Напоминание

"Помощники леса"


Автор: Бреславец Ольга Яковлевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 231"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: "Помощники леса"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «Детский сад № 231»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

Тема

«Помощники природы»

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Социально – коммуникативное развитие»,

«Художественно - эстетическое развитие».

Авторы разработки

Бреславец Ольга Яковлевна

учитель – логопед

Гаврилина Ольга Владимировна

воспитатель

город Ярославль

май 2021

Цель:

формирование у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и

представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.

Задачи.

Обучающие:

- учить детей разнообразным способам экологически безопасного взаимодействия с

объектами окружающей среды;

- способствовать формированию практических навыков в решении безопасных для детей

экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни;

- продолжать формировать навыки культуры поведения в природе;

- продолжать расширять представления о том, что в природе всё взаимосвязано.

Развивающие:

- развивать зрительное внимание и наблюдательность (при рассматривании символов);

- развивать знаковое мышление (при интерпретации символов);

- развивать словесно — логическое мышление;

- совершенствовать синтаксическую сторону речи;

- совершенствовать диалогическую сторону речи и навыки общения.

Воспитательные

- воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу;

- вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь природе;

- развивать коммуникативные умения при работе в паре, в группе;

- воспитывать чувство коллективизма;

- воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, ответственности, активности,

инициативности;

- развивать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

Оформление образовательной среды:

ортопедические дорожки;

1 поляна: ковер, муляжи цветов, ветки;

2 поляна : пеньки (столы) (по количеству пар детей) ;

озеро : таз с водой, задрапированный тканью, вокруг которого разбросан мусор;

домик бабушки – театральная декорация;

Техническое оснащение:

Проектор;

экран;

СD - проигрыватель.

Слайды:

слайд 1 — лес

слайд 2 — берег озера

Фонограммы: А. Рыбников «Песня Красной шапочки»; аудиозапись «Пение птиц», «

Журчание воды и музыка» из альбома «Музыка для релаксации»

Демонстрационный материал:

символы - напоминание (А5): «Не рви цветы», «Не ломай ветки», «Не бросай мусор на

берегу», «Убирай за собой мусор», «Не бросай мусор в воду»;

заготовка плаката «Берегите природу».

Раздаточный материал:

одноразовые стаканчики по количеству детей, марлевый фильтр;

наборы для аппликации (клей – карандаш, карандаши, ножницы, заготовки знаков,

тряпочки,)

Герой: Красная Шапочка (взрослый)

Предварительная работа:

- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями;

- знакомство с некоторыми правилами безопасности в лесу (не рвать цветы, не ломать ветки

деревьев, убирать мусор за собой, не мусорить );

- наблюдение за весенними явлениями в природе;

-игровые экологические ситуации по правилам бережного отношения к природе;

- разучивание упражнения «По тропинке мы идем».

Ход образовательной ситуации.

1.

Введение в игровую ситуацию.

Педагог с детьми входят в зал.

-Девочки, какие у вас любимые сказки? ( «Белоснежка и семь гномов»), ( «Дюймовочка» ),

( «Золушка»), ( «Снегурочка»)

- Мальчики, а вы знаете сказки? (Да, знаем.)

- Назовите сказки, которые вам нравятся. ( « Конек-горбунок»), ( «Кот в сапогах»),

(«Мальчик – с – пальчик»), ( «Снежная королева»).

-У меня тоже есть любимая сказка о маленькой девочке, которая пошла в гости к бабушке.

(Мы знаем – это сказка о Красной Шапочке.)

Входит Красная шапочка под музыку

- Здравствуйте, ребята! ( Здравствуй, Красная Шапочка.)

- Красная Шапочка, присаживайся с нами. Расскажи, отчего ты такая грустная, что

случилось?

КШ - Мне надо проведать бабушку, а дорога лежит через лес, там много опасностей и

мне так страшно идти одной по такому лесу.

- Ребята, вы хотите помочь Красной Шапочке? (Да, хотим)

-Чем вы сможете ей помочь? ( Можно ее проводит), (Защитить), (Провести ее через лес )

-Вы готовы отправиться в лес? (Да)

- Почему вы так решили? (Потому что мы хотим ей помочь.), (Потому что мы смелые,

бесстрашные, дружные.), (Мы не боимся идти через дремучий лес.), (Мы знаем как вести

себя в лесу)

2.

Актуализация в игровой ситуации.

1.

- Мальчики и девочки вставайте друг за другом, отправляемся в путь.

По ортопедическим дорожкам дети подходят к зоне «Лес»

Речь с движением. « По тропинке мы идем»

По тропинке мы идем

Идут спокойным шагом

Мы взбираемся на холм

Идут спокойным шагом

Ноги выше поднимаем,

Через ветки мы шагаем.

