Автор: Гилазетдинова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 195
Населённый пункт: Кемеровская область г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения
Раздел: дошкольное образование
Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях
общеобразовательного дошкольного учреждения
Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без
всяких условий, каждый ребенок — личность, обладающая своими
особенностями.
В мировой практике социально — правовой защиты детства выделяется
категория детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся
наименее защищенной частью общества, — это дети с ОВЗ.
Отклонения в развитии приводят к ограничению коммуникативных
возможностей, а вследствие этого к возникновению значительных проблем в
процессе социализации.
Формирующейся личности грозит «выпадение» из этого социального и
культурно обусловленного пространства, что нарушает связь с социумом,
культурой как источником развития (Л. С. Выготский,1991г.). Поэтому
организация социально — педагогической деятельности в условиях
нарушения развития приобретает специфический коррекционно —
компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором.
Интегрированный подход, не упуская из виду заболевание, предполагает
совместное преодоление его трудностей в обычном детском обществе,
обеспечивает право на развитие и социальное творчество каждому ребенку
вне зависимости от его исходного багажа.
Таким образом, особую значимость приобретает изучение и научное
обоснование системы социально — педагогической деятельности по
социализации детей с отклонениями в развитии, направленной на
максимальное раскрытие их потенциала, обеспечение наиболее полной
социальной адаптации, полноценной независимой жизни в обществе, что
является на сегодняшний день актуальной проблемой.
В связи с этим, целью организации социального развития в детском саду
выступает интеграция (социализация, адаптация и коррекция) детей с ОВЗ в
обычном социуме. Необходимо, используя все познавательные способности
детей и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у
них жизненно необходимые навыки, повышать качество их жизни и жизни
их родителей.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих
задач:
1. Адаптация и абилитация детей с особенностями развития в обстановке
интегративного детского сада (формирование психоречевой и когнитивной
компетентности, самостоятельности, развитие эмоционально-волевой сферы
и произвольности).
2. Формировать толерантность у детей дошкольного возраста (воспитание
способностей к социальному сотрудничеству).
3. Выстраивать развивающую среду для детей с особыми потребностями с
учетом динамики их актуальных возможностей: разработка программ
индивидуального развития, и программ, рассчитанных на совместную
деятельность детей интегрированной группы.
4. Развивать толерантное самосознание (личностное и профессиональное) у
родителей и педагогов ДОУ.
Социальное развитие детей с ОВЗ в условиях массового детского сада
осуществляется по направлениям:
Индивидуальная работа с ребенком, имеющим ОВЗ.
Фронтальная работа со здоровыми детьми интегрированной группы.
Групповая работа с детьми интегрированной группы как способ
взаимодействия детей с ОВЗ и их здоровых сверстников. Взаимодействие с
сотрудниками ДОУ, направленное на улучшение процесса адаптации и
последующей интеграции ребенка с ОВЗ в условиях массового детского сада.
Организация медико-социально-педагогического сопровождения семей,
имеющих ребенка с ОВЗ. Взаимодействие с семьями нормально
развивающихся детей, посещающими интегрированную группу,
направленное на педагогическое просвещение и формирование социальной
компетентности и толерантности по отношению к детям с ОВЗ. Таким
образом, работа по организации социального развития детей с ОВЗ в
условиях общеобразовательного учреждения охватывает все структуры
социального окружения ребенка и направлена на создание условий для
максимально благополучного вхождения его в социум. Организация
социального развития ребенка с ОВЗ в условиях его интеграции в массовый
детский сад осуществляется в несколько этапов: пропедевтический,
адаптивно — развивающий, заключительный.
Пропедевтический этап включает два основных тесно взаимосвязанных
аспекта:
1) социально-педагогическая диагностика семейного, средового,
образовательного пространства во всех направлениях деятельности по
социальному развитию ребенка с ОВЗ;
2) социально-психологическая подготовка среды к принятию ребенка с ОВЗ
осуществляется по следующим направлениям:
– работа с сотрудниками ДОУ; – работа с родителями здоровых детей,
посещающими интегрированную группу;
– работа с нормально развивающимися детьми интегрированной группы;
– работа с детьми с ОВЗ – работа с семьями детей, имеющими отклонения в
развитии.
