Автор: Данько Инна Евгеньевна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №39 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: «Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает!»
Раздел: дошкольное образование
«Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает!»
(использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда)
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования
современных
образовательных
технологий,
а
особенно
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья. С целью достижения новых образовательных результатов в
своей
работе
я
использую
информационно-коммуникативные
образовательные
технологии. Свои навыки я применяю в работе: с детьми, родителями, коллегами
Использование ИКТ в работе с детьми
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в
образовательном процессе. Одним из средств, обладающим уникальной возможностью,
повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника,
развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона
образовательной деятельности являются информационно-коммуникативные технологии.
Применение
информационно-коммуникационных
технологий
в
сочетании
с
традиционными
методами
позволяет
оптимизировать
коррекционно-развивающий
процесс, сделать его более результативным.
У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное
понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность
связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема
словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи
имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. В этом
случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так
как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только
ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ: развитие связной
речи, обучение грамоте, формирование зрительно-пространственных отношений, работа
над
звукопроизношением,
формирование
лексико-грамматических
категорий,
коррекционно-оздоровительное направление.
На подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-
грамматических
категорий,
по
развитию
связной
речи,
формированию
звукопроизношения я использую компьютерные презентации. Это дает возможность
показать наглядно информацию в игровой форме, что вызывает у детей огромный
интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
ИКТ
позволяют
мне
в
доступной
форме,
ярко,
образно,
преподнести
дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей
дошкольного возраста.
С
помощью
ИКТ
легко
привлечь
внимание
детей
движением,
звуком,
мультипликацией.
Использование ИКТ способствует развитию у дошкольников исследовательских
способностей,
познавательной
активности,
навыков
и
талантов.
А
также
дает
возможность поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Мною созданы презентации по лексическим темам, дидактические игры и пособия.
Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира,
наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет
вокруг Солнца, движение волн, дождь. А также мною подобраны аудиозаписи
классических или современных произведений, песни из детских мультфильмов по
соответствующим темам.
Практика показала, что использование ИКТ в логопедической работе позволяет
добиться положительных результатов.
ИКТ в работе с педагогами и родителями
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда дает возможность расширить
творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на
воспитание, обучение и развитие детей с ОВЗ.
Использование
компьютерных
технологий
я
применяю
в
оформлении
перспективных
планов
работы,
конспектов
НОД,
результатов
педагогической
диагностики, аттестационных материалов, портфолио ребёнка и т. д.
Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих
в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов,
семинаров, получать консультации по возникшим проблемам, использовать электронную
почту, а также размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с разработками
мероприятий своих коллег.
«Скайп»
(видеочат)
помогает
принимать
участие
в
видеоконференциях
и
вебинарах с коллегами.
Используя компьютерную сеть Интернет можно быть в курсе всех событий в мире,
читая электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов.
ИКТ
я
активно
использую
и
в
работе
с
родителями
при
оформлении
информационных стендов, родительских уголков, домашних заданий.
Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями. Она
позволяет
продемонстрировать
любые
документы
и
фотоматериалы;
обеспечить
индивидуальный
подход;
оперативно
представить
и
получить
информацию;
использовать ИКТ при проведении родительских собраний.
Таким образом, использование информационных технологий в логопедической
работе дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-
образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.