Автор: Попцова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №36
Населённый пункт: город Златоуст , Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Современная система патриотического воспитания в образовательной организации
Раздел: начальное образование
УДК 37.015.31
О.В. Попцова
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №36 г.Златоуст
Современная система патриотического воспитания
в образовательной организации
На
сегодняшний
день
вопрос
о
патриотическом
воспитании
подрастающего поколения стоит остро. Имея сильную государственную
поддержку, в частности Государственная программа «Патриотическое
воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020годы», система
патриотического воспитания претерпевает изменения.[1] Эти изменения
связаны с социальным заказом современного общества, о всесторонне
развитой личности. В системе воспитания всесторонне развитая личность
ребенка – идеальная цель, к которой стремится современная педагогика. Для
достижения
данной
цели
необходимо
менять
подход
к
воспитанию
современных детей, учитывать их интересы и потребности.
Патриотическое
воспитание
это
неотъемлемая
часть
духовно-
нравственного воспитания подрастающего поколения. Именно нравственные
понятия такие как: любовь, верность, преданность, уважение будут основой
для формирования патриотизма подрастающего гражданина. Без этих
базовых понятий невозможно сформировать уважительного отношения и
любви к своей родине. Сохранение культурного наследия важная часть
патриотического воспитания.
В нашей образовательной организации патриотическое воспитание
является
одной
из
приоритетных
задач.
Работа
по
формированию
нравственных
качеств
личности учащихся
проводится
во
внеурочной
деятельности, так же действуют детские объединения и движение.
Работа детских объединений направлена на организацию совместной
деятельности детей по решению актуальных значимых вопросов. Детские
объединения реализуют потребности детей в общении со сверстниками, что
является неотъемлемой частью социализации личности. При этом немало
важную
роль
детско-юношеские
объединения
играют
в
воспитании
общечеловеческих качеств ребенка, социальных и нравственных ценностей,
что
является
неотъемлемой
частью
патриотического
воспитания
подрастающего поколения.
С 2017 года на базе МАОУ СОШ №36 г. Златоуста, Челябинской
области реализует
свою деятельность
Всероссийское детско-юношеское
военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ».
Важную роль, во все времена, играла защита интересов государства ее
границ и его неприкосновенность. Воинская служба – образец доблести,
отваги, несокрушимости идеалов. Историческая память боевых заслуг
является ключевым аспектом патриотического воспитания подрастающего
поколения. Детское объединение «Юнармия», главной задачей которого
является развитие интереса к истории России, ее истории, географическим
особенностям, природным богатствам, к подвигам героев. Деятельность
юнармейцев так же направлена на сохранение памятников и обелисков
боевой славы наших солдат, на участие в спортивных и
культурных
мероприятиях, на здоровы образ жизни. Так же юнармейцы получают азы
военной подготовки, что в свою очередь ведет к поднятию престижа
воинской службы.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества
– это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного
достоинства.
Эти
качества
необходимо
формировать
в
процессе
патриотического воспитания посредством различных средств и способов.
Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой
патриотического воспитания. Необходимо подчеркивать нравственные устои
и мотивы действий героев, так как это может затронуть душу ребенка, на
примерах подвигов героических личностей.
Возросли уровень и эффективность проведения конкурсов, состязаний.
Для проведения мероприятий патриотической направленности используются
потенциал
центров
дополнительного
образования
школьников.
Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий
направленных на военно-патритическое воспитание детей. Возрождаются
традиционные
формы
работы.
Ребята
выбирают
и
участвуют
в
мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание: «Зарница»,
вечера встреч с героями, участниками ВОВ и их близких, «Лазертаг», «Твори
добро» ( посещение и поздравление ВОВ), «Благодарственное письмо или
открытка ветерану ВОВ», «Письмо солдату», уход за культурными и
историческими памятниками города.
Эффективностью патриотического воспитания остаются и посещения
музеев боевой славы, музеи военной техники, музей оружия , экскурсии на
военные полигоны, в воинскую часть, где дети с удовольствием знакомятся с
историей оружия и
военной техники, попрактиковаться в применении
оружия и техники.
Благодаря центрам краеведения и образования
проводятся
спортивные
мероприятия «Здоровое поколение.» Ребята
готовятся во внеурочной деятельности.
Благодаря движению «Юнармия» подрастающее поколение нашей
школы знает, чтит, сохраняет
историческое прошлое города, области,
страны, а значит обогащается духовно- нравственно и патриотически.
Вступив в ряды юнармейцев школьники стремятся организовать свою
самостоятельную деятельность на благо города, региона, страны. Закончив
одну ступень образования эта работа будет продолжаться и дальше.
Таким образом, детско-юношеские объединения и движения обладают
воспитательным потенциалом для формирования патриотического сознания
подрастающего поколения, через деятельность интересную самим детям.
Список использованной литературы:
1.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».
2.
Копылов В.В. Воспитание гражданственности и патриотизма. Клуб
«Патриот». Классный руководитель. 2017. №2. С.42-47.
3.
Огоновская И.С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе
общего и дополнительного образования: содержание, направления,
методы, формы: метод. пособие для педагогов / И.С. Огоновская.
Екатеринбург: ООО «Школьный формат», 2016. – 176с.
4.
Сиволобова
Н.А.,
Котлова
Е.
П.
Гражданско-патриотическое
воспитание
учащихся
в
современном
российском
обществе//
Образование личности. 2014. №1. С.64.