Напоминание

Игры и упражнения для развития речи детей


Автор: Верещагина Олеся Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 15
Населённый пункт: г.Белово Кемеровская обл.
Наименование материала: методические рекомендации для родителей
Тема: Игры и упражнения для развития речи детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Играя упражняйте речь ребенка по дороге в детский

сад.

В старшем дошкольном возрасте дети, имеющие недостатки речи, болезненно

ощущают

их,

становятся

застенчивыми,

замкнутыми,

а

некоторые

и

раздражительными.

Основной проводник в мире речевого общения и мышления для ребенка только

взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского

общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение

к окружающим, познавательные способности и представлении о себе во многом

зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним

разговаривают.

Общение

взрослого

с

ребенком

значительно

обогащает,

оживляет

и

повышает

уровень

общения

дошкольника.

Наибольшей

эффективности оно достигнет, если будет проходить в игровой форме.

«Я заметил»

«Давай проверим кто из нас самый внимательный. Будем называть

предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем,

какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она

пушистая.» Ребенок и взрослый могут называть увиденные предметы по

очереди.

«Доскажи словечко»

Взрослый начинает фразу а ребенок заканчивает ее. Например:

-Ворона

каркает,

а

вробей

…(чирикает).Сова

летает,а

заяц…

(бегает,прыгает). У коровы Теленок ,а у лошади…(жеребенок)и т.п.;

-Пешеходы на красный свет стоят, а на зеленый…

-Мокрое белье развешивают , а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребенок отгадывает, к какому животному

они подходят:

- Прыгает, грызет, прячется? (заяц)

- Бодается , мычит, пасется? (корова)

- Крадется, царапается, мяукает?

- Шипит, извиваетя, ползает?

говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Исправь ошибку»

Взрослый говорит предложения, а ребенок исправляет и говорит

правильно.

- Конура залезла в собаку. (Собака залезла в конуру.)

- Лужа перепрыгнула через меня. …

- Стул залез под катенка. …

- На лягушку прыгнула трава. …

- Кустик спрятался за ежика. …

« Какой? Какая? Какое?»

Взрослый говорит из чего сделан предмет, и задает ребенку вопрос, а

ребенок

должен

ответить

правильно

употребив

окончание

прилагательного

- Шляпка из соломы, какая? (Соломенная)

- Компот из сливы, какой? (Сливовый)

- Каша из гороха, какая? (Гороховая)

- Пальто из шерсти, какое? (Шерстяное)

« Назови одним словом»

Взрослый перечисляет

слова ,а ребенок подбирает обобщающее

слово:

- Стрекоза, муравей, кузнечик.( насекомые)

- Ласточка, воробей, ворона.(птицы)

- Кастрюля, нож, дуршлаг (посуда)

Незабывайте объяснять незнакомые слова ребенку.

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребенок

перечисляет слова, а вы подбираете обобщающее слово.

«Наоборот»

Взрослый говорит слово, а ребенок подбирает противоположное по

значению слово:

- Белый…(черный)

- Далеко..( близко)

- Сухой…(мокрый)

- Веселый…(грустный) и т.д.

«Слова –товарищи»

Взрослый называет слово и предлагает ребенку подобрать близкое по

значению слова:

-Холодный…(ледяной, морозный)

-умный … (мудрый, толковый, сообразительный)

-Врачь …(доктор, лекарь)

-Лентяй … (бездельник, лодырь)

-грустный …(унылый, печальный)

Эти слова помогают лучше описать предмет, вещь. Они звучат по

разному ,но обозначают одно и то же.

«Великан и гномик»

Взрослый предлагает ребенку быть «Великаном»,а сам он будет

маленьким «гномиком» и называет слова :

- У меня ручка, а у тебя… (ручище)

- У меня домик, а у тебя… (домище)

- у меня нога, а у тебя … (Ножище)

- у меня головка, а у тебя …(головища)

- у меня глазик, а у тебя… (глазище)и т.д.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что на свете есть «упрямые» слова, которые

никогда не изменяются (кофе, пальто, какао,кино,метро). « Я надеваю

пальто. На вешалке весит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в

пальто. и т.д.» Задавайте ребенку вопросы и следите,чтоб он не

изменял слова в предложениях.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых

неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг

связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его

понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, очень важно научить

ребенка говорить правильно. Тогда свободнее он будет чувствовать

себя в коллективе.



В раздел образования