Автор: Евтушенко Анна Михайловна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 10
Населённый пункт: Комсомольск на Амуре
Наименование материала: Урок-тренинг для подростков «Стоп конфликт»
Тема: «Стоп конфликт»
Раздел: среднее образование
Урок - Тренинг для подростков «Стоп конфликт».
Цели:
Информирование учащихся о понятии «конфликт»;
Развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации;
Обучение конструктивным выходам из конфликтных ситуаций.
Задачи:
Определение стратегий поведения в конфликте у обучающихся;
Выработка неагрессивных методов поведения для решения индивидуальных проблем;
Обучение способам самоконтроля эмоциональных состояний;
Анализ значимости эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта.
Время проведения: 40-45 минут.
Место проведения: обычное классное помещение.
Оборудование: карточки с конфликтными ситуациями для групповой работы; мультимедийная
презентация; «словарь хороших качеств»; памятки «Учимся жить без конфликтов».
Ход тренинга.
Этап I. Информационный
Педагог-психолог:
Здравствуйте ребята. Наш сегодняшний тренинг будет посвящен теме конфликтов. Сегодня мы с
вами рассмотрим понятие «конфликт», изучим тактики поведения в различных конфликтных ситуа-
циях, будем учиться конструктивно преодолевать конфликты.
Давайте для начала с Вами дадим определение слову «конфликт». Учащиеся отвечают.
(на столе разложены маленькие листки, в течение 1 мин. уч-ся должны самостоятельно написать
определение, затем в течение 2 мин. обсудить с командой и записать общее определение)
Педагог-психолог:
Конфликт - это нарушение процесса общения, возникающее как следствие противоположных
интересов, взглядов, мнений и вызывающее серьезное разногласие. (1 слайд)
1.
Упражнение «Рисуем конфликт» (3 мин.)
Конфликт – это всегда неприятно. Подумайте, какие чувства испытывает человек при слове «кон-
фликт» (рисование командой эмоций от конфликта) Лист А3
Психолог. Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку?
(Высказывания детей.)
Конфликты - это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Кон-
фликт - это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.
У. Томасом и Р.Х. Килменном были выделены основные стратегии поведения в конфликтной ситуа-
ции. Существуют пять основных стилей поведения при конфликте: (2 слайд)
конкуренция.
избегание;
сотрудничество;
приспособление;
компромисс;
Педагог-психолог: Давайте разберем каждую стратегию и найдем плюсы и минусы.
Знакомство с характеристиками различных стратегий поведения в конфликтах.
На доске во время рассказа психолога появляются слайды стратегий поведения в конфликтах, их ха-
рактеристикой.
Конкуренция - ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не уступаешь сопернику. Такая
тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка се-
рьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополу-
чие, здоровье. Приобретаешь репутацию скандалиста и неприятного человека (3 слайд)
Избегание - ты делаешь вид, что никаких разногласий нет. Либо ты надеешься, что через некоторое
время ситуация разрешится сама. Однако ею можно воспользоваться, если предмет спора не имеет
для тебя особого значения. (Например, спор о каком-либо актере, которого ты не очень и любишь.)
(Например, человек, который тебя раздражает, скоро уедет, так зачем с ним и спорить?!) Но постоян-
но пользоваться ею не стоит, так как мы в этом случае неприятные эмоции (злость, гнев) загоняем
внутрь, а это не лучшим образом отразится на нашем здоровье. Кроме того, конфликтная ситуация
не разрешена, она сохраняется. (4 слайд)
Сотрудничество - ты смотришь на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы,
пытаешься разобраться в его точке зрения, понять, как и почему он не согласен с тобой, найти реше-
ние, устраивающее и тебя, и соперника. Самая верная стратегия, но не все выдерживают, так как
отнимает много времени и сил. (5 слайд)
Приспособление - одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и при-
носит их в жертву. В ряде случаев такой вариант наиболее правильный (мама не может терпеть рок-
музыку. Стоит ли с ней конфликтовать, заставлять нервничать дорогого, любимого человека? Уступи,
включай музыку, когда ее нет дома.)
Отказ от собственных интересов. (6 слайд)
Компромисс - обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Ком-
промисс требует от обеих сторон четкого соблюдения договора (договариваешься с родителями, что
погуляешь на час больше при условии, что заранее сделал домашнее задание и убрал в комнате)
Интересы удовлетворяются не полностью, а частично. (7 слайд)
Этап II. Диагностический
Упражнение «Праздничный пирог» (8 слайд)
Данное упражнение позволит, определить вашу стратегию
поведения в конфликтной ситуации.
Педагог-психолог. Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с празднич-
ным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт не-
большой, его надо разрезать, но куски не будут равноценными. Вы именинник и как поэтому себя по-
ведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
1.
Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не оби-
деть. (Избегание.)
