Автор: Мышкина Екатерина Владимировна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ №78
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством
народных сказок». Мышкина Е.В., воспитатель МБДОУ № 78 «Ивушка», г. Сургут,
Тюменская область.
Нравственно-духовное воспитание личности – сложный педагогически организованный
процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей.
Актуальность этого процесса особенно возрастает в условиях регионализации дошкольного
образования, усиливающей культурно-историческую преемственность и этнокультурную
направленность ДОУ, специфичность деятельности детских садов [1].
В процессе приобщения дошкольников к материальному и духовному наследию следует
оказывать комплексное воспитательное воздействие на когнитивную, эмоционально-оценочную и
поведенческую сферы дошкольников. Недостаточная сформированность одного из компонентов
(этических представлений о национальных и общечеловеческих ценностях; положительного
отношения к явлениям и объектам общественной и этнокультурной жизни или готовности
действовать в соответствии с усвоенными ценностями и нормами по отношению к окружающим
людям и т. д.) ведёт к несформированности нравственных качеств или ценностных ориентаций в
целом. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить ряд особенностей
нравственно-духовного воспитания и развития дошкольников. Заключается это в следующем:
дошкольник сначала приобретает знaния о нравственных нормах и духовных ценностях, о
внешней и внутренней стороне нравственных отношений. Возможность более быстрого
формирования у дошкольников знаний о внешней стороне нравственных взаимоотношений в
отличие от формирования внутренней и смысловой стороны нравственных норм является
свидетельством того, что механизмы их усвоения несколько отличаются. Другой характерной
чертой начальных этапов становления нравственности у дошкольников является слитность
моральных чувств и знаний. Это проявляется не только по отношению к нравственным оценкам
или представлениям, но и по отношению к реально выполняемым нормам, к нравственным
поступкам дошкольников [2–6].
Исследования в этой области показали, что поступательно дошкольник проходит три
ступени развития эмоциональных отношений к нравственным ценностям и нормам. От прямой
оценки конкретных действий или поступков человека, содержащей правила поведения в младшем
возрасте, к оценке-состоянию человека, попавшего в затруднение, обеспечивающей регуляцию
поведения, и к оценке-предвосхищению возможных последствий или дальнейшего развертывания
ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию, побуждает старшего
дошкольника к совершению нравственных действий [7].
Ещё одна особенность духовно-нравственного развития дошкольников состоит в том, что
вербальное усвоение ребенком нравственных норм и национальных ценностей во многом
опережает реальное поведение [8]. В дошкольном возрасте рассогласованность вербального и
реального поведения связана со многими причинами. Во-первых, нравственное действие
дошкольника является достаточно сложным, поскольку в нем заложено три основных компонента:
знание о том, как поступить, переживаемые чувства по поводу совершения морального действия и
само практическое выполнение данного действия. Во-вторых, иногда нравственное поведение
детей носит избирательный характер (дошкольники ориентируются в своем поведении на
усвоенные ими ценности только по отношению к тем людям, к которым испытывают симпатию),
избирательность начинает исчезать только в старшем дошкольном возрасте. В-третьих, реакция
детей на вербальную и реальную ситуации принципиально отличается (в первом случае мотивы
минимальны, а действия реализуются в рефлексивной форме или в форме планирующего и
словесного действия; в другом случае в связи с необходимостью осуществления конкретных
действий начинается внутренняя борьба между личным и общественным, между желанным,
предпочитаемым и должным).
