Напоминание

«Работа над ровностью звучания во всех регистрах диапазона. Некоторые современные приемы исполнения»


Автор: Саенко Ирина Вадимовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦДО
Населённый пункт: Балаково, Саратовской области
Наименование материала: План-конспект занятия по эстрадно-джазовому вокалу
Тема: «Работа над ровностью звучания во всех регистрах диапазона. Некоторые современные приемы исполнения»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по программе «Эстрадно-джазовый вокал»

Составитель: педагог дополнительного образования

МАУДО «Центр дополнительного образования»

г. Балаково Саратовской области

Саенко Ирина Вадимовна

Авторская разработка

Вашему

вниманию

предлагается

занятие

по

дополнительной

общеразвивающей программе «Эстрадно-джазовый вокал», разработанной

для детей 11-15 лет. Занятия по данной программе включают следующие

разделы: развитие музыкального слуха и голоса (регистры, диапазон, тембр,

резонанс), певческое дыхание, звукообразование, работа над артикуляцией –

выработка четкой дикции, развитие чувства ритма, специальные навыки

владения звуком и приемы исполнения, пение в различных стилях.

В процессе занятия организована целенаправленная деятельность

учащихся на развитие слуха и голосового аппарата, развитие чувства ритма,

творческий процесс с элементами импровизации.

Наработки в данной области могут быть полезны и интересны

педагогам дополнительного образования, работающим по программам

художественной направленности.

Тема занятия: «Работа над ровностью звучания во всех регистрах

диапазона. Некоторые современные приемы исполнения»

Цель занятия: Осознание того, что в свободном теле – свободный

звук!

Способы

устранения

мышечных

и

психологических

зажимов.

Проявления творческого мышления и самовыражения личности.

Задачи занятия:

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

образовательные задачи:

ознакомление

с

приемами

исполнения

(глиссандо,

скольжение);

современный прием исполнения – тванг (ознакомление).

обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,

самоконтроля и взаимоконтроля.

развивающие задачи:

развитие фантазии, артистизма, музыкальности, эмоциональности

снятие психологических и мышечных зажимов.

воспитательные задачи:

формирование навыков здорового образа жизни и коммуникативных

навыков;

воспитание эстетического вкуса детей.

Занятие рассчитано на детей в возрасте 11-15 лет.

Тип занятия: подача нового материала, применение базовых знаний и

навыков в условиях творческой импровизации.

На

занятии

используются

следующие

методы:

наглядный,

словесный, практический.

Формы обучения: групповая, фронтальная.

Оборудование: ноутбук, акустические колонки, микшерский пульт,

микрофоны.

Ход занятия

– Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, как подготовить

свой голос к работе и настроиться правильно на вокализацию. Затем

подготовим

свои

голоса

к

работе

дыхательными

и

вокальными

упражнениями, поработаем над регистровыми переходами в диапазоне

голоса и узнаем о новых приемах исполнения.

Дети поют музыкальное приветствие и садятся на стулья.

-Скажите, дети, как необходимо подготовить свой голос к работе, к

процессу вокализации? С чего надо начинать?

(Ответы детей: надо распеться, сделать дыхательные и вокальные

упражнения )

- Все верно! Но, самое первоочередное, когда вы входите в класс вокала или

при самостоятельной работе - вы должны психологически настроиться и

оставить все текущие проблемы и мысли. Если вы здесь и сейчас будете

думать о невыученных уроках, о чем угодно, то положительного результата

от занятия не будет. Очень важен настрой на вокализацию - необходимо

сосредоточиться на будущем звуке, осознать его, прислушаться к своим

ощущениям. Пение - это естественный процесс вдоха, атаки и рождения

звука, который многократно усиливается в резонаторных полостях при

свободе доступа к ним. В свободном теле - свободный звук! Свобода при

пении достигается правильной психологической установкой. Одна лишь

мысль о неудачной или трудной ноте порождает зажим и неудачу в

исполнении той или иной фразы. Так что, психологический настрой очень

важный! Значит, первое, что мы делаем перед началом занятия - настраиваем

себя на работу позитивно, сосредотачиваясь на самом процессе вокализации.

Второй аспект - это снятие мышечных зажимов. И для этого отлично

подойдут приемы релаксации и дыхательные упражнения. Сегодня мы

сделаем несколько таких упражнений.

Упражнение№1: «Расслабление». На расслабление шейного отдела

позвоночника: Наклоны головы - (влево, вправо, вниз, назад, вращение по

кругу). Делаем упражнение медленно, аккуратно, без рывков, растягивая

шейные позвонки. Выполняем упражнение под лирическую джазовую

композицию.

Упражнение №2: "Скрутка" для растяжки мышц спины, позвоночника.

