Автор: Бреславец Ольга Яковлевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 231"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: "Помощники леса"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад № 231»
Конспект образовательной деятельности в старшей группе
Тема
«Помощники природы»
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие»,
«Художественно - эстетическое развитие».
Авторы разработки
Бреславец Ольга Яковлевна
учитель – логопед
Гаврилина Ольга Владимировна
воспитатель
город Ярославль
май 2021
Цель:
формирование у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и
представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.
Задачи.
Обучающие:
- учить детей разнообразным способам экологически безопасного взаимодействия с
объектами окружающей среды;
- способствовать формированию практических навыков в решении безопасных для детей
экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни;
- продолжать формировать навыки культуры поведения в природе;
- продолжать расширять представления о том, что в природе всё взаимосвязано.
Развивающие:
- развивать зрительное внимание и наблюдательность (при рассматривании символов);
- развивать знаковое мышление (при интерпретации символов);
- развивать словесно — логическое мышление;
- совершенствовать синтаксическую сторону речи;
- совершенствовать диалогическую сторону речи и навыки общения.
Воспитательные
- воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу;
- вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь природе;
- развивать коммуникативные умения при работе в паре, в группе;
- воспитывать чувство коллективизма;
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, ответственности, активности,
инициативности;
- развивать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
Оформление образовательной среды:
ортопедические дорожки;
1 поляна: ковер, муляжи цветов, ветки;
2 поляна : пеньки (столы) (по количеству пар детей) ;
озеро : таз с водой, задрапированный тканью, вокруг которого разбросан мусор;
домик бабушки – театральная декорация;
Техническое оснащение:
Проектор;
экран;
СD - проигрыватель.
Слайды:
слайд 1 — лес
слайд 2 — берег озера
Фонограммы: А. Рыбников «Песня Красной шапочки»; аудиозапись «Пение птиц», «
Журчание воды и музыка» из альбома «Музыка для релаксации»
Демонстрационный материал:
символы - напоминание (А5): «Не рви цветы», «Не ломай ветки», «Не бросай мусор на
берегу», «Убирай за собой мусор», «Не бросай мусор в воду»;
заготовка плаката «Берегите природу».
Раздаточный материал:
одноразовые стаканчики по количеству детей, марлевый фильтр;
наборы для аппликации (клей – карандаш, карандаши, ножницы, заготовки знаков,
тряпочки,)
Герой: Красная Шапочка (взрослый)
Предварительная работа:
- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями;
- знакомство с некоторыми правилами безопасности в лесу (не рвать цветы, не ломать ветки
деревьев, убирать мусор за собой, не мусорить );
- наблюдение за весенними явлениями в природе;
-игровые экологические ситуации по правилам бережного отношения к природе;
- разучивание упражнения «По тропинке мы идем».
Ход образовательной ситуации.
1.
Введение в игровую ситуацию.
Педагог с детьми входят в зал.
-Девочки, какие у вас любимые сказки? ( «Белоснежка и семь гномов»), ( «Дюймовочка» ),
( «Золушка»), ( «Снегурочка»)
- Мальчики, а вы знаете сказки? (Да, знаем.)
- Назовите сказки, которые вам нравятся. ( « Конек-горбунок»), ( «Кот в сапогах»),
(«Мальчик – с – пальчик»), ( «Снежная королева»).
-У меня тоже есть любимая сказка о маленькой девочке, которая пошла в гости к бабушке.
(Мы знаем – это сказка о Красной Шапочке.)
Входит Красная шапочка под музыку
- Здравствуйте, ребята! ( Здравствуй, Красная Шапочка.)
- Красная Шапочка, присаживайся с нами. Расскажи, отчего ты такая грустная, что
случилось?
КШ - Мне надо проведать бабушку, а дорога лежит через лес, там много опасностей и
мне так страшно идти одной по такому лесу.
- Ребята, вы хотите помочь Красной Шапочке? (Да, хотим)
-Чем вы сможете ей помочь? ( Можно ее проводит), (Защитить), (Провести ее через лес )
-Вы готовы отправиться в лес? (Да)
- Почему вы так решили? (Потому что мы хотим ей помочь.), (Потому что мы смелые,
бесстрашные, дружные.), (Мы не боимся идти через дремучий лес.), (Мы знаем как вести
себя в лесу)
2.
Актуализация в игровой ситуации.
1.
- Мальчики и девочки вставайте друг за другом, отправляемся в путь.
По ортопедическим дорожкам дети подходят к зоне «Лес»
Речь с движением. « По тропинке мы идем»
По тропинке мы идем
Идут спокойным шагом
Мы взбираемся на холм
Идут спокойным шагом
Ноги выше поднимаем,
Через ветки мы шагаем.
