Напоминание

"Особенности подбора репертуара в классе эстрадного вокала"


Автор: Черницкая Екатерина Викторовна
Должность: преподаватель по классу эстрадного вокала
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №3"
Населённый пункт: Город Батайск, Ростовсской области
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности подбора репертуара в классе эстрадного вокала"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности подбора репертуара

в классе эстрадного вокала

Творческий

путь

каждого

вокалиста

неразрывно

связан

с

необходимостью тщательного подбора репертуара. Именно от репертуара

зависит дальнейшая профессиональная востребованность, что немаловажно

для любого начинающего или уже опытного певца.

В

классе

эстрадного

вокала

обучаются

дети

с

различными

музыкальными и певческими данными. Процесс подбора репертуара весьма

интересен, требует от педагога наличия широкого кругозора в области

современной эстрадной музыки и постоянного пополнения знаний.

Фонд вокальной литературы, в том числе в эстрадной сфере, весьма

обширен и разнообразен, что еще больше приводит в замешательство

педагога и ученика.

Между

тем для преподавателя крайне

важно понимать, какой

музыкальный материал, можно предложить для обучения ученику, чтобы с

одной стороны он соответствовал его уровню, а, с другой стороны,

способствовал развитию его способностей. Он должен соответствовать таким

требованиям, как доступность, художественная ценность, развивающая

направленность, педагогическая целесообразность.

Процесс подбора репертуара весьма интересен, требует от педагога

наличия широкого кругозора в области современной эстрадной музыки и

постоянного пополнения знаний. Как показывает практика, правильно

подобранный репертуар вызывает у певца эмоциональный отклик, облегчает

работу

педагогу

и

ученику,

давая

возможность

добиться

хороших

результатов с наименьшими затратами.

К основным принципам подбора репертуара относятся принципы

посильности,

постепенного

повышения

уровня

сложности,

сочетания

технического и художественного, соответствия и баланса упражнений и

художественного материала, учебного, экзаменационного или концертного

условий

исполнения.

Репертуар

должен

подбираться,

исходя

из

педагогических задач по развитию тех или иных профессиональных качеств

и на основе индивидуального подхода к каждому ученику

Подбор репертуара является неотъемлемой частью подготовительной

работы педагога, предваряющей работу с учеником в классе сольного пения.

Репертуар, используемый в вокальном обучении — это совокупность

музыкальных произведений, исполняемых учеником. Существует несколько

его разновидностей:

учебный

концертный

экзаменационный и конкурсный

К учебному репертуару относятся дидактический материал (попевки,

каноны, вокализы) и художественные произведения. Учебный репертуар

должен подбираться в зависимости от решаемых на данном этапа обучения

задач. Поэтому он включает большое количество упражнений, направленных

на формирование тех или иных профессиональных певческих навыков.

Можно сказать, что для учебного репертуара самым важным является

обучающая и развивающая функция.

К концертному относятся произведения, которые готовятся для

исполнения на концертах. Концертный репертуар должен быть сравнительно

более легким. Главное требование к нему - он должен увлечь ученика,

чтобы, опираясь на проработанные в процессе обучения навыки, он мог

сосредоточиться на решении других задач - выразительности, артистизма и

пр., - без которых невозможно выступление на публике. В то же время,

выбранное произведение должно подходить для концерта по теме, стилю и т.

д.

К экзаменационному и к конкурсному репертуару относятся

произведения, которые исполняются учеником на экзамене или конкурсе.

Такие произведения должны в наиболее выигрышном свете показать те

качества, которые приобрел ученик в процессе обучения вокалу. С одной

стороны, быть в меру сложным, но доступным для проработки, а с другой —

быть интересным для ученика в художественном и эмоциональном плане.

Так какие же проблемы могут возникнуть и на что педагогу следует

обратить пристальное внимание при подборе репертуара? - попробуем

разобраться.

Первый вопрос - определение возрастной категории.

Большинство

педагогов

работают

с

детьми

разного

возраста

-

от

дошкольников до студентов. В среднем это ребята от 3 до 18 лет. Этот

пятнадцатилетний период можно условно разделить на несколько категорий:

от 3 до 5, от 6 до 9, от 10 до 12, от 13 до 15 и от 16 до 18 лет. Конечно, такое

разделение приблизительно, и данный период времени можно распределить

крупнее. Здесь также следует учесть одно важное обстоятельство: каждый

ребёнок сугубо индивидуален, часто в рамках одной возрастной категории

находятся дети, резко отличающиеся друг от друга по общему физическому и

умственному развитию, не говоря уже о вокальных данных. Поэтому весьма

вероятны репертуарные вариации как в сторону более младшего, так и в

сторону более старшего возраста. Но если говорить о стандартном

представлении о каждой из детских возрастных категорий, то здесь

существуют общепринятые правила:

подбираемый репертуар должен

соответствовать данному жизненному периоду ребёнка, отражать его

увлечения,

привязанности,

учебную

деятельность,

личные

эмоции

и

духовные ценности.

Каждой возрастной категории присущи свои проблемы подбора

репертуара. Проще всего обстоит дело с младшим школьным возрастом,

львиную долю репертуара которого составляют песни из мультфильмов,

детских кинофильмов, песни советских композиторов. Наиболее проблемный

вопрос - репертуар для подростков. Для переходного возраста не актуальны

как детские темы, так и взрослые проблемы. Учитывая активность процесса

формирования личности ребёнка в этот период, педагогу необходимо

относиться

к

подбору

репертуара

с

повышенной

ответственностью.