Медленно под музыку опускаем корпус тела вниз - руки, шея, плечи и голова

расслаблены, ноги стоят устойчиво на ширине плеч. Далее начинаем

скручивать корпус медленно в одну сторону, затем в другую, затем медленно

возвращаемся

в

исходное

положение.

Упражнение №3: "Энергия дыхания". Свободное пение происходит при

слаженной работе голосового аппарата и дыхательной системы организма.

Эстрадному певцу необходимо управление дыханием не только для пения, но

и для движения при пении. Выполняем упражнение под музыку.

Исходное положение:

• Стоя, ноги на ширине плеч, рука лежит на диафрагме: 8 коротких

вдохов через нос; 8 коротких выдохов со звуком «С»;

• большой вдох через нос; задержка дыхания; выдох – медленный,

ровный, как будто сдувается воздушный шарик...

- Молодцы! Спасибо. Можно присесть на стулья. Мы с вами хорошо

подготовились к основной части нашего урока. И сегодня мы поговорим о

качестве голоса и его ровности звучания на всем диапазоне. Замечали ли вы,

что ваш голос звучит по-разному в зависимости от высоты звука? (Ответы

детей…) и вы ощущаете трудности на определенных участках звучания или

в определенной фразе песни? Ровность звучания во всех регистрах (участки

диапазона) зависит от способности правильно пользоваться резонаторами

(усилители звука). Резонирует звук в полостях певческого аппарата, при

свободном дыхании.

• Грудной резонатор - дает вибрацию ключичного отдела, межреберного

отдела спины, грудной клетки, трахеи и крупных бронхов. При этом

рождаются низкие обертоны голоса;

• Активный головной резонатор - это вибрации в голове, область маски,

зубов, темени, в черепе до затылка, где рождаются высокочастотные

обертоны;

• Смешанный резонатор - это одновременные вибрации в головном и

грудном отделах и даже в позвоночнике до копчика.

– Сегодня мы сделаем упражнение, в котором будем скользить звуком,

соединяя все участки звучания голоса, все регистры. Скольжение звуком

называют в музыке глиссандо или слайды. Прием скольжения плавно

переключает связки в разные режимы работы, это растяжка для голоса.

Упражнение №1: Воспроизвести звук на «ХМ» на удобной высоте и плавно

опустить его максимально вниз (ощущая вибрации в груди); Затем взять

дыхание и снова звучать на «ХМ», но сейчас задача поднять звук и увести

его вверх, в область переносицы (ощущение щекотливости в носу) и плавно

опустить снова в грудной отдел максимально вниз; Снова берем дыхание и

на удобной высоте начинаем звучать на «ХМ» плавно поднимая звук еще

выше- в область надбровных дуг ощущение что звук льется из ушей) и так же

плавно приемом скольжения опускаем максимально вниз; Снова берем

дыхание и уже четвертый раз скользим максимально вверх, выходя за

пределы привычного звучания. Уводим звук высоко на макушку головы и

плавно опускаем вниз, в грудной отдел.

Упражнение №2: «Звуковая волна» Соединить все 4 слайда на одном

дыхании.

Обязательно

прислушиваться

к

своим

ощущениям

и

контролировать свободную подачу звука на хорошем дыхании.

Упражнение №3: Продолжим выполнять прием скольжения, но уже от

заданной высоты. Скользим на интервал сексту, плавно поднимаясь по

полутонам вверх и вниз на удобную высоту.

– Молодцы, у вас здорово все получилось! Переходим к очень важному

моменту наших наблюдений. Исполняя низкие ноты - низкий регистр

включается «природно», но ему не хватает высоких частот. Они находятся в

верхнем головном регистре. Средний регистр звучит благодаря смешению

верхнего и нижнего регистров. А вот в верхнем головном регистре не хватает

низких частот звучания. Поэтому мы осознанно добавляем к головному

регистру обертоны низкого регистра, не забывая о том, что смешение

происходит через свободную, открытую гортань. Это и есть регистровое

суммирование. Предлагаю включить наше воображение и сравнить наше

тело с инструментом виолончель. Не кажется ли вам, что мы очень похожи?

Попробуем сыграть на своем вокальном инструменте как на виолончели? Для

этого немного разберемся в устройстве инструмента. Все низкие ноты на

каждой струне находятся у головы инструмента, а самые высокие в конце

грифа, внизу у смычка (опоры). Попробуем спеть арпеджио, представляя

себя виолончелью: низкие ноты начинать петь в головном регистре, а

высокие опускать в нижний (в обратную сторону). Гортань свободна и

открыта как гриф виолончели. Не кричать и не давить звук! Психологически

выстраивать свое движение вверх подобно скольжению пальцев по грифу

виолончели

вниз

к

опоре

и

наоборот.

