Автор: Копаева Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №62
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры в логопедической работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование
Игры
в
логопедической
работе
с
детьми
.
Известный врач и педагог Е.А. Аркин обращал внимание на большое значение игр для их
успешного воспитания. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному
развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Советский психолог Д.Б.
Эльконин совершенно определенно делает вывод, что игра влияет на формирование всех
основных психических процессов от самых элементарных до самых сложных.
Наличие речевого дефекта приводит к изменению и в психической сфере. Особенности
поведения таких детей отличаются и в их играх. Нередко они теряют возможность совместной
деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль. Чаще всего такие дети
выступают зрителями или берут на себя подчиненные роли.
Проводится медико-педагогическая комиссия таких детей, где определяются рамки и
направленность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Коррекционная работа
предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка
звука, автоматизация и дифференциация нового звука изолированно, в словах, в предложениях и
самостоятельной речи.
Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха к восприятию
правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его
всестороннего восприятия. На первом месте стоят игры по развитию слуха.
Развитие
слухового
внимания
.
«Где позвонили?»
Цель: определение направления звука.
Оборудование: звоночек (колокольчик), повязка.
Описание игры: Педагог выбирает водящего, ему завязывают глаза. Дети сидят группами в разных
местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий предмет. Водящий угадывает, где
позвонили, и показывает направление звука рукой.
«Скажи, что ты слышишь?»
Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить,
какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор
прохожих и т.д.). Игру хорошо проводить на улице.
«Кто что услышит»
Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование: ширма, разные звучащие предметы (звонок, колокольчик, трещотка).
Описание игры: Педагог за ширмой стучит молоточком, звонит в звонок, а дети отгадывают, каким
предметом произведен звук.
«Жмурки с колокольчиком»
Цель: ориентация в пространстве.
Оборудование: колокольчик, повязка.
Описание игры: Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в
руки колокольчик, он должен бегать по кругу и звонить. Дети с завязанными глазами должны его
поймать.
Развитие
речевого
слуха
.
«Угадай, чей голос»
Цель: определить товарища по голосу.
Описание игры: Играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза.
Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя
стоящего в центре. Последний угадывает, кто его назвал.
«Лото»
Цель: учить правильно соотносить слова с изображением предмета.
Описание игры: Детям раздают большие карты, а маленькие карточки педагог берет и называет
каждую из них. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит «У
меня …» - и называет предмет.
«Запомни слова»
Цель: накопление словаря, развитие памяти.
Описание игры: Ведущий называет 5-6 слов, играющие должны повторить их в том же порядке.
Пропуск слова или перестановка считаются проигрышем; в зависимости от речевых возможностей
детей слова подбираются в разной сложности.
Развитие
фонематического
слуха
.
«Где звук?»
Цель: нахождение места звука в слове.
Оборудование: полоска из цветного картона, разделенная на 3 части, кружки синего и красного
цветов.
Описание игры: Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове (начало,
середина, конец). Если звук слышится в начале слова, то кружок становится на первую часть
полоски, если звук слышится в середине слова, то кружок становится на вторую часть полоски,
если звук слышится в конце слова, то кружок становится на третью часть полоски.
«Кто внимательнее»
Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование: картинки на определённый звук.
Описание игры: Дети сидят за столом, перед ними картинки, которые начинаются, например, со
звука «с»: слон, стакан, собака; со звука «а»: аист, арбуз. Педагог называет определенный звук,
дети отыскивают картинку с этим звуком.
«Кто больше слов придумает»
Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Описание игры: Педагог называет любой звук и просит детей придумать слова, в которых
встречается этот звук.
«Угадай слово»
Цель: составление слов с определенным количеством звуков.
Описание игры: Педагог раздает детям картинки, количество клеточек обозначает количество
звуков в слове.
Развитие
речевого
дыхания
.
«Придумай фразу»
Цель: развитие фразовой речи.
Оборудование: сюжетные картинки.
Описание игры: Ппоказывается одно сюжетная картинка. Сначала придумывают предложения из
3-2 слов, затем дети дополняют предложения новым словом.
Например: Таня играет.
Таня играет дома.
Таня играет дома в кубики.
И так далее
«Соседи»
Цель: правильное построение фраз. Совершенствование ориентации в пространстве.
Описание игры: Дети называют своего соседа справа, слева. По сигналу воспитателя дети
разбегаются по комнате. По новому сигналу дети становятся именно с тем соседом, которого они
назвали.
«Определи место игрушки»
Цель: развитие речевого дыхания, закрепления умений строить развернутую фразу.
Оборудование: игрушки (мяч, мишка, кукла, пирамидка, машина)
Описание игры: Педагог раскладывает на столе в один ряд игрушки. Вызывая ребенка, он
спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамидка?»; ребенок дает полный ответ:
«Пирамидка стоит между мишкой и куклой». После 2-3 ответов воспитатель меняет местами
игрушки.
Плюс ко всему в работе могут быть использованы потешки, скороговорки, считалки. Они служат
для автоматизации и дифференциации определенных звуков в речи детей.
Играем
пальчиками
и
развиваем
речь
детей
.
Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память,
мышление, внимание, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Все эти функции тесно связаны с развитием речи, способствуют её развитию. Ученые, которые
изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение
функции руки. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических
импульсов от рук, а точнее от пальцев. В раннем возрасте это застегивание пуговиц, завязывание и
развязывание узелков, шнуровка. Это народные игры-потешки.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой
моторики рук, подготавливает к рисованию и письму.
Выполнение
фигурок
из
палочек
.
Вначале знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные.
Фигурки сопровождаются стишками для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный
образ предмета, но и слуховой. Например, квадрат – четыре палочки сложи и вот квадратик
получи. Складывать можно различные фигурки: флаг, лодка, машина, кровать, лопата, мельница,
окно и другие фигуры.
Копаева Наталья Ивановна
Воспитатель логопедической группы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62
Липецк
Россия