Напоминание

"Звуковая культура речи. Звуки Л - ЛЬ"


Автор: Горбунова Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 51
Населённый пункт: город Белово Кемеровская область
Наименование материала: Занятие по развитию речи в средней группе
Тема: "Звуковая культура речи. Звуки Л - ЛЬ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие по развитию речи в средней группе детского сада

«

Звуковая культура речи. Звуки [л-Ль)

Цель: развитие фонематического слуха, связной речи, эстетических

чувств, проявление эмоций.

Задачи:

Образовательные:

- Упражнять детей в произнесении звуков «л, ль» (изолированного, в

слогах, в словах, предложениях).

- Учить различать слова со звуками «л, ль».

Развивающие:

- Совершенствовать интонационную выразительность речи;

- Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помочь.

Демонстрационный материал

-Картинки (лист, белка, лягушка, дерево, ведро, сосулька, индюк);

-Колокольчик;

-Конверт, письмо, картинка из сказки "Заюшкина избушка".

Раздаточный материал

-На каждого ребенка карточка с картинками, фишки.

Ход занятия:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Дети садятся на стульчики полукругом перед мольбертом.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Да, наступила весна. Солнышко стало теплым. Все звери и

птицы радуются хорошей погоде.

Прибежала лошадка и весело зацокала копытами.(картинка конь)

Слон вытянул хоботок, захотел воды попить.(Слон)

И только индюк сердито ходит по птичьему двору и поет свою

ворчливую песню "бл-бл-бл".

(На мольберт вывешивается картинка индюка)

Воспитатель: Чтобы получилась песенка индюка, язычок должен бегать

быстро-быстро.

Давайте вспомним, как ворчит индюк? В песенке индюка живет звук "л".

Песенка сердитая, и звук твердый. Чтобы его правильно произнести, надо

приоткрыть ротик, улыбнуться, кончиком языка коснуться верхних зубов.

Дети повторяют вместе с воспитателем л-л-л.

- Устал язычок, пусть отдохнет, погреется на солнышке.

(выполняется артикуляционное упражнение "лопатка" - "язычок спрятался

за зубки")

Воспитатель:

А теперь давайте поиграет с язычком в "ловишки". Будем его ловить

зубами.

(выполняется артикуляционное упражнение "ал-ал-ал")

Воспитатель:

Ребята, песенки умеет петь не только индюк. У колокольчика тоже есть

песенка. Послушайте, как звенит колокольчик (показать детям звучание

колокольчика). Он поет "ли-ли-ли". У колокольчика песенка нежная, легкая,

в ней живет мягкий звук "ль". Давайте споем вместе с колокольчиком.

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель:

А теперь мы споем разные песенки.

Дети повторяют за воспитателем: ла-ла-ла, ля-ля-ля;

лы-лы-лы, ли-ли-ли;

лу-лу-лу, лю-лю-лю.

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть слово, а вы, если

услышите в нем звук "л, ль" хлопните в ладоши один раз.

Проводится игра "Не ошибись" (слова: ласточка, лед, снег, весна,

сосулька, дом, клен, дерево, капель, апрель, мост, лиса).

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы были очень внимательными.

Воспитатель:

Я для вас подбирала картинки, в словах которых есть звуки "л" и "ль". Но

случайно они рассыпались и перемешались с картинками без этих звуков.

Теперь лишние картинки надо найти и убрать. Поможете мне?

Проводится игра "Найди лишнее" (на мольберте вывешены картинки.

Дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках,

определяют наличие звука л, ль, принимают решение, убрать картинку или

оставить. Отвечают полным предложением).

А теперь немного разомнемся.