По мнению Н. В. Мельниковой, нравственное поведение ребенка от 4 к 7 годам
развивается в двух направлениях: 1) в усилении роли нравственных норм, требований и образцов в
поведении ребенка и его оценке; 2) в повышении адекватности оценки собственного и чужого
поведения на основе этических понятий. При этом, по мнению ученого, сохраняется большая
зависимость поведения от внешнего стимулирования взрослого. Ребенок, выполняя нравственные
нормы и требования, руководствуется стремлением избежать наказания или добиться поощрения,
а не осознанием нравственного смысла действий и поступков. Адекватное поведение, позитивные
моральные переживания и отношения ребенка при соблюдении им нравственных требований
стимулируют новые нравственные действия и поступки. Постепенно на этой основе у ребенка
вырабатываются устойчивые нравственные действия, не связанные с внешним стимулированием,
а обусловленные позитивностью [9]. Большое духовное педагогическое наследие заложено в
народных сказках, для которых характерны народность, увлекательность сюжета, образность и
забавность, оптимизм и дидактизм [10]. С социально-педагогической точки зрения важно, что
народная сказка содействует приобщению новых поколений к общечеловеческому и этническому
опыту, позитивно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности, способствует
обогащению этических представлений и формированию ценностных ориентаций. Кроме того, как
феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его
язык, особенности менталитета, традиции и обычаи.
С целью нравственно-духовного воспитания дошкольников сказки можно использовать в
разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка
«Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а
жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а
совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и
дружно бороться с ней, подводит к пониманию того, что поддержкa и дружба – великая сила.
Слушая сказку «Курочка Ряба», дети учатся сочувствию к ближним. Сказка «Зимовье»
воспитывает понимание того, что дружба помогает победить зло. Кроме того она учит смелости,
умению слушать друга и быть трудолюбивым. «Заяц-хвастун» помогает понять, что необходимо
отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. В сказке «Гуси-лебеди»
заложен замечательный воспитательный смысл: помогай другим, и тогда добро вернется добром,
но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций.
Использование народных сказок в педагогическом процессе с целью духовно-
нравственного воспитания у дошкольников возможно: если тщательно подобраны произведения
устного народного творчества, содействующие формированию культуры познания и культуры
чувств, ценностного отношения к миру; применяются разнообразные нетрадиционные методы и
приёмы использования произведений устно-поэтического творчества как на занятиях, так и вне их;
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в процессе ознакомления
старших дошкольников с этическими нормами.
Особое внимание педагогами уделяется разработке и апробации разнообразных форм и
методов приобщения детей к произведениям устного народного творчества, усиливающих
педагогическую ценность загадок и сказок. Для работы с дошкольниками с целью духовно-
нравственного воспитания предлагается использовать следующие методы и приемы. «Волшебные
слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки, дети должны отгадать «волшебное слово»,
которое главный герой «тихо» произнёс в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой,
благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные
формулы вежливого приветствия, прощания, извинения и пр.). «Что дальше?» (дошкольникам
предлагают сочинить всевозможные сюжеты и концовки к знакомым сказкам с учетом изменения
обстоятельств, в которые попадают герои, – ситуации морального выбора между добром и злом,
ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления отзывчивого,
доброжелательного отношения к окружающим). «Словесный портрет главного героя сказки»
(детям предлагают составить нравственный портрет героя народной сказки и попытаться
объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет.) «Путаница»
позволяет закрепить знания о героях любимых народных произведений, обсудить их поступки, а
также последствия совершенных дел для окружающих. «Сборник сказок» (составляется из
детских рисунков с изображением главных героев и может быть использован для обсуждения
многообразия и значимости добрых поступков. «Угадай» (детям предлагается прослушать рассказ
педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми
он обладает, и чему у него можно поучиться) [11-12].
В качестве примера предлагаем вашему вниманию фрагмент сценария «Путешествие в
волшебную страну». Этот сценарий разработан в форме путешествия с несколькими остановками,
во время которых дошкольники просматривают инсценированные отрывки, содержательно
направленные на приоритет общечеловеческих ценностей, и имеют возможность оценить
поступки главных героев сквозь призму нравственности.
Вступительное слово: « Зная, что все вы любите путешествовать, сегодня я предлагаю
совершить путешествие в необычную страну и понаблюдать за жизнью других людей. Прежде чем
отправиться в путь, нам надо подготовиться. Давайте сядем в этот волшебный паровоз, закроем
глаза и досчитаем до 5.»