Адаптационно-развивающий этап предполагает реализацию программ по
социальному развитию детей в условиях интеграции.
Содержание работы на данном этапе охватывает ряд аспектов:
Индивидуальная работа с ребенком с ОВЗ. Организация коррекционной
работы направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов
становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на
преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии их
познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.
Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного
учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального
взаимодействия.
Основополагающим содержанием организации социального развития на
данном этапе является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и
научение ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта.
В основе сотрудничества лежит эмоциональный контакт, который является
центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход
непосредственного восприятия в познавательный интерес становится у
ребенка основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного
сотрудничества с другими людьми.
В процессе коррекционно — педагогической работы у ребенка складывается
представление о себе и происходит открытие своего «я». Ребенок приходит к
осознанию своего «Я» через формирование и пробуждение «личной памяти»,
накопление жизненного опыта, через приобщение его к жизни близких
людей, через становление ценностных ориентиров.
Таким образом, социальное развитие ребенка с ОВЗ подготавливает его к
адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом
становлению навыков социально приемлемого поведения в различных
жизненных ситуациях.
Содержание работы с детьми в интегрированной группе.
Оказание помощи детям в налаживании взаимоотношений со сверстниками и
воспитателями, обеспечение принятия ребенка таким, какой он есть, детьми
и взрослыми, возможность увидеть просто ребенка, а не его дефект — вот
основные задачи социально — педагогической работы в условиях
интеграции на данном этапе.
Для решения этих задач применяются:
– специальные циклы занятий, направленных на повышение активности,
самостоятельности, увеличение коммуникабельности «Круг»,
– занятия по арт — терапии:
сказкотерапии, песочной терапии, музыкотерапия, рисуночная терапия (О. А.
Карабанова, В. Экслайн);
– занятия по формированию толерантности у дошкольников.
Организация занятий осуществляется усилиями всех специалистов,
работающих в группе. Так, специально структурированное комплексное
занятие «Круг» проводится ежедневно в начале дня в одно и то же время
психологом при активном участии и сопровождении воспитателя,
помощника воспитателя.
Традиционность в построении данных занятий дает ребенку уверенность в
безопасности, устойчивости внешнего мира.
Занятия по групповой сказкотерапии /терапии песком проводит педагог —
психолог два раза в неделю в первой половине дня, продолжительность
занятий 20–30мин. с учетом соматического состояния ребенка с ОВЗ на
конкретный момент времени.
Занятие по сказкотерапии предполагает в случае неготовности ребенка
«уйти» от взрослого присутствие кого — либо из родителей или значимых
близких, к кому ребенок испытывает эмоциональную привязанность. Наряду
с этим форма занятия может быть и индивидуальной в случае необходимости
адресного внимания (тревожность, дискомфорт в группе, агрессивность,
заторможенность). З
Занятие по песочной терапии проводятся в период адаптации по типу игр в
песочнице, затем как самостоятельное комплексное занятие, направленное на
системное решение задач программы.
Занятия
по
музыкотерапии
содействуют
развитию
коммуникативных
навыков, творческого воображения, оказывают помощь в ощущении себя
частью общества и, наоборот, понимании собственного «я» и своего личного
внутреннего мира. Проводит музыкальный руководитель в первой половине
дня. Форма занятий: фронтальная (присутствие всей возрастной группы), по
подгруппам (3–5 детей), индивидуальная.
Занятия по рисуночной терапии, направленные на снижение эмоционального
тонуса, импульсивности эмоциональных реакций, повышение степени
самопринятия
и
самооценки
проводит
воспитатель
—
педагог
дополнительного образования. Занятия проводятся 1–2 раза в неделю,
продолжительность до одного часа с подгруппами детей. Группы для всех
видов занятий формируются после диагностического обследования, с учетом
рекомендаций психолога, логопеда и на основании наблюдений воспитателя.
