Напоминание

Организация самостоятельной работы обучающихся по классу валторны при подготовке домашних заданий


Автор: Малахов Олег Иванович
Должность: Преподаватель по классу валторны
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №10
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация самостоятельной работы обучающихся по классу валторны при подготовке домашних заданий
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«Детская школа искусств №10»

Организация самостоятельной

работы обучающихся по классу

валторны при подготовке

домашних заданий.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИИ

Разработал:

преподаватель

Малахов О. И.

Брянск 2020г.

Введение

Все мы как музыканты занимаемся дома, преследуя свои определённые

цели и задачи. Кто-то готовится к уроку с преподавателем, кто-то чтобы хорошо

выступить на экзамене, конкурсе или концерте. И зачастую наш рост и

развитие в овладение данным музыкальным инструментом как валторна, идёт

не достаточно быстро как мы бы того хотели. Так в чём же секрет? Почему одни

ученики играют концерты, а другим лёгкое произведение на несколько строчек

даётся с огромным трудом? ТАЛАНТ - скажите вы, и окажетесь не правы.

Валторнистами не рождаются, валторнистами становятся.

Валторна - это один из сложнейших медных духовых инструментов, и чтобы

достичь своей цели нужно приложить не малое количество усилий. Многие

ученики музыкальных школ и студенты различных вузов занимаются много

часов в день, а результат от этих занятий не большой. Так в чем тогда смысл

таких многочасовых занятия? Дело в том, что обучающийся не правильно

расставляет приоритеты, не может правильно организовать свои домашние

занятия.

Во время урока в классе, педагог тщательно следит за тем что и сколько

времени играть, и связано это не только с регламентом урока в 40 минут.

Преподаватель укажет на ошибку, и даст упражнения которые помогут её

исправит, на которую ученик бы закрыл глаза. Пускай на уроке ученик будет

играть всего четыре такта своего произведения но сделает это качественно и

больше не вернётся к этому, чем будет играть все произведение, постоянно

спотыкаясь заучивая и закрепляя ошибки которые потом будет исправлять во

время урока с преподавателем. Можно конечно заниматься с педагогом и

дополнительно на частной основе. Но тут важно понять, что преподаватель это

не дрессировщик в цирке. Роль педагога, это НАСТАВНИК. Задача педагога

указать путь, а ученика пройти его.

Организация и подготовка к домашним занятиям

Для организации домашних занятий, обучающемуся поможет простая

тетрадка или блокнот, где он сможет вести записи своих занятий и успехов.

Также можно составить план занятий который будет состоять из нескольких

пунктов. Это: разминка, развитие техники языка и гибкости амбушюра,

чтение нот с листа, транспонирование, изучение оркестровых трудностей

и произведений, восстановление губного аппарата после занятий. На

каждом из этих пунктов мы остановимся, и рассмотрим их роли и задачи более

подробно.

Разминка

Разминка, это то с чего должен начинать свои занятия каждый музыкант.

Задача разминки, заключается в том что подготовить наши мышцы к работе.

Для начала необходимо разогреть и почувствовать работу мышц

диафрагмы с помощью дыхательной гимнастики, которые отвечают за

правильное исполнительское дыхание.

При использовании дыхательной гимнастики, важно как можно глубже делать

вдох, а при выдохе следить чтобы горло не занимались.

Следующим шагом можно несколько минут позаниматься базингом на

мундштуке, чтобы разогреть мышцы амбушюра.

Далее играем на инструменте обертоновые звукоряды или упражнения из 1

или 2 тетради Григория Цибульского (зависит от уровня обучаемого). Играть

весь сборник не нужно, достаточно выбрать пару упражнений. Также вместо

обертоновых звукоряды и упражнений Г. Цибульского, можно играть гаммы в

одну октаву на легато (от гаммы F-dur с малой октавы и поднимаясь каждый раз

на пол тона выше). Эти упражнения взаимозаменяемы, поэтому не стоит

зацикливаться только на чем-то одном, раз в несколько дней стоит менять

упражнения.

