Напоминание

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, посредством приобщения семьи, к истокам русской народной культуры


Автор: Хименко Светлана Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка Детский сад №302"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, посредством приобщения семьи, к истокам русской народной культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Хименко Светлана Викторовна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного

,

,

возраста посредством приобщения семьи к истокам русской

народной культуры

Выбор нашей темы связан с целью, изучить методы, приемы, через

которые мы, педагоги, можем воспитать у детей любовь к родному городу,

своей малой родине. Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве

гордости за достижения родной страны, в уважении к историческому прошлому

своего народа, бережном отношении к народной памяти, к национально-

культурным традициям. Но как всему этому научить детей дошкольного

возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания.

Одной из задач педагогов, а также родителей, является развитие интереса

у детей к русским традициям и промыслам, к национальному фольклору и

народным праздникам.

Эту задачу можно решить во всех видах детской деятельности:

образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности

родителей и воспитателей с детьми, музыкальной, изобразительной.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному

усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, о фольклоре и о

национальных праздниках своего народа[1, c.56].

Выбор нашей темы не случаен. Ведь, где, если не в русской народной

культуре, можно увидеть столько красоты, услышать столько песен, которые

пропитаны добротой.

Фольклор, народное творчество и праздники дополняют и обогащают

гражданско – патриотические чувства дошкольника [3], поэтому мы обратились

к истокам русской народной культуры.

В результате мы пришли к необходимости разработки собственного

проекта - приобщение к русской народной культуре дошкольников.

Общая цель вывела на постановку следующих задач:

1. Формировать у детей социально-нравственные ценности на основе русских

народных традиций.

2.Формирование понятия - русская традиция.

3. Вовлечь родителей через театрально-игровую деятельность для повышения

родительской компетенции.

Средства реализации задач:

Для того чтобы у детей сформировались представления о русских

обычаях, традициях мы стали собирать и изготавливать своими руками и с

помощью родителей предметы бытовой утвари: чугунок, горшок, лукошко,

решето, самовар, деревянные ложки, родители сделали русскую печь. Таким

образом, у нас появился Мини – музей «Русская изба».

Мы стремимся приобрести и изготовить русские народные костюмы:

сарафан, лапти, рубашка, платки, кокошники.

Предметы

декоративно

прикладного

творчества:

городецкой,

хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки.

Театр: куклы из ложки, печатный театр, вязанный театр, театр мягкой

игрушки, конусный театр, настольный театр, пальчиковый театр, кукольный,

костюмы для драматизации, атрибуты, декорации.

Шумовые и народные инструменты: рубель, ложки, музыкальные ухваты,

стиральная доска, трещотки, бубны, погремушки, балалайка, колокольчик.

Устное народное творчество: потешки, прибаутки, считалки, загадки,

скороговорки, наглядное пособие, иллюстрации, дидактический материал,

маски, настольные и печатные игры, мягкие и большие игрушки, книги-

раскладушки, книги- картинки, фигурки животных, игры на развитие мелкой

моторики.

Народно-прикладное

искусство: игрушки, костюмы, краски, кисти,

иллюстрации, дидактический материал, матрешки, наглядный материал.

Народные игры - подвижные игры; малоподвижные игры, хороводные,

настольные игры.

Музыкальный фольклор: инструменты, аудиозаписи, сказки - шумелки,

сказки – подражалки, сказочные герои.

В проекте Русская изба мы планируем как можно больше собрать русской

утвари,

костюмов.

Это

совместный

проект

ДЕТИ-РОДИТЕЛИ-

ВОСПИТАТЕЛИ. В дальнейшем Русская изба будет не только как музей, но и

как местом для игр с детьми. Здесь мы планируем проводить праздники,

посиделки для детей и родителей. Это действующий проект.

2.Приобщение к народным праздникам.

Цель:

Формировать

у

детей

первоначальные

представления

о

православных праздниках, истории и жизни православных людей.

Задачи:

-Формировать знания о православной культуре русского народа;

- Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их

тесную и органическую связь с народной жизнью, традиционного уклада

жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют

народные праздники, как средство выражения национального характера.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является

проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»;

зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», Крещение, «Защитники

Отечества». «Масленица»; весной— «Веснянка», «Наши любимые», «Праздник

птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки»

(Троица), летом - Яблочный спас [2, c.38].

Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного

праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными

изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее

время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. На

праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с

детьми: музыка, живопись, игры, сказки.

Праздник

всех

праздников

«Святая

Пасха».

При

подготовке

проводится серия бесед. Дети и родители участвуют в выставке яиц

«Пасхальная радость». Праздник производит яркое впечатление, как на детей,

так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда. В начале

лета мы празднуем день Святой Троицы. Кругом зелень, веточки красавицы-

березки украшают праздничный зал. Много народных примет, загадок,

закличек, народных игр узнают дети в этот день.

Прекрасную идею светлого праздника «День семьи, любви и верности»

предложили несколько лет тому назад муромцы в честь своих земляков

благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, святых чудотворцев –

покровителей семьи. Главные действующие лица в этот день – семьи. Для них

добрые слова, поздравления, конкурсы, песни и танцы. Многие семьи в этот

день активно участвуют в мероприятиях детского сада, выступают с опытом

семейного воспитания на творческих встречах.

Мы привлекаем родителей к мероприятиям, способствующим совместной

деятельности

родителей

и

детей.

Применяем

как

групповые,

так

индивидуальные формы работы с родителями беседы, консультации на темы

нравственного воспитания, индивидуальные поручения, выставки, оформление

стенгазет к народным праздникам, оформляем фотоальбом на тему «Обычаи и

традиции моей семьи».

Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления

любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет

располагать знаниями о названии города, её географии, природе, обычаях

своего народа, о своих корнях, символике, и если ему известны имена кого-то

из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к

приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах,

доступных дошкольному возраста.

Литература:

1. Знакомство детей с русским народным творчеством/ Авт.-сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А

Маркеева, О. Н. Корепанова и др.—3-е изд., перераб. и дополн.— СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам рус- ской народной культуры:

Программа — СПб: АКЦИДЕНТ, 1997.

3.Зязева ЛК, Прокофьева С. А. и др. — СПб: «АГЕНСТВО-ПРЕСС», 2001.2321_Patrioticheskoe

vospitanie doshkolnikov v DOU..docx



В раздел образования