Напоминание

Методические рекомендации по развитию технических навыков у учащихся-скрипачей на начальном этапе обучения в условиях ДШИ


Автор: Шурайко Ильмира Ильдаровна
Должность: преподаватель по скрипке
Учебное заведение: МБОУ ДО БДШИ БМР РТ
Населённый пункт: г.Бугульма, Республика Татарстан
Наименование материала: Публикация
Тема: Методические рекомендации по развитию технических навыков у учащихся-скрипачей на начальном этапе обучения в условиях ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические рекомендации по развитию технических навыков у

учащихся-скрипачей на начальном этапе обучения в условиях детской

школы искусств

Развитие технических навыков юного скрипача – музыканта одна из

самых основных задач на всем этапе обучения. Данная работа представлена в

курсе

«Основы

скрипичного

искусства»

и

проверена

на

контрольном

практикуме.

Л. Ауэр писал: «Молодые ученики, невзирая на советы, обычно не

отдают себе отчета в том, насколько важен способ их работы и как влияет

манера

занятий

на

все

их

будущее. Совершенно бесспорно, что

успехи

учащегося зависят от соответствующего руководства и обучения, а также от

способностей,

не

зависящих

ни

от

его

таланта,

ни

от

его

искусства

использовать советы учителя. Но еще более важно культивировать привычку

к самонаблюдению и приучать себя самого направлять и контролировать

свои усилия, ибо это умственная работа является истинным источником

всякого прогресса».

Актуальностью

данных

рекомендаций

по

развитию

технических

навыков является то, что в настоящее время, при разнообразии исследований

по проблематике музыкального развития, методических рекомендаций для

развития техники скрипача-музыканта выявлено в достаточной степени.

Именно

поэтому

на

основе

опыта

педагогов-скрипачей

составлены

методические

рекомендации,

упражнения

и

методики

по

развитию

технических навыков.

Ценностью

данных

методических

рекомендаций

является

не

только

музыкальное, но и общекультурное развитие.

Целью

методических

рекомендаций

является

развитие

технических

навыков

учащихся-скрипачей

в

теории

и

практике

дополнительного

образования

в

соответствии

с

3-мя

выделенными

показателями.

К

ним

относятся:

1.

навык вибрации;

2.

навык смены позиции;

3.

навык беглости пальцев

Методические рекомендации в экспериментальной работе позволяют не

только

сформировать

данные

технические

навыки,

но

и

провести

диагностику

полученных

результатов

на

базе

выполненных

заданий

и

проследить

динамику

развития

образного

мышления

по

средствам

их

использования.

Упражнения на развитие технических навыков

Навык вибрации

Упражнения

выделяются

озвученные

и

беззвучные.

К

беззвучным

начальным упражнениям относятся:

Держать скрипку на коленях, раскачивать руку, имитируя вибрацию. Вторым

пальцем

создавать

скользящие

движения

вдоль

струны

и

обратно,

постепенно ускоряя движение кисти и сокращая расстояние до концентрации

колебания в одной точке струны.

Озвученные упражнения:

1.Смычок легко касается струны. Раскачивать кисть сначала медленно, затем

быстрее. На первых этапах будут неуклюжие движения, но это не страшно,

лишь бы не возникло зажатия в кисти и колебания были бы направлены

вдоль

струны,

а

не

поперек.

Заниматься

вибрацией

нужно

с

особой

осторожностью, не приводя к переутомлению мышц;

2.Прорабатывать

вибрато

на

крупных

длительностях

с

различными

динамическими оттенками.

Навык беглости пальцев

1.Гаммообразный ход на квинту вверх и вниз сначала по одной ноте на всю

длину смычка, затем по две, четыре и восемь;

2.Ход на большую секунду вверх и вниз на всю длину смычка, постепенно

ускоряя темп;

3.Арпеджированные ходы с акцентированной первой долей и последней в

разных темпах. Также акцентирование в дальнейшем можно смещать на

вторую долю и предпоследнюю. Данный вид упражнения хорошо подходит и

для тех учащихся, кто начинает «заигрывать» ноты. Упражнение позволяет

выстроить четкие доли в ритме.

Навык смены позиции

1. переходы через открытую струну (изменение позиции происходит

во время звучания открытой струны).

2. переходы, которые осуществляются одним и тем же пальцем.

3. переходы с нижележащего пальца на вышележащий (и обратно).

4. переходы с вышележащего пальца на нижележащий (и наоборот).

Исходя из собственного опыта, можно сказать, что все использованные

выше упражнения и методики подходят как для индивидуальных занятий,

так и групповых. Групповая форма проведения занятий является популярной

и благотворно влияет на развитие технических навыков, а также создает

концепцию коллективного музицирования.



В раздел образования