Напоминание

Внеурочная деятельность и наставничество с межведомственным взаимодействием


Автор: Свешникова Алена Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Гусь хрустальный
Наименование материала: статья
Тема: Внеурочная деятельность и наставничество с межведомственным взаимодействием
Раздел: среднее образование





Назад




Уважаемые коллеги!

Этот методический материал адресован администрации образовательных

учреждений, социальным педагогам, классным руководителям и учащимся.

Буду рада, если Вы используете этот материал для своей работы, для

обсуждения и в качестве обмена опытом с коллегами. Воспитательный и

коррекционный потенциал социального педагога реализуется через общение

с субъектами образовательного процесса и организацию работы с

воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным

проблемам.

Внеурочная деятельность и наставничество с межведомственным

взаимодействием позволяют расширить знания обучающихся по темам.

Игровой формат показывает наилучшую практическую значимость

полученных знаний. Возможны многие варианты организации.

-Квест, все станции которого связаны единой темой, в основе работы станции

лежат задания, выполняя которые учащиеся получают баллы, в зависимости

от качества выполнения заданий. Команды для квест-игры создаются

случайным образом, являются разновозрастными, в командах старшие

помогают младшим выполнять свою часть задания;

-Участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой

помощи другим детям выработка соц педагогом совместно со школьниками

законов класса, помощь детям в освоении нормы и правила общения,

которым они должны следовать в Школе.

-Организация интересных и полезных для личностного развития совместных

дел с учащимися класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них

детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность

самореализоваться, а с другой, установить и упрочить доверительные

отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым,

задающим образцы поведения в обществе. Формированию и сплочению

коллектива класса способствуют следующие дела, акции, события, проекты и

классные часы: тематические, посвященные юбилейным датам, Дням

воинской славы, событию в классе, в городе, стране; способствующие

расширению кругозора детей, формированию эстетического

вкуса(«Девичник» и «Мальчишник» ), позволяющие лучше узнать и

полюбить свою Родину; игровые, способствующие сплочению коллектива,

поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные,

направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе и школе,

позволяющие решать спорные вопросы; организационные, связанные к

подготовкой класса к общему делу; здоровье сберегающие, позволяющие

получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа

жизни и заботы о здоровье других людей.

-Подвижные игры в перемены возрождают дворовые игры, национальные

игры народов России, а также игры, в которые играют дети на всех пяти

континентах. Игры «Казаки-разбойники», «Хитрая лиса», «Круговая лапта»,

«Пятнашки с мячом», «Цепи-кованые», «Море волнуется», «Вышибалы»,

Классики, «Выше ноги от земли» знакомы ребятам. А вот африканские

салки, бразильская «Больная кошка», узбекские «Канатоходцы», белорусский

«Потяг», аргентинский «Поезд», суданские «Буйволы», афганские «Лев и

Коза», швейцарский «Охотник», армянская «Статуя» становятся для детей

настоящим открытием, географическим, культурным, спортивным.

-Работа в Лагере «Каникулы в Школе» включает много интеллектуально –

развлекательных, театрально – игровых программ, организованных командой

педагогов в каникулярное время. Участие детей в школьном лагере

способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей,

занятости детей в каникулярное время, привлечению родителей к совместной

деятельности.

-Межведомственное взаимодействие, походы , экскурсии, организуемые

совместно с родителями дают каждому школьнику возможность рефлексии

собственного участия в жизни коллектива.

-Коррекция поведения ребенка через беседы с ним социального педагога в

школьной медиации с другими учащимися классов; через включение в

тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то

или иное поручение в классе.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями через

родительский комитет школы и совет отцов, участвующих в управлении

Школой и решении вопросов воспитания и обучения детей, а так же

привлечение в режим обсуждения наиболее острых проблем обучения и

воспитания школьников («Маршруты выходного дня» , «Калейдоскоп

семейного творчества»)приводит к поднятию семейных ценностей ,

достижений и творчества . Работа направлена на сплочение семьи и Школы;

-Составление карты интересов и увлечений учащихся, проектная

деятельность в игровом формате: «портфолио класса и учеников», конкурс

«Устав класса», «Герб класса», «Мой класс сегодня и завтра» , «День

именинника», кружковая работа, наделение общественными поручениями в

классе, «Разговор при свечах», викторины, спортивные эстафеты, мастер-

классы творчества и увлечений, «День сюрпризов».

-Внеурочная деятельность и дополнительное образование создают

благоприятные условия для социальной самореализации школьников,

направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование

чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного

отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное

развитие: « Театр», «Рукоделие», «Бальные танцы» «Баскетбол»,

«Шахматы». Миссия школьного соц педагога состоит в вовлечении

школьников в интересную и полезную для них деятельность, в

предоставлении возможностей для самореализации, личностного развития

ребенка, для накопления опыта социально значимых отношений.

Социально-педагогическая поддержка становления и развития

высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,

принимающего судьбу Отечества как свою личную, осуществляется в

рамках реализации духовно-нравственного направления.

Работа школьников в медиацентре используя радио обеспечивает получение

опыта организаторской деятельности, публичного выступления, реализации

своего творческого потенциала; дает возможность проявить себя в одной из

возможных ролей: организатора школьного дела, автора передачи, диктора,

ответственного за музыкальное сопровождение.

Редакция школьной стенгазеты является инициатором и организатором ряда

мероприятий. На печатных и виртуальных страницах газеты размещается

информация о готовящихся и проведенных в школе мероприятиях,

спортивных и творческих достижениях и успехах обучающихся и педагогов

школы. Данные мероприятия позволят получить опыт организатора,

реализовать свой творческий потенциал, проявить себя в одной из

возможных ролей: организатора, корреспондента, члена редколлегии,

редактора, ответственного за оформление

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам

воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,

трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –

предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.

