Автор: Белова Наталья Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 207"
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, НОВОКУЗНЕЦК-КУЗБАСС
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра-ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном
возрасте
В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности, не потому что
ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра
вызывает качественные изменения в его психике.
Ведущая деятельность- это деятельность определяющая характер психического развития
на том или ином этапе детства.
Признаки ведущей деятельности: 1-развитие всех познавательных психических
процессов
2- зарождение новых видов деятельности.
3- формирование новых качеств личности.
Игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий
взрослых и отношений между ними, в особой условной форме.
Влияние игры на общее развитие ребенка
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В
игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В
условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Игровая ситуация и
действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности
ребенка. В игре ребенок учится действовать с предметами заместителями- он дает им
игровые названия и действует с ними в соответствии с названием. Предмет заместитель
становится опорой для мышления. Таким образом игра влияет на мыслительные
процессы. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том что через нее он
знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей , которые становятся
образцом для его собственного поведения . в игре ребенок приобретает основные навыки
общения.
Влияние игры на развитие речи.
Очень большое влияние оказывает игра на развитее речи. Игровая ситуация требует от
каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения.
Если ребенок не умеет высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не
способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре , то он будет в
тягость сверстникам. Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для
развития знаковой функции речи ребенка. В игре развитие знаковой функции
осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы заместители
выступают как знаки отсутствующих предметов. Называние одним и тем же словом
отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на
некоторых свойствах предмета по новому осмысливаемых через замещение.
Рефлексия.
Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития рефлексивного
мышления. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные
действия , поступки, мотивы, и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а так же
действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному
поведению человека в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре
возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие входящее
в процесс общения.
Зарождение новых видов деятельности.
В игре складываются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают
самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование,
конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя ребенок разыгрывает тот
или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры . только к старшему
дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает
самостоятельное значение. так же внутри игровой деятельности начинает складываться и
учебная деятельность , которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник
начинает учиться играя- он к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с
определенными правилами.
Игра как средство воспитания.
в педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства
воспитания.
Воспитание – это процесс развития качеств личности человека.
Основополагающим является положение о том , что в дошкольном возрасте игра является
тем видом деятельности , в котором формируется личность , обогащается ее внутреннее
содержание . Н.К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в
зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя , а можно
прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и
педагогических исследованиях убедительно доказано что в игре происходит
разностороннее развитие ребенка. Важнейшим средством воспитания становится и
игрушка, формирующая представление о мире развивающая вкус, нравственные чувства.
Игра как форма организации жизнедеятельности детей.
Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы
организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка
организовать жизнь детей в форме игры пренадлежала Фребелю. Он разработал систему
игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась
воспитательная работа в детском саду. Все время прибивания ребенка в детском саду
было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру педагог вовлекает ребенка в
новую. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста Н.К.
Крупская писала : «…игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма
воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. »
Таким образом огромное значение игры для развития всех психических процессов и
личности ребенка в целом дает основание считать что именно эта деятельность является
ведущей в дошкольном возрасте.