Напоминание

Адаптация в ДОУ


Автор: Николаева Елена Святославовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №102
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении
Тема: Адаптация в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Николаева Елена Святославовна МБОУ№102

«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного

образовательного учреждения»

Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни,

сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня,

разлукой с близкими

людьми.

Все

это

обрушивается на малыша

одновременно, создавая стрессовую ситуацию.

Адаптация - это процесс, требующий особого внимания со

стороны

педагогов

дошкольного учреждения и родителей. Детский

организм не сразу привыкает к новым социальным условиям.

Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих

реакций, расстройством сна, аппетита. Поскольку адаптивные возможности

дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную

ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут

привести

к

эмоциональным

нарушениям

и

замедлению

темпа

психофизического развития.

Цель: создать благоприятные психолого - педагогические условия,

способствующие успешной адаптации детей к детскому саду.

Задачи:

1. Формировать у малышей положительную ассоциативную связь с

дошкольным учреждением;

2.

Обеспечить

психологическую

поддержку

и

помощь

детям

с

неблагополучным прогнозом адаптации;

3. Обучить родителей приемам снятия психологического напряжения в

период адаптации ребенка в ДОУ.

Принципы: соблюдаемые в процессе общения с ребенком:

1.Принятие ребенка - ребенок принимается таким, какой он есть 2.Эмпатия -

(сопереживание) взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы,

принимает его позицию.

3.Конгруэнтность - предполагает адекватное отношение со стороны

взрослого человека к происходящему.

Для обеспечения оптимального течения адаптации важен постепенный

переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и индивидуальный

подход со стороны специалистов детского сада.

Для создания благоприятных условий, работу веду в несколько этапов:

Подготовительный

Психолого – педагогического сопровождения

Анализов и выводов

На каждом из них для родителей, разрабатываются рекомендации по

облегчению адаптации детей раннего возраста.

Подготовительный этап начинается до поступления ребенка в

ДОУ. На этом этапе важно распознать особенности адаптационного

периода каждого ребенка и факторы, от которых зависит его течение.

В рамках деятельности осуществляется предварительное знакомство

с дошкольниками и их родителями.

Проводятся обязательное

анкетирование по следующим темам: "Портрет моего ребенка".

"Готовность ребёнка к поступлению в детский сад ". По результатам

анкетирования прогнозирую течение адаптации, выявляются дети

группы "риска".

Родители знакомятся с характеристикой возрастных возможностей и

показателями развития детей раннего возраста.

С

целью

информационного

сопровождения

родителей

разрабатывается: буклет «Рекомендации по облегчению адаптации

детей раннего возраста», который включает в себя следующие

разделы:

Информация о сотрудниках и телефоны

Советы педагога – психолога, как грамотно подготовить ребёнка к

ДОУ

Советы родителям о правильном поведении во время адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается также с

использованием медиа средств: интернет-сайта, диска '"Электронный

справочник для родителей, будущих воспитанников ".

В феврале, мае проводятся Дни открытых дверей, которые представляют

собой экскурсию по детскому саду и презентацию всех помещений.

С мая по – июнь в рамках подготовительного этапа начинает

работу адаптационная

группа, которая

создается

по

результатам

предварительного прогноза адаптации детей. Длительность пребывания

дошкольников в группе составляет три недели по 1,5 — 2 ч (в первой

половине дня).

Деятельность группы осуществляется в соответствии с разработанным

планом. Для родителей на этом этапе организуется родительское собрания,

анкетирование на темы: "Готовность ребенка к ДОУ", "Какой я родитель.

Виды

родительских

позиций",

практикум

"Адаптационные

игры

для

малышей", цикл бесед: "Игры-игрушки", "Умелые пальчики", консультации

по вопросам воспитания и развития дошкольников.

Этап

психолого-педагогического

сопровождения реализуется

с

сентября по октябрь после поступления ребенка в дошкольное

учреждение.

