Автор: Шурайко Ильмира Ильдаровна
Должность: преподаватель по скрипке
Учебное заведение: МБОУ ДО БДШИ БМР РТ
Населённый пункт: г.Бугульма, Республика Татарстан
Наименование материала: Публикация
Тема: Методические рекомендации по развитию технических навыков у учащихся-скрипачей на начальном этапе обучения в условиях ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации по развитию технических навыков у
учащихся-скрипачей на начальном этапе обучения в условиях детской
школы искусств
Развитие технических навыков юного скрипача – музыканта одна из
самых основных задач на всем этапе обучения. Данная работа представлена в
курсе
«Основы
скрипичного
искусства»
и
проверена
на
контрольном
практикуме.
Л. Ауэр писал: «Молодые ученики, невзирая на советы, обычно не
отдают себе отчета в том, насколько важен способ их работы и как влияет
манера
занятий
на
все
их
будущее. Совершенно бесспорно, что
успехи
учащегося зависят от соответствующего руководства и обучения, а также от
способностей,
не
зависящих
ни
от
его
таланта,
ни
от
его
искусства
использовать советы учителя. Но еще более важно культивировать привычку
к самонаблюдению и приучать себя самого направлять и контролировать
свои усилия, ибо это умственная работа является истинным источником
всякого прогресса».
Актуальностью
данных
рекомендаций
по
развитию
технических
навыков является то, что в настоящее время, при разнообразии исследований
по проблематике музыкального развития, методических рекомендаций для
развития техники скрипача-музыканта выявлено в достаточной степени.
Именно
поэтому
на
основе
опыта
педагогов-скрипачей
составлены
методические
рекомендации,
упражнения
и
методики
по
развитию
технических навыков.
Ценностью
данных
методических
рекомендаций
является
не
только
музыкальное, но и общекультурное развитие.
Целью
методических
рекомендаций
является
развитие
технических
навыков
учащихся-скрипачей
в
теории
и
практике
дополнительного
образования
в
соответствии
с
3-мя
выделенными
показателями.
К
ним
относятся:
1.
навык вибрации;
2.
навык смены позиции;
3.
навык беглости пальцев
Методические рекомендации в экспериментальной работе позволяют не
только
сформировать
данные
технические
навыки,
но
и
провести
диагностику
полученных
результатов
на
базе
выполненных
заданий
и
проследить
динамику
развития
образного
мышления
по
средствам
их
использования.
Упражнения на развитие технических навыков
Навык вибрации
Упражнения
выделяются
озвученные
и
беззвучные.
К
беззвучным
начальным упражнениям относятся:
Держать скрипку на коленях, раскачивать руку, имитируя вибрацию. Вторым
пальцем
создавать
скользящие
движения
вдоль
струны
и
обратно,
постепенно ускоряя движение кисти и сокращая расстояние до концентрации
колебания в одной точке струны.
Озвученные упражнения:
1.Смычок легко касается струны. Раскачивать кисть сначала медленно, затем
быстрее. На первых этапах будут неуклюжие движения, но это не страшно,
лишь бы не возникло зажатия в кисти и колебания были бы направлены
вдоль
струны,
а
не
поперек.
Заниматься
вибрацией
нужно
с
особой
осторожностью, не приводя к переутомлению мышц;
2.Прорабатывать
вибрато
на
крупных
длительностях
с
различными
динамическими оттенками.
Навык беглости пальцев
1.Гаммообразный ход на квинту вверх и вниз сначала по одной ноте на всю
длину смычка, затем по две, четыре и восемь;
2.Ход на большую секунду вверх и вниз на всю длину смычка, постепенно
ускоряя темп;
3.Арпеджированные ходы с акцентированной первой долей и последней в
разных темпах. Также акцентирование в дальнейшем можно смещать на
вторую долю и предпоследнюю. Данный вид упражнения хорошо подходит и
для тех учащихся, кто начинает «заигрывать» ноты. Упражнение позволяет
выстроить четкие доли в ритме.
Навык смены позиции
1. переходы через открытую струну (изменение позиции происходит
во время звучания открытой струны).
2. переходы, которые осуществляются одним и тем же пальцем.
3. переходы с нижележащего пальца на вышележащий (и обратно).
4. переходы с вышележащего пальца на нижележащий (и наоборот).
Исходя из собственного опыта, можно сказать, что все использованные
выше упражнения и методики подходят как для индивидуальных занятий,
так и групповых. Групповая форма проведения занятий является популярной
и благотворно влияет на развитие технических навыков, а также создает
концепцию коллективного музицирования.