Остановка 1 (игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»)
Действующие лица: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-
сестричка, волчок-серый бочок. Действие разыгрывается на фоне нарисованного «Теремка».
Ведущий: «Стоит в поле терем-теремок. Он не низок, не высок» (К терему бежит мышка.
Останавливается у дверей и пищит.) Далее разыгрывается сказка по ролям, обращая при этом
внимание на вежливость и гостеприимство героев сказки.
Обсуждение: Ребята, как вы уже и сами догадались, мы просмотрели с вами русскую
народную сказку «Теремок». Все герои сказки между собой были вежливы, говорили друг другу
волшебные слова. Что сказала лягушка-квакушка при встрече с мышкой-норушкой? Какое
волшебное слово она произнесла? А что ей ответила мышка? (Слово «здравствуйте» называют
«волшебным». Его произносят друг другу и люди, когда вновь встречаются. Произнося
«здравствуйте», мы желаем другим здоровья и всего самого хорошего в этот день. Но его
волшебная сила проявляется, только если слово правильно произнести). Вы заметили, как его
произнесли лягушка-квакушка и мышка-норушка? А кто еще утром пришел к теремку? Как он
поприветствовал его обитателей? Какое «волшебное» слово он сказал мышке-норушке и лягушке-
квакушке? Что зайчику ответили мышка и лягушка? А кто прибежал к теремку, когда уже
наступил день? Какое «волшебное» слово сказала лисичка-сестричка, увидев обитателей теремка?
Что они ответили лисичке? Кто еще остановился у теремка? Когда волк подошел к теремку и
увидел его обитателей, как он поприветствовал их? Ребята, как произносили волк, лисичка, зайчик
и лягушка «волшебные» слова?
Остановка 2 (игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «На катке»)
Действующие лица: Витя, мальчик, толкнувший Юлю, друзья Вити (Юля, Костя, Витя,
Толя). Действие проходит на катке. Ведущий. День стоял солнечный и морозный. Лед блестел. На
катке катаются маленькая девочка Юля и несколько ребят постарше. Дети, одетые в облегченную
одежду, производят движения, имитирующие катание на коньках. Один из ребят пытался удивить
своих товарищей: делал «ласточку», крутился на одной ноге. Витя стрелой пронесся по кругу,
лихо завернул и наскочил на маленькую девочку Юлю. Она упала и заплакала. Витя помог ей
подняться и отряхнуть одежду. Дети отправились к скамейке. Витя извинился и поинтересовался
как Юлина коленка.
Обсуждение: Что произошло на катке? Кто виноват в том, что маленькая девочка упала?
Что сделал мальчик, чтобы загладить свою вину? Как он попросил прощения у Юли? Что он ей
сказал? Девочка простила Витю?
Остановка 3 (настольный театр по мотивам сказки «Морозко»)
Действующие лица: Алена, очень добрая и трудолюбивая девочка, Маша (ее сестра, очень
кра- сивая, но злая), Мороз Иванович, Яблоня, Птичка, Зайчик.
Ведущий: « В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дед да баба. И
было у них две дочери. Старшую звали Маша, младшую – Алена. Маша сама никогда не работала,
а всю работу на младшую сестру взваливала. А сама только около зеркала красовалась. Так же она
поступила и в это утро. А что случилось дальше, смотрите сами.» Далее разыгрывается
костюмированная сказка «Морозко».
Обсуждение: Ребята, какая из героинь вам больше всего понравилась? Алена или Маша?
Почему (имя ребенка) тебе понравилась Алена? Что тебе понравилось в Маше? Какая из сестер
самая хорошая и добрая? Что произошло с Аленой, когда она пошла за водой? Как она очутилась в
царстве Деда Мороза? Кого она там встретила? Как она помогла яблоньке и зайчику? Эти
поступки добрые? А почему Маша прыгнула в колодец? Кого она там встретила? Как она им
помогла? Что можно сказать о Маше? Какая она? Что можно сказать об Алене?
