Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки"


Автор: Мышкина Екатерина Владимировна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ №78
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством

народных сказок». Мышкина Е.В., воспитатель МБДОУ № 78 «Ивушка», г. Сургут,

Тюменская область.

Нравственно-духовное воспитание личности – сложный педагогически организованный

процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей.

Актуальность этого процесса особенно возрастает в условиях регионализации дошкольного

образования, усиливающей культурно-историческую преемственность и этнокультурную

направленность ДОУ, специфичность деятельности детских садов [1].

В процессе приобщения дошкольников к материальному и духовному наследию следует

оказывать комплексное воспитательное воздействие на когнитивную, эмоционально-оценочную и

поведенческую сферы дошкольников. Недостаточная сформированность одного из компонентов

(этических представлений о национальных и общечеловеческих ценностях; положительного

отношения к явлениям и объектам общественной и этнокультурной жизни или готовности

действовать в соответствии с усвоенными ценностями и нормами по отношению к окружающим

людям и т. д.) ведёт к несформированности нравственных качеств или ценностных ориентаций в

целом. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить ряд особенностей

нравственно-духовного воспитания и развития дошкольников. Заключается это в следующем:

дошкольник сначала приобретает знaния о нравственных нормах и духовных ценностях, о

внешней и внутренней стороне нравственных отношений. Возможность более быстрого

формирования у дошкольников знаний о внешней стороне нравственных взаимоотношений в

отличие от формирования внутренней и смысловой стороны нравственных норм является

свидетельством того, что механизмы их усвоения несколько отличаются. Другой характерной

чертой начальных этапов становления нравственности у дошкольников является слитность

моральных чувств и знаний. Это проявляется не только по отношению к нравственным оценкам

или представлениям, но и по отношению к реально выполняемым нормам, к нравственным

поступкам дошкольников [2–6].

Исследования в этой области показали, что поступательно дошкольник проходит три

ступени развития эмоциональных отношений к нравственным ценностям и нормам. От прямой

оценки конкретных действий или поступков человека, содержащей правила поведения в младшем

возрасте, к оценке-состоянию человека, попавшего в затруднение, обеспечивающей регуляцию

поведения, и к оценке-предвосхищению возможных последствий или дальнейшего развертывания

ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию, побуждает старшего

дошкольника к совершению нравственных действий [7].

Ещё одна особенность духовно-нравственного развития дошкольников состоит в том, что

вербальное усвоение ребенком нравственных норм и национальных ценностей во многом

опережает реальное поведение [8]. В дошкольном возрасте рассогласованность вербального и

реального поведения связана со многими причинами. Во-первых, нравственное действие

дошкольника является достаточно сложным, поскольку в нем заложено три основных компонента:

знание о том, как поступить, переживаемые чувства по поводу совершения морального действия и

само практическое выполнение данного действия. Во-вторых, иногда нравственное поведение

детей носит избирательный характер (дошкольники ориентируются в своем поведении на

усвоенные ими ценности только по отношению к тем людям, к которым испытывают симпатию),

избирательность начинает исчезать только в старшем дошкольном возрасте. В-третьих, реакция

детей на вербальную и реальную ситуации принципиально отличается (в первом случае мотивы

минимальны, а действия реализуются в рефлексивной форме или в форме планирующего и

словесного действия; в другом случае в связи с необходимостью осуществления конкретных

действий начинается внутренняя борьба между личным и общественным, между желанным,

предпочитаемым и должным).

