Автор: Светлана Васильевна Ночуйкина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 44 г. Иваново
Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Деление на двухзначное и трехзначное число
Раздел: начальное образование
Ночуйкина С.В.
МБОУ гимназия № 44
Учитель начальных классов
Математика 3 класс.
Образовательная программа «Перспектива».
Учебник «Математика» 4 класс, авторы Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука.
Тема урока: «Деление на двухзначное и трехзначное число».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель урока: формирование навыка деления многозначного числа на двухзначное и трехзначное
число.
Задачи:
Обучающие задачи:
-формировать навыки деления многозначного числа на двухзначное и трехзначное число.
Развивающие задачи:
-способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных
умений и навыков, мыслительных операций, различных видов памяти; развивать наблюдательность
и умение делать выводы по результатам наблюдений.
Воспитательные задачи:
-продолжить воспитание положительных личностных качеств (доброжелательности, трудолюбия,
ответственного отношения к учебному труду) и речевой культуры обучающихся, формировать
навыки саморегуляции поведения, умения работать в коллективе, развивать коммуникативные
навыки.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
умение слушать
и вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать
в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать понятные
высказывания в рамках учебного диалога;
умение работать в малой группе: учитывать позиции других, обосновывать собственную
позицию, координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
Познавательные УУД:
умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
умение работать с информацией, строить цепочку логических рассуждений, применять
теоретические знания для решения практических задач разного уровня сложности, наблюдать,
формулировать выводы.
Регулятивные УУД:
умение принимать и удерживать задание учителя, планировать собственную деятельность в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её
осуществления;
умение осуществлять самопроверку, участвовать в рефлексии собственной деятельности.
Личностные УУД:
способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
проявлять желание и умение преодолевать трудности на уроке, проявлять в работе усердие.
План урока:
1.Организационный этап (1 мин)
2. Ориентировочный этап (5 мин)
3.Целеполагающий этап (5 мин)
4. Операционно-исполнительный этап (23 мин)
5. Рефлексно-оценочный этап (2 мин)
Конспект урока
слайд
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I. Организационный этап.
№2
- Прежде, чем мы начнем урок, я хочу, чтобы вы
улыбнулись. Улыбнитесь друг другу. Подарите
улыбку мне. Тихо садитесь.
- Проверьте свою посадку.
- Сегодня девиз нашего урока: «С хорошим
настроением принимайся за работу!».
Настрой на урок.
II. Ориентировочный этап.
№3
- Сегодня к нам на урок пришел математический
знак. А какой узнаете, выполнив задание. Поможет
нам в этом солнышко, которые вы видите на
экране.
239 254 108
Н –
Е -
И -
Е -
8 390
Л -
Д -
Е -
167 499
- Вычислите из числа 500 данные числа по
очереди. (на экране около каждой буквы
появляются результаты)
- Расположите полученные разности в порядке
убывания.
- Соберите слово.
- Верно, к нам пришел знак – деления. А хотите
узнать, зачем он пришел?
- Для этого выполним сначала разминку.
- 246,392,110,1,333,492,261
- 492,392,333,261,246,110,1
- Деление.
- Вспомните, что такое деление?
- Назовите компоненты деления.
- Какой компонент является самым большим?
- Как найти делимое?
- Как найти делитель?
- Как найти частное?
- Действие обратное
умножению.
- Делимое, делитель, частное.
- Делимое.
- Надо частное умножить на
делитель.
- Надо делимое разделить на
частное.
- Надо делимое разделить на
делитель.
№4
? м ? м
? м
? м
- Что видите на доске?
- Что их объединяет?
- Как узнать площадь?
- Чему же могут быть равны стороны фигур?
- Четырехугольники.
- Все углы прямые, известна
площадь.
- Ширину нужно умножить на
длину.
500 -
27 м
2
36 м
2
- Какой способ использовали?
- Подбора.
Ш. Целеполагающий этап.
На
доске
- Не будем обижать нашего гостя -знака,
поработаем теперь с выражениями на деление.
488:61= 1070:214= 7552:236=
- Понаблюдайте за выражениями. Что их
объединяет?
- Какое выражение можно назвать «лишним»?
Докажите.
- Подумайте, а какое еще выражение можно
назвать лишним? Подсказка: посчитайте
количество цифр в частном.
- Скажите, а мы умеем делить на двузначное и
трехзначное число, если в частном не однозначное
число?
- На деление.
- 488:61, деление на
двухзначное число.
