Автор: Свешникова Алена Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Гусь хрустальный
Наименование материала: статья
Тема: Внеурочная деятельность и наставничество с межведомственным взаимодействием
Раздел: среднее образование
Уважаемые коллеги!
Этот методический материал адресован администрации образовательных
учреждений, социальным педагогам, классным руководителям и учащимся.
Буду рада, если Вы используете этот материал для своей работы, для
обсуждения и в качестве обмена опытом с коллегами. Воспитательный и
коррекционный потенциал социального педагога реализуется через общение
с субъектами образовательного процесса и организацию работы с
воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным
проблемам.
Внеурочная деятельность и наставничество с межведомственным
взаимодействием позволяют расширить знания обучающихся по темам.
Игровой формат показывает наилучшую практическую значимость
полученных знаний. Возможны многие варианты организации.
-Квест, все станции которого связаны единой темой, в основе работы станции
лежат задания, выполняя которые учащиеся получают баллы, в зависимости
от качества выполнения заданий. Команды для квест-игры создаются
случайным образом, являются разновозрастными, в командах старшие
помогают младшим выполнять свою часть задания;
-Участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой
помощи другим детям выработка соц педагогом совместно со школьниками
законов класса, помощь детям в освоении нормы и правила общения,
которым они должны следовать в Школе.
-Организация интересных и полезных для личностного развития совместных
дел с учащимися класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них
детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться, а с другой, установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе. Формированию и сплочению
коллектива класса способствуют следующие дела, акции, события, проекты и
классные часы: тематические, посвященные юбилейным датам, Дням
воинской славы, событию в классе, в городе, стране; способствующие
расширению кругозора детей, формированию эстетического
вкуса(«Девичник» и «Мальчишник» ), позволяющие лучше узнать и
полюбить свою Родину; игровые, способствующие сплочению коллектива,
поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные,
направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе и школе,
позволяющие решать спорные вопросы; организационные, связанные к
подготовкой класса к общему делу; здоровье сберегающие, позволяющие
получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа
жизни и заботы о здоровье других людей.
-Подвижные игры в перемены возрождают дворовые игры, национальные
игры народов России, а также игры, в которые играют дети на всех пяти
континентах. Игры «Казаки-разбойники», «Хитрая лиса», «Круговая лапта»,
«Пятнашки с мячом», «Цепи-кованые», «Море волнуется», «Вышибалы»,
Классики, «Выше ноги от земли» знакомы ребятам. А вот африканские
салки, бразильская «Больная кошка», узбекские «Канатоходцы», белорусский
«Потяг», аргентинский «Поезд», суданские «Буйволы», афганские «Лев и
Коза», швейцарский «Охотник», армянская «Статуя» становятся для детей
настоящим открытием, географическим, культурным, спортивным.
-Работа в Лагере «Каникулы в Школе» включает много интеллектуально –
развлекательных, театрально – игровых программ, организованных командой
педагогов в каникулярное время. Участие детей в школьном лагере
способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей,
занятости детей в каникулярное время, привлечению родителей к совместной
деятельности.
-Межведомственное взаимодействие, походы , экскурсии, организуемые
совместно с родителями дают каждому школьнику возможность рефлексии
собственного участия в жизни коллектива.
-Коррекция поведения ребенка через беседы с ним социального педагога в
школьной медиации с другими учащимися классов; через включение в
тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то
или иное поручение в классе.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями через
родительский комитет школы и совет отцов, участвующих в управлении
Школой и решении вопросов воспитания и обучения детей, а так же
привлечение в режим обсуждения наиболее острых проблем обучения и
воспитания школьников («Маршруты выходного дня» , «Калейдоскоп
семейного творчества»)приводит к поднятию семейных ценностей ,
достижений и творчества . Работа направлена на сплочение семьи и Школы;
-Составление карты интересов и увлечений учащихся, проектная
деятельность в игровом формате: «портфолио класса и учеников», конкурс
«Устав класса», «Герб класса», «Мой класс сегодня и завтра» , «День
именинника», кружковая работа, наделение общественными поручениями в
классе, «Разговор при свечах», викторины, спортивные эстафеты, мастер-
классы творчества и увлечений, «День сюрпризов».
-Внеурочная деятельность и дополнительное образование создают
благоприятные условия для социальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование
чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного
отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное
развитие: « Театр», «Рукоделие», «Бальные танцы» «Баскетбол»,
«Шахматы». Миссия школьного соц педагога состоит в вовлечении
школьников в интересную и полезную для них деятельность, в
предоставлении возможностей для самореализации, личностного развития
ребенка, для накопления опыта социально значимых отношений.
Социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,
принимающего судьбу Отечества как свою личную, осуществляется в
рамках реализации духовно-нравственного направления.
Работа школьников в медиацентре используя радио обеспечивает получение
опыта организаторской деятельности, публичного выступления, реализации
своего творческого потенциала; дает возможность проявить себя в одной из
возможных ролей: организатора школьного дела, автора передачи, диктора,
ответственного за музыкальное сопровождение.