По мнению Н. В. Мельниковой, нравственное поведение ребенка от 4 к 7 годам

развивается в двух направлениях: 1) в усилении роли нравственных норм, требований и образцов в

поведении ребенка и его оценке; 2) в повышении адекватности оценки собственного и чужого

поведения на основе этических понятий. При этом, по мнению ученого, сохраняется большая

зависимость поведения от внешнего стимулирования взрослого. Ребенок, выполняя нравственные

нормы и требования, руководствуется стремлением избежать наказания или добиться поощрения,

а не осознанием нравственного смысла действий и поступков. Адекватное поведение, позитивные

моральные переживания и отношения ребенка при соблюдении им нравственных требований

стимулируют новые нравственные действия и поступки. Постепенно на этой основе у ребенка

вырабатываются устойчивые нравственные действия, не связанные с внешним стимулированием,

а обусловленные позитивностью [9]. Большое духовное педагогическое наследие заложено в

народных сказках, для которых характерны народность, увлекательность сюжета, образность и

забавность, оптимизм и дидактизм [10]. С социально-педагогической точки зрения важно, что

народная сказка содействует приобщению новых поколений к общечеловеческому и этническому

опыту, позитивно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности, способствует

обогащению этических представлений и формированию ценностных ориентаций. Кроме того, как

феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его

язык, особенности менталитета, традиции и обычаи.

С целью нравственно-духовного воспитания дошкольников сказки можно использовать в

разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка

«Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а

жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а

совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и

дружно бороться с ней, подводит к пониманию того, что поддержкa и дружба – великая сила.

Слушая сказку «Курочка Ряба», дети учатся сочувствию к ближним. Сказка «Зимовье»

воспитывает понимание того, что дружба помогает победить зло. Кроме того она учит смелости,

умению слушать друга и быть трудолюбивым. «Заяц-хвастун» помогает понять, что необходимо

отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. В сказке «Гуси-лебеди»

заложен замечательный воспитательный смысл: помогай другим, и тогда добро вернется добром,

но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций.

Использование народных сказок в педагогическом процессе с целью духовно-

нравственного воспитания у дошкольников возможно: если тщательно подобраны произведения

устного народного творчества, содействующие формированию культуры познания и культуры

чувств, ценностного отношения к миру; применяются разнообразные нетрадиционные методы и

приёмы использования произведений устно-поэтического творчества как на занятиях, так и вне их;

осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в процессе ознакомления

старших дошкольников с этическими нормами.

Особое внимание педагогами уделяется разработке и апробации разнообразных форм и

методов приобщения детей к произведениям устного народного творчества, усиливающих

педагогическую ценность загадок и сказок. Для работы с дошкольниками с целью духовно-

нравственного воспитания предлагается использовать следующие методы и приемы. «Волшебные

слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки, дети должны отгадать «волшебное слово»,

которое главный герой «тихо» произнёс в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой,

благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные

формулы вежливого приветствия, прощания, извинения и пр.). «Что дальше?» (дошкольникам

предлагают сочинить всевозможные сюжеты и концовки к знакомым сказкам с учетом изменения

обстоятельств, в которые попадают герои, – ситуации морального выбора между добром и злом,

ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления отзывчивого,

доброжелательного отношения к окружающим). «Словесный портрет главного героя сказки»

(детям предлагают составить нравственный портрет героя народной сказки и попытаться

объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет.) «Путаница»

позволяет закрепить знания о героях любимых народных произведений, обсудить их поступки, а

также последствия совершенных дел для окружающих. «Сборник сказок» (составляется из

детских рисунков с изображением главных героев и может быть использован для обсуждения

многообразия и значимости добрых поступков. «Угадай» (детям предлагается прослушать рассказ

педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми

он обладает, и чему у него можно поучиться) [11-12].

В качестве примера предлагаем вашему вниманию фрагмент сценария «Путешествие в

волшебную страну». Этот сценарий разработан в форме путешествия с несколькими остановками,

во время которых дошкольники просматривают инсценированные отрывки, содержательно

направленные на приоритет общечеловеческих ценностей, и имеют возможность оценить

поступки главных героев сквозь призму нравственности.

Вступительное слово: « Зная, что все вы любите путешествовать, сегодня я предлагаю

совершить путешествие в необычную страну и понаблюдать за жизнью других людей. Прежде чем

отправиться в путь, нам надо подготовиться. Давайте сядем в этот волшебный паровоз, закроем

глаза и досчитаем до 5.»