2.
Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок - не важно, себе - лучший. (Конкуренция.)
3.
Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)
4.
Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудниче-
ство.)
5.
Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки
вы бы съели. (Компромисс.)
Педагог-психолог: Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы, поэтому любая из них может быть
эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не
на то «кто виноват?», а на «что делать?».
Однако если конфликт произошел из-за грубости, несправедливости, обмана, эти стратегии могут
оказаться бессильными.
Этап III. Игровой
Упражнение «Конфликтные ситуации»
Учащиеся разбиваются на три группы, в которых проходит проигрывание ситуаций с использовани-
ем разных стратегий поведения: конкуренция, избегание, сотрудничество, приспособление, компро-
мисс. Остальные команды угадывают, какая стратегия была использована.
(представитель команды наугад вытаскивает ситуацию)
Ситуации
А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизо-
ру.
Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.
В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но
ты не можешь без музыки.
Г. Вы с друзьями решили подарить букет цветов на день рождения своей учительнице, но не можете
решить каких цветов.
Д. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать до-
машнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершен-
но одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домаш-
нее задание, у тебя будут большие неприятности.
Е. Ты стоишь в очереди в школьном буфете, перемена заканчивается. Твой одноклассник пытается
влезть перед тобой без очереди.
После проигрывания дети рассказывают всем о выбранных ими стратегиях, проходит их обсужде-
ние.
Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят пробле-
мы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
(9 слайд)
Мудрецы и слон.
Давным - давно в маленьком городе жили – были пять слепых мудрецов. Однажды в город приве-
ли слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его». –
«Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон». Итак, пять человек пошли
изучать слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед – назад. «Слон
похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дере-
во!» - воскликнул он. «Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку». Этот человек нащу-
пал слоновий хвост. «Слон похож на длинную трубу»,- воскликнул четвертый, трогая хобот. «Нет,
нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!». Он говорил так, ощупывая бок слона. «Нет на верев-
ку!» - «Труба» - «Стена!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!». Пять слепых кричали друг на друга целый
час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Вопросы для учащихся:
1.
Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате
каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что
говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
Педагог-психолог: Многих конфликтов можно избежать, если вы научитесь контролировать свои
эмоции и прислушиваться к мнению других.
Педагог-психолог знакомит учащихся с рекомендациями по способам самоконтроля, разбирая каж-
дый способ на практике.
Памятка «Как научиться контролировать свои эмоции». (10 слайд)
1. Рисуйте на бумаге. Если эмоции одолели вас, можно нарисовать то, что первым придет вам в голо-
ву, позволить грифелю порвать бумагу, с силой заштриховать рисунок и в конечном итоге разорвать
сам листок, скомкать его и выкинуть.
2. Попробуйте сосчитать до десяти, прежде чем поддадитесь нахлынувшему эмоциональному всплес-
ку. Вы поймете, насколько незначителен на самом деле повод к вашей бурной реакции, уже на подхо-
де к цифре «10».
3. Необычный способ. Во время спора попробуйте посчитать во рту свои зубы при помощи языка.
4. В любой ситуации, прежде чем выйти из себя, остановитесь на мгновенье и подумайте о самых хо-
роших и незабываемых моментах вашей жизни, сделайте глубокий вдох и уже на улыбке плавно вы-
дохните. Именно в это мгновенье вы и определяете ваш выбор – пойти на поводу у разрушительных
эмоций или взять себя в руки
5. Есть еще один эффективный способ справиться с эмоциями, это физические упражнения. А от это-
го улучшается настроение. И это не обязательно должен быть определенный вид спорта, а просто ре-
гулярные прогулки и активный отдых.
Педагог-психолог: Давайте рассмотрим еще один прием, помогающий избегать конфликтных ситуа-
ций.
Правило «Сорри, конфликта не будет» (Обучение приемам избегания конфликта)
Многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться. Так, например, в нашей культуре,
для того, чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Англичане поступают еще про-
ще, они не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе стороны. Например, кто-то нечаянно задел
кого-то и попросил извинения: он услышит в ответ «sorry». Первое «sorry», означает «Простите, что я
вас задел», второе «sorry», означает «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходи-
ли».
Педагог-психолог: Итак, конфликта не состоялось, настроение не испорчено, на душе спокойствие и
радость от того, что никто не пострадал от конфликта. Давайте нарисуем свои эмоции на втором ли-
сте. Это будут эмоции от ситуации, где конфликт не состоялся. (рисуют эмоции всей группой под
муз. сопровождение)
Этап IV. Рефлексивный
Вопросы к учащимся
Как вам кажется, какой из этих пяти способов чаще встречается в реальной жизни?
Какой способ вы используете чаще всего в разрешении конфликтов с друзьями?
Какой – с родителями? педагогами?
