Автор: Дедюхина Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад ОВ №1
Населённый пункт: пгт Опарино , Кировская область
Наименование материала: Гендерное воспитание в детском саду
Тема: Взгляд на гендерное отличие со стороны воспитателя
Раздел: дошкольное образование
Мальчики и девочки, какие мы разные» - взгляд на
гендерные отличия со стороны психологии
Актуальной
данная
тема
стала
в
связи
с
социальными
изменениями,
происходящие
в
современном
обществе,
которые
привели
к
разрушению
традиционных
стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений
меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание:
девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают
женский тип поведения. В дошкольном возрасте идёт интенсивный процесс
становления самосознания ребёнка, важным компонентом которого является
осознание себя как представителя определённого пола. Задача гендерного
воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое
понятие своего пола - Я- девочка Я- мальчик. Организовать воспитание и
обучение ребенка в соответствии с его полом.
Свое
отношение
к
ребёнку
мы
подчас
подчиняем
выработанным
педагогическим правилам и стереотипам: «Ребёнок
в два года должен
уметь….» И все силы бросаем на то, чтобы умел. А какой ребёнок – мальчик
или девочка? Но даже мозг новорождённых девочек и мальчиков работает
неодинаково. Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, чем
мальчики, на 2-3 месяца раньше начинают ходить, на 4-6 месяцев раньше –
говорить. У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте лучше
развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, к периоду своей
половой зрелости их
биологический возраст опережает мальчиков -
ровесников
на
2
года.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть
различными. Биологические половые различия несут с собой различные
эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и
возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании
мальчиков и девочек с первых дней жизни.Особенности эмоциональной
сферы.
Исследования
показали,
что
мальчики
кратковременно,
но
ярко
и
избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек реакция
более продолжительная, мозг девочки как бы поддерживается в состоянии
готовности к последующим воздействиям. Мальчики и мужчины обычно
быстро
снимают
эмоциональное
напряжение
и
вместо
переживаний
переключаются на продуктивную деятельность.Для мальчиков важно, что
конкретно, какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек – кто
их оценивает и как , т.е. им важно, какое они произвели впечатление.
Сравнивая поведенческие характеристики мальчиков и девочек, принято
считать,
что
обычно
мальчики
более
возбудимы,
раздражительны,
беспокойны,
нетерпеливы, не сдержанны, нетерпимы и даже более
агрессивны, чем девочки. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики.
Исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более
ласковы с девочками, даже если детям только по два года.У девочек лучше
развиты
речь
и
словесно-
логическое
мышление,
у
мальчиков
–
пространственное и образно- логическое мышление. Поэтому девочкам
лучше даются манипуляции с формулами, счёт (алгебра) , а мальчикам –
мысленные
манипуляции с геометрическими
фигурами ( геометрия).
Мальчики чаще изображают технику во всех деталях и подробностях, здесь
всё движется,
наполнено действием. Девочки
обычно рисуют людей
(принцесс), в том числе и себя. Особенности познания мира и обучения.
Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность,
выдвигают новые идеи, продуктивнее работают, если необходимо решить
принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности,
аккуратности исполнения и оформления невелики.
Учат девочек и мальчиков чаще всего женщины, а у них другой тип мозга и
другой тип мышления. Мальчики чаще всего задают вопросы для получения
какой – то конкретной информации, а девочки – для установления контакта
со взрослым, т.е. мальчики
больше ориентированы на информацию, а
девочки - на отношения между людьми. При этом на занятии девочки
быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.
Мальчики достигают пика работоспособности, когда самое важное уже
объяснено. Возможности усвоить материал для мальчиков оказывается
низкими. Можно сделать вывод, что мальчика и девочку ни в коем случае
нельзя воспитывать одинаково. Они по - разному смотрят и видят, слушают
и слышат по- разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Формирование гендерных качеств
Девочки – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте.
Мальчики - смелость, твёрдость, выносливость, решительность, рыцарское
отношение к представительницам противоположного пола, т.е. не развивать
предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к
тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо
справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Семья – это модель мира
Ответственность за воспитание
будущего мужчины или будущей женщины
лежит на семье. Созерцая
гармоничную семью, ребёнок учится уважать индивидуальность каждого
родителя. Мама почитаема и уважаема как женщина; она не повышает голос
и не критикует мужа в присутствии детей; она внимательна к старшим, а
детей окружает теплом и заботой. Папа же авторитетен и силён; уверен и
спокоен ; преисполнен к ответственности и в меру строг с домочадцами. И
если семья – это модель мира, то папа – это воплощение бога: справедливого
и несущего ответственность за семью.Опыт первых отношений девочек и
мальчиков является фундаментом для дальнейшего развития личности
дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка,
его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Подготовила: Дедюхина Е.В., воспитатель
Друзья, предлагаю вам послушать некоторые особенности, свойственные
мальчикам и девочкам, например:
1. Одеваясь, девочки сначала наденут низ, потом верх. Мальчики обычно
поступают наоборот.
2. Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через
голову. Девочки, раздеваясь, снимают блузку двумя руками, потянув наверх.
3. Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком, девочки - ладонью.
4. Оборачиваясь на зов, девочки поворачивают только голову, мальчики -
корпус, потому что шея у них не такая гибкая.
5. Девочки дышат грудью, у мальчиков в дыхании задействованы мышцы
брюшного пресса.
6. Подниматься или спускаться с горы девочки стараются боком. Мальчики
просто шире расставляют ноги.
7. Рассматривая свои пятки, девочки оборачиваются за спину. Мальчики
поднимают ногу и смотрят на неё спереди.
8. Пояс на халате девочки завязывают выше пупка, на талии, а мальчики -
ниже.
9. Уши девочки затыкают пальцами, мальчики ладонями.
10. Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги
либо
кладут стопу одной ноги на колено другой. Девочки подворачивают под себя
ногу.
11. Задумываясь, мальчики почёсывают подбородок и шею, девочки
наматывают прядь волос на палец.
12. Поправляя причёску, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая
их. Девочки же взбивают причёску пальцами, распушая волосы.
13. Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной
рукой на край раковины. Девочки упираются рукой в бок.
14. Во сне девочки зажимают одеяло между ног и обнимают подушку.
Мальчики ложатся на спину, широко раскидывают ноги, а руку кладут под
голову. Но не всегда.
15. У девочек сердце бьётся быстрее, поэтому они такие суетливые.
16. Мальчики не надевают ничего неудобного ради красоты. Девочки
никогда не наденут ничего некрасивого ради удобства.
Тестирование «Мальчики и девочки»
Предлагаю педагогам ответить на 20 вопросов, на которые нужно ответить
«да» (то есть вы согласны с утверждением) или «нет» (вы придерживаетесь
другого мнения).
Вопросы:
1.Девочки более послушны, чем мальчики?
2. Девочки лучше относятся к природе?
3.Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более
логически?
4. Мальчики испытывают большее желание отличиться?
5. Мальчики более одарены в математике?
6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее
переносят боль, страдание?
7. Девочки умеют лучше выражать свои мысли?
8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек – слуховая?
9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве?
10. Мальчики агрессивнее?
11. Девочки менее активны?
12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а
не узкому кругу друзей?
13. Девочки более ласковы?
14. Девочки легче попадают под чужое влияние?
15. Мальчики более предприимчивы?
16. Девочки более трусливы?
17. Девочки чаще страдают комплексом неполноценности?
18. Девочки реже соперничают между собой?
19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои
способности?
20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как
девочки лучше справляются с монотонным трудом?
Ответы:
1.
В раннем детстве девочки действительно более послушны. 2. Пока не
установлено ничего, что давало бы повод утверждать: девочки по
своей природе более склонны заботиться о больных и слабых
животных, растениях. Разве что в возрасте 6-9 лет. 3. Это не так.
Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже
мальчиков.
4. До 12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся
выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки
более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
5. Девочки и мальчики одарены одинаково, всё зависит от того, как мы
их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют
себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим
большой разницы.
6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому
сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более
чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им
не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен
плакать.
7.До 10- 13 лет разница незначительна , затем в большинстве случаев
девочки в устном и письменном виде высказывают мысли более четко,
чем мальчики.
8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта
способность у мальчиков и девочек одинаковая. Если и есть разница, то
только индивидуальная.
9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики
лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается.
10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два –
три года, когда начинает формироваться их личность.
11. Не установлена разница в активности у мальчиков и девочек. Лишь в
детские годы мальчики проявляют её более шумно и очевидно ( в
драках, например).В то же время девочки не столь шумливы, но не менее
целенаправленны.
12. Напротив, девочки предпочитают одну или более двух подруг, а не
большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более
крупные группы. И когда они вырастают , это положение сохраняется,
потому – то мальчики более склонны к коллективным играм.
13.До определённого возраста между мальчиками и девочками в этом нет
разницы, и мальчики в определённый период требуют лаского обращения.
14. Напротив, мальчики склонны, скорее, принимать «на веру» мнение
компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки
обычно придерживаются своего мнения.
15. В этом качестве до определённого возраста у мальчиков и девочек нет
разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся
девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам.
Быть может, сознательно.
16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В
действительности они могут быть сильнее и решителнее мальчиков,
легче преодолевать страх.
17. Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к
сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В
большинстве случаев они более самостоятельны.
18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Всё зависит от
личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и
мальчики, и девочки.
19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям
сверстников, девочки чаще стоят на своём. Они более самоуверенны.
20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого- то
больше творческих способностей, у кого- то меньше, пол не имеет
значения.