Работа через деятельность Совета старост, отвечающих за различные

направления работы, реализуемые в процессе выполнения следующих

функций:

планирование и анализ общеклассных дел, конкурсов, соревнований,

акций;

организация дежурства по классу и школе;

Выпуск и работа классного уголка;

Делегирование обучающихся для работы в Управляющем Совете школы,

штабе РДШ,«Юнармия», советах профильных отрядов;

участие в выпуске школьной газеты ;

активизация обучающихся класса для занятости в свободное время и

помощь в учебе неуспевающим;

Представление кандидатур обучающихся для награждения;

Отчетность о работе Совета старост на сборе обучающихся .

Работа Совета командиров, объединяющего командиров классов и

обеспечивающего организационные, информационные и представительские

функции на уровне школы и внешкольном уровне. Деятельность Совета

командиров кадетов осуществляется через реализацию следующих функций:

выдвижение кандидатур, заслушивание и рекомендации для участия в

работе Управляющего Совета школы;

участие в планировании работы и анализе проведенных общешкольных

дел, акций, соревнований;

координация деятельности членов Совета командиров и классных Советов

учащихся;

организация в проведении общешкольных и внешкольных мероприятий,

распределение поручений по их проведению;

организация и контроль дежурства по школе

участие в разрешении вопроса о награждении обучающихся, занесении на

доску Почета;

Работа постоянно действующего школьного актива (штаб РДШ, штаб

«Юнармии»), инициирует и организуют проведение личностно значимых для

школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, праздников,

флешмобов);

Работа Совета медиации (примирения) из наиболее авторитетных

старшеклассников и социального педагога по урегулированию конфликтных

ситуаций в школе, реализующего следующие функции:

выявление конфликтных ситуаций среди обучающихся и разрешение

споров по урегулированию взаимоотношений;

представление интересов обучающихся на Совете профилактики и малых

педагогических советах;

разрешение споров и конфликтных ситуаций «ученик-ученик»;

участие в проведении школьных восстановительных конференциях,

семейных конференциях, акций по профилактике правонарушений;

оформление уголка безопасности и права;

Работа творческих Советов дела, отвечающих за проведение тех или иных

конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций, соревнований и

реализующих следующие функции:

распределение поручений за определенный участок деятельности;

разработка сценария или хода мероприятий с педагогом организатором;

организация рекламы о месте и времени проведения;

приглашение гостей;

организация работы жюри и судейской коллегии;

подготовка наградного материала;

анализ проведенного дела через опрос-анкету совместно с психологом;

публикация в СМИ о проведенном мероприятии.

Итак, участие в самоуправлении даёт возможность подросткам попробовать

себя в различных социальных ролях, получить опыт общения, совместного

преодоления трудностей, формирует личную и коллективную

ответственность за свои решения и поступки. Высшим органом школьного

самоуправления является Совет школы, состоящий из представителей

ученического коллектива, администрации школы и представителей

родительской коммитета. Структура ученического самоуправления школы

имеет несколько уровней. Уровень классных коллективов формируется и

реализуется в каждом ученическом классе. Данный уровень самоуправления

дает обучающимся возможность раскрыть свои личностные качества,

получить опыт реализации различных социальных ролей в процессе

разработки плана классных дел, подготовки и организации разнообразных

событий класса. Для формирования и развития лидерских качеств,

управленческих компетенций, освоения эффективных форм организации

классного коллектива дважды в год проводится учеба актива школы, на

которую приглашаются лидеры всех классов. На этом уровне

самоуправления решаются следующие задачи: под руководством классного

руководителя создается модель самостоятельной деятельности по реализации

инициатив обучающихся; создаются условия для выявления и реализации

творческого потенциала обучающихся; воспитывается личная и коллективная

ответственность за выполнение порученных дел. Оценка деятельности

ученического самоуправления на данном уровне осуществляется в рамках

конкурса «Лучший класс», который проходит в течение всего учебного года

в номинациях: спорт, лидер, чистота и порядок, медиа и радио.

При организации общешкольного уровня самоуправления решаются

следующие задачи: планирование, организация и анализ общешкольных

мероприятий и культурно-образовательных событий; разработка и внедрение

инициатив ученического, педагогического и родительского коллективов;

управление социально ориентированной деятельности школы; создание и

укрепление общешкольных традиций. Содержание деятельности органов

школьного ученического самоуправления разного уровня находит отражение

в планах школьного самоуправления.

Например, к ежегодным мероприятиям, реализуемым обучающимися на

разных уровнях самоуправления, относятся: организация встреч с

интересными людьми «Сто вопросов взрослому», школьные конференций

«Читаем вместе», «Этот удивительный мир», поддержание порядка и

чистоты в учебных классах и школе, создание ландшафтного дизайна на

зеленой зоне и пришкольной территории, проведение спартакиад,

интеллектуально-спортивных конкурсов, фестивалей, праздников,

творческих конкурсов и встреч, выставок, реализация проекта по

благоустройству и оформлению дизайна школьных помещений «Создаем

пространство школы вместе», проведение социальных волонтерских акций

«Делай добро», «Помоги другу».

В связи с этим одним из важнейших направлений работы социального

педагога в школе является создание системы общешкольных дел,

обеспечивающих включенность в них большого числа детей и взрослых,

способствущих их общению, активности и ответственности за происходящее

в школе и социуме.



В раздел образования