На цветы не наступаем

Идут с высоким подниманием колена

Вдруг

Руки вверх

поднялся сильный ветер

Прямые руки влево- вправо

Он деревья крутит, вертит.

Круговые движения туловищем, руки на поясе

И среди ветвей шумит.

Руки вверх. движения руками вправо-влево.

ШШШШШ

Руки вниз - вверх .Вдох – выдох( 2 раза)

Руки вверх,

Движение кистями вниз на каждое слово

Вот опять зовет дорожка,

Побежим еще немножко.

Бег на носочках

Занавес открывается

СЛАЙД 1. «Лес»

- Вот мы и пришли в весенний лес. Какая красота!

Дети стоят перед лесной полянкой.

2.

Игра : «Лесная полянка»

Цель: Закрепить имеющиеся знания о правилах поведения в лесу.

КШ - Ой, сколько цветов! Сейчас сорву огромный букет для бабушки!

КШ бежит на полянку.

-Красная Шапочка, остановись! Дети, что КШ сделала неправильно? (Она хотела нарвать

цветов) (Нельзя срывать цветы), (Надо беречь растения и не рвать их просто так.)

Ребенок: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

- Рвать цветы, ломать ветки в лесу – значит уничтожать природу!

- Красная Шапочка, наши ребята знают правила поведения в лесу. Послушай их и

запомни.

Педагог достает из сумки символы знаков.

- Маша, напомни правило. ( «Не рви в л цветы», «Не ломай ветки».)

- Настя, найди символ, установи его на полянке.

Ребенок находит и устанавливает символ на поляне.

- Еще раз назови это правило.

- Витя, найди символ, установи его на полянке.

Ребенок находит и устанавливает символ на поляне.

- Еще раз назови это правило.

КШ – Спасибо, теперь кто пойдёт по нашему лесу, обязательно будет выполнять это

правило.

Отправляемся дальше в лес.

3.

Затруднение в игровой ситуации

СЛАЙД 2. ОЗЕРО

КШ - Вот мы и пришли на берег озера. Так хочется погулять по берегу, полюбоваться

природой!

-Как вы считаете, моно ли гулять по такому берегу?

- Почему? (Везде мусор), (Очень грязно.)

- Ребята, как вы думаете, откуда появился весь этот мусор? (Это оставили люди.), (Это

все набросали люди)

- Как вы думаете, кому еще кроме человека вредит этот мусор? (Животным, они могут

пораниться или отравиться.), (Самой природе, лесу.)

- Мусор, оставленный людьми в лесу, на берегу озер, прудов, рек будет разлагаться очень

много лет. Если люди не научатся убирать за собой - леса, берега превратятся в мусорную

свалку.

КШ - Как вы думаете, что же мы можем сделать, чтобы берег стал чистым? (Мы можем

убрать мусор), (После себя надо собирать мусор)

- Совершенно верно. Вспомним правила : «Не разбрасывай мусор в лесу» , «Уходя, забери

мусор с собой.»

- Артем, поставь символ, назови еще раз что это обозначает.

- Лена, поставь символ, назови еще раз что это обозначает.

- Я предлагаю помочь природе и убрать весь мусор. Во всем мире мусор сортируют

в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Как вы думаете почему? (Его

легче перерабатывать),(Можно сделать из мусора другие нужные вещи)

- Сортируя мусор, мы намного облегчаем его переработку.

Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка.

Игра «Сортируем мусор»

Дети раскладывают мусор в три корзины.

- Молодцы, ребята!

Если дружно потрудиться

Все вокруг преобразится!

Посмотрите какая красота! Каким чистым стал берег!

КШ - Ребята, теперь можно искупаться в озере!

Дети подходят к озеру.

КШ -Ребята, я не хочу купаться в такой воде! Что с ней не так? (Она грязная), (В ней

плавает мусор)

КШ - Вы бы стали купаться в таком озере? (Нет)

КШ – Что же нам надо сделать, чтобы можно было купаться? (Надо почистить воду) (Надо

убрать из воды мусор)

КШ - Давайте возьмем сачки и почистим водоем. Сачки возьмут мальчики, а девочки

будут держать пакеты для мусора.

Дети убирают мусор из воды.

- Как вы считаете, можно ли купаться теперь в озере?

(Да, потому что мы почистили воду.) ( Нет, потому что вода грязная.) ( Не знаю, какая

здесь вода, поэтому не знаю, можно ли плавать в ней.)

4. Открытие нового знания.

