Автор: Князева Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2 имени Героя Советского Союза Н.П. Белоусова Красноармейского района
Населённый пункт: Волгограда
Наименование материала: презентация
Тема: "Методические принципы преподавания основ православной культуры в рамках курса ОРКСЭ"
Раздел: начальное образование
Методические принципы
преподавания основ православной
культуры в рамках курса ОРКСЭ
МОУ гимназия №2
учитель начальных классов
Князева Ольга Васильевна
Не за морями, не за
лесами, а рядом с нами
живёт целый мир – мир
Православия. Но не все о
нём знают. Взрослые,
занятые заботами,
часто не замечают его. А
вот детям увидеть
этот мир не так сложно.
К счастью, в наших
школах введён предмет
Основы православной
культуры. Все желающие
могут изучать этот
предмет. Это и есть вход
в мир Православия.
Задачи программы учебного предмета
«Основы православной культуры»
•
-преподавание школьникам культурологических
знаний, необходимых для формирования у них
целостной картины мира на основе традиционных
для России культурных ценностей;
•
- воспитание школьников как благочестивых
граждан демократического общества,
осознающих абсолютные ценности бытия и
необходимость их осуществления в своем
поведении;
•
- передача современным школьникам знаний в
области религиозной культурной традиции как
средства духовно-нравственного и эстетического
развития личности.
Методические принципы и приемы работы с
младшими школьниками.
•
принцип меры и соответствия выбранной темы
уровню восприятия детьми тех или иных понятий,
образов, исходя из возможностей ребенка в этом
возрасте принять и осознать, прочувствовать то, о
чем говорит учитель. Вряд ли стоит на первом этапе
говорить с детьми о догматических понятиях: Бог,
Троица, сакральный смысл Церкви. Первая встреча с
детьми. Знакомство. Кого как зовут. «А вы знаете,
что каждое имя что-то значит? У каждого из нас есть
небесный покровитель. Посмотрим Святцы,
узнаем, когда у кого день ангела, именины». Это
значимо, доступно, близко и понятно детям.
Принцип - актуализации. Очень важно среди
изобилия тем выбрать ту, которая созвучна
интересам сегодняшних детей. Что заботит их?
Что, в конечном итоге, повысит мотивацию
обучения? Принцип освоения религиозного,
культурно-исторического наследия родного края.
Откуда такие фамилии: Успенский, Вознесенский,
Рождественский, Покровский, Троицкий? И много
других «почему» возникает у наших школьников.
История храма, история родного города, история
чтимых святынь, где религиозная тематика
переплетается с краеведческой. Начать с того, что
находится близко, рядом
Принцип эмоциональности, образности,
неординарности.
Можно предложить детям принести свое чудо-
кто-то камушек с берега моря, ракушку, осенний
кленовый лист и т.д.
Посмотрите вокруг, даже в городе, как все
красиво, премудро устроено. А уж бабочки,
птицы и рыбки - давайте нарисуем. Через
эмоциональное восприятие красоты Божьего
мира - переходим к теме сотворения мира. Как
показывает педагогическая практика,
способность современного ребенка
воспринимать красоту мира искажена и в
педагогическом плане запущена
Об этом явлении «эстетической глухоты» писал
еще В. А. Сухомлинский. «Я привел детей на луг.
Вечерний закат, жуки майские летают. Небо
красками играет. Я говорю детям: «Смотрите, как
красиво!» А они смотрят и не видят красоты».
Поможем детям увидеть красоту! Душа ребенка
способна на нее откликнуться.
Изучение православной культуры тесно связано с
образно-эмоциональным восприятием, умением
видеть изображение, слышать музыку. Чтобы дети
полнее восприняли православную культуру,
учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики
получили яркое, образное представление о теме
урока. В этом помогает музыка, изобразительное
искусство, художественная литература.
Важный принцип: творческого дела ученика,
создание своеобразного символа темы, о которой
шла речь. Необходимо пробуждать творческую
активность детей.
Рисование, лепка, работа с бумагой - учителю
начальной школы возможно продолжить работу над
той или иной темой и на уроках труда-рукоделия,
рисования, окружающего мира. Учитель начальной
школы имеет уникальную возможность
прорабатывать различные темы на различных уроках.
