Напоминание

рейтинговая система оценивания


Автор: Долгих Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 207
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: рейтинговая система оценивания
Раздел: полное образование





Назад




Долгих Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы высшей категории,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МБОУ СОШ № 207 г. Новосибирска

Рейтинговая система оценивания качества знаний обучающихся. Современные вызовы

традиционному образованию

Мотивом для работы над данной темой послужили следующие обстоятельства. В 2017 году я

заступила на должность заместителя директора школы и преподавала в основном в старших

(профильных) и средних (предпрофильных) классах. Вопрос оценивания знаний в таких сильных,

отобранных , коллективах стоял особенно остро, что и привело меня к рейтинговой системе оценки

знаний. На данный момент база рейтинговых заданий продолжает формироваться и корректируется

каждый год в зависимости от уровня обученности класса.

В наше время формулируется особый социальный заказ системе образования: бизнесу

нужны квалифицированные кадры, обучаемые, активные, способные к творчеству. России

нравственное, ответственное население. Родителям важна успешность ребенка во взрослой жизни ,

в том числе готовность выпускника к поступлению в престижный вуз.

Все чаще в школах открываются профильные 10-11 классы, в которых нужны не только

знания, но и активность, самостоятельность, креативность. Такие критерии в традиционной

пятибалльной системе оценивания просто отсутствуют, в то время как ФГОСы ООО и СОО все

больше уделяют внимания личностным качествам обучающихся и выпускника школы.

Минусы традиционной пятибалльной системы, а по сути уже четырех- и даже трехбалльной,

т.к. «единицы» не ставятся вообще , а «двойки» редки даже в текущем контроле, очевидны :

1.

Оценки от 1 до 5 не показывают учителю абсолютный уровень знаний ученика.

2.

Часто школьные оценки носят случайный характер: заработать пятерку сложно, а

схлопотать двойку проще простого.

3.

Часто оценки, выставляемые учителем, пристрастны, т.к. учитель находится под

колоссальным давлением учеников, родителей, администрации и государства.

4.

И наконец, они не несут никакой информации об уровне преподавательского мастерства

учителя. Всегда бытует мнение : «Много двоек- плохой учитель». И наоборот…

Рейтинговая

система

предполагает

абсолютную

открытость

для

всех

участников

образовательных отношений, рейтинги тем доводятся до учащихся (и их родителей) как минимум

за 1-2 недели до начала работы над темой. Следовательно, ученик всегда может посмотреть

перечень ожидаемых заданий, начать подготовку к ним задолго до объявления темы на уроке.

Что это мне, как учителю, дает?

Подготовленный класс, заинтересованность в теме,

мотивацию к ее изучению,

самостоятельный поиск

материала – и, как желаемый итог,

самозадание, т .е. желание найти больше и лучше, чем то, ученик услышал на уроке от учителя.

Не буду обольщать вас, что все и сразу становится прекрасно. Нет, это длительная работа,

которая требует много сил и внимания в отборе материала учителем, постоянной готовности

сменить «забракованные» задания на посильные для каждого ученика, контроля не карающего, а

помогающего ученику преодолеть свою неуспешность, найти свое место

в канве урока,

почувствовать себя умным и интересным учителю и товарищам.

Рейтинговая

технология

оценивания

результатов

обучения

основана

на

сумме

накапливаемых оценок в баллах за выполнение текущих работ или контрольных процедур. Она

предполагает суммирование всех оценок ученика по теме (блоку, модулю) в течение определенного,

известного ученику времени. Оценка образуется из результатов всех без исключения видов

учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по программному материалу, но и

дополнительной деятельности, например,

участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на

научных обществах, тьюторство и т.д.

Эта система имеет свои достоинства:

Высокая организующая роль за счет возрастания положительной мотивации;

Формирование ответственность за результаты учебного труда;

Единый

подход

к

определению

критериев

оценивания,

получение

своевременной

информации о ритме работы каждого ученика и класса в целом.

