Напоминание

Литературное чтение, 4 класс. УМК «Школа 21 век»


Автор: Буйвидович Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 97 ИМ.ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.Г.КЛОЧКОВА»
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературное чтение, 4 класс. УМК «Школа 21 век»
Раздел: начальное образование





Назад




Литературное чтение, 4 класс. УМК «Школа 21 век»

Тема урока: И. С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте.

Тип урока: урок открытия нового знания

Технологии: групповые технологии, технология продуктивного чтения, технология

обучения в сотрудничестве, проблемно – диалогическая технология; ИКТ технология;

здоровье сберегающая технология.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская,

творческая.

Цель: Создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися

стихотворения И.С. Никитина «Русь».

Планируемые результаты обучения на уроке:

Предметные: ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого

чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием

«Риторический вопрос».

Личностные: умение проводить самооценку и оценку деятельности своих

товарищей; формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с

героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности

подвигам и достижениям её граждан; формирование патриотизма, эстетических

потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные

Познавательные: умение ориентироваться в своих знаниях, делать выводы в результате

мыслительных операций; умение находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом

тексте, умение использовать жизненный опыт, умение извлекать информацию из

дополнительных источников.

Регулятивные: умение самостоятельно определять и формулировать тему и

познавательную цель урока и отдельных заданий; умение планировать свою деятельность

в соответствии с целью урока; умение вносить коррективы в план действий, осуществлять

контроль по результату; развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих

возможностей.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, толковые словари, карточки,

картинки для коллажа, смайлики настроений.

Основные понятия: гимн, риторический вопрос, инверсия, патриотическая лирика.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, ИЗО, музыка.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

Настрой на урок.

Эмоциональная реакция учащихся.

Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками, умение выражать свои эмоции мимически.

2. Актуализация знаний

Цель:

1) актуализировать знания о русских поэтах и их стихах;

Учащиеся читаю стихи о Родине.

Определяют, какой темой они объединены , о чем пойдет речь на уроке..

Учащиеся читают наизусть отрывки стихов о родине, Руси, России.

Стихи объединены темой Родины, России, Руси.

Личностные УУД: Учатся воспринимать чтение стихов и понимать их содержание,

обобщают и определяют тематическую связь разных поэтических строк.

Регулятивные УУД: учатся делать выводы и предположения;

Познавательные УУД: учатся определять тему произведений.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения; первичное восприятие текста

произведения.

Подготовка к первичному восприятию текста

Первичное восприятие.

Рефлексия первичного восприятия.

Прослушайте стихотворение.

(Текст стихотворения звучит в аудиозаписи).

Личностные УУД: формируется эмпатия – понимание чувств других, сопереживание ;

Учатся восприятию лирической поэзии.

У детей формируется интерес к учебному материалу, Познвательные УУД: формируется

способность к самооценке.

Коммуникативные УУД: Умение словесно выражать свои переживания и эмоции.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) актуализация знаний о биографии поэта;

2) постановка учебных задач урока.

Блиц-опрос по биографии Никитина И. С.

Создание проблемной ситуации.

Можно ли стихотворение «Русь» назвать гимном отчей земле и почему?

Постановка учебных задач урока.

Ребята отвечают на вопросы.

Формулируют учебные задачи.

Личностные УУД: Формируется интерес к жизни и творчеству русского поэта, умение

быстро ориентироваться в ситуации и быстро отвечать на вопросы с опорой на свои

знания.

Познавательные УУД: Учатся ставить учебные задачи; Регулятивные УУД. осуществлять

пошаговый контроль, вносить коррективы в действия ; осуществлять поиск нужной

информации;

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) построение и фиксация нового знания, о том, что гимн – хвалебная песня.

2) Изучение былинного стиха и его особенностей

3) Получение нового знания о былинном стихе – инверсия.

Учащиеся предлагают выход из затруднения

Находят значение слова – ГИМН.

Работа в группах по карточкам с проблемными вопросами.

Работа с художественными средствами языка , подведение учащихся к понятию инверсия

(элемент новизны)

Посмотреть в словаре, или воспользоваться интернетом.

