Напоминание

"Факторы риска в неблагополучной семье".


Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Факторы риска в неблагополучной семье".
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФАКТОРЫ РИСКА В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ.

Ахуньянова А.А., г. Уфа

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом,

в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно,

не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные

способности

существенно

снижены,

процесс

семейного

воспитания

ребенка

протекает

с

большими

трудностями,

медленно,

малорезультативно.

Существуют также факторы, которые могут привести к деформации

семьи как системы, но напрямую не определяют неблагополучие семьи.

Это своеобразные факторы риска.

1)

медико-биологические:

группа

здоровья,

наследственные

причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом

развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и

постнатальный (первые 3 года) периоды развития;

2)

социально-экономические:

многодетность,

неполная

семья,

несовершеннолетние родители, безработные родители;

3) социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей

социальных

связей

одного

из

супругов,

так

и

с

социальной

дискриминацией матери-одиночки;

4) факторы социального риска: как правило, худшее, чем в полных

семьях,

материальное

положение,

неприспособленность

к

жизни

в

обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки,

агрессивное поведение);

5) психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие

себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими,

эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в

социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия с взрослыми

и сверстниками, фрустрация базовых потребностей;

6) педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и

условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа

психического

развития

детей

и

темпа

обучения,

преобладание

отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса

к познанию, закрытость для положительного опыта и др.

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя

нестабильность,

не

осознание

возможностей

удовлетворения

своих

потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Дети не всегда

способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всеми

специалистами встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед

неблагоприятными

воздействиями

социальной

среды,

преодолеть

травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными

переживаниями.

В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно

восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о

способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для

этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья – основа

воспитания и развития ребёнка, именно родители и близкие люди

формируют личность, характер маленького человека. Без этого все

старания специалистов по коррекции отклоняющегося поведения, по его

адаптации окажутся напрасными.



В раздел образования