Автор: Рамазанова Рамина Гамиддиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №14
Населённый пункт: Мегион
Наименование материала: статья
Тема: «Создание педагогических условий для успешного и полноценного интеллектуального развития детей раннего и дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия "педагог - дети - родители"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«
ДЕТСКИЙ
САД
№ 14 «У
МКА
»
Перспективный план по самообразованию тема:
«Создание педагогических условий для успешного и полноценного интеллектуального
развития детей раннего и дошкольного возраста через организацию формы
взаимодействия «педагог-дети-родители».
Воспитатели: Коваленко Н.В. первая кв.категория,
Рамазанова Р.Г., первая кв.категория.
г.Мегион, 2020-2021г.г.
Актуальность выбранной темы:
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое
развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать
высокий смысл делам и мыслям человека.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые
уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру,
другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у
ребёнка.
Ребёнок 4 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для
формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям
удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок
познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но
и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Воспитателям, так же, как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы,
обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей
представлений о том, как нужно заботиться о, своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.
Цель работы по теме самообразования: способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей среднего дошкольного
возраста посредством чтения художественных произведений, через создание педагогических условий для успешного и полноценного
интеллектуального развития детей через организацию формы взаимодействия «педагог – дети – родители».
Задачи:
- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;
Родители:
- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
Предполагаемый результат:
Дети:
Формирование у детей ценностного отношения к книге.
Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы.
Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и
сорадование.
Родители:
Семьи воспитанников начинают уделять больше внимания чтению художественной литературы дома.
Воспитатели:
-повысят компетенцию по изучаемой теме.
Срок реализации: сентябрь 2020 - май 2021 учебный год.
Содержание работы по самообразованию.
Сроки
Тема
Содержание
Практический выход
сентябрь
Формирование потребности в
самообразовании, самооценка
подготовленности, осознание
необходимости в знаниях, постановка
целей и задач.
Цель работы по самообразованию: повышение
своего теоретического уровня профессионального
мастерства и компетентности.
В течении года
сентябрь
Планирование работы по
самообразованию, изучение проблемы,
постановка цели, задач,
предполагаемого результата.
Планирование работы по следующим разделам:
-изучение методической литературы;
-работа с детьми;
-работа с семьёй;
-самореализация.
Составление плана
самообразования по теме
с внедрением в практику
ДОУ.
В течение года
Теоретическое изучение проблемы.
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и
игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера,
Москва, 2003.
2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет,
Екатеринбург, 1996.
3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени
общения: от года до семи лет, Москва, 1992.
4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное
воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез,
Москва 2008.
5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему.
Программа и методика эстетического развития
Изучение литературы по
теме.
дошкольника. Москва, 1998.
6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам
русской народной культуры.
7. Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое
воспитание в детском саду».
8. Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском
саду».
9. Интернет-ресурсы.
В течение года
Практическая деятельность.
1. Изучение опыта педагогов в ДОУ.
2. Использование методики на ООД, в свободной
деятельности, в игре, в индивидуальной работе с
детьми.
3. Изучение методик и технологий в интернете.
4. Консультация для родителей «Роль книги в
нравственном воспитании детей», «Роль и влияние
общения в семье на развитие ребенка».
5. Выставка книг для родителей.
6. Консультация для педагогов «Социально-
нравственное воспитание дошкольников
средствами художественной литературы».
7. Составление картотеки игр по духовно-
нравственному воспитанию.
8. Создание картотеки игр-драматизаций с
использованием художественных текстов.
9. Отчёт по теме самообразования.
Консультации для
родителей, консультация
для воспитателей;
составление картотек игр,
драматизаций - игр;
оформление выставки для
родителей.
май
Подведение итогов самообразования.
В результате работы по теме самообразования
ожидаются следующие результаты:
- у детей формируется ценностное отношение к
книге;
- у детей развивается интерес к чтению
художественной литературы;
- у детей формируется позитивное отношение
Отчёт на педсовете
детей к окружающему миру, другим людям и
самому себе; потребность и готовность проявлять
сострадание и сорадование;
- формирование у родителей осознания важности и
необходимости в чтении художественной
литературы детям дома.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц
Направления работы
Способы достижения
Анализ достижений
Сентябрь
Работа с документацией.
Самостоятельное изучение методической
литературы по самообразованию.
Изучение литературы по теме.
В течении года.
Повысится компетенция
по изучаемой теме.
Планирование работы по самообразованию,
изучение проблемы, постановка цели, задач,
предполагаемого результата.
Составление плана самообразования по теме с
внедрением в практику ДОУ.
В течении года.
Повысится компетенция
по изучаемой теме.
Работа с родителями
Анкетирование родителей «Роль книги в вашем
доме».
Анализ анкет.
Работа с детьми:
Литературная гостиная (в
совместной деятельности по вечерам).
Чтение детям книг, беседы по прочитанным
произведениям: «Дары осени», «Наш огород»,
«Золотая осень», «Осень в лесу». Чтение
произведений по темам: «Уроки Здоровейки».
Приучение детей к
слушанию произведений,
беседы по изучаемой
теме. Рисунки детей
«Золотая осень».
Октябрь
Изучение темы: «Духовно-нравственное
развитие детей посредством книги»
Изучение литературы по проблеме.