Какой из них, на ваш взгляд, является самым легким? Самым трудным?
Как контролировать свои эмоции? Нужно ли это?
Как вы считаете, что нужно делать, чтобы конфликты случались как можно реже?
Что нового вы узнали для себя на сегодняшнем занятии? Будете ли вы использовать полученные сего-
дня знания в повседневной жизни?
Этап V. Заключительный
Психолог. Дорогие ребята, вы были сегодня активны, инициативны, креативны!
Посмотрите, насколько отличаются нарисованные вами эмоции конфликта и эмоции сотрудничества.
Наш урок подошел к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда го-
товы к сотрудничеству и конфликтов в вашей жизни было как можно меньше!
Примеры разрешения ситуаций.
Ситуация №1.
Конкуренция. Устраиваешь подруге истерику, грозишь порвать дружбу, и она идет с тобой.
Избегание. Недовольная, но не вступившая в данный момент в спор (отложу до следующего раза),
идешь на дискотеку одна.
Сотрудничество. Договариваешься с братом, что он запишет фильм на видео, и идешь вместе с
подругой на дискотеку.
Приспособление. Забываешь о своем желании идти на дискотеку и остаешься с подругой смотреть
фильм.
Компромисс. Смотришь начало фильма, затем идешь на дискотеку, а к развязке сюжета возвращаешь-
ся.
Ситуация №2.
Конкуренция. Остаешься за компьютером, за хлебом отправляется кто-то еще.
Избегание. Чтобы родители отстали и дали поиграть и в дальнейшем, быстро бежишь в магазин.
Сотрудничество. Сохраняешь игру и идешь за хлебом, затем снова садишься за компьютер.
Приспособление. Без большого желания отправляешься сразу за хлебом.
Компромисс. Еще немного играешь, выключаешь компьютер и идешь за хлебом.
Ситуация №3.
Конкуренция. Закрываешь за бабушкой дверь своей комнаты на ключ, продолжаешь слушать, как
прежде.
Избегание. Выключаешь музыку, с бабушкой сегодня ссориться не с руки: она обещала дать мне де-
нег на карманные расходы.
Сотрудничество. Что ж, сегодня придется послушать музыку через наушники.
Приспособление. Выключаешь тут же музыку и садишься делать уроки.
Компромисс. Слушаешь музыку, включив громкость лишь наполовину.
Ситуация №4.
Конкуренция. Настаиваешь на своем, говоришь, что если другие не согласятся с твоим мнением – во-
обще не будешь вкладывать деньги в подарок.
Избегание. Чтобы не ругаться, сдаешь деньги на букет и не идешь со всеми за цветами.
Сотрудничество. Предлагаешь посоветоваться с продавцом в магазине, какие цветы более свежие и
лучше подойдут.
Приспособление. Решишь, что пусть покупают то, что хотят. Главное не подарок, а внимание.
Компромисс. Предлагаешь купить готовый букет, составленный из разных цветов.
Ситуация №5.
Конкуренция. С этого дня ты ни разу не дашь списать домашнее задание.
Избегание. Обещаешь другу, что подумаешь над тем, дать или нет ему списать домашнее задание.
Сотрудничество. Предлагаешь не списывать готовое домашнее задание, а позаниматься с ним, объяс-
нить, как решать такие задачи.
Приспособление. Продолжаешь давать списывать, несмотря на предупреждения учителя.
Компромисс. Даешь другу списать начало домашнего задания, а дальше пусть он решает сам.
Ситуация №6.
Конкуренция. Ты выталкиваешь из его очереди, оскорбляя его обидными словами
Избегание. Тебе не нравится его наглость, но ты берешь у него деньги, обещая купить ему то, что
нужно.
Сотрудничество. Ты предлагаешь встать в очередь на раздаче и по мере подхода очереди взять друг
другу то, что необходимо.
Приспособление. Ты потихоньку отодвигаешься, пуская его перед собой.
Компромисс. Ты не впускаешь его в очередь, но обещаешь поделиться пирожками.
Ситуация №1.
Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм
по телевизору.
Ситуация №2.
Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные
игры.
Ситуация №3.
Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна
тишина. Но ты не можешь без музыки.
Ситуация №4.
У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят дру-
зья и зовут гулять.
Ситуация №5.
У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя
списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя
и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз
ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.
Ситуация №6.
Ты стоишь в очереди в школьном буфете, перемена заканчивается. Твой одноклассник
пытается влезть перед тобой без очереди.
Памятка «Как научиться контролировать
свои эмоции».
1. Рисуйте на бумаге. Если эмоции одолели вас,
можно нарисовать то, что первым придет вам в
голову, позволить грифелю порвать бумагу, с си-
лой заштриховать рисунок и в конечном итоге
разорвать сам листок, скомкать его и выкинуть.