Работа в мигрогруппах.

Личностные УУД: формируется способность учитывать выделенные учителем ориентиры

действия,

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои

действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопросы работая с текстом в группе,

развитие беглого чтения. умение находить информацию в различных источниках;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; анализировать полученную

информацию, выделять главное, строить рассуждения об объектах и образах;

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; умение

отстаивать эту позицию в группе, приводить доводы и аргументы.

Физминутка

Цель: сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного

труда и отдыха.

Выполняем движения в группах.

Звучит песня «Русь» на стихи И. С. Никитина

Личностные УУД: Формируется способность ценить красоту музыки и пения, ценить

лирическую русскую поэзию, вдохновляться творчеством поэта.

6. Продолжение реализации учебного проекта и одновременное первичное закрепление с

комментированием во внешней речи.

Цель:

1) работа над смысловыми частями произведения «Русь», определение настроения и

главной мысли каждой части, словарная работа;

2) зафиксировать во внешней речи, полученные выводы и знания.

Чтение каждой части.

Работа над содержанием каждой части стихотворения по группам.

Словарная работа с мало знакомыми словами.

Анализ художественных средств.

Выводы по каждой части стихотворения, подтверждающие, что произведение «Русь» -

гимн отчей земле.

Введение понятия Риторический вопрос.

Актуализация знаний об исторических событиях нашей страны, изученных на уроках

окружающего мира.

Учащиеся работают в группах.

Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с

героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности

подвигам и достижениям её граждан; формирование любви к своей Родине, эстетических

потребностей, ценностей и чувств.

Познавательные УУД: отработать навык деления текста на смысловые части,

познакомиться с понятием «Риторический вопрос», инверсия. умение находить ответы на

поставленные вопросы в изучаемом тексте, умение использовать жизненный опыт,

умение планировать свою деятельность в соответствии с целью урока;

Регулятивные УУД: умение вносить коррективы в план действий, осуществлять контроль

по результату; развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих

возможностей

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с учителем и сверстниками, определять

способы взаимодействия; умение оформлять свои мысли в устной форме,

аргументировать свою позицию; слушать и понимать речь других, договариваться о

правилах работы в группе; использование речи для регуляции своего действия.

7. Самостоятельная работа.

Цель:

1) проверка умения применять полученные знания,

Продолжите в группах фразу: Стихотворение «Русь» можно назвать гимном отчей земле

потому что……..

в группах, высказывают своё мнение, аргументируя ответ, делают выводы.

Личностные УУД: формулируют собственное мнение, аргументируют его; контролируют

действия партнёра.

Познавательные УУД: Выделяют главное, строят рассуждения об объекте,

Регулятивные УУД: дети отстаивают свою точку зрения в группе;

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать способность к установлению взаимосвязи между поэтическими образами и

художественными;

2) воспитывать чувство патриотизма.

Информация о домашнем задании

Сравнение поэтических образов в стихотворении «Русь» с художественными образами.

Учащиеся работают по группам, подбирают художественные картины для каждой части,

создают из них коллаж, Сравнивают средства с помощью которых, мы воспринимаем

поэтические – словесные и художественные образы.

Информирование учащихся о д\з.

Выполняют коллаж.

Делают выводы, наблюдая и сравнивая разные образы поэтические и художественные.

Личностные УУД: Наблюдают за своим внутренним состояние, Учатся получать

эстетическое удовольствие от лирической патриотической поэзии, Воспитывают в себе

чувство патриотизма, проникаясь его глубиной через литературные образы.

Познавательные УУД: Сопоставляют разные выразительные средства, сравнивают и

анализируют результат и свои впечатления.

9. Рефлексия деятельности

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; формирование навыка

самооценки;

Подведение итогов урока.

Рефлексия и самооценка работы на уроке методами – «смайлики настроения» и «лесенка

успеха».

Самооценка своего настроения и активности на уроке.

Личностные УУД:

Каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с

впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, оценивает свои

достижения на уроке; получает эмоциональный заряд бодрости.



В раздел образования