-Что же нам надо сделать, чтобы узнать — чистая ли вода в озере? (Понюхать.),

(Посмотреть), (Налить в посуду и посмотреть на ее цвет), (Повести эксперимент с

водой)

- Вы предлагаете провести эксперимент с водой? (Да)

- Мальчики, пригласите девочку, будем работать парами.

Мальчики приглашают себе в пару девочку.

- Мальчики, чем вы будете набирать воду? ( Стаканчиками), (Ладошками.), (Листиками).

- Сейчас нам пригодятся стаканчики.

Педагог достает стаканчики и раздает их детям.

- Марлевая салфетка будет фильтром для воды.

Педагог достает марлевые салфетки и раздает их девочкам.

- Девочки, накройте свой стаканчик марлевой салфеткой, и ждите мальчиков около

пенечков.

- Мальчики, наберите немного воды из озера и перелейте в стаканчик к девочке.

Дети выполняют, педагог и КШ помогают.

- Присаживайтесь около пеньков.

Дети садятся на ковер.

- Внимательно наблюдайте - что же будет.

- Что вы заметили на фильтре? ( На фильтре осталось немного песка .), (На салфетке

грязь.), (Палочки, травинки.)

- Как вы считаете, можно ли теперь купаться в озере? (Нет.)(Да)

- Конечно, купаться , ребята , в такой воде можно. И водные обитатели тоже могут жить в

такой воде.

- Пить такую воду можно? ( Нельзя, потому что в озере вода грязная)(Пить из водоемов

нельзя, потому что в ней микробы.)

- Почему нельзя пить? ( Потому что в ней микробы.), (Осталась грязь)

- Правильно, хоть мы профильтровали воду, но в ней осталась невидимая грязь – микробы.

Давайте посмотрим на воду, какая она? (Мутная)

- Значит, какой можно сделать вывод про воду? (Купаться можно в такой воде), (В такой

воде могут жить рыбы) ( Эта вода не подходит для питья.)

- Чтобы в озере можно было всегда купаться и в нем бы жила рыба, какое правило надо

соблюдать? (Нельзя бросать мусор в воду).

- Молодцы, вы сами открыли еще одно правило сохранения природы! Вот символ этого

правила. Оставим его на берегу.

КШ - Спасибо, мальчики и девочки, я узнала еще одно правило, как не навредить

природе!

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дети подходят к дому.

КШ - Спасибо, ребята, что проводили меня, научили как надо заботиться о природе. Как

бы мне не забыть правила?!

Игра 1 « Изготовление символов »

Цель: закрепление нового знания знаково.

- Чтобы КШ и другие путешественники запомнили надолго, как обезопасить себя в лесу и

не навредить природе, давайте изготовим плакат «Берегите природу».

- Подходите к столам, начинайте работу.

Подходят к столам. Изготовляют символы.

1.

«Не рви цветы»

2.

«Не ломай ветки»

3.

«Не бросай мусор на берегу»

4.

«Убирай за собой мусор»

5.

«Не бросай мусор в воду»

Каждый ребенок по очереди подходит к плакату « Берегите природу», прикрепляет символ

и объясняет.

- Я прикрепил символ правила (Дети прикрепляют символ, называют и объясняют его.)

КШ - Спасибо! Теперь я надолго запомню, как можно сберечь природу.

- Нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. До свидания, Красная Шапочка!

КШ – До свидания, мальчики и девочки!

- Вставайте в колонну по одному. Отправляемся назад в детский сад.

Под речь с движением «По тропинке мы идем » дети переходят по ортопедическим

дорожкам из зоны «Лес» в зону «Детский сад»

6. И т о г .

-Ребята, где мы сегодня были? ( Мы были в лесу)

- Для чего вы отправились в лес? (Помочь Красной Шапочке дойти до бабушки.), (Мы

провожали Красную Шапочку.)

- Вы смогли проводить её до домика бабушки? (Да.)

- Что было интересного в пути? ( Поляна с цветами.), (Как переливали воду.)

- Что было трудного? (Проводить эксперимент.), (Вспомнить правила).

- Какие правила мы выполняли , путешествуя по лесу?

«Не рви цветы», «Не ломай ветки», «Не бросай мусор на берегу», «Убирай за собой мусор»,

«Не бросай мусор в воду»

- С кем вы можете поделиться этими знаниями? ( С родителями), (С братьями и

сестрами), (С друзьями), (С малышами).

- Сегодня вы помогли не только Красной Шапочке, но и природе. Очистили берег и озеро.

Вы были дружные, и у вас все получилось. Девочки были очень внимательными, а

мальчики были сообразительными. Мне приятно, что вы любите узнавать новое, умеете

дружить, приходите на помощь тому, кто этого ждет. Спасибо!



В раздел образования