Автор: Ракова Ольга Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МУ ДО ДШИ №2 Чердаклинского района Ульяновской области
Населённый пункт: п. Октябрьский Чердаклинского района Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: Синтез музыкального развития через занятия ритмикой в классе хореографии
Раздел: дополнительное образование
Ракова О.В.
Муниципальное управление дополнительного образования Детская школа
искусств №2 Чердаклинского района Ульяновской области, Россия
Синтез музыкального развития через занятия ритмикой в классе
хореографии
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Хореография - это искусство,
любимое детьми, оно приобщает маленького человека к миру Прекрасного,
способствует его гармоничному развитию, развивает музыкальную память,
музыкальный
кругозор,
физическую
силу,
выносливость,
раскрывает
творческие способности. Хореографическое искусство и музыка «связаны»
многими
нитями.
Музыка
даёт
пластике
ритмическую
основу,
она
определяет её эмоциональный строй, характер, образную выразительность.
Про музыку справедливо говорят, что она душа танца.
Хореографическое искусство приобрело широкое распространение в
образовательных
учреждениях.
Хореографические
коллективы
в
учреждениях дополнительного образования показали себя на практике как
перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков.
Обучение хореографии в учреждениях дополнительного образования
целесообразно начинать с занятий по ритмике. Ритмика в переводе с
греческого
(rhythmos)
означает
порядок
движения.
Ритмика
–
это
танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и
гармонично развивают тело. Ритмика является важной дисциплиной в
эстетическом цикле дополнительного образования. Поскольку происходит
формирование знаний в области хореографической культуры, развитие
творческих
способностей
обучающихся.
Ритмика
предусматривает
знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации и
«мышечного
чувства»,
формирование
художественно-творческих
способностей. В «век гиподинамии» ритмика является дополнительным
резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости,
повышения работоспособности, разрядки умственного и психического
напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к
учебной и трудовой деятельности. Занятия ритмикой служат начальным
этапом для занятий хореографией. С первых занятий у детей активизируется
связь между музыкой и движением.
Первостепенной задачей на уроках ритмики является музыкально-
ритмическое воспитание. Музыкально – ритмическая деятельность детей
имеет
три
взаимосвязанных
направления:
обеспечивает
музыкальное
развитие и включает развитие музыкального слуха, усвоения музыкальных
знаний; формирования умения подчинять движения музыке. Ребята сразу
должны понять и уяснить простые правила: музыка - хозяйка на занятиях, без
неё не может быть музыкальной игры, она руководит
в музыкальных
упражнениях; музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с
началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.
Выполнение
всех
движений
под
музыку
является
наиболее
эффективной формой создания у детей правильного понимания характера
движений. Между музыкой и движением при одновременном их исполнении
устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Музыка воздействует на эмоции,
создаёт у детей определённое настроение, влияет на выразительность детских
движений. В соответствии с разным характером музыки движения детей
приобретают разный характер. Они могут быть чёткими, энергичными и
лёгкими, мягкими, плавными, спокойными. А музыка должна быть яркой,
эмоциональной и понятной детям, тогда она будет способствовать усвоению
танцевальных
движений.
Следует
подбирать
несложные
мелодии
с
прозрачной, ясной фактурой, жанровой определённостью: марш, полька,
вальс и др. Как правило, занятия ритмики у детей проходят в игровой форме.
Игровая деятельность более доступна, понятна и интересна им. В играх дети
знакомятся с такими понятиями как:
- Характер музыки (весёлый, грустный, спокойный, торжественный )
- Жанр музыки (марш, песня, танец)
- Музыкальные регистры
- Сильные и слабые доли: чередование хлопков рук с ударами ног
- Понятие темпа: ходьба и бег в разных темпах .
А также учатся ритмично исполнять движения под музыку, уметь
воспринимать их в единстве; развивают воображение, художественно
творческие способности; учатся согласовывать характер движения и характер
музыки; расширяют музыкальный кругозор.
Все действия детей, будь то игра или какое-либо хореографическое
движение, сопровождает музыка. Дети невольно обращают внимание на это.
Музыкальное развитие идёт по возрастающей линии. Ребята накапливают не
только хореографические знания и умения, но и музыкальные. Главным
критерием
отбора
музыкального
материала
является
степень
художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение
доставляло удовольствие своей гармоничностью. Поэтому музыкальный
репертуар должен быть построен на лучших образцах русской и зарубежной
музыки. Это отрывки из балетов: Чайковского, Глазунова, Прокофьева,
Адана, Пуни, Минкуса и т. д. Но не забывать о том, что музыкальное
сопровождение на деле всегда должно помогать танцевать.
К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по
следующим моментам:
- характеру;
- темпу;
- метро-ритму (размер, акценты и ритмический рисунок);
- форме музыкального произведения (одночастное, двухчастное, трехчастное,
вступление, заключение).
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо
постоянно
пополнять
и
разнообразить,
руководствуясь
эстетическими
критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках
одного
и
того
же
марша
или
вальса
ведет
к
механическому,
не
эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и
другая
крайность:
слишком
частая
смена
сопровождений
рассеивает
внимание учащихся; не способствует усвоению и запоминанию ими
движений.
С первых дней занятий у детей должны активизироваться связь между
музыкой и движением. Необходимо возбудить у ребят желание двигаться,
когда звучит музыка, сделать для них связь музыки с движением привычной,
естественной. Дети должны получать радость от движений и музыки;
движения усиливают их эмоциональный отклик на музыку.
Эти первые музыкально-двигательные впечатления и навыки детей
служат залогом успеха всей дальнейшей работы.
Основной задачей курса ритмики является приобщение детей к
танцевальному
искусству,
воспитание
у
детей
способности
к
более
глубокому
восприятию
музыки,
развитие
музыкальных
способностей,
формирование художественного вкуса и интересов.
Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка органически
связаны. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее
должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает
целостный музыкально-двигательный образ.
Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную
реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.
Мелодия - основа музыкально-двигательного образа. Дети учатся
вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. В
танцах музыка помогает детям следовать за развивающимся содержанием,
чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.
Музыкальное воспитание является одной из важнейших составляющих
гармоничного
развития
детей,
которое
представляет
собой
целенаправленный процесс формирования творчески активной личности,
способной воспринимать и оценивать прекрасное. Музыка способствует
гармонизации и развитию всех духовных способностей ребёнка и тесно
связана с нравственным воспитанием. Благодаря музыке дети интуитивно
тянутся к добру.
Список литературы:
1.Л.Бондаренко. Методика хореографической работы в школе и внешкольных
заведениях. Изд-во: Киев: Музична Украина, 1985 г.;
2.Классический танец. Сост. Д. Ярмолович.- С.-Пб. Музыка,1985.-148с.
3.Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Сост.
И. Климкович, В. Малашева. - М.Музыка,1971.-125с.