Автор: Саенко Ирина Вадимовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦДО
Населённый пункт: Балаково, Саратовской области
Наименование материала: План-конспект занятия по эстрадно-джазовому вокалу
Тема: «Работа над ровностью звучания во всех регистрах диапазона. Некоторые современные приемы исполнения»
Раздел: дополнительное образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по программе «Эстрадно-джазовый вокал»
Составитель: педагог дополнительного образования
МАУДО «Центр дополнительного образования»
г. Балаково Саратовской области
Саенко Ирина Вадимовна
Авторская разработка
Вашему
вниманию
предлагается
занятие
по
дополнительной
общеразвивающей программе «Эстрадно-джазовый вокал», разработанной
для детей 11-15 лет. Занятия по данной программе включают следующие
разделы: развитие музыкального слуха и голоса (регистры, диапазон, тембр,
резонанс), певческое дыхание, звукообразование, работа над артикуляцией –
выработка четкой дикции, развитие чувства ритма, специальные навыки
владения звуком и приемы исполнения, пение в различных стилях.
В процессе занятия организована целенаправленная деятельность
учащихся на развитие слуха и голосового аппарата, развитие чувства ритма,
творческий процесс с элементами импровизации.
Наработки в данной области могут быть полезны и интересны
педагогам дополнительного образования, работающим по программам
художественной направленности.
Тема занятия: «Работа над ровностью звучания во всех регистрах
диапазона. Некоторые современные приемы исполнения»
Цель занятия: Осознание того, что в свободном теле – свободный
звук!
Способы
устранения
мышечных
и
психологических
зажимов.
Проявления творческого мышления и самовыражения личности.
Задачи занятия:
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
образовательные задачи:
•
ознакомление
с
приемами
исполнения
(глиссандо,
скольжение);
современный прием исполнения – тванг (ознакомление).
•
обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля.
развивающие задачи:
•
развитие фантазии, артистизма, музыкальности, эмоциональности
•
снятие психологических и мышечных зажимов.
воспитательные задачи:
•
формирование навыков здорового образа жизни и коммуникативных
навыков;
•
воспитание эстетического вкуса детей.
Занятие рассчитано на детей в возрасте 11-15 лет.
Тип занятия: подача нового материала, применение базовых знаний и
навыков в условиях творческой импровизации.
На
занятии
используются
следующие
методы:
наглядный,
словесный, практический.
Формы обучения: групповая, фронтальная.
Оборудование: ноутбук, акустические колонки, микшерский пульт,
микрофоны.
Ход занятия
– Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, как подготовить
свой голос к работе и настроиться правильно на вокализацию. Затем
подготовим
свои
голоса
к
работе
дыхательными
и
вокальными
упражнениями, поработаем над регистровыми переходами в диапазоне
голоса и узнаем о новых приемах исполнения.
Дети поют музыкальное приветствие и садятся на стулья.
-Скажите, дети, как необходимо подготовить свой голос к работе, к
процессу вокализации? С чего надо начинать?
(Ответы детей: надо распеться, сделать дыхательные и вокальные
упражнения )
- Все верно! Но, самое первоочередное, когда вы входите в класс вокала или
при самостоятельной работе - вы должны психологически настроиться и
оставить все текущие проблемы и мысли. Если вы здесь и сейчас будете
думать о невыученных уроках, о чем угодно, то положительного результата
от занятия не будет. Очень важен настрой на вокализацию - необходимо
сосредоточиться на будущем звуке, осознать его, прислушаться к своим
ощущениям. Пение - это естественный процесс вдоха, атаки и рождения
звука, который многократно усиливается в резонаторных полостях при
свободе доступа к ним. В свободном теле - свободный звук! Свобода при
пении достигается правильной психологической установкой. Одна лишь
мысль о неудачной или трудной ноте порождает зажим и неудачу в
исполнении той или иной фразы. Так что, психологический настрой очень
важный! Значит, первое, что мы делаем перед началом занятия - настраиваем
себя на работу позитивно, сосредотачиваясь на самом процессе вокализации.
Второй аспект - это снятие мышечных зажимов. И для этого отлично
подойдут приемы релаксации и дыхательные упражнения. Сегодня мы
сделаем несколько таких упражнений.
Упражнение№1: «Расслабление». На расслабление шейного отдела
позвоночника: Наклоны головы - (влево, вправо, вниз, назад, вращение по
кругу). Делаем упражнение медленно, аккуратно, без рывков, растягивая
шейные позвонки. Выполняем упражнение под лирическую джазовую
композицию.
Упражнение №2: "Скрутка" для растяжки мышц спины, позвоночника.