Группа

раннего

возраста комплектуется постепенно,

поэтому у педагога есть возможность предварительно познакомиться с

родителями и другими членами семьи, с самим ребенком. В разговоре с

родителями узнатькак можно больше об особенностях поведения ребёнка и

его привычках:

В каких условиях живёт ребёнок (сколько человек в семье, есть ли

другие дети,

живут ли с ними бабушка и дедушка и т.д.);

Какие привычки сложились дома в отношении еды, засыпания,

пользования туалетом и т. п.;

Как называют ребёнка дома;

Чем больше всего любит заниматься ребёнок;

Какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают

родителей.

В общении с родителями желательно придерживаться следующих правил:

В любое время родители и близкие родственники ребёнка могут

прийти в группу и находиться там необходимое для них время;

Выполнять просьбы родителей относительно сна, питания, одежды

ребёнка.

Данные правила очень актуальны для нашего времени и, несомненно,

подкрепляют доверие родителей к ДОУ и воспитателям.

Замечено, что если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения

между

своими

родителями

и

воспитателями,

он

гораздо

быстрее

адаптируется в новой обстановке.

На данном этапе, для родителей разрабатывается соответствующий пакет

документов:

Папка-передвижка "Как облегчить адаптацию ребёнка к детскому

саду"

с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети

впервые поступают в детский сад.

информационные листы-памятки с кратким материалом "Как помочь

ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду», которые родители могут

взять с собой.

альбом с фотографиями из жизни детского сада "Мы ждем тебя". (В

начале альбома родителей и детей "встречает" сказочный герой. Он

проводит экскурсию по страницам альбома. Этот сказочный герой

знакомит

детей

с

раздевалкой

и

шкафчиком,

ждущим малыша;

групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают

встречи с ним; знакомите детьми, уже посещающими детский сад, с их

интересной и разнообразной жизнью).

совместные праздники для родителей и детей раннего возраста.

Для создание эмоционально благополучной атмосферы в групповой

комнате оборудуются все зоны. Основная цель сделать помещение более

уютным, домашним и привлекательным для детей. В интерьере

преобладает светло - желтый, оранжевый цвет, так как он стимулирует,

жизнерадостное, оптимистическое настроение и доброжелательность в

общении. Зелёный цвет комнатных растений, коврового покрытия,

некоторых

пособий

способствуют

активной

детской

деятельности

(спортивные пособия,

атрибуты

для

закаливания,

для

театральных представлений) помогают создать уравновешенную,

деловую обстановку в группе, также способствует формированию у детей

уверенности при выполнении действий с предметами.

«Полочка

для

любимых

игрушек»,

где

по

желанию

ребёнка)

располагаются вещи, принесённые из дома;

Продумывается место для возможного уединения ребёнка, если ему

захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

Мини-игровая зона, куда выставляются яркие красивые игрушки, чтобы

ребёнку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;

Подбирается фонотека со спокойной музыкой и весёлыми детскими

песнями.

Подбирается картотека художественного слова на все режимные моменты,

для того,

чтобы создать бодрое, радостное настроение,

избежать

обыденности обстановки.

Игры с песком и водой, способны «заземлять» отрицательную энергию, в

итоге

происходит

гармонизация

психо-эмоционального

состояния

ребёнка.

Элементы арт - терапии, дети рисуют разными способами (пальчиками,

ладошками )помогают снять детям тревожность.

Используются пальчиковые игры.

Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки)

Игры и упражнения в сухом бассейне помогают улучшить самочувствие и

эмоциональное

состояние

детей,

оказывают

профилактический

и

лечебный эффект при многих заболеваниях. Постоянный контакт всей

поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает детям

почувствовать

свое

тело

и

создает

мягкий

массажный

эффект,

обеспечивает глубокую мышечную релаксацию.

На этапе

анализа

и

выводов (с ноября по

декабрь)

обеспечивается

обработка результатов: анализ адаптационных листов,

оценка уровня нервно-психического развития воспитанников. Заполняются

индивидуальные маршруты развития детей. С дошкольниками, у которых

выявлена тяжелая степень адаптации, проводится индивидуальная

работа.



В раздел образования