Автор: Александра Михайловна Кныш
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУКО "Троицкая школа-интернат"
Населённый пункт: село Троицкое
Наименование материала: Методический семинар
Тема: "Формирующее оценивание как педагогический инструмент реализации системно-деятельностного подхода"
Раздел: полное образование
Пояснительная записка
Методический семинар «Формирующее оценивание как педагогический
инструмент реализации системно-деятельностного подхода»
Дата проведения: 18 марта 2015 г
Место проведения:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Кременки
Организатор семинара: А. М. Кныш, учитель математики и информатики
Руководитель: И. В. Байнова, директор школы
Участники семинара: учителя школы
Форма проведения семинара: семинар-практикум
Цель семинара:
Повышение общепедагогической культуры педагогов школы, совершенствование
их теоретических знаний и практических навыков работы.
План проведения:
1 шаг: презентация проекта. Презентация педагогического проекта «Формирующее
оценивание как педагогический инструмент реализации системно-деятельностного
подхода»
2 шаг: методы и приёмы формирующего оценивания в работе учителя.
Ознакомление коллег с методами, приёмами и техниками формирующего
оценивания, применяемыми педагогом на уроках математики, на классных часах и
внеклассных мероприятиях, а также на родительских собраниях.
3 шаг: Групповая дискуссия по обсуждению презентованного материала в форме
игры «6 шляп мышления». Все присутствующие учителя делятся на 6 групп,
каждая группа выбирает шляпу определенного цвета и готовит выступление по
вопросу «Использование методов и техник формирующего оценивания в условиях
современного урока» с позиции:
Белая шляпа – фактов;
Черная шляпа – возможных рисков и опасностей;
Красная шляпа – чувств;
Жёлтая шляпа – оптимизма;
Зелёная шляпа – креативности;
Синяя шляпа – рефлексии.
Выступление от групп (Работа учителей в группах)
Планируемый результат:
1.
Понимание необходимости использования формирующего оценивания для
реализации системно-деятельностного подхода.
2.
Понимание и принятие со стороны педагогов таких методик и техник
формирующего оценивания, способствующих реализации СДП как техники
«Недельные отчёты», «Рубрики», «Карты приложения», «Цепочка заметок»,
«Направленная расшифровка», «Резюме в одном предложении», «Мини
(минутный) обзор»; методики «Составление тестов», «Метод интеллект-
карт», «Метод карт понятий»; опросники самодиагностики.
3.
Понимание необходимости построения современного урока с применением
методик и техник формирующего оценивания.
Рефлексия: эмоциональная
Ход презентации проекта «Формирующее оценивание как педагогический
инструмент реализации системно-деятельностного подхода»
Слайд1 Здравствуйте! Вас приветствует учитель математики и информатики
средней общеобразовательной школы № 2, города Кремёнки. Так сложилось, что с
внедрением ФГОС основной школы совпало с началом моей работы в 5 классе,
поэтому мне предстояло перестраивать свою работу к вступлению в новые
государственные стандарты образования. А это значит: изучать и применять новые
образовательные технологии; повышать свою квалификацию; разрабатывать
учебные рабочие программы с учётом требований ФГОС. Слайд2. Поэтому уже в
конце 2012-2013 учебного года начала проходить курсы повышения квалификации.
Тогда я впервые щелк познакомилась с работой М. А. Пинской щелк «Оценивание
в условиях введения требований нового Федерального государственного
образовательного стандарта».
Слайд 3. Исходя из требований предъявляемых к оцениванию образовательных
достижений в новых стандартах образования, была определена тема
самообразования: «Формирующее оценивание как педагогический инструмент
реализации системно-деятельностного подхода». Слайд 4. Тема самообразования
легла в основу моего долгосрочного проекта.
Совершенствование оценочной деятельности, разработка новых методик
обеспечения движения учащихся по личной учебной траектории, повышение
уровня их мотивации к изучаемым предметам выступают одним из условий
обеспечения качества учебных достижений. В этом я вижу актуальность создания
проекта.
Слайд 5. В процессе работы над темой были выявлены ряд противоречий между:
- щелк задачами, стоящими перед современным образованием и существующей
системой определения его качества; щелк
- щелк потребностью в повышении результативности обучения и недостаточной
разработанностью алгоритма оценивания щелк
- щелк необходимостью внедрения инструментария формирующего оценивания и
недостаточной теоретической разработанностью. щелк
Слайд6. Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования:
отсутствие в современной педагогической практике инструментария
формирующего оценивания, способствующего обеспечению реализации системно-
деятельностного подхода?
Слайд 7. Данный инновационный проект является логическим звеном в моей
педагогической работе и ставит своей целью отбор и систематизацию
практического применения инструментария формирующего оценивания для
реализации системно-деятельностного подхода в условиях современного урока.