В течении месяца.
Повышение компетенции
по изучаемой теме.
Работа с детьми:
Литературная гостиная (в
совместной деятельности по вечерам).
Чтение произведений по темам «Родная земля –
кормилица – хлеб», «В гостях у Сказочницы»,
«Домашние животные». Чтение произведений по
темам: «Уроки Здоровейки»
Чтение произведений по
разным темам с
привлечением родителей.
Творческие работы детей
с родителями «Домашние
животные».
Работа с родителями
Консультация для родителей «Роль закаливания в
оздоровлении ребенка».
Информация в уголок для
родителей.
Ноябрь
Посещение занятий по развитию речи
(Ознакомление с художественной
литературой).
Обмен опытом по проблеме.
Преемственность обмена
опытом. В течении года.
Работа с детьми: Литературная гостиная (в
совместной деятельности по вечерам).
Чтение произведений по темам «Труд
взрослых в
детском саду», «Поздняя осень», «Я и моя семья»,
«Уроки Здоровейки».
Спортивное развлечение
«Здоровей – ка».
Совместное мероприятие
с родителями.
Работа с родителями
Практические советы «Как подружить ребёнка с
книгой».
Индивидуальная работа с
родителями.
Декабрь
Изучение темы: «Устное народное творчество
как средство духовно-нравственного развития
личности ребенка».
Знакомство с литературой.
Повышение компетенции
по изучаемой теме.
Работа с детьми:
Литературная гостиная (в
совместной деятельности по вечерам).
Чтение произведений по темам: «Начало зимы»,
«Новый год», «Бытовая техника».
Привлечение родителей к
чтению в «Литературной
гостиной».
Работа с родителями
Оформление выставки для родителей: Выставка
книг.
Использование книг для
чтения с детьми в
домашних условиях.
Январь
Изучение темы: «Использование фольклора в
работе с детьми».
Подбор материала по теме.
Составление картотеки
игр по нравственному
воспитанию.
Работа с детьми:
Литературная гостиная (в
совместной деятельности по вечерам).
Чтение произведений по темам: «Дикие животные
зимой», «Зимующие птицы», «Предметы быта:
посуда».
Дидактическая игра «Расскажи, дружок, потешку»,
«Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»,
настольно-печатные игры по мотивам потешек
(разрезные картинки, лото).
Привлечь старшее
поколение (бабушек,) к
литературным чтениям в
группе.
Работа с родителями - сбор информации,
подготовка памяток.
Памятка: «С какими книгами лучше дружить
дошколятам».
Повышение родительской
компетенции в изучаемой
теме.
Февраль
Изучение темы: «Роль сказки в воспитании
детей».
Изучение литературы.
Повышение компетенции
по изучаемой теме.
Работа с детьми:
Литературная гостиная (в
совместной деятельности по вечерам).
Чтение произведений по темам: «Транспорт»,
«Наша Армия», «Наши папы».
Чтение детям русских народных сказок.
Прослушивание аудиозаписей сказок.
Привлечь старшее
поколение (бабушек,
дедушек) к литературным
чтениям в группе.
Подготовка к открытому занятию:
составление конспекта, подбор наглядного
материала.
Открытое занятие для педагогов «Дорога добра».
Встреча с представителем
Март
Составление картотеки игр-драматизаций для
детей (по знакомым сказкам)
Изучение и подбор литературы.
Картотека игр –
драматизаций по русским
народным сказкам.
Работа с детьми:
Литературная гостиная (в
Чтение произведений по темам: «Праздник мам»,
Совместные игры дети-
совместной деятельности по вечерам).
«Наши добрые дела», « Вежливость», «Ранняя
весна и её признаки». Дидактические игры «Угадай
сказку», «Из какой сказки герой». Настольно –
печатные игры по русским народным сказкам
(разрезные картинки, лото)
родители, воспитатели-
дети.
Работа с родителями
Приобрести в группу раскраски по русским
народным сказкам.
Консультация для педагогов (выступление на
педсовете).
Консультация «Социально-нравственное
воспитание дошкольников средствами
художественной литературы».
Рекомендации из опыта
работы воспитатели-
родители.
Апрель
Подготовка к открытому занятию:
составление конспекта, подбор наглядного
материала.
Открытое занятие совместно с родителями на тему
«В гостях у сказки».
Совместное мероприятие
дети-родители,
воспитатели-дети.
Работа с детьми:
Литературная гостиная (в
совместной деятельности по вечерам).
Изучение правил поведения по книге А.Усачёва
«Уроки вежливости». Чтение произведений по
темам: «Уроки Здоровейки», «Космос».
Встреча с родителями за
круглым столом.
Работа с родителями
Конкурс совместных творческих работ родителей
и детей на тему «Моя любимая сказка».
Выставка работ.
Май
Самоанализ плана самообразования.
Обобщение опыта
Составление отчета по
самообразованию.
Работа с детьми:
Литературная гостиная (в
совместной деятельности по вечерам).
Чтение произведений по темам: «Мой город»,
«Домашние животные».
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-
драматизации).
Обобщить работу в
«Литературной
гостинной»
Подготовка отчёта о проделанной работе за
учебный год.
Вечер-досуг «Вся семья вместе, так и душа на
месте».
Отчет на педсовете.