Редакция школьной стенгазеты является инициатором и организатором ряда
мероприятий. На печатных и виртуальных страницах газеты размещается
информация о готовящихся и проведенных в школе мероприятиях,
спортивных и творческих достижениях и успехах обучающихся и педагогов
школы. Данные мероприятия позволят получить опыт организатора,
реализовать свой творческий потенциал, проявить себя в одной из
возможных ролей: организатора, корреспондента, члена редколлегии,
редактора, ответственного за оформление
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Работа через деятельность Совета старост, отвечающих за различные
направления работы, реализуемые в процессе выполнения следующих
функций:
планирование и анализ общеклассных дел, конкурсов, соревнований,
акций;
организация дежурства по классу и школе;
Выпуск и работа классного уголка;
Делегирование обучающихся для работы в Управляющем Совете школы,
штабе РДШ,«Юнармия», советах профильных отрядов;
участие в выпуске школьной газеты ;
активизация обучающихся класса для занятости в свободное время и
помощь в учебе неуспевающим;
Представление кандидатур обучающихся для награждения;
Отчетность о работе Совета старост на сборе обучающихся .
Работа Совета командиров, объединяющего командиров классов и
обеспечивающего организационные, информационные и представительские
функции на уровне школы и внешкольном уровне. Деятельность Совета
командиров кадетов осуществляется через реализацию следующих функций:
выдвижение кандидатур, заслушивание и рекомендации для участия в
работе Управляющего Совета школы;
участие в планировании работы и анализе проведенных общешкольных
дел, акций, соревнований;
координация деятельности членов Совета командиров и классных Советов
учащихся;
организация в проведении общешкольных и внешкольных мероприятий,
распределение поручений по их проведению;
организация и контроль дежурства по школе
участие в разрешении вопроса о награждении обучающихся, занесении на
доску Почета;
Работа постоянно действующего школьного актива (штаб РДШ, штаб
«Юнармии»), инициирует и организуют проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, праздников,
флешмобов);
Работа Совета медиации (примирения) из наиболее авторитетных
старшеклассников и социального педагога по урегулированию конфликтных
ситуаций в школе, реализующего следующие функции:
выявление конфликтных ситуаций среди обучающихся и разрешение
споров по урегулированию взаимоотношений;
представление интересов обучающихся на Совете профилактики и малых
педагогических советах;
разрешение споров и конфликтных ситуаций «ученик-ученик»;
участие в проведении школьных восстановительных конференциях,
семейных конференциях, акций по профилактике правонарушений;
оформление уголка безопасности и права;
Работа творческих Советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций, соревнований и
реализующих следующие функции:
распределение поручений за определенный участок деятельности;
разработка сценария или хода мероприятий с педагогом организатором;
организация рекламы о месте и времени проведения;
приглашение гостей;
организация работы жюри и судейской коллегии;
подготовка наградного материала;
анализ проведенного дела через опрос-анкету совместно с психологом;
публикация в СМИ о проведенном мероприятии.
Итак, участие в самоуправлении даёт возможность подросткам попробовать
себя в различных социальных ролях, получить опыт общения, совместного
преодоления трудностей, формирует личную и коллективную
ответственность за свои решения и поступки. Высшим органом школьного
самоуправления является Совет школы, состоящий из представителей
ученического коллектива, администрации школы и представителей
родительской коммитета. Структура ученического самоуправления школы
имеет несколько уровней. Уровень классных коллективов формируется и
реализуется в каждом ученическом классе. Данный уровень самоуправления
дает обучающимся возможность раскрыть свои личностные качества,
получить опыт реализации различных социальных ролей в процессе
разработки плана классных дел, подготовки и организации разнообразных
событий класса. Для формирования и развития лидерских качеств,
управленческих компетенций, освоения эффективных форм организации
классного коллектива дважды в год проводится учеба актива школы, на
которую приглашаются лидеры всех классов. На этом уровне
самоуправления решаются следующие задачи: под руководством классного
руководителя создается модель самостоятельной деятельности по реализации
инициатив обучающихся; создаются условия для выявления и реализации
творческого потенциала обучающихся; воспитывается личная и коллективная
ответственность за выполнение порученных дел. Оценка деятельности
ученического самоуправления на данном уровне осуществляется в рамках
конкурса «Лучший класс», который проходит в течение всего учебного года
в номинациях: спорт, лидер, чистота и порядок, медиа и радио.
При организации общешкольного уровня самоуправления решаются
следующие задачи: планирование, организация и анализ общешкольных
мероприятий и культурно-образовательных событий; разработка и внедрение
инициатив ученического, педагогического и родительского коллективов;
управление социально ориентированной деятельности школы; создание и
укрепление общешкольных традиций. Содержание деятельности органов
школьного ученического самоуправления разного уровня находит отражение
в планах школьного самоуправления.
Например, к ежегодным мероприятиям, реализуемым обучающимися на
разных уровнях самоуправления, относятся: организация встреч с
интересными людьми «Сто вопросов взрослому», школьные конференций
«Читаем вместе», «Этот удивительный мир», поддержание порядка и
чистоты в учебных классах и школе, создание ландшафтного дизайна на
зеленой зоне и пришкольной территории, проведение спартакиад,
интеллектуально-спортивных конкурсов, фестивалей, праздников,
творческих конкурсов и встреч, выставок, реализация проекта по
благоустройству и оформлению дизайна школьных помещений «Создаем
пространство школы вместе», проведение социальных волонтерских акций
«Делай добро», «Помоги другу».
В связи с этим одним из важнейших направлений работы социального
педагога в школе является создание системы общешкольных дел,
обеспечивающих включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствущих их общению, активности и ответственности за происходящее
в школе и социуме.