Остановка 1 (игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»)

Действующие лица: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-

сестричка, волчок-серый бочок. Действие разыгрывается на фоне нарисованного «Теремка».

Ведущий: «Стоит в поле терем-теремок. Он не низок, не высок» (К терему бежит мышка.

Останавливается у дверей и пищит.) Далее разыгрывается сказка по ролям, обращая при этом

внимание на вежливость и гостеприимство героев сказки.

Обсуждение: Ребята, как вы уже и сами догадались, мы просмотрели с вами русскую

народную сказку «Теремок». Все герои сказки между собой были вежливы, говорили друг другу

волшебные слова. Что сказала лягушка-квакушка при встрече с мышкой-норушкой? Какое

волшебное слово она произнесла? А что ей ответила мышка? (Слово «здравствуйте» называют

«волшебным». Его произносят друг другу и люди, когда вновь встречаются. Произнося

«здравствуйте», мы желаем другим здоровья и всего самого хорошего в этот день. Но его

волшебная сила проявляется, только если слово правильно произнести). Вы заметили, как его

произнесли лягушка-квакушка и мышка-норушка? А кто еще утром пришел к теремку? Как он

поприветствовал его обитателей? Какое «волшебное» слово он сказал мышке-норушке и лягушке-

квакушке? Что зайчику ответили мышка и лягушка? А кто прибежал к теремку, когда уже

наступил день? Какое «волшебное» слово сказала лисичка-сестричка, увидев обитателей теремка?

Что они ответили лисичке? Кто еще остановился у теремка? Когда волк подошел к теремку и

увидел его обитателей, как он поприветствовал их? Ребята, как произносили волк, лисичка, зайчик

и лягушка «волшебные» слова?

Остановка 2 (игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «На катке»)

Действующие лица: Витя, мальчик, толкнувший Юлю, друзья Вити (Юля, Костя, Витя,

Толя). Действие проходит на катке. Ведущий. День стоял солнечный и морозный. Лед блестел. На

катке катаются маленькая девочка Юля и несколько ребят постарше. Дети, одетые в облегченную

одежду, производят движения, имитирующие катание на коньках. Один из ребят пытался удивить

своих товарищей: делал «ласточку», крутился на одной ноге. Витя стрелой пронесся по кругу,

лихо завернул и наскочил на маленькую девочку Юлю. Она упала и заплакала. Витя помог ей

подняться и отряхнуть одежду. Дети отправились к скамейке. Витя извинился и поинтересовался

как Юлина коленка.

Обсуждение: Что произошло на катке? Кто виноват в том, что маленькая девочка упала?

Что сделал мальчик, чтобы загладить свою вину? Как он попросил прощения у Юли? Что он ей

сказал? Девочка простила Витю?

Остановка 3 (настольный театр по мотивам сказки «Морозко»)

Действующие лица: Алена, очень добрая и трудолюбивая девочка, Маша (ее сестра, очень

кра- сивая, но злая), Мороз Иванович, Яблоня, Птичка, Зайчик.

Ведущий: « В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дед да баба. И

было у них две дочери. Старшую звали Маша, младшую – Алена. Маша сама никогда не работала,

а всю работу на младшую сестру взваливала. А сама только около зеркала красовалась. Так же она

поступила и в это утро. А что случилось дальше, смотрите сами.» Далее разыгрывается

костюмированная сказка «Морозко».

Обсуждение: Ребята, какая из героинь вам больше всего понравилась? Алена или Маша?

Почему (имя ребенка) тебе понравилась Алена? Что тебе понравилось в Маше? Какая из сестер

самая хорошая и добрая? Что произошло с Аленой, когда она пошла за водой? Как она очутилась в

царстве Деда Мороза? Кого она там встретила? Как она помогла яблоньке и зайчику? Эти

поступки добрые? А почему Маша прыгнула в колодец? Кого она там встретила? Как она им

помогла? Что можно сказать о Маше? Какая она? Что можно сказать об Алене?

