Напоминание

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения


Автор: Гилазетдинова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 195
Населённый пункт: Кемеровская область г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях

общеобразовательного дошкольного учреждения

Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без

всяких условий, каждый ребенок — личность, обладающая своими

особенностями.

В мировой практике социально — правовой защиты детства выделяется

категория детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся

наименее защищенной частью общества, — это дети с ОВЗ.

Отклонения в развитии приводят к ограничению коммуникативных

возможностей, а вследствие этого к возникновению значительных проблем в

процессе социализации.

Формирующейся личности грозит «выпадение» из этого социального и

культурно обусловленного пространства, что нарушает связь с социумом,

культурой как источником развития (Л. С. Выготский,1991г.). Поэтому

организация социально — педагогической деятельности в условиях

нарушения развития приобретает специфический коррекционно —

компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором.

Интегрированный подход, не упуская из виду заболевание, предполагает

совместное преодоление его трудностей в обычном детском обществе,

обеспечивает право на развитие и социальное творчество каждому ребенку

вне зависимости от его исходного багажа.

Таким образом, особую значимость приобретает изучение и научное

обоснование системы социально — педагогической деятельности по

социализации детей с отклонениями в развитии, направленной на

максимальное раскрытие их потенциала, обеспечение наиболее полной

социальной адаптации, полноценной независимой жизни в обществе, что

является на сегодняшний день актуальной проблемой.

В связи с этим, целью организации социального развития в детском саду

выступает интеграция (социализация, адаптация и коррекция) детей с ОВЗ в

обычном социуме. Необходимо, используя все познавательные способности

детей и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у

них жизненно необходимые навыки, повышать качество их жизни и жизни

их родителей.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих

задач:

1. Адаптация и абилитация детей с особенностями развития в обстановке

интегративного детского сада (формирование психоречевой и когнитивной

компетентности, самостоятельности, развитие эмоционально-волевой сферы

и произвольности).

2. Формировать толерантность у детей дошкольного возраста (воспитание

способностей к социальному сотрудничеству).

3. Выстраивать развивающую среду для детей с особыми потребностями с

учетом динамики их актуальных возможностей: разработка программ

индивидуального развития, и программ, рассчитанных на совместную

деятельность детей интегрированной группы.

4. Развивать толерантное самосознание (личностное и профессиональное) у

родителей и педагогов ДОУ.

Социальное развитие детей с ОВЗ в условиях массового детского сада

осуществляется по направлениям:

Индивидуальная работа с ребенком, имеющим ОВЗ.

Фронтальная работа со здоровыми детьми интегрированной группы.

Групповая работа с детьми интегрированной группы как способ

взаимодействия детей с ОВЗ и их здоровых сверстников. Взаимодействие с

сотрудниками ДОУ, направленное на улучшение процесса адаптации и

последующей интеграции ребенка с ОВЗ в условиях массового детского сада.

Организация медико-социально-педагогического сопровождения семей,

имеющих ребенка с ОВЗ. Взаимодействие с семьями нормально

развивающихся детей, посещающими интегрированную группу,

направленное на педагогическое просвещение и формирование социальной

компетентности и толерантности по отношению к детям с ОВЗ. Таким

образом, работа по организации социального развития детей с ОВЗ в

условиях общеобразовательного учреждения охватывает все структуры

социального окружения ребенка и направлена на создание условий для

максимально благополучного вхождения его в социум. Организация

социального развития ребенка с ОВЗ в условиях его интеграции в массовый

детский сад осуществляется в несколько этапов: пропедевтический,

адаптивно — развивающий, заключительный.

Пропедевтический этап включает два основных тесно взаимосвязанных

аспекта:

1) социально-педагогическая диагностика семейного, средового,

образовательного пространства во всех направлениях деятельности по

социальному развитию ребенка с ОВЗ;

2) социально-психологическая подготовка среды к принятию ребенка с ОВЗ

осуществляется по следующим направлениям:

– работа с сотрудниками ДОУ; – работа с родителями здоровых детей,

посещающими интегрированную группу;

– работа с нормально развивающимися детьми интегрированной группы;

– работа с детьми с ОВЗ – работа с семьями детей, имеющими отклонения в

развитии.

