Автор: Анна Владимировна Павлова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: "Эмоциональная саморегуляция дошкольников и детско-родительские отношения"
Тема: "Современное воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Одним из важнейших качеств ребёнка, которое интенсивно развивается в старшем
дошкольном возрасте является произвольность поведения или саморегуляция.
Саморегуляция – это процесс управления ребёнком собственными психологическими и
физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой,
сознательное, активное следование определённым нормам и правилам.
Основными особенностями саморегуляции являются:
1. Осознанность действий - для чего, зачем надо выполнять это задание.
2. Активное включение в деятельность - С. Л. Рубинштейн выделяет два отношения к
деятельности: зависимое, пассивное или активное, деятельное отношение.
3. Планирование деятельности – умение ребёнком выделить последовательность своей
деятельности.
4. Контроль и коррекция – это означает, как ребёнок может по ходу выполнения задания
контролировать правильность выполнения и исправлять увиденную ошибку.
По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется
только к 9-10 годам. Но это не значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту
способность. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают
формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются
основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими
действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в
дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения
постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для
развития основ произвольной саморегуляции. К концу дошкольного возраста у детей
развиваются разные её виды: двигательная, учебная, личностная саморегуляции.
Двигательная сфера:
Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен
овладеть следующими умениями:
произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
различать и сравнивать мышечные ощущения;
определять соответствующие характера ощущений (“напряжение-расслабление”,
“тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями
(“сила-слабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм);
менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во
многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной
ловкости.
Эмоциональная сфера:
Способности детей в произвольной регуляции эмоций в сравнении с движением еще
менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение
или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению
социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать
и полноценно выражать.
Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:
произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он
испытывает;
различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер
(приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);
одновременно
направлять
свое
внимание
на
мышечные
ощущения
и
на
экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции,
которые испытывают окружающие;
произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по
заданному образцу.
Сфера общения:
Овладев
начальными
навыками
эмоциональной
саморегуляции,
ребенок
сможет
регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является
способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить
тренировкой следующих умений:
управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно
проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);
отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние
товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам
общения).
У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое
эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как
взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка
эмпатии, сострадания, общительности, доброты.
Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы
и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития
эмоционального контроля его личности.
Сфера поведения:
Управление
поведением,
как
самой
сложной
сферой
психической
деятельности,
необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и
предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют
высшие формы эмоционально-волевой регуляции:
определять конкретные цели своих поступков;
искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих
целей;
проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя
ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;
предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
брать на себя ответственность.
С целью принятия и выполнения ребёнком норм взаимодействий с другими людьми и
самим собой в группе введены определённые ритуалы, помогающие ребёнку понять и
усвоить нормы и правила поведения в группе.
Чтобы помочь детям осознать себя и своё поведение, ставить перед собой элементарные
цели и достигать их, мы используем основной вид деятельности – игру. Правила игры –
основной метод развития саморегуляции. Развитие саморегуляции в игре проходит по
определённым этапам. (Таблица №2)
Этапы развития саморегуляции дошкольников в игре.
Этапы
Игра
I этап
Игры с запрещающими правилами действия.
II этап
Игры с запрещающими правилами общения.
III этап
Игры, сочетающие оба типа: запрещающими правилами и действия и
общения.
IV этап
Детям самим предлагаем ввести новые правила.
Компоненты саморегуляции у детей дошкольного возраста развиваются по нескольким
этапам. (Таблица №1)
Компоненты саморегуляции и этапы их развития.
Этапы
Характеристика
1 этап - выбор цели
Ребёнок
учится
воспринимать
словесную
инструкцию.
2 этап – план деятельности
Ребёнок
учится
планировать
свою
работу,
намечать
логическую
последовательность
действий и способов их осуществления.
3 этап – коррекция деятельности
Ребёнок
учится
видеть
свои
ошибки,
самостоятельно
исправлять
их
по
ходу
деятельности. Виды самоконтроля: контроль по
результатам;
контроль
за способом действия;
предвосхищающий контроль; поэтапный контроль.
4
этап
–
оценка
результатов
деятельности
Ребёнок
учится
оценивать
свой
результат
в
сравнении с образцом, находить причину, почему
не получилось.
Для формирования саморегуляции в группе необходимо создавать условие, использовать
разные методы, проводить эту работу во всех режимных моментах.
Важным фактором формирования саморегуляции является принятие и выполнение
ребёнком норм взаимодействий с другими людьми и самим собой. С этой целью в группе
введены определённые ритуалы, помогающие ребёнку понять и усвоить нормы и правила
поведения в группе.
Таким ритуалом у нас в группе является подготовка к занятиям. Приходя в детский сад,
дети видят на доске фотографии и узнают, какие сегодня у нас будут занятия, какие
кружки, и что нужно им подготовить к занятиям.
Другим ритуалом является введение временного лимита на выполнение задания, на
подготовку к занятию, сбору на прогулку. Иногда песочные часы делают то, что не
удаётся воспитателю с помощью указаний, приказов или просьб.
Есть у нас ритуалы на занятиях. Например, занятие по развитию речи мы начинаем с
коллективного проговаривания скороговорок, а занятие по рисованию, лепке – с
кинезиологических
упражнений.
Ритуал
окончания
занятия
содержит
групповое
обсуждение занятия, получение домашнего задания.
Для формирования саморегуляции мы используем рабочие тетради. Именно они помогают
нам научить детей проверять свою работу, сравнивать её с образцом, находить
собственные ошибки, работать по схемам. Обращаем внимание на эстетику выполнения
задания, в каком виде находится тетрадь – это всё судит о его аккуратности, культуре.
Следовательно,
педагогической
поддержкой
развития
способностей
старших
дошкольников к саморегуляции является: культивирование эмоционально насыщенной
атмосферы внимательного, доброжелательного отношения к ребёнку в процессе его
воспитания; овладение педагогами навыками построения игры; создание разнообразной
предметной среды в группе.