Автор: Николаева Елена Святославовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №102
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении
Тема: Адаптация в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Николаева Елена Святославовна МБОУ№102
«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного
образовательного учреждения»
Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни,
сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня,
разлукой с близкими
людьми.
Все
это
обрушивается на малыша
одновременно, создавая стрессовую ситуацию.
Адаптация - это процесс, требующий особого внимания со
стороны
педагогов
дошкольного учреждения и родителей. Детский
организм не сразу привыкает к новым социальным условиям.
Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих
реакций, расстройством сна, аппетита. Поскольку адаптивные возможности
дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную
ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут
привести
к
эмоциональным
нарушениям
и
замедлению
темпа
психофизического развития.
Цель: создать благоприятные психолого - педагогические условия,
способствующие успешной адаптации детей к детскому саду.
Задачи:
1. Формировать у малышей положительную ассоциативную связь с
дошкольным учреждением;
2.
Обеспечить
психологическую
поддержку
и
помощь
детям
с
неблагополучным прогнозом адаптации;
3. Обучить родителей приемам снятия психологического напряжения в
период адаптации ребенка в ДОУ.
Принципы: соблюдаемые в процессе общения с ребенком:
1.Принятие ребенка - ребенок принимается таким, какой он есть 2.Эмпатия -
(сопереживание) взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы,
принимает его позицию.
3.Конгруэнтность - предполагает адекватное отношение со стороны
взрослого человека к происходящему.
Для обеспечения оптимального течения адаптации важен постепенный
переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и индивидуальный
подход со стороны специалистов детского сада.
Для создания благоприятных условий, работу веду в несколько этапов:
Подготовительный
Психолого – педагогического сопровождения
Анализов и выводов
На каждом из них для родителей, разрабатываются рекомендации по
облегчению адаптации детей раннего возраста.
Подготовительный этап начинается до поступления ребенка в
ДОУ. На этом этапе важно распознать особенности адаптационного
периода каждого ребенка и факторы, от которых зависит его течение.
В рамках деятельности осуществляется предварительное знакомство
с дошкольниками и их родителями.
Проводятся обязательное
анкетирование по следующим темам: "Портрет моего ребенка".
"Готовность ребёнка к поступлению в детский сад ". По результатам
анкетирования прогнозирую течение адаптации, выявляются дети
группы "риска".
Родители знакомятся с характеристикой возрастных возможностей и
показателями развития детей раннего возраста.
С
целью
информационного
сопровождения
родителей
разрабатывается: буклет «Рекомендации по облегчению адаптации
детей раннего возраста», который включает в себя следующие
разделы:
Информация о сотрудниках и телефоны
Советы педагога – психолога, как грамотно подготовить ребёнка к
ДОУ
Советы родителям о правильном поведении во время адаптации.
Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается также с
использованием медиа средств: интернет-сайта, диска '"Электронный
справочник для родителей, будущих воспитанников ".
В феврале, мае проводятся Дни открытых дверей, которые представляют
собой экскурсию по детскому саду и презентацию всех помещений.
С мая по – июнь в рамках подготовительного этапа начинает
работу адаптационная
группа, которая
создается
по
результатам
предварительного прогноза адаптации детей. Длительность пребывания
дошкольников в группе составляет три недели по 1,5 — 2 ч (в первой
половине дня).
Деятельность группы осуществляется в соответствии с разработанным
планом. Для родителей на этом этапе организуется родительское собрания,
анкетирование на темы: "Готовность ребенка к ДОУ", "Какой я родитель.
Виды
родительских
позиций",
практикум
"Адаптационные
игры
для
малышей", цикл бесед: "Игры-игрушки", "Умелые пальчики", консультации
по вопросам воспитания и развития дошкольников.
Этап
психолого-педагогического
сопровождения реализуется
с
сентября по октябрь после поступления ребенка в дошкольное
учреждение.