Физкультминутка "Буква Л":

Буквой Л расставим ноги, (расставить ноги на ширине плеч)

Словно в пляске - руки в боки. (руки на пояс)

Наклонившись влево, вправо, (наклоны влево - вправо)

Получается на славу! (развести руками)

Буква Л для всех важна. (погрозить пальцем правой руки)

Л для многих слов нужна: (погрозить пальцем левой руки)

Самолету и лягушке, (полететь как самолет, попрыгать как лягушка)

Солнцу, листику, хлопушке. (руки вытянуть вверх, потрясти кистями рук,

хлопнуть в ладоши)

Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и постарайтесь найти на них

отгадки:

1 Рады мы, если не мелки

Вырастут на грядке стрелки,

Но льём слёзы всё от мук,

Если мелко режем…(Лук)

2 Возле речки, на болоте

Летом вы её найдете.

То не рыбка, не зверюшка –

А зеленая...(Лягушка)

3На цветы она садится,

Не устав с утра трудиться,

Людям воск и мёд дала

Беспокойная...(Пчела)

4 Кто на дереве торчит,

Носом в дерево стучит?

Но недаром силы тратил

Для такого стука...(Дятел)

5 И красива, и пушиста,

Хвост и лапки моет чисто,

Меж деревьев словно стрелка

Пролетает смело…(Белка)

6 В самых разных морях они водятся

И опасны, коль рядом находятся.

Не боится моторного гула,

К кораблям подплывает…(Акула)

Воспитатель: Ребята повторите все отгадки.

Дети: Акула, белка, дятел, пчела, лягушка, лук.

Воспитатель: Какой звук повторяется во всех перечисленных

словах?

А наш веселый язычок придумал новую игру. Игра называется «Доскажи

словечко».

Гладко, плавно лился стих, Вдруг споткнулся и притих.

Ждёт он и вздыхает ,Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь Стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко!

- Ну, давай играть в футбол! Забивай скорее (гол)

- Нам темно. Мы просим маму, нам включить поярче (лампу)

- Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось (мыло)

- Молодчина эта Лина, лепит всё из (пластилина)

- Заглянула в дверь коза, очень грустные (глаза)

- Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли (лапки)

Воспитатель:

Я приглашаю вас сесть за стол. Перед вами лежат карточки с картинками

и круги. Давайте, посмотрим, что изображено на картинках. (Дети называют

предметы на карточках). Вы должны среди картинок найти ту, в названии

которой есть звук "л" или "ль" и закрыть эту картинку фишкой.

Проводится игра "Найди картинку" (дети выполняют задание

самостоятельно. Потом каждый обосновывает выбор картинки. Если ребенок

ошибается, воспитатель с детьми помогает ему).

Воспитатель:

Ну вот, теперь все справились с заданием. Ой, ребята, я сегодня с самого

утра ношу письмо от Зайчика. И как я могла про него забыть? Давайте

посмотрим, что в конверте?

Воспитатель достает письмо и картинку из конверта.

Воспитатель:

Вы узнали, из какой сказки эта картинка?

Ответы детей.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему зайчик грустный? Что у него могло случиться?

Ответы детей.

Воспитатель:

Давайте прочтем письмо! Но здесь некоторые слова стерлись. Я без вашей

помощи не справлюсь. Давайте, я буду письмо читать, а слова, которые

стерлись, вы мне подскажете!

Проводится игра "Закончи предложение":

У меня была избушка лубяная, а у лисы (лубяная)

Весна пришла, а зима (прошла)

Зимой было холодно, а весной стало (тепло)

У лисы избушка и

Попросилась лиса ко мне, да меня же и (выгнала)

Лиса смеется, а я (плачу)

Хотели мне помочь собака, медведь и петух

Я маленький, а медведь (большой)

Собака оказалась трусливая, а петух (смелый)

Воспитатель:

Вот какую историю рассказал нам Зайка в письме.

Воспитатель:

Ребята, вы сегодня молодцы. Были внимательными, старательными. Мне

помогали.

А с каким мы звуком познакомились?

В какие игры играли?

От кого письмо получили?

Чьи песенки пели? Чья песенка вам больше понравилась?



В раздел образования