Автор: Малахов Олег Иванович
Должность: Преподаватель по классу валторны
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №10
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие и укрепление диапазона на валторне
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Детская школа искусств №10»
Развитие и укрепление
диапазона на валторне
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Разработал:
преподаватель
Малахов О. И.
Брянск 2019г.
Введение
Каждый валторнист, будь то ученик музыкальной школы или студент
консерватории, слушая записи поражается как виртуозно и легко играют
профессионалы, удивляясь их виртуозной технике, лёгкому полетному звуку и
огромному диапазона который даётся им без особых усилий.
Если с развитием техники более менее всё понятно, занимаясь под
метроном постепенно увеличивая темп можно добиться высоких результатов.
То с развитием диапазона могут возникнуть трудности, особенно на начальном
этапе своего творческого пути.
Когда ребенок учится в музыкальной школе, спустя пару лет он хочет
попробовать свои силы исполнив какой-нибудь концерт, например: В. А. Моцарт
концерт для валторны №3, К. Сен-Санс концертная пьеса 1,2ч., или К. Матис
концерт №2. Но к сожалению он не может, ведь для всех этих и других
произведений необходимый диапазон минимум в две с половиной октавы (от
ДО
малой октавы, до ноты
СОЛЬ
второй октавы как минимум). И тут появляется
вопрос, как развить и укрепить диапазон на валторне?
Сразу хочется добавить, что трудности с развитием диапазона испытывают
не только валторнисты, а также все исполнители на медных духовых
инструментах.
Важно чтобы преподаватель юного валторниста мог не только объяснить но
и что не менее важно показать как должны звучать ноты в нижнем и верхнем
регистрах. Одним ученикам можно просто рассказать что он должен делать, а
другие могут не понять что от них требуется, и тогда важно взять инструмент и
продемонстрировать звучание нот на собственном примере. Когда ученики
видит и слышит как преподаватель играет, он неосознанно будет стараться
повторить услышанное. Также ученик сможет наглядно увидеть работу мышц
которые задействованы при игре, что очень сложно сделать смотря видео с
концертами профессиональных музыкантов. Но бывает когда у ученика не
получается взять высокую ноту, а объяснения и примеры педагога не помогают.
О таких случаях мы и поговорим.
Возможно ученик просто не понимает как должны работать мышцы. В таком
случае лучше пока воздержаться от попытка взять заветную "ДО третьей
октавы" и сосредоточиться на укрепление мышц в среднем диапазоне. В
противном же случае могут появиться психологический страх перед высокими
нотами и излишнее напряжение в мышцах, и избавиться от этого будет крайне
сложно.
1.
Дыхание и артикуляция. В отличие от игры в нижнем регистре где мы
играем на гласную "У" выдыхаем широко "как будто греем руки на
морозе", гортань опущена, язык убран глубоко, во рту появляется
ощущение купола а апертура в губах большая. То при игре в верхнем
диапазоне необходимо использовать гласную "И" корень и середина
языка поднимаются ближе к нёбу. Выдох должен быть сконцентрирован в
центре маленькое апертуры, скорость выдоха должна быть высокая.
2.
Слабая круговая мышца губ. Если ученик правильно пользуется
артикуляцией и у него поставлено исполнительское дыхание, сложности
в развитии верхнего регистра могут быть из-за слабой круговой мышцы
губ. Мышцы просто ещё не привыкли работать в этом диапазоне а ученик
не знает как ими управлять. При сильном выдохе слабые мышцы могут
расползтись и высокая нота просто сорвётся. Важно создать и
удерживать маленькую апертуру в губах, подбородок не в коем случае не
должен подниматься вверх. Для укрепления губных мышц можно начать
играть ноты на всем дыхании "от
pp
до
ff
и обратно" по всему
рабочему диапазону. Также можно использовать для тренировки мышц
тренажёр "u trener".
3.
Напряжение в теле. Напряжение в любой части тела может негативно
сказаться на звуке и диапазоне. При излишнем напряжении в руках
можно создать сильное давление мундштуком на губы, из-за чего
циркуляция крови в амбушюре будет нарушена, губы начнут неметь и
быстро устанут, что не позволит брать высокие ноты и долго играть.
Также напряжение может передаться в мышцу диафрагмы что в итоге не
позволит контролировать скорость выдоха, а как мы помним нам нужна
высокая скорость воздушного потока и маленькая апертура в губах.
Самым лучшим решением будет, стараться максимально расслабить
мышцы всего тела во время игры на валторне, задействуйте только те
мышцы тела которые необходимы.
4.
Давление на губы. Как уже было описано выше, давить мундштуком на
губы это не самая хорошая идея. Мышцы в руках гораздо больше и
сильнее чем в губах. Когда губные мышцы слабые то при сильном потоке
воздуха они расползаются, и чтобы их удержать вместе мы начинаем
инстинктивно прижимать их мундштуком. Соответственно когда мы
начинаем давить мундштуком на губы, они начинаю синеть что говорит о
плохом кровообращении из-за сильного давления, вследствие чего
падает выносливость и контроль в губах, звук становится неестественно
гнусавым и зажатым. Помимо этого, если валторнист использует
мундштук с тонкими полями, то последствия будут ещё печальнее. Наши
губы находятся между двух твердых тел, с одной стороны зубы с другой
тонкие поля металлического мундштука. В итоге таких занятий можно
"разрезать губы" это когда кожа остаётся целая а мышца расслаивается
на две. Диапазон станет в разы меньше чем был, при длительных
занятиях место разреза будет болеть. В таком случае необходимо сразу
брать продолжительный отдых до полного восстановления мышечной
ткани, возможно потребуется консультация хирурга. Чтобы этого
избежать и добиться качественного звука во всём диапазоне,
необходимо с самого начала занятий учиться не давить на губы. Сначала
звук будет шипеть а диапазон станет немного меньше, но со временем
это пройдёт, шипение уйдёт, звук станет более мягким а губы привыкнут
работать без помощи давления мундштуком и окрепнут что позволит
начать осваивать верхний регистр.
5.
Плохой внутренний слух. Любой музыкант играющий на медном
духовом инструменте должен уметь интонационно чисто петь. Также, мы
можем не попасть на ноту из-за того что мы не слышим её своим
внутренним слухом, не знаем и не представляем как она должна звучать.
Для развития слуха можно использовать пособия и сборники по
сольфеджио а также петь под аккомпанемент произведения по
специальности.
6.
Наклон инструмента. Наклон инструмента во время перехода из
среднего регистра в верхний может помочь на начальном этапе. Дело в
том что при наклоне инструмента, мы переносим опору мундштука с
верхне губы на нижнюю (если мы опускаем инструмент вниз и наоборот).
Это говорит о том что круговая мышца губ ещё недостаточно окрепла,
ведь исполнитель начинает прижимать именно слабую мышцу делая всю
работу мышцами рук а не губными.
Заключение
Когда мы слушае записи произведений таках исполнителей как: Radek Baborak,
Stefan Dohr, Sarah Willis, Miklós Nagy, Marc Papeghin, и многих других; то
должны понимать что так легко играть высокие ноты им позволяет не только
природный талант но и многие годы кропотливой работы. При домашних
занятиях при развитии диапазона стоит внимательно прислушиваться к своим
ощущениям, обдумывать и анализировать каждый свой шаг чтобы избежать
заучивания а в дальнейшем исправления своих ошибок. Данная разработка
основана исключительно на личном опыте автора.