Беспроигрышным вариантом является музыка из советских кинофильмов,

песни из репертуара ВИА 70-80-х годов, лучшие образцы российской и

западной юношеской эстрады. В старшем школьном возрасте активно

развивается тема личных отношений. При выборе взрослых песен важно

оставаться корректным по отношению к ребёнку. Этот возраст предполагает

более смелое и широкое обращение к современной российской и зарубежной

эстраде, мюзиклам, кинофильмам.

Вторым вопросом при подборе репертуара является определение

особенностей характера.

На основе общения с ребёнком педагог сможет подобрать подходящий

репертуар, раскрывающий индивидуальность ученика. При этом нельзя

постоянно исполнять схожие по настроению произведения. Необходимо

учить чувствовать и передавать любой характер песни, даже не совпадающий

с темпераментом ребёнка. Однако, попытки добиться результата могут

оказаться неудачными. Тогда следует сменить произведение, чтобы не

формировать негативные эмоции у певца. Между тем, замкнутые дети,

исполняя произведения активного характера, неожиданно раскрываются,

становясь подвижными и артистичными, а гиперактивным детям - наоборот,

спокойные песни помогают сосредоточиться.

Третьим немаловажным моментом является ориентирование на вокальные

данные ученика, тип голоса, вокальный уровень ребенка. Песня должна

исполняться с ощущением комфорта и качественным выполнением всех

задач, поставленных педагогом. Завышенные репертуарные требования

приводят к стойкому внутреннему зажиму и формируют у ребёнка комплекс

"плохого вокалиста". С другой стороны, не стоит выбирать и слишком

простой репертуар. Должен быть стимул к развитию и совершенствованию

исполнительского мастерства.

Также при выборе произведения необходимо учитывать мнение ученика.

Если

песня ему нравится, исполнение будет лёгким, радостным и

эмоциональным.

Никогда

нельзя

навязывать

репертуар,

но

иногда

необходимо обосновать своё мнение и объяснить целесообразность выбора

именно этой песни. Бывает, что интерес к песне проявляется постепенно, в

процессе разучивания и достижения положительных результатов.

Общим требованием при подборе репертуара является внимание к

текстам песен. В меньшей степени это касается общепризнанных образцов

советской эстрады, в которых раскрываются темы вечных ценностей: любви

к Родине, семье, доброты, дружбы, которые актуальны всегда и для всех.

Более избирательно следует относиться к современной эстраде. Новый

детский репертуар очень скуден и зачастую содержит примитивные тексты и

посредственную музыку

.

Многие

дети

успешно владеют

иностранными языками,

что даёт

возможность разнообразить репертуар песнями зарубежных исполнителей,

чаще

всего

англоязычных.

Зарубежная

эстрада

является

богатым

источником

качественного

вокального

материала

для

всех

детских

возрастных

категорий.

При

обращении

к

иностранным

текстам

( английскому, французскому, итальянскому и др.) следует детально знать их

перевод, во избежание казусных ситуаций.

Примерный список композиторов и исполнителей, которых необходимо

включать в программу обучения:

И. Дунаевский

A. Бабаджанян

Ю. Саульский

Р. Паулс

Г. Гладков

B. Шаинский

И. Николаев

И. Матвиенко

И. Крутой

Л.Агутин

К. Меладзе

Песни из репертуара:

Аллы Пугачевой

Валерия Леонтьева

Ларисы Долиной

Ирины Аллегровой

Валерии

Валерия Меладзе

Леонида Агутина

Анжелики Варум

Юлии Началовой

Зары

и др.

Англоязычная музыка

Песни из репертуара:

Эллы Фитцжеральд

Билли Холидей

Махелии Джексон

Ширли Бейси

Френка Синатры

Энгельберта Хампердинга

Тома Джонса

Элвиса Пресли

Группы «Битлз»

Группы «АВВА»

Джорджа Майкла

Элтона Джона

Барбары Стрейзенд

Лайзы Минэлли

Донны Саммер

Бонни Тайлер

Тины Тернер

Мадонны

Мартина Кэрри

Уитни Хьюстон

Селин Дион

Испанская, французская, итальянская музыка

Песни из репертуара:

Эдит Пиаф

Мирей Матье

Шарля Азнавура

Далиды

Рикардо Фольи

Лорэданы Берте

АльБано и Ромины Поуэр

Хулио Иглесиаса

Луиса Мигеля

Эроса Рамазотти

Одной из высших задач вокальной педагогики является формирование

у

ребёнка

собственной

манеры

исполнения,

которая

постепенно

складывается в процессе обучения из его стилистических предпочтений.

Необходимо знакомить детей с лучшими представителями различных

музыкальных

стилей

и

направлений.

Формированием

музыкального

кругозора ребёнка на основе разнообразного репертуара следует заниматься с

самого раннего возраста. В процессе обучения каждый ребёнок должен

накапливать собственный репертуарный багаж, чтобы иметь возможность в

любой момент и в различных ситуациях применять имеющийся опыт.



В раздел образования