Напоминание

"Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ"


Автор: Павлова Вера Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №65 "Фестивальный"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ»

С приходом ребенка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: строгий

режим

дня, отсутствие

родителей,

новые

требования

к поведению, постоянный

контакт со

сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Посещения детского сада с 2 – 2,5 лет с

одной стороны и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой,

делают проблему привыкания ребёнка к условиям детского сада особенно актуальной.

Учёными выделено три степени тяжести адаптационного периода:

1. Лёгкая адаптация – ребёнок привыкает к условиям детского сада в течение десяти –

пятнадцати дней, прибавляет в весе, активно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного.

2. Адаптация средней тяжести – ребёнок привыкает к условиям детского сада в течение

месяца,

при этом

ребёнок на

короткое время

теряет

в

весе,

может

наступить заболевание

длительностью пять – семь дней, есть признаки психического стресса.

3. Тяжёлая адаптация – длится от двух до шести месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже

имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Работая с детьми раннего возраста в течение многих лет, и соприкасаясь с этой проблемой

ежегодно, передо мной встала задача максимально улучшить работу с детьми и родителями в

период

адаптации.

Поэтому

я

решила

рассмотреть

тему

«Проблемы

адаптации

и

пути

их

решения». При правильно организованной работе с малышами дети привыкают к условиям

детского сада в течение двадцати – тридцати дней. Существует ряд критериев, по которым можно

судить, как адаптируется ребёнок к жизни в организованном детском коллективе. К основным

критериям адаптации относятся:

- поведенческие реакции;

- уровень нервно-психического развития;

- заболеваемость и течение болезни;

- главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

При нормальной адаптации у ребёнка быстро восстанавливаются поведенческие реакции

(две – три недели), не отмечается задержки нервно – психического развития, он не болеет или

болеет всего один раз, не более недели, без осложнений. Увеличение длины и массы тела

соответствуют возрастным показателям. Если поведенческие реакции ребёнка нормализуются

лишь к шестидесятому дню пребывания в дошкольном учреждении, если наблюдается замедление

нервно-психического развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, в течение трёх шести

месяцев, то можно этот период отнести к тяжёлой адаптации. В период адаптации ребёнка к новым

условиям

жизни,

происходит

своеобразная

ломка,

переделка

сформированных

ранее

динамических стереотипов, касающихся определенного режима укладывания, кормления и так

далее, а также стереотипов общения. Динамические стереотипы возникают с первых месяцев

жизни ребёнка, и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение.

Например: укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоит

ей произвести знакомое действие, как малыш начинает зевать, закрывать глаза, то есть реагировать

на первый же раздражитель. Стереотипы помогают действовать не задумываясь, не тратя лишней

энергии. Если ребёнок лишён общения со сверстниками и круг его общения – своя семья: мама,

папа, старший брат. Придя в детский сад, ребёнок вообще не замечает вокруг него детей, видит

только взрослых. У такого ребёнка навык общения со сверстниками отсутствует. Часто родители,

несмотря на стремление ребёнка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему – так

быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребёнок будет чувствовать себя беспомощным, не

приспособленным к новым условиям. Подготовительный этап к адаптационному периоду нужно

начинать дома за один – два месяца до прихода ребёнка в детский сад. В это время необходимо

сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти

в новые условия жизни. В первую очередь нужно привести в соответствие распорядок дня с

режимом дня детского сада, то есть в одни и те же часы кормить, укладывать спать, гулять и так

далее. Тогда с приходом ребёнка в детский сад он не будет испытывать неудобства. Его не нужно

будет

переучивать,

ломать

неправильные

привычки.

Дома

нужно

приучать

ребёнка

самостоятельно есть, самостоятельно засыпать, а также приучать есть разнообразные овощные

блюда, супы и так далее.

Ребёнок, умеющий самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, в детском саду не будет

чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его

самочувствии.

Умение

самостоятельно

занять

себя

игрушками

поможет

ему

отвлечься

от

переживаний, на какое-то время сгладить остроту переживаний. Самостоятельность ребёнка

создаёт предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.