Слайд 8. Для достижения поставленной цели поставила ряд задач, главными из
которых являются: щелк
-определить содержание понятия «формирующее оценивание»; щелк
- определить наиболее эффективные приемы, методы формирующего оценивания;
щелк
- разработать модель и экспериментально проверить технологию формирующего
оценивания в процессе реализации системно-деятельностного подхода.
Слайд 9. Содержание методических задач определило этапы исследования и план
деятельности.
Слайд10. Методологические основы проекта в значительной степени опираются на
работы ведущих отечественных и зарубежных исследователей.
Слайд 11. Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе
обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а
также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и
недостатках учащегося; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на
дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей ее продолжения.
Слайд 12. Перед тем, как приступить к решению поставленных задач, я провела
диагностику уровня сформированности УУД. При первичном диагностировании
класса я использовала:
1.
групповой проект «Что мы знаем о Земле». Для определения уровня
регулятивных, коммуникативных и личностных УУД
2.
Анкета Н. Г. Лускановой для оценки уровня школьной мотивации
3.
Тест «Самооценка» по М. К. Тутушкиной для определения уровня
самооценки
Слайд 13. Результаты имели низкий и средний уровни у большинства учащихся.
Данные показали, что необходимо создавать условия для формирования и развития
у детей универсальных учебных действий.
Слайд 14. Итак, с марта 2014 года началась работа в классе с учащимися по
внедрению инструментария формирующего оценивания. Начинать внутриклассное
оценивание я решила с освоения двух наиболее простых техник (недельные отчёты
и рубрики). Недельные отчёты – это способ практиковаться в рефлексии своих
знаний и того, как они получены. Выступает в качестве средства получения
быстрой обратной связи.
Слайд 15. Рубрики позволяют учащимся усвоить критерии выставления отметок.
Слайд 16. Для более эффективной оценки учащихся на разных этапах учебной
деятельности использую разные стратегии оценивания и соответствующие
инструменты.
Использование оценочных техник формирующего оценивания является
естественным элементом динамики урока, проходящего в свете системно-
деятельностного подхода на этапах самоопределение к деятельности; постановка
учебной задачи; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; включение в
систему знаний и повторение – «осмысление». На этапе рефлексии часто
использую комбинацию опросника для самодиагностики математических знаний и
умений Методику «Составление тестов» применяю в качестве домашнего задания,
а также на этапе его проверки.
Слайд 17. Для закрепления и систематизации изученных знаний очень хорошо
помогают карты понятий и интеллект-карты.
В декабре 2014 года я начала эксперимент с целью доказательства
универсальности методов и приёмов формирующего оценивания. Перед началом
эксперимента провела диагностику классов. Слайд 18. Данные диаграммы
показывают, что в классе в котором применялись методы и приёмы формирующего
оценивания виден прогресс формирования уровня УУД, в отличии от другого.
Поэтому в ходе эксперимента (с декабря 2014 года по май 2016 года) я планирую
продолжить использование методик формирующего оценивания и внедрить их в
другой класс. Я предполагаю, что уровни сформированности УУД в обоих классах
должны сравняться.
Слайд 19. В качестве распространения педагогического опыта, в ноябре 2014 г
провела лекционное и практическое занятие в КГИРО г. Калуга на психолого-
педагогических курсах повышения квалификации. В рамках методической недели
провела мастер-класс по теме «Метод интеллект-карт», на котором представила
электронное пособие «3D-книга для педагога», разработанное мною для педагогов
нашей школы, где я постаралась систематизировать известный материал по
данному методу и привела практические примеры его использования. Это пособие
поможет любому педагогу более подробно познакомиться с особенностями метода
ИК.
Слайд20. Работа над проектом ещё не окончена. Впереди ещё много интересной
работы. Планирую в апреле 2016 года провести диагностику в экспериментальных
классах и по её данным сделать анализ. Предполагаю, что использование системы
техник, методов и приёмов формирующего оценивания в экспериментальных
классах будет различным и их применение необходимо будет строить по
индивидуальным личным траекториям.
По окончании реализации проекта, планирую обобщить опыт работы над
проектом, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу: если
целенаправленно и систематически использовать приемы и методы формирующего
оценивания, то это позволит:
- непрерывно отслеживать качество знаний учащихся, измерять уровень знаний на
различных этапах обучения, выявлять причины отклонения от заданных целей и
своевременно корректировать учебную деятельность;
-формировать у учащихся адекватную самооценку как личностного образования.
Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и
оценочных суждений учителя;
-воздействовать на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха,
формировать притязания и намерения, поступков и отношений;
-использовать оценку как форму стимулирования учения;
-изменять межличностные отношения в классном коллективе, содействие в
повышении статуса учащихся.
Благодарю за внимание!