учащихся.
Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, умение выражать свои эмоции мимически.
2. Актуализация знаний
Цель:
1) актуализировать знания о русских поэтах и их стихах;
Учащиеся читаю стихи о Родине.
Определяют, какой темой они объединены , о чем пойдет речь на уроке..
Учащиеся читают наизусть отрывки стихов о родине, Руси, России.
Стихи объединены темой Родины, России, Руси.
Личностные УУД: Учатся воспринимать чтение стихов и понимать их содержание,
обобщают и определяют тематическую связь разных поэтических строк.
Регулятивные УУД: учатся делать выводы и предположения;
Познавательные УУД: учатся определять тему произведений.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения; первичное восприятие текста
произведения.
Подготовка к первичному восприятию текста
Первичное восприятие.
Рефлексия первичного восприятия.
Прослушайте стихотворение.
(Текст стихотворения звучит в аудиозаписи).
Личностные УУД: формируется эмпатия – понимание чувств других, сопереживание ;
Учатся восприятию лирической поэзии.
У детей формируется интерес к учебному материалу, Познвательные УУД: формируется
способность к самооценке.
Коммуникативные УУД: Умение словесно выражать свои переживания и эмоции.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) актуализация знаний о биографии поэта;
2) постановка учебных задач урока.
Блиц-опрос по биографии Никитина И. С.
Создание проблемной ситуации.
Можно ли стихотворение «Русь» назвать гимном отчей земле и почему?
Постановка учебных задач урока.
Ребята отвечают на вопросы.
Формулируют учебные задачи.
Личностные УУД: Формируется интерес к жизни и творчеству русского поэта, умение
быстро ориентироваться в ситуации и быстро отвечать на вопросы с опорой на свои
знания.
Познавательные УУД: Учатся ставить учебные задачи; Регулятивные УУД. осуществлять
пошаговый контроль, вносить коррективы в действия ; осуществлять поиск нужной
информации;
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) построение и фиксация нового знания, о том, что гимн – хвалебная песня.
2) Изучение былинного стиха и его особенностей
3) Получение нового знания о былинном стихе – инверсия.
Учащиеся предлагают выход из затруднения
Находят значение слова – ГИМН.
Работа в группах по карточкам с проблемными вопросами.
Работа с художественными средствами языка , подведение учащихся к понятию инверсия
(элемент новизны)
Посмотреть в словаре, или воспользоваться интернетом.
Работа в мигрогруппах.
Личностные УУД: формируется способность учитывать выделенные учителем ориентиры
действия,
Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои
действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопросы работая с текстом в группе,
развитие беглого чтения. умение находить информацию в различных источниках;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; анализировать полученную
информацию, выделять главное, строить рассуждения об объектах и образах;
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; умение
отстаивать эту позицию в группе, приводить доводы и аргументы.
Физминутка
Цель: сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного
труда и отдыха.
Выполняем движения в группах.
Звучит песня «Русь» на стихи И. С. Никитина
Личностные УУД: Формируется способность ценить красоту музыки и пения, ценить
лирическую русскую поэзию, вдохновляться творчеством поэта.
6. Продолжение реализации учебного проекта и одновременное первичное закрепление с
комментированием во внешней речи.
Цель:
1) работа над смысловыми частями произведения «Русь», определение настроения и
главной мысли каждой части, словарная работа;
2) зафиксировать во внешней речи, полученные выводы и знания.
Чтение каждой части.
Работа над содержанием каждой части стихотворения по группам.
Словарная работа с мало знакомыми словами.
Анализ художественных средств.
Выводы по каждой части стихотворения, подтверждающие, что произведение «Русь» -
гимн отчей земле.
Введение понятия Риторический вопрос.
Актуализация знаний об исторических событиях нашей страны, изученных на уроках
окружающего мира.
Учащиеся работают в группах.
Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с
героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности
подвигам и достижениям её граждан; формирование любви к своей Родине, эстетических
потребностей, ценностей и чувств.
Познавательные УУД: отработать навык деления текста на смысловые части,
познакомиться с понятием «Риторический вопрос», инверсия. умение находить ответы на
поставленные вопросы в изучаемом тексте, умение использовать жизненный опыт,
умение планировать свою деятельность в соответствии с целью урока;
Регулятивные УУД: умение вносить коррективы в план действий, осуществлять контроль
по результату; развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих
возможностей
Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с учителем и сверстниками, определять
способы взаимодействия; умение оформлять свои мысли в устной форме,
аргументировать свою позицию; слушать и понимать речь других, договариваться о
правилах работы в группе; использование речи для регуляции своего действия.
7. Самостоятельная работа.
Цель:
1) проверка умения применять полученные знания,
Продолжите в группах фразу: Стихотворение «Русь» можно назвать гимном отчей земле
потому что……..
в группах, высказывают своё мнение, аргументируя ответ, делают выводы.
Личностные УУД: формулируют собственное мнение, аргументируют его; контролируют
действия партнёра.
Познавательные УУД: Выделяют главное, строят рассуждения об объекте,
Регулятивные УУД: дети отстаивают свою точку зрения в группе;
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к установлению взаимосвязи между поэтическими образами и
художественными;
2) воспитывать чувство патриотизма.
Информация о домашнем задании
Сравнение поэтических образов в стихотворении «Русь» с художественными образами.
Учащиеся работают по группам, подбирают художественные картины для каждой части,
создают из них коллаж, Сравнивают средства с помощью которых, мы воспринимаем
поэтические – словесные и художественные образы.
Информирование учащихся о д\з.
Выполняют коллаж.
Делают выводы, наблюдая и сравнивая разные образы поэтические и художественные.
Личностные УУД: Наблюдают за своим внутренним состояние, Учатся получать
эстетическое удовольствие от лирической патриотической поэзии, Воспитывают в себе
чувство патриотизма, проникаясь его глубиной через литературные образы.
Познавательные УУД: Сопоставляют разные выразительные средства, сравнивают и
анализируют результат и свои впечатления.
9. Рефлексия деятельности
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; формирование навыка
самооценки;
Подведение итогов урока.
Рефлексия и самооценка работы на уроке методами – «смайлики настроения» и «лесенка
успеха».
Самооценка своего настроения и активности на уроке.
Личностные УУД:
Каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с
впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, оценивает свои
достижения на уроке; получает эмоциональный заряд бодрости.