Напоминание

Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения


Автор: Заверехина Екатерина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в

речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе

органов звукопроизносительного аппарата.

Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе

жевательных,

глотательных,

мимических;

процесс

голосообразования

происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие,

диафрагма, межрёберные мышцы).

При произнесении различных звуков каждый орган, участвующий в

произношеии, занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не

изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата

должны быстро менять свое положение. Добиться чёткого произношения

звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности

органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и

работать координировано.

Для чистого произношения нужны сильные, упругие и подвижные органы

речи - язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если

можно тренировать мышцы рук, ног, спины, и т.д, значит, можно тренировать и

мышцы языка и губ. Логопедическая, или артикуляционная гимнастика - это

комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата, щек,

челюстей, языка. неба. Цель артикуляционной гимнастики заключается в том,

чтобы трудный для ребенка уклад нарушенного звука разложить на легкие,

простые

элементы,

а

затем

объединить

их

и

получить

требуемый

артикуляционный уклад. Кроме этого, задачей артикуляционной гимнастики

является и укрепление соответствующих мышечных групп в процессе

выполнения движений.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и

определённых

положений

органов

артикуляционного

аппарата,

умение

объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного

произнесения

звуков.

Артикуляционная

гимнастика

является

основой

формирования

речевых

звуков

фонем

и

коррекции

нарушений

звукопроизношения.

Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой?

1.Благодаря

своевременным

занятиям

артикуляционной

гимнастикой

и

упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут

научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее

преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их

мышцы уже будут подготовлены. 3.Артикуляционная гимнастика очень полезна

также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых

говорят, что у них "каша во рту".

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволит всем - и детям и взрослым -

научиться говорить правильно и красиво

Рекомендации к проведению упражнений:

Проводить

артикуляционную

гимнастику

надо

ежедневно,

желательно два-три раза в день по 3-5 минут, чтобы вырабатываемые

двигательные навыки становились более прочными. Следите, чтобы

ребёнок не переутомлялся!

Из выполняемых трех упражнений новым может быть только

одно, два других даются для повторения и закрепления.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в

этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги

находятся в спокойном состоянии.

Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном

темпе, т.е. включается зрительный самоконтроль. После того как ребенок

научится выполнять движения, зеркало убирается, и функции контроля

берут

на

себя

собственные

кинестетические

ощущения

ребёнка.

Взрослый помогает ребёнку при помощи наводящих вопросов. Например:

Что делают губы? Где находится язычок? Какой он, широкий или узкий?

Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их

количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Упражнения выполняются от простого к сложному.

Если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо,

лучше не вводить новое, а отрабатывать старый материал, используя

новые игровые приёмы.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием

дается название (например, движения широкого кончика языка за

верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-

образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо

предмету

или

его

движениям

при

выполнении упражнений

артикуляционной гимнастики.

Организация проведения артикуляционной гимнастики:

1.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя

игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый,

проводящий

артикуляционную

гимнастику,

должен

следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность

движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного

движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого

органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и

левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не

достигает своей цели.

4. Если у ребёнка какое-то движение не получается, можно использовать

механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с

помощью деревянного шпателя или ручки чайной ложки.

5. Подходите к выполнению упражнений творчески. Для того, чтобы

ребенок

нашел

правильное

положение

языка,

например,

облизал

верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что

любит ваш ребенок.

Сначала

при

выполнении

детьми

упражнений

наблюдается

напряженность

движений

органов

артикуляционного

аппарата.

Постепенно

напряжение

исчезает,

движения

становятся

непринужденными и вместе с тем координированными.

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо

переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу,

артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание

органов

артикуляции

в

определенной

позе

и

динамические –

многократное повторение одного и того же движения.

Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие

голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного

звукопроизношения!

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком,

используя

артикуляционную

гимнастику,

то

можно

добиться

положительных результатов за более короткий срок.



В раздел образования