Автор: Галкина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель дефектологической группы
Учебное заведение: МБОУ " Икрянинская НОШ "
Населённый пункт: С. Икряное, Астраханская Область, Икрянинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Особенности построения образовательного процесса на первой ступени
дошкольного образования
в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ
Что такое ФГОС? Что такое стандарт? Чем отличается ФГТ от ФГОС? И почему его на-
зывают «Стандарт второго поколения»?
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой
оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подго-
товки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучаю-
щихся.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в полу-
чении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образо-
вания на основе единства обязательных требований к условиям реализации образова-
тельных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации от-
носительно уровня дошкольного образования.
Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?
Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное
образование признано уровнем общего образования. До сегодняшнего дня действовали
Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые
состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы
дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся
требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся
сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с по-
мощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксиро-
вать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители пони-
мали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому
что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему
максимальный интерес.
ФГОС включает в себя требования к:
структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обяза-
тельной части основной образовательной программы и части, формируемой участника-
ми образовательных отношений) и их объему;
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям;
результатам освоения основных образовательных программ.
Программа
Образовательная деятельность- 60%.
Дополнительная деятельность -40%.
Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?
Во-первых,дошкольное образовательное учреждение из "камеры хранения" ребенка ре-
ально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной об-
разовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением
присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.
Во-вторых,все дети дошкольного возраста должны быть обеспечены возможностью полу-
чения дошкольного образования.
В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за
ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.
Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт
мир через деятельность.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- должна стать основой обучения ребёнка т.е. уйти от монологической
речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами
добывает знания себе сам.
Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии (образовательная дея-
тельность). Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить,
когда ответь, как ответить. Иными словами-нет скованности. Мы не загоняем в опре-
делённые рамки, даём высказывать всем.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где проис-
ходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа до-
школьника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и
отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен.
Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса
– отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами
детской деятельности теперь стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познава-
тельно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду
детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных обла-
стей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возраста
1.
Социально-коммуникативное развитие
2.
Познавательно развитие
3.
Речевое развитие
4.
Художественно-эстетическое развитие
5.
Физическое развитие
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями
работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образова-
тельной программе дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
Любознательность;
Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение
к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Развитая крупная и мелкая моторика;
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то
это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:
1.
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности дет-
ства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;
значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду;
2.
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации)
и детей;
3.
уважение личности ребенка;
4.
реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в
форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ре-
бенка.
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать
в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного разви-
тия ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его
личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса,
участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а
не просто сторонними наблюдателями.
- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает
преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не
было ранее.
В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма до-
школьных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Плани-
руется, что будут развиваться частные дошкольные организации. Внедрение нормативно -
подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между
муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги до-
школьного образования. Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и вве-
дение системы муниципального заказа на услуги дошкольного образования выведет на
первый план качество образовательной услуги, которое напрямую будет зависеть от пони-
мания каждым детским садом своего места в системе непрерывного образования.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
- Содержательная насыщенность
- Трансформируемость
- Полифункциональность
- Вариативность
- Доступность
- Безопасность
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следу-
ет воспринимать позитивно.
Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами обще-
ства и государства.
1.
Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
2.
Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности разви-
тия, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географи-
ческих условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
3.
Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей
дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образователь-
ной области.
4.
Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребен-
ка.
5.
Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
6.
Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.