Медленно под музыку опускаем корпус тела вниз - руки, шея, плечи и голова
расслаблены, ноги стоят устойчиво на ширине плеч. Далее начинаем
скручивать корпус медленно в одну сторону, затем в другую, затем медленно
возвращаемся
в
исходное
положение.
Упражнение №3: "Энергия дыхания". Свободное пение происходит при
слаженной работе голосового аппарата и дыхательной системы организма.
Эстрадному певцу необходимо управление дыханием не только для пения, но
и для движения при пении. Выполняем упражнение под музыку.
Исходное положение:
• Стоя, ноги на ширине плеч, рука лежит на диафрагме: 8 коротких
вдохов через нос; 8 коротких выдохов со звуком «С»;
• большой вдох через нос; задержка дыхания; выдох – медленный,
ровный, как будто сдувается воздушный шарик...
- Молодцы! Спасибо. Можно присесть на стулья. Мы с вами хорошо
подготовились к основной части нашего урока. И сегодня мы поговорим о
качестве голоса и его ровности звучания на всем диапазоне. Замечали ли вы,
что ваш голос звучит по-разному в зависимости от высоты звука? (Ответы
детей…) и вы ощущаете трудности на определенных участках звучания или
в определенной фразе песни? Ровность звучания во всех регистрах (участки
диапазона) зависит от способности правильно пользоваться резонаторами
(усилители звука). Резонирует звук в полостях певческого аппарата, при
свободном дыхании.
• Грудной резонатор - дает вибрацию ключичного отдела, межреберного
отдела спины, грудной клетки, трахеи и крупных бронхов. При этом
рождаются низкие обертоны голоса;
• Активный головной резонатор - это вибрации в голове, область маски,
зубов, темени, в черепе до затылка, где рождаются высокочастотные
обертоны;
• Смешанный резонатор - это одновременные вибрации в головном и
грудном отделах и даже в позвоночнике до копчика.
– Сегодня мы сделаем упражнение, в котором будем скользить звуком,
соединяя все участки звучания голоса, все регистры. Скольжение звуком
называют в музыке глиссандо или слайды. Прием скольжения плавно
переключает связки в разные режимы работы, это растяжка для голоса.
Упражнение №1: Воспроизвести звук на «ХМ» на удобной высоте и плавно
опустить его максимально вниз (ощущая вибрации в груди); Затем взять
дыхание и снова звучать на «ХМ», но сейчас задача поднять звук и увести
его вверх, в область переносицы (ощущение щекотливости в носу) и плавно
опустить снова в грудной отдел максимально вниз; Снова берем дыхание и
на удобной высоте начинаем звучать на «ХМ» плавно поднимая звук еще
выше- в область надбровных дуг ощущение что звук льется из ушей) и так же
плавно приемом скольжения опускаем максимально вниз; Снова берем
дыхание и уже четвертый раз скользим максимально вверх, выходя за
пределы привычного звучания. Уводим звук высоко на макушку головы и
плавно опускаем вниз, в грудной отдел.
Упражнение №2: «Звуковая волна» Соединить все 4 слайда на одном
дыхании.
Обязательно
прислушиваться
к
своим
ощущениям
и
контролировать свободную подачу звука на хорошем дыхании.
Упражнение №3: Продолжим выполнять прием скольжения, но уже от
заданной высоты. Скользим на интервал сексту, плавно поднимаясь по
полутонам вверх и вниз на удобную высоту.
– Молодцы, у вас здорово все получилось! Переходим к очень важному
моменту наших наблюдений. Исполняя низкие ноты - низкий регистр
включается «природно», но ему не хватает высоких частот. Они находятся в
верхнем головном регистре. Средний регистр звучит благодаря смешению
верхнего и нижнего регистров. А вот в верхнем головном регистре не хватает
низких частот звучания. Поэтому мы осознанно добавляем к головному
регистру обертоны низкого регистра, не забывая о том, что смешение
происходит через свободную, открытую гортань. Это и есть регистровое
суммирование. Предлагаю включить наше воображение и сравнить наше
тело с инструментом виолончель. Не кажется ли вам, что мы очень похожи?
Попробуем сыграть на своем вокальном инструменте как на виолончели? Для
этого немного разберемся в устройстве инструмента. Все низкие ноты на
каждой струне находятся у головы инструмента, а самые высокие в конце
грифа, внизу у смычка (опоры). Попробуем спеть арпеджио, представляя
себя виолончелью: низкие ноты начинать петь в головном регистре, а
высокие опускать в нижний (в обратную сторону). Гортань свободна и
открыта как гриф виолончели. Не кричать и не давить звук! Психологически
выстраивать свое движение вверх подобно скольжению пальцев по грифу
виолончели
вниз
к
опоре
и
наоборот.