Адаптационно-развивающий этап предполагает реализацию программ по

социальному развитию детей в условиях интеграции.

Содержание работы на данном этапе охватывает ряд аспектов:

Индивидуальная работа с ребенком с ОВЗ. Организация коррекционной

работы направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов

становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на

преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии их

познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.

Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного

учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального

взаимодействия.

Основополагающим содержанием организации социального развития на

данном этапе является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и

научение ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта.

В основе сотрудничества лежит эмоциональный контакт, который является

центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход

непосредственного восприятия в познавательный интерес становится у

ребенка основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного

сотрудничества с другими людьми.

В процессе коррекционно — педагогической работы у ребенка складывается

представление о себе и происходит открытие своего «я». Ребенок приходит к

осознанию своего «Я» через формирование и пробуждение «личной памяти»,

накопление жизненного опыта, через приобщение его к жизни близких

людей, через становление ценностных ориентиров.

Таким образом, социальное развитие ребенка с ОВЗ подготавливает его к

адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом

становлению навыков социально приемлемого поведения в различных

жизненных ситуациях.

Содержание работы с детьми в интегрированной группе.

Оказание помощи детям в налаживании взаимоотношений со сверстниками и

воспитателями, обеспечение принятия ребенка таким, какой он есть, детьми

и взрослыми, возможность увидеть просто ребенка, а не его дефект — вот

основные задачи социально — педагогической работы в условиях

интеграции на данном этапе.

Для решения этих задач применяются:

– специальные циклы занятий, направленных на повышение активности,

самостоятельности, увеличение коммуникабельности «Круг»,

– занятия по арт — терапии:

сказкотерапии, песочной терапии, музыкотерапия, рисуночная терапия (О. А.

Карабанова, В. Экслайн);

– занятия по формированию толерантности у дошкольников.

Организация занятий осуществляется усилиями всех специалистов,

работающих в группе. Так, специально структурированное комплексное

занятие «Круг» проводится ежедневно в начале дня в одно и то же время

психологом при активном участии и сопровождении воспитателя,

помощника воспитателя.

Традиционность в построении данных занятий дает ребенку уверенность в

безопасности, устойчивости внешнего мира.

Занятия по групповой сказкотерапии /терапии песком проводит педагог —

психолог два раза в неделю в первой половине дня, продолжительность

занятий 20–30мин. с учетом соматического состояния ребенка с ОВЗ на

конкретный момент времени.

Занятие по сказкотерапии предполагает в случае неготовности ребенка

«уйти» от взрослого присутствие кого — либо из родителей или значимых

близких, к кому ребенок испытывает эмоциональную привязанность. Наряду

с этим форма занятия может быть и индивидуальной в случае необходимости

адресного внимания (тревожность, дискомфорт в группе, агрессивность,

заторможенность). З

Занятие по песочной терапии проводятся в период адаптации по типу игр в

песочнице, затем как самостоятельное комплексное занятие, направленное на

системное решение задач программы.

Занятия

по

музыкотерапии

содействуют

развитию

коммуникативных

навыков, творческого воображения, оказывают помощь в ощущении себя

частью общества и, наоборот, понимании собственного «я» и своего личного

внутреннего мира. Проводит музыкальный руководитель в первой половине

дня. Форма занятий: фронтальная (присутствие всей возрастной группы), по

подгруппам (3–5 детей), индивидуальная.

Занятия по рисуночной терапии, направленные на снижение эмоционального

тонуса, импульсивности эмоциональных реакций, повышение степени

самопринятия

и

самооценки

проводит

воспитатель

педагог

дополнительного образования. Занятия проводятся 1–2 раза в неделю,

продолжительность до одного часа с подгруппами детей. Группы для всех

видов занятий формируются после диагностического обследования, с учетом

рекомендаций психолога, логопеда и на основании наблюдений воспитателя.

