Автор: Хименко Светлана Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка Детский сад №302"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, посредством приобщения семьи, к истокам русской народной культуры
Раздел: дошкольное образование
Хименко Светлана Викторовна,
воспитатель БДОУ г. Омска
«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»
Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного
,
,
возраста посредством приобщения семьи к истокам русской
народной культуры
Выбор нашей темы связан с целью, изучить методы, приемы, через
которые мы, педагоги, можем воспитать у детей любовь к родному городу,
своей малой родине. Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве
гордости за достижения родной страны, в уважении к историческому прошлому
своего народа, бережном отношении к народной памяти, к национально-
культурным традициям. Но как всему этому научить детей дошкольного
возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания.
Одной из задач педагогов, а также родителей, является развитие интереса
у детей к русским традициям и промыслам, к национальному фольклору и
народным праздникам.
Эту задачу можно решить во всех видах детской деятельности:
образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности
родителей и воспитателей с детьми, музыкальной, изобразительной.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному
усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, о фольклоре и о
национальных праздниках своего народа[1, c.56].
Выбор нашей темы не случаен. Ведь, где, если не в русской народной
культуре, можно увидеть столько красоты, услышать столько песен, которые
пропитаны добротой.
Фольклор, народное творчество и праздники дополняют и обогащают
гражданско – патриотические чувства дошкольника [3], поэтому мы обратились
к истокам русской народной культуры.
В результате мы пришли к необходимости разработки собственного
проекта - приобщение к русской народной культуре дошкольников.
Общая цель вывела на постановку следующих задач:
1. Формировать у детей социально-нравственные ценности на основе русских
народных традиций.
2.Формирование понятия - русская традиция.
3. Вовлечь родителей через театрально-игровую деятельность для повышения
родительской компетенции.
Средства реализации задач:
Для того чтобы у детей сформировались представления о русских
обычаях, традициях мы стали собирать и изготавливать своими руками и с
помощью родителей предметы бытовой утвари: чугунок, горшок, лукошко,
решето, самовар, деревянные ложки, родители сделали русскую печь. Таким
образом, у нас появился Мини – музей «Русская изба».
Мы стремимся приобрести и изготовить русские народные костюмы:
сарафан, лапти, рубашка, платки, кокошники.
Предметы
декоративно
–
прикладного
творчества:
городецкой,
хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки.
Театр: куклы из ложки, печатный театр, вязанный театр, театр мягкой
игрушки, конусный театр, настольный театр, пальчиковый театр, кукольный,
костюмы для драматизации, атрибуты, декорации.
Шумовые и народные инструменты: рубель, ложки, музыкальные ухваты,
стиральная доска, трещотки, бубны, погремушки, балалайка, колокольчик.
Устное народное творчество: потешки, прибаутки, считалки, загадки,
скороговорки, наглядное пособие, иллюстрации, дидактический материал,
маски, настольные и печатные игры, мягкие и большие игрушки, книги-
раскладушки, книги- картинки, фигурки животных, игры на развитие мелкой
моторики.
Народно-прикладное
искусство: игрушки, костюмы, краски, кисти,
иллюстрации, дидактический материал, матрешки, наглядный материал.
Народные игры - подвижные игры; малоподвижные игры, хороводные,
настольные игры.
Музыкальный фольклор: инструменты, аудиозаписи, сказки - шумелки,
сказки – подражалки, сказочные герои.
В проекте Русская изба мы планируем как можно больше собрать русской
утвари,
костюмов.
Это
совместный
проект
ДЕТИ-РОДИТЕЛИ-
ВОСПИТАТЕЛИ. В дальнейшем Русская изба будет не только как музей, но и
как местом для игр с детьми. Здесь мы планируем проводить праздники,
посиделки для детей и родителей. Это действующий проект.
2.Приобщение к народным праздникам.
Цель:
Формировать
у
детей
первоначальные
представления
о
православных праздниках, истории и жизни православных людей.
Задачи:
-Формировать знания о православной культуре русского народа;
- Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их
тесную и органическую связь с народной жизнью, традиционного уклада
жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют
народные праздники, как средство выражения национального характера.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является
проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»;
зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», Крещение, «Защитники
Отечества». «Масленица»; весной— «Веснянка», «Наши любимые», «Праздник
птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки»
(Троица), летом - Яблочный спас [2, c.38].
Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного
праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными
изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее
время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. На
праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с
детьми: музыка, живопись, игры, сказки.
Праздник
всех
праздников
—
«Святая
Пасха».
При
подготовке
проводится серия бесед. Дети и родители участвуют в выставке яиц
«Пасхальная радость». Праздник производит яркое впечатление, как на детей,
так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда. В начале
лета мы празднуем день Святой Троицы. Кругом зелень, веточки красавицы-
березки украшают праздничный зал. Много народных примет, загадок,
закличек, народных игр узнают дети в этот день.
Прекрасную идею светлого праздника «День семьи, любви и верности»
предложили несколько лет тому назад муромцы в честь своих земляков
благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, святых чудотворцев –
покровителей семьи. Главные действующие лица в этот день – семьи. Для них
добрые слова, поздравления, конкурсы, песни и танцы. Многие семьи в этот
день активно участвуют в мероприятиях детского сада, выступают с опытом
семейного воспитания на творческих встречах.
Мы привлекаем родителей к мероприятиям, способствующим совместной
деятельности
родителей
и
детей.
Применяем
как
групповые,
так
индивидуальные формы работы с родителями беседы, консультации на темы
нравственного воспитания, индивидуальные поручения, выставки, оформление
стенгазет к народным праздникам, оформляем фотоальбом на тему «Обычаи и
традиции моей семьи».
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления
любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет
располагать знаниями о названии города, её географии, природе, обычаях
своего народа, о своих корнях, символике, и если ему известны имена кого-то
из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к
приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах,
доступных дошкольному возраста.
Литература:
1. Знакомство детей с русским народным творчеством/ Авт.-сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А
Маркеева, О. Н. Корепанова и др.—3-е изд., перераб. и дополн.— СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам рус- ской народной культуры:
Программа — СПб: АКЦИДЕНТ, 1997.
3.Зязева ЛК, Прокофьева С. А. и др. — СПб: «АГЕНСТВО-ПРЕСС», 2001.2321_Patrioticheskoe
vospitanie doshkolnikov v DOU..docx