Напоминание

Развитие воображения на основе технологии рисования песком у старших дошкольников


Автор: Кузнецова Евгения Рафисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Развитие воображения на основе технологии рисования песком у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кузнецова Евгения Рафисовна

МБ ДОУ «Детский сад № 37», г. Новокузнецк

Развитие воображение на основе технологии рисования песком

у старших дошкольников

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот

психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы

деятельности

ребенка,

в

том

числе

основой

всякой

творческой

деятельности. В современном быстроразвивающемся мире главным условием

прогрессивного

развития общества является

человек, способный к

творческому созиданию. ФГОС ДО говорит о необходимости «создания

благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого

ребенка».

Проблема развития воображения в дошкольном детстве до сих пор

является спорной и одной из наименее разработанных в детской психологии.

Воображение как ведущий компонент творческой деятельности детей,

как

ведущее

психическое

новообразование

дошкольника

широко

представлено

в

работах

отечественных

психологов

(Л.С.Выготский,

С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, О.М. Дьяченко, Л.Ю Субботина и др.)

Воображение

— это возможность создания новых образов путем

переработки

предшествующего

опыта.

Воображение

является

высшей

психической функцией, с помощью которой осуществляется мысленный

отход за пределы непосредственно воспринимаемого.

В зависимости от

характера получаемых результатов, выделяют воображение воссоздающее

(создание образов, соответствующих описанию) и творческое

(создание

новых образов)

Ребенок 5-7 лет восприимчив к новому. Его отличает своеобразие

воображения и чувств, т.е. он расположен к развитию творчества. С

возрастом

способность

к

творчеству

угасает,

что

связано

как

с

нацеленностью школьного обучения на логический компонент, так и с

отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии. В 5-6 лет из

факторов, детерминирующих творческое мышление, наиболее значимы

внешняя среда и условия социализации ребенка. Затем постепенно нарастает

значение индивидуального опыта.

В 7 лет происходит структурная перестройка творческого мышления.

Оно стимулирует у ребенка деятельность по экспериментированию и

апробации

разных

подходов

к

проблеме.

Препятствуют

творческому

мышлению

конформизм,

как

следствие

боязни

показаться

смешным,

неумелым. Торопливость и нетерпеливость как желание найти результат

немедленно тоже нередко разрушают творческий процесс. Самым вредным

для детского творчества является цензура, особенно внутренняя - это в том

числе психологическая инерция как склонность идти проторенным путем.

Изначально принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом

Густавом Юнгом. Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только

при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие

психологи

видят

в

отдельных

крупинках

символическое

отражение

автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во

Вселенной. Средства и методы рисования песком развивают не только

творческое мышление, но и другие психические процессы ребенка, а так же

мелкую моторику рук. Кроме того, песок обладает замечательным свойством

снимать накопившееся напряжение, то в процессе образовательной работы

происходит и гармонизация психо-эмоционального состояния ребенка.

Техника

рисования

песком

способствует

более

интенсивному

и

гармоничному развитию познавательных процессов и существенно повышает

мотивацию к образовательной и поисково-исследовательской деятельности.

В целом работа по развитию воображения посредством рисования на

песке проходит ряд последовательных этапов.

Сначала дети знакомятся

с техникой рисования песком на стекле,

учатся засыпать фон, выполнять движения разными частями кисти руки.

Одновременно

дети

знакомятся

со

способами

создания

изображения

палочкой на песке во время прогулки, на столе с мукой дома. У детей

появляется

возможность

самостоятельного

выбора

способа

создания

задуманного ими образа.

Освоив способы рисования на песке можно переходить к работе по

развитию воображения, учитывая принцип от простого к сложному. Сначала

детям предлагаются простые задания по созданию образов на основе

заданных элементов, создание образов по словесному описанию. Например,

дорисовать геометрическую фигуру так, чтобы получился образ, затем более

сложные задания - «Удивительная ладонь», «Поможем художнику» и др.

Постепенно для работы вводятся дополнительные материалы, с

помощью которых можно «украсить», рисунок, сделать образ более

насыщенным и интересным.

Следующим

шагом

детям

предлагаются

задания

на

создания

собственных образов (например, «автомобиль будущего», «фантастический

пейзаж» и др.).

На основе своих творческих работ ребята могут сочинять сказки, рассказы.



В раздел образования