Напоминание

«Общее понятие о предлоге»


Автор: Галочкина Лариса Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №155 г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Урок
Тема: «Общее понятие о предлоге»
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: «Общее понятие о предлоге»

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология построения урока: проблемно-диалогическая.

Цель: обеспечить условия для формирования представлений о предлоге, как

части речи и его роли в предложении.

Задачи:

-познакомить учащихся с понятием «предлог», его роли в русском языке;

-учить писать предлоги отдельно от других частей речи

- правильно списывать слова и предложения;

- проверять написанное, сравнивая с образцом.

Формирование метапредметных ууд:

личностные:

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

регулятивные:

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную

деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку

деятельности на уроке;

коммуникативные :

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать предлог как часть

речи; употреблять предлог только с именами существительными или

местоимениями; устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога;

применять правила правописания.

Оборудование: ПК, проектор, карточки с названием частей речи, со словами,

карточки – подсказки для детей с ОВЗ, дифференцированные карточки с

заданиями, лесенка успеха и человечек для каждого ученика, презентация.

Ход урока:

Организационный момент.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

- А чему вы сегодня хотите научиться?

II. Актуализация знаний учащихся

1.Минутка чистописания

2.Словарная работа

Отгадайте загадку

Дождь стучится в окна нам,

Слышен птичий шум и гам.

Март прошел, звенит капель,

Начинается ... (АПРЕЛЬ)

- Какие пословицы и поговорки о весне, апреле вы знаете?

*Мокрый апрель - хорошая пашня, славный сенокос.

*Сухой апрель предвещает для пашни и сенокоса недоброе

*Апрель с водою, а май с травою.

*Апрель теплый, май холодный - год хлебородный.

Наверное вы догадались, какое словарное слово мы сегодня узнаем?

апре

́

ль

- На какой слог падает ударение? Какую гласную мы должны запомнить?

Запишите это слово в словарик. Запомните его на

3. Орфографическая минутка.

-Ребята, приглашаю вас в удивительную страну. Догадайтесь какую. Это раздел

науки о языке, изучающий части речи. (Морфология)

- В этой стране живут части речи. Какие вы знаете части речи?

В_робей, л_тит, б_рёзовый, д_журный, под, х_дить, л_сица, м_розит, м_лочный,

в_сёлая

-Вставьте пропущенные буквы.

Прочитайте еще раз эти слова и ответьте, по какому признаку можно разделить

эти слова на группы?

Сколько будет групп? Какие?

Запишите слова в три группы самостоятельно:

(Для учеников с ОВЗ даю карточку- подсказку с этими словами без

пропущенных орфограмм)

1 ряд – записывает имена существительные

2 ряд – записывает имена прилагательные

3 ряд – записывает глаголы

- Прочитайте первую группу слов. Докажите, что это имена существительные.

- Прочитайте вторую группу слов. Докажите, что это имена прилагательные.

- Прочитайте третью группу слов. Докажите, что это глаголы.

- Объясните написание орфограмм.

- Ребята, посмотрите, какое слово оказалось лишним ?

-О чём это говорит? (Мы не все части речи изучили.)

- О чем будем говорить на уроке? (Будем говорить о новой части речи).

III. Работа над новым материалом.

1. Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока.

-Жили были части речи очень дружно. Они любили играть в «Слова». Мы с

вами тоже поиграем.

- У кого на парте синие полоски, выходите к доске. Прочитайте свои слова.

Постройте из них предложение. (Заяц сидит кустом).

- Можно ли назвать эту группу слов предложением? Понятно ли о чем

говорится? Что нужно сделать? (Нужно добавить слово под).

(На доске расположены карточки со словами: в, по, на, за, под …)

- Прочитайте предложение. Какое слово добавили? Получилась связь в

предложении? А почему она получилась?

- Можем мы поселить это слово в группу к существительным, прилагательным,

глаголам?

- Значит, это новая часть речи, поселим это слово в новую группу.

- Кто знает, как называется новая часть речи? О чем будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с

предлогами? Да, но мы не говорили о них подробно.

- Значит, какова цель нашего урока? (Выяснить, что такое предлог и определить

его место в речи.)

- Для осуществления цели, какие задачи будем решать?

Будем учиться находить предлоги в потоке речи;

Узнаем о роли предлогов в предложении;

Научимся грамотно писать предлоги с другими частями речи.

- Правильно, сегодня мы поговорим о том, что такое предлог; узнаем, для чего

нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. И

будем делать, своего рода, открытия.

2. Работа по теме урока.

1). Посмотрите на экран. Эта собака Бим охраняет домики, в которых живут

части речи.

Определите расположение собаки по отношению к будке?

- Описывая местонахождение животного, вы употребили слова: за, на, около,

перед, в … Это предлоги.