Упражнение №1: Арпеджио со звуком «У» или «ХЭЙ» вверх и вниз.

Выполняем с движением руки. Поднять руку до уровня глаз и двигаться как

бы в зеркальном отражении, опуская руку к высокой ноте на уровень

диафрагмы.

Упражнение №2: Мелкая моторика диафрагмы на стаккато по ступеням

мажорного звукоряда вверх - «МИ-И-И», вниз - «Я-А-А»

- Спасибо. Вы хорошо поработали над своим голосом, представляя игру на

виолончели.

Сегодня мы еще поговорим о современных приемах исполнения.

Сейчас существует много разных стилей и направлений вокального

искусства, которые предполагают новые приемы исполнения. В эстрадном

направлении такие как: белтинг (вокальный крик); cry (плач); тванг и многих

других. Сейчас мы поговорим о тванге. Тванг это прием, который помогает

петь громко, звонко. «Наглый, нахальный, дерзкий» - это о тванге. Можно

петь и без тванга, но современная музыка требует больше тванговости. Этот

прием предполагает наоборот – высокую, узкую гортань, высокий корень

языка, назальность, но с грудным резонированием. Американские и

европейские вокалисты используют тванг, но они не создают его специально,

они родились с ним. Ведь английский язык имеет огромную долю

тванговости. Он плоский и близкий, английские гласные говорятся на узкой

гортани, а окончания ing провоцируют назальность. Это есть идеальные

условия для тванга. Русским вокалистам приходится осваивать этот прием,

чтобы звучать стильно и современно.

Примеры исполнителей поющих твангом: Рианна, Кэти Пери,

Кристина

Агилера,

Шакира

и

др.

(послушать

несколько

примеров).

Тванг

так

же

уместен

для

певцов,

которые

работают

с

живыми

инструментами в группе или оркестре. Тванг помогает как лазерный луч

прорезать громкость всех инструментов, но голос звучит без форсирования

ярко и звонко. Раньше твангом называли звук, который издает струна банджо

или гитары, когда ее задевают – звонкий, металлический призвук. В джазе,

поп и рок музыке тванг умело разбавляют другими приемами исполнения.

Выполним несколько упражнений.

Упражнение

№1:

находим

нужные

ощущения

с

помощью

изобразительных, подражающих звуков: крик чайки, мяуканье, голос

капризного ребенка, смех отрицательных персонажей (ведьма, баба яга). Это

начальные упражнения при которых легче сделать гортань узкой и поднять

язык, больше резонирования в носовых пазухах.

Практическая работа. После того, как дети попробовали все варианты,

нашли

нужные

ощущения,

предлагается

на

музыкальном

отрывке

импровизировать и самостоятельно применить прием тванговости там,

где хочется, полагаясь на свои чувства.

– Ребята, давайте, сделаем вывод! Занимаясь на уроке вокала

необходимо сосредоточится на извлечении звука и собственных ощущениях.

Найти свободу тела через определенные релаксирующие упражнения,

потому что это даст нам свободный, полетный голос.

Преодолеть

регистровые переходы и научиться смешивать краски голоса так же

возможно занимаясь упражнениями на регистровое суммирование и в этом

помогают приемы исполнения на глиссандо. Эти приемы используются в

современной эстрадной и джазовой музыке. Но есть и другие современные

приемы исполнения, например – тванг, который мы с вами сегодня слушали

и старались найти в своем голосе. В конце занятия я вам предлагаю

увлекательное задание на дикцию и четкую артикуляцию: скороговорки.

Сейчас просто будем повторять за мной по очереди, а домашним заданием

будет - выучить и повторять без запинок.

Скороговорки:

• «Сшит колпак не поколпаковски, надо колпак переколпаковать,

перевыколпаковать»;

• «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»;

• «Перепелка перепелят прятала от ребят»

• «Три сороки тараторки, тараторили на горке».

– Молодцы, вы успешно справились с заданием! Подведем итог

занятия. Скажите, на что были направлены сегодняшние упражнения?

(ответы детей) Трудно ли вам было их выполнить? (ответы детей) В чем

заключалась трудность выполнения упражнений? (ответы детей)

– Мне было очень интересно с вами заниматься, надеюсь, что вам тоже

понравилось! В заключении поблагодарим друг друга за отличную работу

аплодисментами и улыбками!

Педагог и дети аплодируют, прощаются

Список использованных источников

Ольга Донская «Русская школа эстрадного вокала» 2019 г., Москва;

Шери Портер (видео уроки) преподаватель американской вокальной

школы г. Беркли;

Оксана Чижевская (видео уроки) школа современной музыки.



В раздел образования