Остановка 4 (игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»)

Действующие лица: бабушка, Коля, мальчик оказавший помощь бабушке и Маша, спутница Коли.

Действие происходит на улице. По дороге идут мальчик и девочка. А впереди них идет старушка.

Наступив на кожуру от банана, она падает. Коля замечает это и говорит, что бабушке нужно

помочь. Отдав портфель, мальчик бежит к бабушке. Бабушка сама пытается подняться, но у нее

ничего не получается. Коля интересуется не ушиблась ли она Коля и помогает ей встать. Бабушка

благодарит мальчика и Коля возвращается к своей спутнице, которая стояла поодаль и наблюдала

за происходящим. Маша, отдав ему портфель, интересуется кто эта бабушка? Колина мама, тетя

или знакомая. Коля отвечает, что это просто старушка и он её не знает, но она упала и ей

понадобилась помощь и он ей просто помог.

Обсуждение: Что случилось с бабушкой, которая шла впереди Коли и Маши? Как же

поступил Коля, увидев это? Он знал эту старушку раньше? Что Вы можете сказать о его поступке?

А что сделала Маша? Что Вы можете сказать о ее поведении?

Остановка 5 (инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»)

Действующие лица: Мальчик Юра и его сестра Надя. Дети сидят на коврике. Около мальчика

было много игрушек: машинки, волчок, неваляшка. Но он играл только с танком. Рядом играла

Надя с куклами. Но через некоторое время девочке надоедает играть со своими игрушками и она

обращается к брату с просьбой поиграть с его волчком! Юра сгребает все игрушки в кучу и

пытается закрыть их своим телом от сестры. Надя обиженным голосом говорит, чтоб тогда он не

трогал её кукол и подальше отсаживается от брата, на другой край коврика. Дети расселись по

разным углам, но скоро им стало очень скучно.

Обсуждение: Ребята, почему детям стало скучно? Как вы думаете, почему они не смогли

играть вместе? Что вы можете сказать о поступке Юры? Он поступил правильно? Как вы думаете,

почему он так поступил? Как вы считаете, позже мальчик понял, что поступил плохо по

отношению к своей сестре? Как он мог бы исправить свою ошибку и помириться с Надей?

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что народная сказка играет большую роль в

нравственно-духовном воспитании и формировании базиса личностной культуры каждого

человека в период дошкольного детства. Сказка важна для обеспечения нравственной и духовной

преемственности поколений, для приобщения новых поколений к общечеловеческому и

этнокультурному опыту. Сказка, расширяя границы индивидуального жизненного опыта

дошкольника, превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки. Она важна для

обогащения социального опыта развивающейся личности, для побуждения личности слушающего

к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц

и их оценки.

Ссылки на источники:

1.

Кондрашова, Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях

регионализации // Стандарты и мониторинг в образовании. − 2009. − № 5. − С. 21.

2.

Мельникова, Н. В. Развитие нравственной серы личности дошкольника: дис. … д-ра

психол. наук. – Казань, 2009. – 320 с.

3.

Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985. − 267

с.

4.

Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. – М.: Педагогика, 1992. −160 с.

5.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А.

Д. Шатова и др.; под ред. А. М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1999. − 96 с.

6.

Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – М.:

Дрофа, 2006. − 176 с.

7.

Титаренко Т. М. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение //

Дошкольное воспитание. – 1980. − № 10. − С. 32–35.

8.

Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание. −

1983.− № 4.− С. 68–71.

9.

Мельникова Н. Указ. соч. – С. 27–54.

10.

Волков Г. Н. Этнопедагогика. − М.: Изд. центр «Академия», 2000. − 176 с.

11.

Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования:

теория и практика // Международный журнал прикладных и фундаментальных

исследований. – 2013. – № 2. – С. 38–39.

12.

Кондрашова, Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ //

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 7. –

С. 152–153.



В раздел образования