Главная задача — обеспечить комфортное состояние детей при безусловном

доверии к ведущему взрослому на всех видах проводимых занятий. Так же на

данном этапе большое внимание уделяется решению задач по формированию

толерантности у детей дошкольного возраста по следующим направлениям

(В. В. Алексеева, М. М. Прочухаева):

– к людям с ограниченными возможностями;

– научение способам разрешения конфликтов;

– «Все мы похожи — все мы разные» — изучение индивидуальных и общих

особенностей людей.

Методика по развитию принятия ребенка с ограниченными возможностями

— формирует в детях в здоровых детях способность видеть особенности

детей с нарушениями в развитии.

С другой стороны, игротерапевтические занятия позволяют каждому ребенку

испытать чувство принадлежности («Я, так же, как и все, люблю, когда обо

мне заботятся»). Ребенок, с детства умеющий принимать особенности

другого человека, вырастает толерантным взрослым.

Практическая

детская

конфликтология

помогает

детям

справиться

с

подавленной агрессией, осознать свои желания, помогает искать способы

удовлетворения своих желаний. Так же дети учатся умениям: соблюдать

правила, договариваться, учитывать мнение другого, отказывать, выигрывать

и проигрывать (И. А. Пазухина). Занятия по данным направлениям проводит

педагог — психолог один раз в неделю, продолжительность 30–40 минут.

Работа с сотрудниками ДОУ и родителями здоровых детей.

Отношение детей к особенностям друг друга в большой степени зависит от

отношения взрослых к особенностям детей. В этой связи педагогом —

психологом параллельно проводится работа с родителями и сотрудниками

ДОУ (Л. А. Шайгерова):

1) по развитию толерантного самосознания;

2) по формированию социальной компетенции: практикумы, тренинги,

семейные проекты по проблеме адаптации, беседы.

Работа с родителями детей с ОВЗ на данном этапе направлена на решение

следующих задач (Т. П. Медведева, И. А. Панфилова):

1) повышать у родителей чувство собственной компетентности через

обучение отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим

эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность

в повседневной жизни, укрепляющим его веру в себя и собственные

возможности

2) преодолевать состояние кризиса путем обсуждения «обычных»

родительско-детских проблем воспитания, что дает родителям детей с

особыми потребностями возможность почувствовать свое родительство на

первом месте, а особенности — на втором. Данная работа проводится

совместно педагогом — психологом и воспитателем при содействии

администрации детского сада.

К методам работы с родителями относятся:

Обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей с особыми

потребностями, консультации, проигрывание ситуаций, обучение родителей

элементарным психологическим представлениям.

Формы работы могут быть индивидуальными, групповыми и семейными.

Заключительный этап— предполагает проведение диагностики и подведение

итогов социально — педагогической деятельности, определение уровня

выполнения

программ

развития

детей

и

группы

в

целом,

оценку

эффективности проделанной коррекционной работы, составление психолого-

педагогических

рекомендаций

по

воспитанию

и

обучению

детей,

направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов

коррекционной работы.

В ходе обсуждения итогов работы на психолого-медико-педагогическом

консилиуме детского сада в присутствие родителей выносится решение о

переводе детей в следующую возрастную группу, даются рекомендации

родителям.

Таким образом, решается вопрос преемственности, целостности и

цикличности социальной адаптации в интегрированном детском саду. В

настоящее время задача интеграции детей с особенностями развития детей в

социум — приоритетная задача всей системы образования, так как ее

решение определяет степень зрелости общества и уровень его морально-

нравственной культуры.

Дети с недостатками развития, так же, как и нормально развивающиеся

сверстники, должны иметь право быть принятыми в коллектив сверстников,

развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать

перспективу участия в жизни общества, используя свой интеллектуальный и

творческий потенциал.



В раздел образования