Хорошо, если у детей будут альбомы. Пусть они
хранятся в классе, и учитель раздает их во
время урока по ОПК. Этот альбом в течение
года станет иллюстрированной книгой по
православной культуре. Не рекомендуется
предлагать детям рисовать иконы, образы
святых, Богородицы. Пусть на память о каждой
теме останется рисунок – символ. Птичка в небе
над рекой -как символ Крещения, веточка
зеленая в клюве у голубя - как символ
окончания Потопа, ангел из бумаги как символ
Благовещения. Творческих заданий может быть
много.
Принцип разнообразия видов деятельности на
уроке. Монолог учителя должен составлять не
более 10 минут, причем и во время этого монолога
ученики должны быть озадачены вопросом,
заданием, иначе они будут играть в крестики-
нолики. Чтение, диалог, творческие задания,
рисование под музыку. Использование
современных технических средств(работа с
видеофильмами, слайд-фильмами,
кинофильмами) помогает разнообразить урок.
Наглядность должна быть высоко художественного и
качественного уровня, которая производила бы
эстетическое впечатление и вызывала ответное
чувство сопереживания. Не забудем и про домашнее
задание. Обязателен диалог, совместный поиск,
творческие открытия, радость постижения истины –
вот что отличает наш урок от всех остальных.
Каждый урок по ОПК является комплексным, в
котором есть и опора на предыдущие темы, и
контроль за их усвоением, и презентация нового
материала, и творческие задания, и даже игры.
Желательно, чтобы каждый наш урок-занятие-
встреча был «открытым», был ярким, интересным,
потому что только через заинтересованное участие
детей путешествие в мир православной культуры
будет увлекательным и полезным.
Принцип годового календарного круга.
Годовой календарный круг - исторически сложившаяся
система жизнедеятельности русского народа. Она имеет
свой набор обязательных событий, особую структуру,
свое содержание, что определяло жизнь человека на
протяжении тысячелетий. Вне событий,
предусмотренных календарем, невозможно строить
уроки по ОПК. Единство церковного календаря и
гражданского во многих случаях очевидно. Учитель не
может пройти мимо Праздника 23 февраля - Дня
защитника Отечества, Рождества Христова, Дня Победы,
Дня славянской письменности и культуры, который стал
церковно-государственным праздником.
Принцип обратной связи, условно назовем его
так. Очень важно услышать детей. Внимательно
отнестись к откликам на ту или иную тему.
Младший школьный возраст с его
непосредственностью восприятия, доверия к
учителю позволяет быть искренним и мудрым.
На вопрос учителя, почему многие люди не верят
в Бога, мальчик ответил: «Они просто
невнимательны». Будем прислушиваться к детям
и кое-чему учиться у них.
Организация учебной
деятельности
проводится с опорой на:
•
содержание учебника А.
Кураева «Основы
православной культуры»;
•
имеющиеся на сайте
тематические
презентации;
•
опыт работы учителей –
новаторов;
•
имеющийся у обучающихся
минимальный
культурологический,
этический, исторический и
морально – нравственный
опыт.
Формы работы на уроке:
•
прочитай понятие, запиши в тетрадь и нарисуй рисунок
•
напиши самые тёплые слова о сегодняшней теме
•
отгадай загадку
•
составь по иллюстрации рассказ
•
закончи рассказ
•
подумай и объедини понятия
•
выучи наизусть стихотворение
•
напиши мини-сочинение
•
составь вопросы по изучаемой теме
•
составь кроссворд
•
сочини конец истории
•
подготовь сообщение
ОПК в школе - это не только урок.
Это жизнь интересная,
насыщенная, творческая.
Крещение
Интегрированный урок ОПК и ИЗО
Тема:
«Пасха-светлое Христово воскресение.
Декоративное рисование-роспись пасхального
яйца»
Рассказ учителя ИЗО о способах украшения яиц
За работой
Коллективная работа
Конкурс поделок «Светлая пасхальная радость»
Пасхальные игры
Спасибо за внимание!