Автор: Машкина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Уинский детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: с. Уинское
Наименование материала: семинар - практикум
Тема: Здоровье - богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Уинский детский сад»
Семинар - практикум:
«Здоровье - богатство, его сохраним
и к этому дару детей приобщим»
Подготовила воспитатель:
И.В.Машкина
Уинское, 2021г.
Семинар - практикум: «Здоровье - богатство, его сохраним
и к этому дару детей приобщим»
«Здоровье — богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим». Семинар-
практикум для педагогов
«Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только
отсутствие болезней или физических дефектов»
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач современного общества,
получившая отражение в нормативно – правовых документах. Это законы Российской
Федерации «Законом об образовании»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения»; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации»; «Конвенция о правах ребенка»; «Федеральные государственные требования
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и т. д.
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие»,
включающее образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье», занимает
ведущее место в воспитательно – образовательном процессе.
Известно, что дошкольный возраст – решающий в становлении физического и
психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и
навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и
спортом.
Наша цель – создать условия, которые помогут каждому ребенку стать телесно и
психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. Работа
педагогов
проводится
через
все
ведущие
виды
деятельности,
соответствующие
возрастным и психофизиологическим особенностям каждого ребенка, и основывается на
основных принципах педагогики: гуманизации, индивидуализации, природоспособности,
системности, взаимодействия и сотрудничества с детьми и родителями.
Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов в
вопросах здоровьесбережения дошкольников.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания педагогов о содержании и особенностях организации
работы по физическому развитию детей дошкольного возраста.
2. Совершенствовать навыки работы по укреплению здоровья детей всех возрастных
групп.
3. Развивать творческий потенциал педагогов.
Семинар — практикум «Здоровье – богатство его сохраним и к этому дару детей
приобщим» предлагаю провести в форме игры «Брэйн — ринг». Для этого я предлагаю
разделиться на две команды и занять места за столами.
Оценивать нашу игру будет экспертная комиссия, состав которой входят заведующий
детским садом, старший воспитатель, социальный педагог.
Правила игры: Все вопросы будут проявлять на экране. После озвучивания вопроса,
командам дается время на обдумывания ответа – 1 минута. Капитан команды, готовая
озвучить ответ поднимает руку и команда отвечает. Команда соперников не перебивает и
не подсказывает. Каждый ответ оценивает экспертная комиссия, в заключении комиссия
подведет итог нашей игры.
Для начала игры каждая команды выбирает капитана и придумывает название. Название
должен соответствовать теме нашего семинара – 1 минута на раздумье. Время пошло.
1 вопрос — Назовите виды двигательной активности в воспитательно – образовательном
процессе.
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, утренняя
гимнастика, подвижные игры, прогулки, бодрящая гимнастика, физические упражнения
на прогулке, физкультминутки и динамические паузы, физкультурные досуги, праздники
и развлечения, самостоятельная двигательная активность.
2 вопрос – Перечислите основные оздоровительно – профилактические мероприятия в
детском саду
(отвар шиповника, соки, витаминотерапия, кислородный коктейль, фитотерапия, НОД на
свежем воздухе, прогулки, закаливание, гимнастики и т. д.)
3 вопрос – Перечислите виды и способы закаливающих процедур детей дошкольного
возраста.
-утреннее умывание, мытьё рук перед едой, мытьё ног перед сном;
— игры с водой;
— систематическое полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры,
— обливание ног водой с постепенным понижением температуры;
— применение сильного кратковременного холодового раздражителя «Топтание» и т. д.
4 вопрос – Что такое утренняя гимнастика?
Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые
проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день.
5 вопрос – Какие задачи физического воспитания решаются в процессе проведения
утренней гимнастики?
1. Разбудить организм ребенка и настроить его на предстоящий день.
2. Разносторонне, но умерено влиять на укреплению костно — мышечного аппарата.
3. Активизировать деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем.
4. Способствовать формированию правильной осанки и походки.
Профилактика
плоскостопия.
6 вопрос – Назовите продолжительность утренней гимнастики в каждой возрастной
группе
В первой младшей группе длительность ее составляет 4-5 мин,
во второй младшей группе – 5-6 мин,
в средней – 6-8 мин,
в старшей — 8-10 мин,
в подготовительной группе – 10 – 12 мин.
7 вопрос — На какой период составляется комплекс утренней гимнастики и почему?
(на 2 недели)
8 вопрос – Из каких комплексов составляется утренняя гимнастика и почему?
(из знакомы, ранее изученных на НОД)
Разминка.
9 вопрос — Как можно изменить утреннюю гимнастику, чтобы повысить физическую
нагрузку?
Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого
движения, темпа их выполнения.
10 вопрос – Какие виды или варианты проведения утренней гимнастики вы знаете?
Обычная (строевые упражнения, перестроения, ОРУ) ;
Из набора подвижных игр (2-3 подвижных игры)
Музыкально – ритмическая гимнастика;
Игрового характера;
Комплекс упражнений с тренажерами;
С предметами и без предметов;
Сюжетная гимнастика;
По показу ребенка;
По схемам.
На свежем воздухе можно использовать такие виды:
Оздоровительные пробежки в сочетании с дыхательными упражнениями;
Полоса препятствий.
11 вопрос – Перечислите условия проведения утренней гимнастики? (место проведения)
спортивный или музыкальный зал, групповая комната, спортивная площадка детского
сада в весеннее – летний период, в зависимости от погодных условий.
12 вопрос – На что направлена гимнастика после сна?
Гимнастика после сна направлена на правильное постепенное пробуждения ото сна. А так
же является закаливающей процедурой. Гимнастика после сна помогает детям поднять
настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушения осанки и
плоскостопия.
13 вопрос – Из каких частей состоит НОД по физической культуре и что включает в себя
каждая из частей?
Три части НОД вводная – строевые упражнения, ходьба и бег в чередовании, основная –
ОРУ, ОВД, подвижная игра и заключительная – спокойная ходьба, игра малой
подвижности, дыхательная гимнастика и т. д.
14 вопрос – Какова продолжительность НОД по физической культуре в каждой
возрастной группе?
В первой младшей группе длительность ее составляет 10 мин,
во второй младшей группе – 15-20 мин,
в средней – 20- 25 минут,
в старшей – 25-30 мин,
в подготовительной группе – 30-35 мин.
15 вопрос — С какой возрастной группы дети начинают перестраивать в колонну по два,
по три?
Со средней группы.
16 вопрос – Что такое физкультминутка?
Это физические упражнения, проводимые в группе во время НОД, для смены
деятельности и привлечения внимания воспитанников или физкультурные минутки – это
кратковременные перерывы на занятиях длительностью 1-2 минуты для проведения
физических упражнений с целью предупреждения утомления, сохранения умственной
трудоспособности и профилактики нарушения осанки.
Задание – Вам необходимо разгадать вот такой кроссворд. Тема кроссворда «Физические
качества личности», какая команда сделает это быстрее, получит дополнительный бал.
(внимание на слайд)
ВОПРОСЫ:
1. Способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в
соответствии с меняющейся обстановкой (ловкость).
2. Способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения
разнообразных
движений
и
поз
на
приподнятой
и
уменьшенной
поверхности
(равновесие).
3. Способность человека выполнять движения в наикратчайшее время (быстрот).
4. Способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности
как можно дольше (выносливость).
5. Степень напряжения мышц при их сокращении (сила).
6. Способность достигать наибольшей величины амплитуды движений отдельных частей
тела в определенном направлении (гибкость).
7. Способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных
ощущений (глазомер).
Выступление экспертной комиссии, подведение итогов.