Остановка 4 (игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»)
Действующие лица: бабушка, Коля, мальчик оказавший помощь бабушке и Маша, спутница Коли.
Действие происходит на улице. По дороге идут мальчик и девочка. А впереди них идет старушка.
Наступив на кожуру от банана, она падает. Коля замечает это и говорит, что бабушке нужно
помочь. Отдав портфель, мальчик бежит к бабушке. Бабушка сама пытается подняться, но у нее
ничего не получается. Коля интересуется не ушиблась ли она Коля и помогает ей встать. Бабушка
благодарит мальчика и Коля возвращается к своей спутнице, которая стояла поодаль и наблюдала
за происходящим. Маша, отдав ему портфель, интересуется кто эта бабушка? Колина мама, тетя
или знакомая. Коля отвечает, что это просто старушка и он её не знает, но она упала и ей
понадобилась помощь и он ей просто помог.
Обсуждение: Что случилось с бабушкой, которая шла впереди Коли и Маши? Как же
поступил Коля, увидев это? Он знал эту старушку раньше? Что Вы можете сказать о его поступке?
А что сделала Маша? Что Вы можете сказать о ее поведении?
Остановка 5 (инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»)
Действующие лица: Мальчик Юра и его сестра Надя. Дети сидят на коврике. Около мальчика
было много игрушек: машинки, волчок, неваляшка. Но он играл только с танком. Рядом играла
Надя с куклами. Но через некоторое время девочке надоедает играть со своими игрушками и она
обращается к брату с просьбой поиграть с его волчком! Юра сгребает все игрушки в кучу и
пытается закрыть их своим телом от сестры. Надя обиженным голосом говорит, чтоб тогда он не
трогал её кукол и подальше отсаживается от брата, на другой край коврика. Дети расселись по
разным углам, но скоро им стало очень скучно.
Обсуждение: Ребята, почему детям стало скучно? Как вы думаете, почему они не смогли
играть вместе? Что вы можете сказать о поступке Юры? Он поступил правильно? Как вы думаете,
почему он так поступил? Как вы считаете, позже мальчик понял, что поступил плохо по
отношению к своей сестре? Как он мог бы исправить свою ошибку и помириться с Надей?
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что народная сказка играет большую роль в
нравственно-духовном воспитании и формировании базиса личностной культуры каждого
человека в период дошкольного детства. Сказка важна для обеспечения нравственной и духовной
преемственности поколений, для приобщения новых поколений к общечеловеческому и
этнокультурному опыту. Сказка, расширяя границы индивидуального жизненного опыта
дошкольника, превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки. Она важна для
обогащения социального опыта развивающейся личности, для побуждения личности слушающего
к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц
и их оценки.
Ссылки на источники:
1.
Кондрашова, Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях
регионализации // Стандарты и мониторинг в образовании. − 2009. − № 5. − С. 21.
2.
Мельникова, Н. В. Развитие нравственной серы личности дошкольника: дис. … д-ра
психол. наук. – Казань, 2009. – 320 с.
3.
Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985. − 267
с.
4.
Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. – М.: Педагогика, 1992. −160 с.
5.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А.
Д. Шатова и др.; под ред. А. М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1999. − 96 с.
6.
Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – М.:
Дрофа, 2006. − 176 с.
7.
Титаренко Т. М. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение //
Дошкольное воспитание. – 1980. − № 10. − С. 32–35.
8.
Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание. −
1983.− № 4.− С. 68–71.
9.
Мельникова Н. Указ. соч. – С. 27–54.
10.
Волков Г. Н. Этнопедагогика. − М.: Изд. центр «Академия», 2000. − 176 с.
11.
Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования:
теория и практика // Международный журнал прикладных и фундаментальных
исследований. – 2013. – № 2. – С. 38–39.
12.
Кондрашова, Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ //
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 7. –
С. 152–153.