Напоминание

"Современное воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Анна Владимировна Павлова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: "Эмоциональная саморегуляция дошкольников и детско-родительские отношения"
Тема: "Современное воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Одним из важнейших качеств ребёнка, которое интенсивно развивается в старшем

дошкольном возрасте является произвольность поведения или саморегуляция.

Саморегуляция – это процесс управления ребёнком собственными психологическими и

физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой,

сознательное, активное следование определённым нормам и правилам.

Основными особенностями саморегуляции являются:

1. Осознанность действий - для чего, зачем надо выполнять это задание.

2. Активное включение в деятельность - С. Л. Рубинштейн выделяет два отношения к

деятельности: зависимое, пассивное или активное, деятельное отношение.

3. Планирование деятельности – умение ребёнком выделить последовательность своей

деятельности.

4. Контроль и коррекция – это означает, как ребёнок может по ходу выполнения задания

контролировать правильность выполнения и исправлять увиденную ошибку.

По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется

только к 9-10 годам. Но это не значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту

способность. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают

формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются

основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими

действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в

дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения

постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для

развития основ произвольной саморегуляции. К концу дошкольного возраста у детей

развиваются разные её виды: двигательная, учебная, личностная саморегуляции.

Двигательная сфера:

Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен

овладеть следующими умениями:

произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

различать и сравнивать мышечные ощущения;

определять соответствующие характера ощущений (“напряжение-расслабление”,

“тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями

(“сила-слабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм);

менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во

многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной

ловкости.

Эмоциональная сфера:

Способности детей в произвольной регуляции эмоций в сравнении с движением еще

менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение

или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению

социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать

и полноценно выражать.

Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:

произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он

испытывает;

различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер

(приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);

одновременно

направлять

свое

внимание

на

мышечные

ощущения

и

на

экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции,

которые испытывают окружающие;

произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по

заданному образцу.

Сфера общения:

Овладев

начальными

навыками

эмоциональной

саморегуляции,

ребенок

сможет

регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является

способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить

тренировкой следующих умений:

управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;

сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно

проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);

отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние

товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам

общения).

У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое

эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как

взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка

эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы

и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития

эмоционального контроля его личности.

Сфера поведения:

Управление

поведением,

как

самой

сложной

сферой

психической

деятельности,

необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и

предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют

высшие формы эмоционально-волевой регуляции:

определять конкретные цели своих поступков;

искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих

целей;

проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя

ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;

предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

брать на себя ответственность.

С целью принятия и выполнения ребёнком норм взаимодействий с другими людьми и

самим собой в группе введены определённые ритуалы, помогающие ребёнку понять и

усвоить нормы и правила поведения в группе.

Чтобы помочь детям осознать себя и своё поведение, ставить перед собой элементарные

цели и достигать их, мы используем основной вид деятельности – игру. Правила игры –

основной метод развития саморегуляции. Развитие саморегуляции в игре проходит по

определённым этапам. (Таблица №2)

Этапы развития саморегуляции дошкольников в игре.

Этапы

Игра

I этап

Игры с запрещающими правилами действия.

II этап

Игры с запрещающими правилами общения.

III этап

Игры, сочетающие оба типа: запрещающими правилами и действия и

общения.

IV этап

Детям самим предлагаем ввести новые правила.

Компоненты саморегуляции у детей дошкольного возраста развиваются по нескольким

этапам. (Таблица №1)

Компоненты саморегуляции и этапы их развития.

Этапы

Характеристика

1 этап - выбор цели

Ребёнок

учится

воспринимать

словесную

инструкцию.

2 этап – план деятельности

Ребёнок

учится

планировать

свою

работу,

намечать

логическую

последовательность

действий и способов их осуществления.

3 этап – коррекция деятельности

Ребёнок

учится

видеть

свои

ошибки,

самостоятельно

исправлять

их

по

ходу

деятельности. Виды самоконтроля: контроль по

результатам;

контроль

за способом действия;

предвосхищающий контроль; поэтапный контроль.

4

этап

оценка

результатов

деятельности

Ребёнок

учится

оценивать

свой

результат

в

сравнении с образцом, находить причину, почему

не получилось.

Для формирования саморегуляции в группе необходимо создавать условие, использовать

разные методы, проводить эту работу во всех режимных моментах.

Важным фактором формирования саморегуляции является принятие и выполнение

ребёнком норм взаимодействий с другими людьми и самим собой. С этой целью в группе

введены определённые ритуалы, помогающие ребёнку понять и усвоить нормы и правила

поведения в группе.

Таким ритуалом у нас в группе является подготовка к занятиям. Приходя в детский сад,

дети видят на доске фотографии и узнают, какие сегодня у нас будут занятия, какие

кружки, и что нужно им подготовить к занятиям.

Другим ритуалом является введение временного лимита на выполнение задания, на

подготовку к занятию, сбору на прогулку. Иногда песочные часы делают то, что не

удаётся воспитателю с помощью указаний, приказов или просьб.

Есть у нас ритуалы на занятиях. Например, занятие по развитию речи мы начинаем с

коллективного проговаривания скороговорок, а занятие по рисованию, лепке – с

кинезиологических

упражнений.

Ритуал

окончания

занятия

содержит

групповое

обсуждение занятия, получение домашнего задания.

Для формирования саморегуляции мы используем рабочие тетради. Именно они помогают

нам научить детей проверять свою работу, сравнивать её с образцом, находить

собственные ошибки, работать по схемам. Обращаем внимание на эстетику выполнения

задания, в каком виде находится тетрадь – это всё судит о его аккуратности, культуре.

Следовательно,

педагогической

поддержкой

развития

способностей

старших

дошкольников к саморегуляции является: культивирование эмоционально насыщенной

атмосферы внимательного, доброжелательного отношения к ребёнку в процессе его

воспитания; овладение педагогами навыками построения игры; создание разнообразной

предметной среды в группе.



В раздел образования