Сама по себе разминка не должна занимать много времени, так как здесь

стоит задача разогреть мышцы для последующих занятий.

Гаммы

Гаммы дают прекрасное развитие техники языка и пальцев, а трезвучия и

арпеджио гибкость губного аппарата. Гаммы и трезвучия, как одно из базовых

упражнений стоит начинать играть в спокойном темпе и с каждым днём

увеличивать скорость. Также не стоит играть гаммы только одним штрихом,

лучше все проиграть гамму несколько раз, исполняя её каждый раз разным

штрихом либо комбинируя несколько штрихов и динамических нюансов.

Чтение нот с листа

Навык развития чтения нот с листа необходимо ставить в приоритет. Так как

это поможет в дальнейшем при: изучении и разборе новых произведений, игре

в ансамбле и в дальнейшем работе в оркестре. Это навык необходимо

развивать каждый день.

Играя этюд или произведение, нужно найти глазами самое сложное место,

и в том темпе в котором получится сыграть это место, играем весь этюд. Играть

этюд нужно под метроном несколько раз, с каждым новым проигрыванием

увеличивая темп.

Транспонирование

Поскольку валторна относительно недавно приобрела вентильную систему

клапанов и стала хроматической. Многие композиторы писали свои

произведения и оркестровые партии в разных строях. По этому валторнисту

также важен навык транспонирования. Транспонировать лучше старые хорошо

знакомые этюды начиная с несложных строёв (in.E, in.Es, in.D, in.G, in.Fis, in.A).

Оркестровые трудности

Оркестровые трудности не обязательно изучать в музыкальной школе. Для

изучения оркестровых трудностей можно использовать одноимённые сборники,

где партия валторны из симфонической и оперной музыки записана в виде

этюдов.

Разбор и изучение произведений

Перед началом разбора произведения, необходимо кратко ознакомиться с

творчеством данного композитора: прочитать его биографию и прослушать

несколько его произведений для того чтобы понимать в каком стиле и

характере исполняется данное произведение. При первом проигрывании

желательно взять медленный темп, для того чтобы успеть заметить и

исполнить все динамические нюансы и штрихи. Также можно учить

произведение по фразам или по несколько тактов. Не нужно переходить к

следующей фразе пока не будет выучена предыдущая. На первый взгляд этот

способ покажется медленным, но практика показывает что это способ гораздо

лучше чем играть всё произведение целиком и начинать его каждый раз с

начала когда будет допущена ошибка.

Восстановление губного аппарата в конце занятий

В конце занятий или после рабочего дня в оркестре где зачастую музыкант

валторнист вынужден играть на износ, необходимо восстановить и расслабить

амбушюр. С этой задачей отлично справляются такое упражнение как игра на

всем дыхании длинных нот, от До второй октавы и спуская по хроматизму до

самой низкой ноты которая берется у данного музыканта. Это упражнение

нужно играть как можно тише, задача состоит в том чтобы как можно дольше

тянуть каждый звук, пока не будет закончено это упражнение перерывы

желательно не делать. Это простое упражнение поможет собрать и в

дальнейшем расслабить губные мышцы, для того чтобы быстрее восстановить

аппарат и избежать состояния переигранных губ.

Заключение

В итоге получается что нужно заниматься все от 60 до 120 минут в день с

перерывами на отдых. (Разминка 10-15 минут, гаммы и трезвучия 10 минут,

этюды 10-20 минут, произведения 15 минут, оркестровые трудности 10

минут, длинные звуки 5-10 минут). Во время занятий необходимо добиваться

максимального качества в интонации и попадании на ноты, не стоит закрывать

глаза даже на малейший брак.

Данный рекомендации основаны на личном опыте автора и носят сугубо

рекомендательный характер.



В раздел образования