Упражнение №1: Арпеджио со звуком «У» или «ХЭЙ» вверх и вниз.
Выполняем с движением руки. Поднять руку до уровня глаз и двигаться как
бы в зеркальном отражении, опуская руку к высокой ноте на уровень
диафрагмы.
Упражнение №2: Мелкая моторика диафрагмы на стаккато по ступеням
мажорного звукоряда вверх - «МИ-И-И», вниз - «Я-А-А»
- Спасибо. Вы хорошо поработали над своим голосом, представляя игру на
виолончели.
Сегодня мы еще поговорим о современных приемах исполнения.
Сейчас существует много разных стилей и направлений вокального
искусства, которые предполагают новые приемы исполнения. В эстрадном
направлении такие как: белтинг (вокальный крик); cry (плач); тванг и многих
других. Сейчас мы поговорим о тванге. Тванг это прием, который помогает
петь громко, звонко. «Наглый, нахальный, дерзкий» - это о тванге. Можно
петь и без тванга, но современная музыка требует больше тванговости. Этот
прием предполагает наоборот – высокую, узкую гортань, высокий корень
языка, назальность, но с грудным резонированием. Американские и
европейские вокалисты используют тванг, но они не создают его специально,
они родились с ним. Ведь английский язык имеет огромную долю
тванговости. Он плоский и близкий, английские гласные говорятся на узкой
гортани, а окончания ing провоцируют назальность. Это есть идеальные
условия для тванга. Русским вокалистам приходится осваивать этот прием,
чтобы звучать стильно и современно.
Примеры исполнителей поющих твангом: Рианна, Кэти Пери,
Кристина
Агилера,
Шакира
и
др.
(послушать
несколько
примеров).
Тванг
так
же
уместен
для
певцов,
которые
работают
с
живыми
инструментами в группе или оркестре. Тванг помогает как лазерный луч
прорезать громкость всех инструментов, но голос звучит без форсирования
ярко и звонко. Раньше твангом называли звук, который издает струна банджо
или гитары, когда ее задевают – звонкий, металлический призвук. В джазе,
поп и рок музыке тванг умело разбавляют другими приемами исполнения.
Выполним несколько упражнений.
Упражнение
№1:
находим
нужные
ощущения
с
помощью
изобразительных, подражающих звуков: крик чайки, мяуканье, голос
капризного ребенка, смех отрицательных персонажей (ведьма, баба яга). Это
начальные упражнения при которых легче сделать гортань узкой и поднять
язык, больше резонирования в носовых пазухах.
Практическая работа. После того, как дети попробовали все варианты,
нашли
нужные
ощущения,
предлагается
на
музыкальном
отрывке
импровизировать и самостоятельно применить прием тванговости там,
где хочется, полагаясь на свои чувства.
– Ребята, давайте, сделаем вывод! Занимаясь на уроке вокала
необходимо сосредоточится на извлечении звука и собственных ощущениях.
Найти свободу тела через определенные релаксирующие упражнения,
потому что это даст нам свободный, полетный голос.
Преодолеть
регистровые переходы и научиться смешивать краски голоса так же
возможно занимаясь упражнениями на регистровое суммирование и в этом
помогают приемы исполнения на глиссандо. Эти приемы используются в
современной эстрадной и джазовой музыке. Но есть и другие современные
приемы исполнения, например – тванг, который мы с вами сегодня слушали
и старались найти в своем голосе. В конце занятия я вам предлагаю
увлекательное задание на дикцию и четкую артикуляцию: скороговорки.
Сейчас просто будем повторять за мной по очереди, а домашним заданием
будет - выучить и повторять без запинок.
Скороговорки:
• «Сшит колпак не поколпаковски, надо колпак переколпаковать,
перевыколпаковать»;
• «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»;
• «Перепелка перепелят прятала от ребят»
• «Три сороки тараторки, тараторили на горке».
– Молодцы, вы успешно справились с заданием! Подведем итог
занятия. Скажите, на что были направлены сегодняшние упражнения?
(ответы детей) Трудно ли вам было их выполнить? (ответы детей) В чем
заключалась трудность выполнения упражнений? (ответы детей)
– Мне было очень интересно с вами заниматься, надеюсь, что вам тоже
понравилось! В заключении поблагодарим друг друга за отличную работу
аплодисментами и улыбками!
Педагог и дети аплодируют, прощаются
Список использованных источников
•
Ольга Донская «Русская школа эстрадного вокала» 2019 г., Москва;
•
Шери Портер (видео уроки) преподаватель американской вокальной
школы г. Беркли;
•
Оксана Чижевская (видео уроки) школа современной музыки.