- А если мы употребляем их в речи, значит, предлог- это часть речи.

- Вот мы и сделали первое открытие.

Посмотрите, вот предлоги.

Так малы, но так важны!

Вы, ребята, постепенно

Все запомнить их должны!

- Как вы думаете, это все предлоги, которые есть в русском языке?

- Конечно, это не все предлоги. Их в русском языке огромное количество. По

частоте употребления они на 4 месте среди других частей речи.

2).Коллективная работа с текстом.

Внимание на экран. Перед вашими глазами четверостишие Б.Заходера.

Прочитайте предложения про себя. Всё ли вам понятно? (Нет.) Почему?

Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Чего не хватает в тексте?

Давайте вставим предлоги.

Дети работают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные

учителем.

(Дети с ОВЗ используют карточку-подсказку №2, на которой указаны предлоги.

Ученики выбирают нужный предлог.)

У, с, на, под

- Подчеркните предлоги.

Установилась ли теперь связь слов в предложениях?

Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они

называются служебной частью речи.

- Мы сделали второе открытие.

3). -Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это

сделать?

Предлог – это служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они

не изменяются.

-Мы сделали третье открытие.

4). Работа с учебником (с.108, упр.184)

- Выпишите из предложений предлоги вместе с той частью речи, к которой они

относятся.

(У доски работает ученик.)

- Кроме предлогов, какие части речи использованы в предложениях?

- С какой частью речи употребляются предлоги? (С именем существительным.)

- Перед глаголами встретились предлоги? (Нет.)

- Обратите внимание на написание предлогов с частями речи. Что вы можете

сказать?

(Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.)

- Мы сделали четвертое открытие.

IV. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

- Попробуйте объединить все открытия, совершенные сегодня на уроке, и

сформулировать правило, что же такое ПРЕДЛОГ (Работа в парах)

-Давайте теперь повторим всё, что мы узнали про предлог (чтение алгоритма)

1) Предлог - служебная часть речи, к ним нельзя поставить вопрос.

2) Предлоги служат для связи слов в предложении.

3) Перед глаголами предлоги не употребляются. Предлоги с другими частями

речи пишутся раздельно.

(Дети с ОВЗ получают карточку- подсказку №3):

1) Предлог – это служебная _____________________________.

2) Предлоги служат для связи ___________ в предложении.

3) Предлоги не употребляются перед_____________________.

4) Предлоги с другими частями речи пишутся ______________________.

-Давайте прочитаем правило на с.109, 110.

V. Закрепление.

-Предлагаю задания на выбор.

Работа на листках зелёного цвета:

1 группа. (Слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном

уровне).

Первое задание – самое простое - списать скороговорку, подчеркнуть

предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

Работа на листках жёлтого цвета:

2 группа. (Учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

Второе задание - посложнее

Вставь предлоги в предложения, используя опорные слова.

лесную тропку … кустов выскочил рябчик. Мяч забросили … сетку ворот.

Опорные слова: за, на, из, в, под, у.

Работа на листках красного цвета:

3 группа. (Учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

Третье задание - самое сложное, но интересное.

Объединить пары слов с помощью предлогов и записать в тетрадь.

Выходить ... (дом); идти ... (лес); заботиться … (щенок); сидеть… (печка).

Кто выбрал 1-ое задание? Проверка.

Кто выбрал 2-ое задание? Проверка.

Кто выбрал 3-е задание? Проверка.

VI. Итог урока.

1. Обобщение знаний о предлоге.

- С какой частью речи познакомились сегодня в стране Морфологии?

Понравилось вам в гостях у предлога?

- Что новое узнали о нём? Что такое предлог?

- Для чего он служат?

- Перед какими словами пишутся предлоги?

- Перед какими словами не пишутся?

2. Рефлексия.

- Вспомните, какие задачи ставили на уроке и что мы делали, чтобы их достичь?

Познакомились с …

Учились…

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

3. Самооценка работы на уроке.

- Какая работа вам понравилось на уроке?

- Что у вас хорошо получилось?

- Над чем надо поработать?

На столах у вас лесенка успеха и человечек.

- Оцените свои успехи на уроке по лесенке «Знаний»:

Человечек- это вы. На какую ступеньку вы встанете?

Зелёная ступенька- всё понял, доволен собой, хорошее настроение;

Желтая ступенька- только часть задания выполнена верно;

Красная ступенька- не получилось так как хотелось.

- Спасибо за урок!

О

5. Физминутка.

А теперь я проверю, как вы хорошо знаете предлоги. Я буду называть

предлоги и имена существительные. Если произнесу существительное -

поднимите руки вверх и потянитесь. Услышав предлог - присядьте.

Доктор, о, здоровье, без, под, солнце, воздух, около, дружба, над,

аптека, про.



В раздел образования