На цветы не наступаем
Идут с высоким подниманием колена
Вдруг
Руки вверх
поднялся сильный ветер
Прямые руки влево- вправо
Он деревья крутит, вертит.
Круговые движения туловищем, руки на поясе
И среди ветвей шумит.
Руки вверх. движения руками вправо-влево.
ШШШШШ
Руки вниз - вверх .Вдох – выдох( 2 раза)
Руки вверх,
Движение кистями вниз на каждое слово
Вот опять зовет дорожка,
Побежим еще немножко.
Бег на носочках
Занавес открывается
СЛАЙД 1. «Лес»
- Вот мы и пришли в весенний лес. Какая красота!
Дети стоят перед лесной полянкой.
2.
Игра : «Лесная полянка»
Цель: Закрепить имеющиеся знания о правилах поведения в лесу.
КШ - Ой, сколько цветов! Сейчас сорву огромный букет для бабушки!
КШ бежит на полянку.
-Красная Шапочка, остановись! Дети, что КШ сделала неправильно? (Она хотела нарвать
цветов) (Нельзя срывать цветы), (Надо беречь растения и не рвать их просто так.)
Ребенок: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
- Рвать цветы, ломать ветки в лесу – значит уничтожать природу!
- Красная Шапочка, наши ребята знают правила поведения в лесу. Послушай их и
запомни.
Педагог достает из сумки символы знаков.
- Маша, напомни правило. ( «Не рви в л цветы», «Не ломай ветки».)
- Настя, найди символ, установи его на полянке.
Ребенок находит и устанавливает символ на поляне.
- Еще раз назови это правило.
- Витя, найди символ, установи его на полянке.
Ребенок находит и устанавливает символ на поляне.
- Еще раз назови это правило.
КШ – Спасибо, теперь кто пойдёт по нашему лесу, обязательно будет выполнять это
правило.
Отправляемся дальше в лес.
3.
Затруднение в игровой ситуации
СЛАЙД 2. ОЗЕРО
КШ - Вот мы и пришли на берег озера. Так хочется погулять по берегу, полюбоваться
природой!
-Как вы считаете, моно ли гулять по такому берегу?
- Почему? (Везде мусор), (Очень грязно.)
- Ребята, как вы думаете, откуда появился весь этот мусор? (Это оставили люди.), (Это
все набросали люди)
- Как вы думаете, кому еще кроме человека вредит этот мусор? (Животным, они могут
пораниться или отравиться.), (Самой природе, лесу.)
- Мусор, оставленный людьми в лесу, на берегу озер, прудов, рек будет разлагаться очень
много лет. Если люди не научатся убирать за собой - леса, берега превратятся в мусорную
свалку.
КШ - Как вы думаете, что же мы можем сделать, чтобы берег стал чистым? (Мы можем
убрать мусор), (После себя надо собирать мусор)
- Совершенно верно. Вспомним правила : «Не разбрасывай мусор в лесу» , «Уходя, забери
мусор с собой.»
- Артем, поставь символ, назови еще раз что это обозначает.
- Лена, поставь символ, назови еще раз что это обозначает.
- Я предлагаю помочь природе и убрать весь мусор. Во всем мире мусор сортируют
в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Как вы думаете почему? (Его
легче перерабатывать),(Можно сделать из мусора другие нужные вещи)
- Сортируя мусор, мы намного облегчаем его переработку.
Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка.
Игра «Сортируем мусор»
Дети раскладывают мусор в три корзины.
- Молодцы, ребята!
Если дружно потрудиться
Все вокруг преобразится!
Посмотрите какая красота! Каким чистым стал берег!
КШ - Ребята, теперь можно искупаться в озере!
Дети подходят к озеру.
КШ -Ребята, я не хочу купаться в такой воде! Что с ней не так? (Она грязная), (В ней
плавает мусор)
КШ - Вы бы стали купаться в таком озере? (Нет)
КШ – Что же нам надо сделать, чтобы можно было купаться? (Надо почистить воду) (Надо
убрать из воды мусор)
КШ - Давайте возьмем сачки и почистим водоем. Сачки возьмут мальчики, а девочки
будут держать пакеты для мусора.
Дети убирают мусор из воды.
- Как вы считаете, можно ли купаться теперь в озере?
(Да, потому что мы почистили воду.) ( Нет, потому что вода грязная.) ( Не знаю, какая
здесь вода, поэтому не знаю, можно ли плавать в ней.)
4. Открытие нового знания.
