Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Факторы риска в неблагополучной семье".
Раздел: дополнительное образование
ФАКТОРЫ РИСКА В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ.
Ахуньянова А.А., г. Уфа
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом,
в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно,
не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные
способности
существенно
снижены,
процесс
семейного
воспитания
ребенка
протекает
с
большими
трудностями,
медленно,
малорезультативно.
Существуют также факторы, которые могут привести к деформации
семьи как системы, но напрямую не определяют неблагополучие семьи.
Это своеобразные факторы риска.
1)
медико-биологические:
группа
здоровья,
наследственные
причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом
развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и
постнатальный (первые 3 года) периоды развития;
2)
социально-экономические:
многодетность,
неполная
семья,
несовершеннолетние родители, безработные родители;
3) социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей
социальных
связей
одного
из
супругов,
так
и
с
социальной
дискриминацией матери-одиночки;
4) факторы социального риска: как правило, худшее, чем в полных
семьях,
материальное
положение,
неприспособленность
к
жизни
в
обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки,
агрессивное поведение);
5) психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие
себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими,
эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в
социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия с взрослыми
и сверстниками, фрустрация базовых потребностей;
6) педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и
условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа
психического
развития
детей
и
темпа
обучения,
преобладание
отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса
к познанию, закрытость для положительного опыта и др.
Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя
нестабильность,
не
осознание
возможностей
удовлетворения
своих
потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Дети не всегда
способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всеми
специалистами встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед
неблагоприятными
воздействиями
социальной
среды,
преодолеть
травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными
переживаниями.
В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно
восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о
способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для
этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья – основа
воспитания и развития ребёнка, именно родители и близкие люди
формируют личность, характер маленького человека. Без этого все
старания специалистов по коррекции отклоняющегося поведения, по его
адаптации окажутся напрасными.