Автор: Верещагина Олеся Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 15
Населённый пункт: г.Белово Кемеровская обл.
Наименование материала: методические рекомендации для родителей
Тема: Игры и упражнения для развития речи детей
Раздел: дошкольное образование
Играя упражняйте речь ребенка по дороге в детский
сад.
В старшем дошкольном возрасте дети, имеющие недостатки речи, болезненно
ощущают
их,
становятся
застенчивыми,
замкнутыми,
а
некоторые
и
раздражительными.
Основной проводник в мире речевого общения и мышления для ребенка только
взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского
общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение
к окружающим, познавательные способности и представлении о себе во многом
зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним
разговаривают.
Общение
взрослого
с
ребенком
значительно
обогащает,
оживляет
и
повышает
уровень
общения
дошкольника.
Наибольшей
эффективности оно достигнет, если будет проходить в игровой форме.
«Я заметил»
«Давай проверим кто из нас самый внимательный. Будем называть
предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем,
какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она
пушистая.» Ребенок и взрослый могут называть увиденные предметы по
очереди.
«Доскажи словечко»
Взрослый начинает фразу а ребенок заканчивает ее. Например:
-Ворона
каркает,
а
вробей
…(чирикает).Сова
летает,а
заяц…
(бегает,прыгает). У коровы Теленок ,а у лошади…(жеребенок)и т.п.;
-Пешеходы на красный свет стоят, а на зеленый…
-Мокрое белье развешивают , а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром…
«Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребенок отгадывает, к какому животному
они подходят:
- Прыгает, грызет, прячется? (заяц)
- Бодается , мычит, пасется? (корова)
- Крадется, царапается, мяукает?
- Шипит, извиваетя, ползает?
говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Исправь ошибку»
Взрослый говорит предложения, а ребенок исправляет и говорит
правильно.
- Конура залезла в собаку. (Собака залезла в конуру.)
- Лужа перепрыгнула через меня. …
- Стул залез под катенка. …
- На лягушку прыгнула трава. …
- Кустик спрятался за ежика. …
« Какой? Какая? Какое?»
Взрослый говорит из чего сделан предмет, и задает ребенку вопрос, а
ребенок
должен
ответить
правильно
употребив
окончание
прилагательного
- Шляпка из соломы, какая? (Соломенная)
- Компот из сливы, какой? (Сливовый)
- Каша из гороха, какая? (Гороховая)
- Пальто из шерсти, какое? (Шерстяное)
« Назови одним словом»
Взрослый перечисляет
слова ,а ребенок подбирает обобщающее
слово:
- Стрекоза, муравей, кузнечик.( насекомые)
- Ласточка, воробей, ворона.(птицы)
- Кастрюля, нож, дуршлаг (посуда)
Незабывайте объяснять незнакомые слова ребенку.
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребенок
перечисляет слова, а вы подбираете обобщающее слово.
«Наоборот»
Взрослый говорит слово, а ребенок подбирает противоположное по
значению слово:
- Белый…(черный)
- Далеко..( близко)
- Сухой…(мокрый)
- Веселый…(грустный) и т.д.
«Слова –товарищи»
Взрослый называет слово и предлагает ребенку подобрать близкое по
значению слова:
-Холодный…(ледяной, морозный)
-умный … (мудрый, толковый, сообразительный)
-Врачь …(доктор, лекарь)
-Лентяй … (бездельник, лодырь)
-грустный …(унылый, печальный)
Эти слова помогают лучше описать предмет, вещь. Они звучат по
разному ,но обозначают одно и то же.
«Великан и гномик»
Взрослый предлагает ребенку быть «Великаном»,а сам он будет
маленьким «гномиком» и называет слова :
- У меня ручка, а у тебя… (ручище)
- У меня домик, а у тебя… (домище)
- у меня нога, а у тебя … (Ножище)
- у меня головка, а у тебя …(головища)
- у меня глазик, а у тебя… (глазище)и т.д.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что на свете есть «упрямые» слова, которые
никогда не изменяются (кофе, пальто, какао,кино,метро). « Я надеваю
пальто. На вешалке весит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в
пальто. и т.д.» Задавайте ребенку вопросы и следите,чтоб он не
изменял слова в предложениях.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых
неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг
связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его
понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, очень важно научить
ребенка говорить правильно. Тогда свободнее он будет чувствовать
себя в коллективе.