2. Попробуйте сосчитать до десяти, прежде чем
поддадитесь нахлынувшему эмоциональному
всплеску. Вы поймете, насколько незначителен
на самом деле повод к вашей бурной реакции,
уже на подходе к цифре «10».
3. Необычный способ. Во время спора попробуй-
те посчитать во рту свои зубы при помощи язы-
ка.
4. В любой ситуации, прежде чем выйти из себя,
остановитесь на мгновенье и подумайте о самых
хороших и незабываемых моментах вашей жиз-
ни, сделайте глубокий вдох и уже на улыбке
плавно выдохните. Именно в это мгновенье вы и
определяете ваш выбор – пойти на поводу у раз-
рушительных эмоций или взять себя в руки
5. Есть еще один эффективный способ справить-
ся с эмоциями, это физические упражнения. А от
этого улучшается настроение. И это не обяза-
тельно должен быть определенный вид спорта, а
просто регулярные прогулки и активный отдых.
Памятка «Как научиться контролировать
свои эмоции».
1. Рисуйте на бумаге. Если эмоции одолели вас,
можно нарисовать то, что первым придет вам в
голову, позволить грифелю порвать бумагу, с си-
лой заштриховать рисунок и в конечном итоге
разорвать сам листок, скомкать его и выкинуть.
2. Попробуйте сосчитать до десяти, прежде чем
поддадитесь нахлынувшему эмоциональному
всплеску. Вы поймете, насколько незначителен
на самом деле повод к вашей бурной реакции,
уже на подходе к цифре «10».
3. Необычный способ. Во время спора попробуй-
те посчитать во рту свои зубы при помощи язы-
ка.
4. В любой ситуации, прежде чем выйти из себя,
остановитесь на мгновенье и подумайте о самых
хороших и незабываемых моментах вашей жиз-
ни, сделайте глубокий вдох и уже на улыбке
плавно выдохните. Именно в это мгновенье вы и
определяете ваш выбор – пойти на поводу у раз-
рушительных эмоций или взять себя в руки
5. Есть еще один эффективный способ справить-
ся с эмоциями, это физические упражнения. А от
этого улучшается настроение. И это не обяза-
тельно должен быть определенный вид спорта, а
просто регулярные прогулки и активный отдых.
Памятка «Как научиться контролировать
свои эмоции».
1. Рисуйте на бумаге. Если эмоции одолели вас,
можно нарисовать то, что первым придет вам в
голову, позволить грифелю порвать бумагу, с си-
лой заштриховать рисунок и в конечном итоге
разорвать сам листок, скомкать его и выкинуть.
2. Попробуйте сосчитать до десяти, прежде чем
поддадитесь нахлынувшему эмоциональному
всплеску. Вы поймете, насколько незначителен
на самом деле повод к вашей бурной реакции,
уже на подходе к цифре «10».
3. Необычный способ. Во время спора попробуй-
те посчитать во рту свои зубы при помощи язы-
ка.
4. В любой ситуации, прежде чем выйти из себя,
остановитесь на мгновенье и подумайте о самых
хороших и незабываемых моментах вашей жиз-
ни, сделайте глубокий вдох и уже на улыбке
плавно выдохните. Именно в это мгновенье вы и
определяете ваш выбор – пойти на поводу у раз-
рушительных эмоций или взять себя в руки
5. Есть еще один эффективный способ справить-
ся с эмоциями, это физические упражнения. А от
этого улучшается настроение. И это не обяза-
тельно должен быть определенный вид спорта, а
просто регулярные прогулки и активный отдых.
Памятка «Как научиться контролировать
свои эмоции».
1. Рисуйте на бумаге. Если эмоции одолели вас,
можно нарисовать то, что первым придет вам в
голову, позволить грифелю порвать бумагу, с си-
лой заштриховать рисунок и в конечном итоге
разорвать сам листок, скомкать его и выкинуть.
2. Попробуйте сосчитать до десяти, прежде чем
поддадитесь нахлынувшему эмоциональному
всплеску. Вы поймете, насколько незначителен
на самом деле повод к вашей бурной реакции,
уже на подходе к цифре «10».
3. Необычный способ. Во время спора попробуй-
те посчитать во рту свои зубы при помощи язы-
ка.
4. В любой ситуации, прежде чем выйти из себя,
остановитесь на мгновенье и подумайте о самых
хороших и незабываемых моментах вашей жиз-
ни, сделайте глубокий вдох и уже на улыбке
плавно выдохните. Именно в это мгновенье вы и
определяете ваш выбор – пойти на поводу у раз-
рушительных эмоций или взять себя в руки
5. Есть еще один эффективный способ справить-
ся с эмоциями, это физические упражнения. А от
этого улучшается настроение. И это не обяза-
тельно должен быть определенный вид спорта, а
просто регулярные прогулки и активный отдых.