-Что же нам надо сделать, чтобы узнать — чистая ли вода в озере? (Понюхать.),
(Посмотреть), (Налить в посуду и посмотреть на ее цвет), (Повести эксперимент с
водой)
- Вы предлагаете провести эксперимент с водой? (Да)
- Мальчики, пригласите девочку, будем работать парами.
Мальчики приглашают себе в пару девочку.
- Мальчики, чем вы будете набирать воду? ( Стаканчиками), (Ладошками.), (Листиками).
- Сейчас нам пригодятся стаканчики.
Педагог достает стаканчики и раздает их детям.
- Марлевая салфетка будет фильтром для воды.
Педагог достает марлевые салфетки и раздает их девочкам.
- Девочки, накройте свой стаканчик марлевой салфеткой, и ждите мальчиков около
пенечков.
- Мальчики, наберите немного воды из озера и перелейте в стаканчик к девочке.
Дети выполняют, педагог и КШ помогают.
- Присаживайтесь около пеньков.
Дети садятся на ковер.
- Внимательно наблюдайте - что же будет.
- Что вы заметили на фильтре? ( На фильтре осталось немного песка .), (На салфетке
грязь.), (Палочки, травинки.)
- Как вы считаете, можно ли теперь купаться в озере? (Нет.)(Да)
- Конечно, купаться , ребята , в такой воде можно. И водные обитатели тоже могут жить в
такой воде.
- Пить такую воду можно? ( Нельзя, потому что в озере вода грязная)(Пить из водоемов
нельзя, потому что в ней микробы.)
- Почему нельзя пить? ( Потому что в ней микробы.), (Осталась грязь)
- Правильно, хоть мы профильтровали воду, но в ней осталась невидимая грязь – микробы.
Давайте посмотрим на воду, какая она? (Мутная)
- Значит, какой можно сделать вывод про воду? (Купаться можно в такой воде), (В такой
воде могут жить рыбы) ( Эта вода не подходит для питья.)
- Чтобы в озере можно было всегда купаться и в нем бы жила рыба, какое правило надо
соблюдать? (Нельзя бросать мусор в воду).
- Молодцы, вы сами открыли еще одно правило сохранения природы! Вот символ этого
правила. Оставим его на берегу.
КШ - Спасибо, мальчики и девочки, я узнала еще одно правило, как не навредить
природе!
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дети подходят к дому.
КШ - Спасибо, ребята, что проводили меня, научили как надо заботиться о природе. Как
бы мне не забыть правила?!
Игра 1 « Изготовление символов »
Цель: закрепление нового знания знаково.
- Чтобы КШ и другие путешественники запомнили надолго, как обезопасить себя в лесу и
не навредить природе, давайте изготовим плакат «Берегите природу».
- Подходите к столам, начинайте работу.
Подходят к столам. Изготовляют символы.
1.
«Не рви цветы»
2.
«Не ломай ветки»
3.
«Не бросай мусор на берегу»
4.
«Убирай за собой мусор»
5.
«Не бросай мусор в воду»
Каждый ребенок по очереди подходит к плакату « Берегите природу», прикрепляет символ
и объясняет.
- Я прикрепил символ правила (Дети прикрепляют символ, называют и объясняют его.)
КШ - Спасибо! Теперь я надолго запомню, как можно сберечь природу.
- Нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. До свидания, Красная Шапочка!
КШ – До свидания, мальчики и девочки!
- Вставайте в колонну по одному. Отправляемся назад в детский сад.
Под речь с движением «По тропинке мы идем » дети переходят по ортопедическим
дорожкам из зоны «Лес» в зону «Детский сад»
6. И т о г .
-Ребята, где мы сегодня были? ( Мы были в лесу)
- Для чего вы отправились в лес? (Помочь Красной Шапочке дойти до бабушки.), (Мы
провожали Красную Шапочку.)
- Вы смогли проводить её до домика бабушки? (Да.)
- Что было интересного в пути? ( Поляна с цветами.), (Как переливали воду.)
- Что было трудного? (Проводить эксперимент.), (Вспомнить правила).
- Какие правила мы выполняли , путешествуя по лесу?
«Не рви цветы», «Не ломай ветки», «Не бросай мусор на берегу», «Убирай за собой мусор»,
«Не бросай мусор в воду»
- С кем вы можете поделиться этими знаниями? ( С родителями), (С братьями и
сестрами), (С друзьями), (С малышами).
- Сегодня вы помогли не только Красной Шапочке, но и природе. Очистили берег и озеро.
Вы были дружные, и у вас все получилось. Девочки были очень внимательными, а
мальчики были сообразительными. Мне приятно, что вы любите узнавать новое, умеете
дружить, приходите на помощь тому, кто этого ждет. Спасибо!