При играх с другими детьми полезно научить ребёнка делиться игрушками, ждать своей

очереди, например: покачаться на качели или покататься на машине. Советую, чтобы родители

рассказывали ребёнку о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми

он будет играть в интересные игры, что в детском саду его будут учить рисовать, петь, слушать

музыку. Ни в коем случае не запугивать ребёнка: не будешь слушаться – отведу в детский сад.

Ребёнка нужно заранее (хотя бы за неделю) предупредить о том, что он пойдёт в детский сад,

чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие. Тогда адаптация к детскому саду у ребёнка

пройдёт легче. И всё же, не смотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду –

трудное для ребёнка время. Во-первых, он скучает по маме, испытывает тоску по дому. Во-вторых,

детский сад для него дополнительная нагрузка: приходиться рано вставать, выполнять требования

воспитателя, не всё так получается как у других детей.

В группе имеются игрушки: дидактические, сюжетно – образные, театральные, спортивные,

игрушки – забавы. Все они доступны детям. Игровой зоне отвели светлое место. Организацию

предметно-развивающей среды определили как зоновую.

Игровая зона (мебель, пособия, предметы заместители).

Зона сенсорного развития (шароброс, сенсорный слоник, мозаика, «Лего», крупный и мелкий

строители, несколько видов пирамидок, «геометрик» и т.д.).

Театральная зона (пальчиковый театр, кукольный театр).

Приём

вновь

поступающих, проводиться

по графику в

период

с июня

по

сентябрь.

Начинается с беседы с заведующей. Разговор сводиться к тому, чтобы родители увидели, что

ребёнку будет хорошо в стенах дошкольного учреждения, что родители – всегда желанные гости,

к их мнениям и пожеланиям охотно прислушиваются воспитатели; что в детском саду работают

люди, готовые разделить с родителями заботу о ребёнке и вместе искать индивидуальный подход

к нему.

Другая задача разговора – убедить родителей в том, как важно дать ребёнку возможность

постепенно привыкнуть к новой обстановке. Следующий этап работы – знакомство родителей с

воспитателями группы. Во время знакомства я беседую с родителями об особенностях поведения,

о привычках ребёнка, о состоянии здоровья, о том, чем больше всего любит заниматься ребёнок,

как ласково называют его дома, как ребёнок кушает дома, как приучен засыпать, есть ли у него

любимая игрушка, и если есть, разрешаю приносить её с собой. Знакомлю малыша и его родителей

с

группой,

показываю,

где

он

будет

есть,

спать,

с

какими

игрушками

играть.

Родителям

рассказываю о режиме дня в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, о навыках,

которые необходимо формировать у детей.

В

период

адаптации

устанавливается

индивидуальный

режим

для

каждого

вновь

поступающего малыша. Стараюсь продемонстрировать малышу достоинства его «нового мира»; с

тем, чтобы ребёнок мог убедиться, что он гораздо шире и интереснее. Сотрудники вступают в

дружеский контакт с малышом, угощают, ребёнок должен чувствовать, что его здесь любят.

Ласкаю ребёнка, особенно, во время укладывания. Если вижу, что ребёнок всё же расстроен,

переключение на пищевую реакцию, на время помогает забыться ему.

Учитываю индивидуальные привычки ребёнка, в том числе и вредные и ни в коем случае

не перевоспитываю его. Еда и сон относятся к наиболее критическим моментам. Промахи в их

организации могут вызвать невроз, стресс. Помню, что с поступлением ребёнка в ясли все

проблемы

ребёнка становятся лично

моими профессиональными

проблемами.

Максимально

учитываю вкусы, привычки и желания детей, оказываю помощь во всех сложных для него

ситуациях, связанных с различными бытовыми процессами. Стараюсь сделать каждый режимный

момент

интересным, используя игровые приёмы,

художественное слово: песенки,

потешки,

прибаутки.



В раздел образования