Автор: Макарова Светлана Борисовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 61" г. Перми Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Собственное достоинство – сокровище нашей души" Раздел: среднее образование
Тема: «Собственное достоинство – сокровище нашей души»
Цель: Углубить понятие о нравственной категории «Чувство Собственного Достоинства» у
подростков; показать значимость этого качества в жизни каждого;
Необходимое оборудование: фрагмент из х/ф. «Электроник», фрагмент из м/ф. «Дети дождя»
Ход занятия.
Эпиграф (на доске):
Чувство собственного достоинства – есть основа моего «Я»;
Педагог: Добрый день, уважаемые ребята. Сегодня наше занятие посвящено такому понятию
как чувство собственного достоинства (ЧДС). Я предполагаю, что вы не раз слышали это
выражение, но вряд ли серьёзно задумывались над тем, какой смысл содержит. Давайте вместе
попробуем в этом разобраться.
Вы дома нашли определения «ЧСД» в разных словарях?
(Если, да, то ребята зачитывают).
Педагог: Спасибо. Вы проделали большую работу. Я хотела бы подытожить и как некий вывод
взять более краткое определение из словаря Ожегова.
Достоинство - совокупность высоких моральных качеств и уважение этих качеств в самом себе.
(Если нет: Ну, что ж, давайте я вам назову несколько определений, и мы вместе выберем более
оптимальное ).
1)
(
словарь
Ожегова)
Достоинство
-
совокупность
высоких
моральных
качеств
и
уважение этих качеств в самом себе.
2)
Достоинство —
уважение
и
самоуважение
человеческой личности
как
морально-
нравственная категория. (википедия)
Я предлагаю взять за основу определение из словаря Ожегова, потому как оно наиболее
кратко и емко отражает смысл понятия.
Достоинство ребёнка – это осознание им
ценности своей личности. (Семейное
воспитание краткий словарь)
Педагог: Подберите синонимы к определению «Чувство собственного достоинства».
Учащиеся: Честь, принципиальность, смелость, правдивость, самоуважение.
Педагог: Спасибо.
Педагог: В нашей жизни часто возникают ситуации, когда необходимо вежливо отстоять свое
мнение, свою идею, либо суметь отказать, если твоя точка зрения не совпадает с остальными.
Я хочу показать вам Отрывок из м /ф. «Дети дождя», где герой предъявляет свою позицию
Краткое
описание:
На
протяжении
веков
идет
война
между
пирунами
(детьми
огня)
и
гидросами (детьми дождя). Чтобы добыть камни солнца, согревающие пирунов, они взрывают
гидросов. Эти камни – души погибших. И вот, в один из походов, оруженосец, чей отец погиб в
подобном
походе,
увидел,
откуда
добываются
богатства.
И
он
понял,
что
данная
деятельность не соответствует его моральным и нравственным принципам. И его позиция не
соответствует остальным воинам. И он отстаивает свое мнение, открыто выражая свое
несогласие.
Пожалуйста, внимательно просмотрите и далее ответьте на мои вопросы:
1.
Герой не побоялся высказать своё мнение старшему. Какие качества он проявил?
( Смелость, принципиальность, честность).
2.Можем ли мы сказать, что герой обладает ЧСД? Если «да», то объясните, почему?
( Он сделал собственный выбор. Смог защитить «детей дождя»).
Педагог: Я хочу предложить вам прослушать историю, произошедшую в реальной жизни.
Проанализируйте ее и оцените поступок героя:
Дело происходило в обычной школе небольшого городка. В школе не была принята форма, и
ребята одевались по желанию. И в одном из 9 классов сложилась такая ситуация: учащиеся
этого класса, почти все, были из очень обеспеченных семей, и всегда одевались очень модно в
дизайнерские вещи. Статус человека в классе зависел от «цены» его внешнего вида.
Но в
классе учились мальчик (Коля) и девочка (Марина), которые не могли соответствовать данным
законам «выживания». Семьи у них были не обеспеченные, и денег в доме часто не было. И
ребята одевались скромно, у них не было дорогих украшений и телефонов. Класс не принимал
одноклассников, и при любом удобном случае ребята дразнили и унижали их.
Коля сдался
напору негатива. Он стал подворовывать деньги у родителей, копить деньги с обедов, отбирать
у
младших
школьников.
На
эти
деньги
он
купил
себе
дорогую
одежду
и
телефон.
И,
естественно, поднялся в глазах одноклассников. С ним стали дружить, приглашать в компании,
на вечеринки. В общем, жизнь в коллективе у него «наладилась». Марина была огорчена
поведением Коли, так как знала о положении его семьи. В один из дней Марина в начале урока,
когда класс угомонился, встала перед всеми и спокойным, но твердым голосом произнесла:
«Ребята, мы учимся с вами вместе уже 9 лет, но так и не научились уважать, ценить друг друга,
не смогли научиться принимать друг друга такими, какие мы есть. Да, у меня нет дорогих
вещей и украшений. Я не могу позволить себе тратить деньги без разбору. Но я
такой же
человек, как и вы. У меня тоже есть интересы, желания и стремления. Я не причиняю вам зла.