- 7552:236
- Нет.
№5
-Кто уже догадался и сформулирует тему нашего
урока?
- Тема нашего урока
«Деление на двухзначное и
трехзначное число с
многозначным частным»
№5
- Отталкиваясь от темы урока и наших
рассуждений, сформулируйте задачи нашего урока,
опираясь на опорные слова:
Научиться:
1)делить…
2)проверять…
3)использовать…
- Научиться делить
многозначное число на
двухзначное и трехзначное,
проверять действие деление и
использовать эти знания в
жизни.
IV. Операционно-исполнительный этап.
1. «Открытие» детьми нового знания.
- Скажите, как будете вычислять выражения с
однозначным частным?
- Вычислите первые два выражения
самостоятельно.
- Проверка. (*)
- Подбором.
Физкультминутка.
- Присядьте столько раз, сколько получилось в первом выражение.
- Прохлопайте столько раз, сколько получилось во втором выражение.
№6
- Молодцы! С этой задачей справились.
- Что теперь нам предстоит сделать?
- Каким способом вы предполагаете выполнить это
действие. Что нужно знать при выполнении любого
действия?
- Каким способом вы предлагаете строить новый
алгоритм?
- Давайте вспомним алгоритм.
1. Найти первое неполное делимое.
2. Определить число цифр в частном.
3. Найти цифры в каждом разряде частного.
4. Найти остаток (если есть).
- Научиться делить
многозначное число на
двухзначное и трехзначное.
- Алгоритм выполнения
действия.
- Аналогично с алгоритмом
деления на однозначное
число.
- Молодцы.
- Давайте сравним наши выводы с алгоритмом на
стр.37. Прочитайте его про себя.
- Правильно ли мы рассуждали?
Дети читают правило на
стр.37.
- Да.
2. Первичное закрепление.
- Давайте применим полученные знания, вычислите
выражение 7552:236 в группах. (индивидуальные
доски.
- Проверка (*)
Физкультминутка для глаз.
(по офтальмотренажеру или по зрительно-двигательным траектория: «Лодочка», «Радуга»,
«Яркое солнышко»).
- Выполним № 1 стр. 38.
2 столбик – коллективно.
3 столбик – в паре.
1 столбик – самостоятельно.
Сильные ученики
комментируют и записывают
на доске, а остальные
учащиеся в тетрадях.
Одна пара работает у доски.
В
классе
разве-
шены
карточ
ки с
числами
-
ответа
ми
- Кто выполнит работу, тихонько встанет.
-Рассмотрите глазками числа, находящиеся в
нашем классе. Укажите на ту карточку, на котором
у вас получилась ответ в 1 выражении.
- Во втором.
- Проверка (*)
Игра «Флюгер». Дети
указывают на
соответствующее число.
3. Повторение.
- Без математики не может обойтись ни одна наука.
Это самая главная наука, без нее не может
обойтись медицина, машиностроение... Давайте
проведем математические расчеты. Для этого
выполним блицтурнир № 3 стр. 38.
Дети комментируют, учитель
записывает на доске,
учащиеся в тетрадях.
4.Обучающая самостоятельная работа.
Уровень А.
№ 1, 4 столбик стр. 38.
Уровень В.
№ 2 стр. 38
Уровень С.
№ 2 стр. 41.
-Проверка с комментированием.(*)
Уровень А проверяет учитель.
Уровень В один ребенок
выполняет на
индивидуальной доске, затем
проверка.
Уровень С читают названия
птиц.
V. Рефлексно-оценочный этап.
- Чему учились на уроке?
- Каким способом получили новый алгоритм?
- Делить на двухзначное и
трехзначное число.
- По аналогии с алгоритмом
деления на однозначное
№6
- Вспомните алгоритм.
- Поставьте себе звездочку, кто считает, что он
старался и написал работу аккуратно. (*)
-У кого 5 звездочек вы молодцы, потрудились
отлично. Я надеюсь, что на следующих уроках вы
будете моими помощниками и окажете помощь
одноклассникам по данной теме. У кого – 4
звездочки – посмотрите, в чем у вас был
недостаток и постарайтесь на следующих уроках
его исправить.
-У кого 3 звездочки-не расстраивайтесь, это всего
лишь первый урок по теме. Если вы будете
внимательны и активны у вас тоже все получится.
число.
Домашнее задание.
С.37 правило №4, карточка с задачей.
-Есть вопросы по домашнему заданию?
-Урок окончен.