Группа
раннего
возраста комплектуется постепенно,
поэтому у педагога есть возможность предварительно познакомиться с
родителями и другими членами семьи, с самим ребенком. В разговоре с
родителями узнатькак можно больше об особенностях поведения ребёнка и
его привычках:
В каких условиях живёт ребёнок (сколько человек в семье, есть ли
другие дети,
живут ли с ними бабушка и дедушка и т.д.);
Какие привычки сложились дома в отношении еды, засыпания,
пользования туалетом и т. п.;
Как называют ребёнка дома;
Чем больше всего любит заниматься ребёнок;
Какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают
родителей.
В общении с родителями желательно придерживаться следующих правил:
В любое время родители и близкие родственники ребёнка могут
прийти в группу и находиться там необходимое для них время;
Выполнять просьбы родителей относительно сна, питания, одежды
ребёнка.
Данные правила очень актуальны для нашего времени и, несомненно,
подкрепляют доверие родителей к ДОУ и воспитателям.
Замечено, что если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения
между
своими
родителями
и
воспитателями,
он
гораздо
быстрее
адаптируется в новой обстановке.
На данном этапе, для родителей разрабатывается соответствующий пакет
документов:
Папка-передвижка "Как облегчить адаптацию ребёнка к детскому
саду"
с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети
впервые поступают в детский сад.
информационные листы-памятки с кратким материалом "Как помочь
ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду», которые родители могут
взять с собой.
альбом с фотографиями из жизни детского сада "Мы ждем тебя". (В
начале альбома родителей и детей "встречает" сказочный герой. Он
проводит экскурсию по страницам альбома. Этот сказочный герой
знакомит
детей
с
раздевалкой
и
шкафчиком,
ждущим малыша;
групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают
встречи с ним; знакомите детьми, уже посещающими детский сад, с их
интересной и разнообразной жизнью).
совместные праздники для родителей и детей раннего возраста.
Для создание эмоционально благополучной атмосферы в групповой
комнате оборудуются все зоны. Основная цель сделать помещение более
уютным, домашним и привлекательным для детей. В интерьере
преобладает светло - желтый, оранжевый цвет, так как он стимулирует,
жизнерадостное, оптимистическое настроение и доброжелательность в
общении. Зелёный цвет комнатных растений, коврового покрытия,
некоторых
пособий
способствуют
активной
детской
деятельности
(спортивные пособия,
атрибуты
для
закаливания,
для
театральных представлений) помогают создать уравновешенную,
деловую обстановку в группе, также способствует формированию у детей
уверенности при выполнении действий с предметами.
«Полочка
для
любимых
игрушек»,
где
по
желанию
ребёнка)
располагаются вещи, принесённые из дома;
Продумывается место для возможного уединения ребёнка, если ему
захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
Мини-игровая зона, куда выставляются яркие красивые игрушки, чтобы
ребёнку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;
Подбирается фонотека со спокойной музыкой и весёлыми детскими
песнями.
Подбирается картотека художественного слова на все режимные моменты,
для того,
чтобы создать бодрое, радостное настроение,
избежать
обыденности обстановки.
Игры с песком и водой, способны «заземлять» отрицательную энергию, в
итоге
происходит
гармонизация
психо-эмоционального
состояния
ребёнка.
Элементы арт - терапии, дети рисуют разными способами (пальчиками,
ладошками )помогают снять детям тревожность.
Используются пальчиковые игры.
Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки)
Игры и упражнения в сухом бассейне помогают улучшить самочувствие и
эмоциональное
состояние
детей,
оказывают
профилактический
и
лечебный эффект при многих заболеваниях. Постоянный контакт всей
поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает детям
почувствовать
свое
тело
и
создает
мягкий
массажный
эффект,
обеспечивает глубокую мышечную релаксацию.
На этапе
анализа
и
выводов (с ноября по
декабрь)
обеспечивается
обработка результатов: анализ адаптационных листов,
оценка уровня нервно-психического развития воспитанников. Заполняются
индивидуальные маршруты развития детей. С дошкольниками, у которых
выявлена тяжелая степень адаптации, проводится индивидуальная
работа.