Напоминание

"Особенности построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ"


Автор: Галкина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель дефектологической группы
Учебное заведение: МБОУ " Икрянинская НОШ "
Населённый пункт: С. Икряное, Астраханская Область, Икрянинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности построения образовательного процесса на первой ступени

дошкольного образования

в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ

Что такое ФГОС? Что такое стандарт? Чем отличается ФГТ от ФГОС? И почему его на-

зывают «Стандарт второго поколения»?

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой

оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подго-

товки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не

сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучаю-

щихся.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в полу-

чении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образо-

вания на основе единства обязательных требований к условиям реализации образова-

тельных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации от-

носительно уровня дошкольного образования.

Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?

Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное

образование признано уровнем общего образования. До сегодняшнего дня действовали

Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые

состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы

дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся

требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся

сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с по-

мощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксиро-

вать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители пони-

мали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому

что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему

максимальный интерес.

ФГОС включает в себя требования к:

структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обяза-

тельной части основной образовательной программы и части, формируемой участника-

ми образовательных отношений) и их объему;

условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым,

финансовым, материально-техническим и иным условиям;

результатам освоения основных образовательных программ.

Программа

Образовательная деятельность- 60%.

Дополнительная деятельность -40%.

Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?

Во-первых,дошкольное образовательное учреждение из "камеры хранения" ребенка ре-

ально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной об-

разовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением

присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.

Во-вторых,все дети дошкольного возраста должны быть обеспечены возможностью полу-

чения дошкольного образования.

В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за

ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.

Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт

мир через деятельность.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- должна стать основой обучения ребёнка т.е. уйти от монологической

речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами

добывает знания себе сам.

Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии (образовательная дея-

тельность). Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить,

когда ответь, как ответить. Иными словами-нет скованности. Мы не загоняем в опре-

делённые рамки, даём высказывать всем.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где проис-

ходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа до-

школьника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и

отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен.

Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса

– отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами

детской деятельности теперь стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познава-

тельно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду

детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных обла-

стей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возраста

1.

Социально-коммуникативное развитие

2.

Познавательно развитие

3.

Речевое развитие

4.

Художественно-эстетическое развитие

5.

Физическое развитие

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями

работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образова-

тельной программе дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;

Любознательность;

Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;

Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение

к себе и к другим, чувство собственного достоинства;

Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;

Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Развитая крупная и мелкая моторика;

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то

это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

1.

поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности дет-

ства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание

(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;

значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период

подготовки к следующему периоду;

2.

личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых

(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации)

и детей;

3.

уважение личности ребенка;

4.

реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной

группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в

форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ре-

бенка.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать

в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного разви-

тия ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его

личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса,

участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а

не просто сторонними наблюдателями.

- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает

преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не

было ранее.

В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма до-

школьных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Плани-

руется, что будут развиваться частные дошкольные организации. Внедрение нормативно -

подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между

муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги до-

школьного образования. Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и вве-

дение системы муниципального заказа на услуги дошкольного образования выведет на

первый план качество образовательной услуги, которое напрямую будет зависеть от пони-

мания каждым детским садом своего места в системе непрерывного образования.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

- Содержательная насыщенность

- Трансформируемость

- Полифункциональность

- Вариативность

- Доступность

- Безопасность

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следу-

ет воспринимать позитивно.

Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами обще-

ства и государства.

1.

Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.

2.

Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности разви-

тия, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географи-

ческих условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.

3.

Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей

дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образователь-

ной области.

4.

Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребен-

ка.

5.

Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

6.

Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.



В раздел образования