Напоминание

Игра-ведущая деятельность в дошкольном возрасте


Автор: Белова Наталья Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 207"
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, НОВОКУЗНЕЦК-КУЗБАСС
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра-ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном

возрасте

В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности, не потому что

ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра

вызывает качественные изменения в его психике.

Ведущая деятельность- это деятельность определяющая характер психического развития

на том или ином этапе детства.

Признаки ведущей деятельности: 1-развитие всех познавательных психических

процессов

2- зарождение новых видов деятельности.

3- формирование новых качеств личности.

Игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий

взрослых и отношений между ними, в особой условной форме.

Влияние игры на общее развитие ребенка

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В

игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В

условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Игровая ситуация и

действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности

ребенка. В игре ребенок учится действовать с предметами заместителями- он дает им

игровые названия и действует с ними в соответствии с названием. Предмет заместитель

становится опорой для мышления. Таким образом игра влияет на мыслительные

процессы. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том что через нее он

знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей , которые становятся

образцом для его собственного поведения . в игре ребенок приобретает основные навыки

общения.

Влияние игры на развитие речи.

Очень большое влияние оказывает игра на развитее речи. Игровая ситуация требует от

каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения.

Если ребенок не умеет высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не

способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре , то он будет в

тягость сверстникам. Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для

развития знаковой функции речи ребенка. В игре развитие знаковой функции

осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы заместители

выступают как знаки отсутствующих предметов. Называние одним и тем же словом

отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на

некоторых свойствах предмета по новому осмысливаемых через замещение.

Рефлексия.

Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития рефлексивного

мышления. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные

действия , поступки, мотивы, и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а так же

действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному

поведению человека в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре

возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие входящее

в процесс общения.

Зарождение новых видов деятельности.

В игре складываются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают

самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование,

конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя ребенок разыгрывает тот

или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры . только к старшему

дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает

самостоятельное значение. так же внутри игровой деятельности начинает складываться и

учебная деятельность , которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник

начинает учиться играя- он к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с

определенными правилами.

Игра как средство воспитания.

в педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства

воспитания.

Воспитание – это процесс развития качеств личности человека.

Основополагающим является положение о том , что в дошкольном возрасте игра является

тем видом деятельности , в котором формируется личность , обогащается ее внутреннее

содержание . Н.К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в

зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя , а можно

прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и

педагогических исследованиях убедительно доказано что в игре происходит

разностороннее развитие ребенка. Важнейшим средством воспитания становится и

игрушка, формирующая представление о мире развивающая вкус, нравственные чувства.

Игра как форма организации жизнедеятельности детей.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы

организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка

организовать жизнь детей в форме игры пренадлежала Фребелю. Он разработал систему

игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась

воспитательная работа в детском саду. Все время прибивания ребенка в детском саду

было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру педагог вовлекает ребенка в

новую. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста Н.К.

Крупская писала : «…игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма

воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. »

Таким образом огромное значение игры для развития всех психических процессов и

личности ребенка в целом дает основание считать что именно эта деятельность является

ведущей в дошкольном возрасте.



В раздел образования