Главная задача — обеспечить комфортное состояние детей при безусловном
доверии к ведущему взрослому на всех видах проводимых занятий. Так же на
данном этапе большое внимание уделяется решению задач по формированию
толерантности у детей дошкольного возраста по следующим направлениям
(В. В. Алексеева, М. М. Прочухаева):
– к людям с ограниченными возможностями;
– научение способам разрешения конфликтов;
– «Все мы похожи — все мы разные» — изучение индивидуальных и общих
особенностей людей.
Методика по развитию принятия ребенка с ограниченными возможностями
— формирует в детях в здоровых детях способность видеть особенности
детей с нарушениями в развитии.
С другой стороны, игротерапевтические занятия позволяют каждому ребенку
испытать чувство принадлежности («Я, так же, как и все, люблю, когда обо
мне заботятся»). Ребенок, с детства умеющий принимать особенности
другого человека, вырастает толерантным взрослым.
Практическая
детская
конфликтология
помогает
детям
справиться
с
подавленной агрессией, осознать свои желания, помогает искать способы
удовлетворения своих желаний. Так же дети учатся умениям: соблюдать
правила, договариваться, учитывать мнение другого, отказывать, выигрывать
и проигрывать (И. А. Пазухина). Занятия по данным направлениям проводит
педагог — психолог один раз в неделю, продолжительность 30–40 минут.
Работа с сотрудниками ДОУ и родителями здоровых детей.
Отношение детей к особенностям друг друга в большой степени зависит от
отношения взрослых к особенностям детей. В этой связи педагогом —
психологом параллельно проводится работа с родителями и сотрудниками
ДОУ (Л. А. Шайгерова):
1) по развитию толерантного самосознания;
2) по формированию социальной компетенции: практикумы, тренинги,
семейные проекты по проблеме адаптации, беседы.
Работа с родителями детей с ОВЗ на данном этапе направлена на решение
следующих задач (Т. П. Медведева, И. А. Панфилова):
1) повышать у родителей чувство собственной компетентности через
обучение отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим
эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность
в повседневной жизни, укрепляющим его веру в себя и собственные
возможности
2) преодолевать состояние кризиса путем обсуждения «обычных»
родительско-детских проблем воспитания, что дает родителям детей с
особыми потребностями возможность почувствовать свое родительство на
первом месте, а особенности — на втором. Данная работа проводится
совместно педагогом — психологом и воспитателем при содействии
администрации детского сада.
К методам работы с родителями относятся:
Обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей с особыми
потребностями, консультации, проигрывание ситуаций, обучение родителей
элементарным психологическим представлениям.
Формы работы могут быть индивидуальными, групповыми и семейными.
Заключительный этап— предполагает проведение диагностики и подведение
итогов социально — педагогической деятельности, определение уровня
выполнения
программ
развития
детей
и
группы
в
целом,
оценку
эффективности проделанной коррекционной работы, составление психолого-
педагогических
рекомендаций
по
воспитанию
и
обучению
детей,
направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов
коррекционной работы.
В ходе обсуждения итогов работы на психолого-медико-педагогическом
консилиуме детского сада в присутствие родителей выносится решение о
переводе детей в следующую возрастную группу, даются рекомендации
родителям.
Таким образом, решается вопрос преемственности, целостности и
цикличности социальной адаптации в интегрированном детском саду. В
настоящее время задача интеграции детей с особенностями развития детей в
социум — приоритетная задача всей системы образования, так как ее
решение определяет степень зрелости общества и уровень его морально-
нравственной культуры.
Дети с недостатками развития, так же, как и нормально развивающиеся
сверстники, должны иметь право быть принятыми в коллектив сверстников,
развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать
перспективу участия в жизни общества, используя свой интеллектуальный и
творческий потенциал.