Автор: Заверехина Екатерина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения
Раздел: дошкольное образование
Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения
Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в
речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе
органов звукопроизносительного аппарата.
Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе
жевательных,
глотательных,
мимических;
процесс
голосообразования
происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие,
диафрагма, межрёберные мышцы).
При произнесении различных звуков каждый орган, участвующий в
произношеии, занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не
изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата
должны быстро менять свое положение. Добиться чёткого произношения
звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности
органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и
работать координировано.
Для чистого произношения нужны сильные, упругие и подвижные органы
речи - язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если
можно тренировать мышцы рук, ног, спины, и т.д, значит, можно тренировать и
мышцы языка и губ. Логопедическая, или артикуляционная гимнастика - это
комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата, щек,
челюстей, языка. неба. Цель артикуляционной гимнастики заключается в том,
чтобы трудный для ребенка уклад нарушенного звука разложить на легкие,
простые
элементы,
а
затем
объединить
их
и
получить
требуемый
артикуляционный уклад. Кроме этого, задачей артикуляционной гимнастики
является и укрепление соответствующих мышечных групп в процессе
выполнения движений.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и
определённых
положений
органов
артикуляционного
аппарата,
умение
объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного
произнесения
звуков.
Артикуляционная
гимнастика
является
основой
формирования
речевых
звуков
—
фонем
—
и
коррекции
нарушений
звукопроизношения.
Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой?
1.Благодаря
своевременным
занятиям
артикуляционной
гимнастикой
и
упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут
научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее
преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их
мышцы уже будут подготовлены. 3.Артикуляционная гимнастика очень полезна
также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых
говорят, что у них "каша во рту".
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволит всем - и детям и взрослым -
научиться говорить правильно и красиво
Рекомендации к проведению упражнений:
Проводить
артикуляционную
гимнастику
надо
ежедневно,
желательно два-три раза в день по 3-5 минут, чтобы вырабатываемые
двигательные навыки становились более прочными. Следите, чтобы
ребёнок не переутомлялся!
Из выполняемых трех упражнений новым может быть только
одно, два других даются для повторения и закрепления.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в
этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном состоянии.
Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном
темпе, т.е. включается зрительный самоконтроль. После того как ребенок
научится выполнять движения, зеркало убирается, и функции контроля
берут
на
себя
собственные
кинестетические
ощущения
ребёнка.
Взрослый помогает ребёнку при помощи наводящих вопросов. Например:
Что делают губы? Где находится язычок? Какой он, широкий или узкий?
Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их
количество, а правильный подбор и качество выполнения.
Упражнения выполняются от простого к сложному.
Если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо,
лучше не вводить новое, а отрабатывать старый материал, используя
новые игровые приёмы.
Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием
дается название (например, движения широкого кончика языка за
верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-
образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо
предмету
или
его
движениям
при
выполнении упражнений
артикуляционной гимнастики.
Организация проведения артикуляционной гимнастики:
1.
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя
игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый,
проводящий
артикуляционную
гимнастику,
должен
следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность
движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного
движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого
органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и
левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не
достигает своей цели.
4. Если у ребёнка какое-то движение не получается, можно использовать
механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с
помощью деревянного шпателя или ручки чайной ложки.
5. Подходите к выполнению упражнений творчески. Для того, чтобы
ребенок
нашел
правильное
положение
языка,
например,
облизал
верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что
любит ваш ребенок.
Сначала
при
выполнении
детьми
упражнений
наблюдается
напряженность
движений
органов
артикуляционного
аппарата.
Постепенно
напряжение
исчезает,
движения
становятся
непринужденными и вместе с тем координированными.
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо
переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу,
артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание
органов
артикуляции
в
определенной
позе
и
динамические –
многократное повторение одного и того же движения.
Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие
голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного
звукопроизношения!
Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком,
используя
артикуляционную
гимнастику,
то
можно
добиться
положительных результатов за более короткий срок.