Почему же вы оскорбляете меня? На мой взгляд, человек привлекателен не своей внешностью, а
своим внутренним миром. Своей душой. И я прошу впредь не обижать меня…
Вопросы к ситуации:
1.
На ваш взгляд, почему Коля так поступил?
( Он смалодушничал, не отстоял свои принципы).
2.
Какими качествами обладает Марина?
(У Марины есть принципиальность. Принципиальность – верность своим принципам).
3.
Какого качества не хватило Коле, чтобы не «сломаться»? (Принципиальности).
4.
Чей поступок вам ближе? Кто из этих ребят обладает ЧСД?
Педагог: Я надеюсь, что эта история оставит след в вашей душе, и будет примером, вы сможете
в разных жизненных ситуациях обладать ЧСД, и вас никто не сможет унизить. ЧСД поможет
вам в дальнейшем.
Педагог: Издавна, люди складывали поговорки и пословицы. И вот одна из них близкая к теме
нашего занятия:
«Если достоинства человека долго не замечаются – ему легче свернуть на недостойный
путь».
1.
Как вы считаете, это справедливое высказывание? Так ли происходит в жизни?
2.
А часто ли вы говорите своим близким об их достоинствах?
(Желаю вам делать это чаще).
Задание: Вдумайтесь в смысл пословицы. Составьте свою пословицу так, чтобы смысл остался
тем же, при этом, не употребляйте слова из данной пословицы.
(зачитывают свои варианты)
Если мы будем замечать хорошие качества человека, говорить ему об этом, то мы поможем
ему воспитать в себе ЧСД, он начнёт уважать себя и не свернёт на недостойный путь.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам игру. Перед вами стул правды или « белый стул», севший
на него, услышит мнение о себе от своих одноклассников. Но есть одно условие: говорить
необходимо только положительные качества!
Класс: (оптимально человек 5) ребята, желающие, выходят и садятся на стул. Выслушав мнение
о себе. Благодарят и садятся на место.
Педагог: Я очень рада, что вы умеете в каждом человеке видеть положительное. Такое умение
очень помогает человеку правильно оценивать себя и уважать в себе всё достойное.
Педагог : Давайте вместе посмотрим ещё один фрагмент из х/ф. «Электроник».
Краткое описание: Сыроежкин увидел, что к девочке, которая ему давно нравится, пристает
группа мальчишек, девочка боится их, ведь она одна. И Сыроежкин просит Электроника
защитить девочку, а потом прыгнуть в кусты, чтобы мальчик смог предстать перед девочкой
в образе ее защитника. Электроник сомневается, честно ли они поступают. Но Сыроежкин
объясняет ему, что так поступают все люди. И Электроник соглашается.
Вопросы к обсуждению:
1)
Честно
ли
поступил
Сыроежкин,
скрываясь
в
кустах?
Какое
качество
личности
проявилось в этом поступке?
( Струсил).
2)
Обладает ли Сыроежкин ЧСД, если нет, то почему?
( Нет, человек с ЧСД честен, правдив, смел).
3)
Можем
ли
мы
в
данной
ситуации
говорить
об
отсутствии
ЧДС,
понимает
ли
Сыроежкин, что он сам себя унижает?
( Нет.)
4)
Что бы вы изменили в поведении Сыроежкина?
5) А теперь я попрошу вас вспомнить первый фрагмент из м /ф. «Дети дождя», сравним
поступки героев, чей поступок вам больше нравится, кто из героев обладает ЧДС?
Педагог: Я хочу вам прочесть строки из стихотворения
Б.Окуджавы «Чувство собственного
достоинства»
Чувство собственного достоинства - вот загадочный инструмент:
созидается он столетьями, а утрачивается в момент …
Чувство собственного достоинства - вот загадочная стезя,
на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя…
Чувство собственного достоинства - это просто портрет любви.
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого,
ничего не придумало человечество… для спасения своего.
Педагог: Давайте подведем итоги. Мы живём среди людей. Почему же человеку так важно
иметь ЧДС? Человек, который дорожит ЧСД, не позволит себе унизить достоинство другого
человека, Если во взаимоотношениях с другими мы будем руководствоваться этой истиной, то
мы будем соответствовать званию Человека с большой буквы.
Педагог: Спасибо всем большое за хорошую работу. Я желаю вам стать людьми честными,
порядочными,
принципиальными,
умеющими
отстаивать
свою
позицию,
т.
е,
людьми,
обладающими таким бесценным сокровищем как ЧДС.
Чтобы вы могли смело сказать:
»
Чувство собственного достоинства – есть основа моего «Я»;
Чтобы всегда помнили: «Собственное достоинство – сокровище вашей души»
Чтобы помнили ещё одну народную пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду»
************************************************************
Если останется время, то после стихотворения можно предложить следующее задание:
Ребята
делятся
на
4
группы.
Им
предлагается
инсценировать
ситуацию,
в
которой
будет
отражено
проявление
чувства
собственного
достоинства,
либо
антипод.
На
подготовку
10
минут. На выступление 2 минуты каждой группе. После выступлений класс обсуждает, на
сколько хорошо и точно они смогли отразить главное, что было легче показать «+» или «-» .
Человек с чсд обладает такими качествами как самокритичность и честность .
порядочность и справедливость