Существенным плюсом этой системы можно считать большую степень объективности и открытости

процесса оценивания, что снимает конфликтные ситуации между

обучаемыми, учителем

и

родителями.

Для более объективной оценки важно определить уровни усвоения понятий:

репродуктивный

: данное понятие ученик может воспроизводить в том виде, в котором оно

было получено на уроке от учителя, записано в учебнике, тетради.

продуктивный:

ученик на уроке должен на основе данного понятия выполнять типовые

упражнения, ответить на вопросы (то есть понимать).

частично поисковый

– ученик на основе понятия не только выполняет типовые упражнения,

но и переносит данное понятие в новые условия для решения нестандартных задач.

творческий

: ученик в ходе исследования, осмысления и размышления открывает для себя

новые знания (понятия).

Предлагаю некоторые варианты рейтинговых шкал, заданий, критериев оценивания, которые я

использую на уроках. Часть их них были с благодарностью приняты из опыта работы учителей,

часть – разработаны мною в ходе освоения данной проблемы.

Критерии оценивания рейтинговых заданий

1. Ведение тетради ― до 2 баллов за урок

· Наличие всех записей (конспект, задачи, упражнения) ― 1балл

· Аккуратность выполнения работ ― 1 балл

!!! Данный критерий может применять не ко всему классу, а только к тем учащимся, которые

нуждаются в особо пристальном контроле.

2. Работа на уроке ― до 10 баллов

· Краткий правильный ответ (запомнил некоторые определения) ― 1балл

· Ответ с опорой на текст (объясняет основные положения и факты) ― 2 балла

· Развернутый ответ с приведением примеров и выводами ― 3 балла

· · Умение анализировать (сравнивает, делает самостоятельные выводы) ― 4 баллов

· Умение отстаивать свою точу зренияв ходе диалога/ полилога ― 5 баллов

· Контрольный опрос (демонстрирует усвоенные знания) ― до 10 баллов

3. Выполнение упражнений, задач ― до 7 баллов

· Частичное выполнение всех заданий (не менее 50 % от всех заданий) ― 3 балла

· Выполнение всех заданий с некоторыми замечаниями ― 5 баллов

· Выполнение всех заданий без ошибок ― 7 баллов

4. Сообщение ― до 10 баллов

· Недостаточно полный ответ ― 3 балла

· Полный ответ с небольшими замечаниями ― 5 баллов

· Полный ответ, эмоциональное выступление докладчика ― 7 баллов

· Полный ответ, выступление докладчика с использованием наглядности ― 10 баллов

5. Реферат (исследовательская работа) ― до 50 баллов

· Новизна текста (актуальность темы) ― до 15 баллов

· Степень раскрытия сущности вопроса (соответствие содержания теме и плану реферата, умение

обобщать, делать выводы) ― до 20 баллов

· Обоснованность выбора источников ― до 5 баллов

· Соблюдение требований к оформлению (грамотность и культура изложения, соблюдение к

требований к объему реферата) ― до 10 баллов

6. Контрольная работа ― до 10 баллов

· Частичное выполнение всех заданий (не менее 50 % от всех заданий) ― 3 балла

· Выполнение всех заданий с некоторыми замечаниями ― 5 баллов

· Выполнение всех заданий без ошибок ― 7 баллов

7. Домашняя работа ― до 10 баллов

· Частичное выполнение всех заданий (не менее 50 % от всех заданий) ― 3 балла

· Выполнение всех заданий с некоторыми замечаниями ― 5 баллов

· Выполнение всех заданий без ошибок ― 7 баллов

8. Творческое задания, проекты ― до 15 баллов

· Выполнение творческого задания педагога ― 5 баллов

· Проект ― 10 баллов

· Выполнение творческой деятельности по инициативе ученика ― 15 баллов

9. Конспект ― до 10 баллов

· Соответствие содержания теме конспекта ― 1 балл

· Конспект написан от руки ― 3 балл

· Конспект составлен с использованием схем, таблиц, алгоритмов ― 5 баллов

· Полнота раскрытия темы ―7 баллов

· Соблюдение всех требований (грамотность, правильное оформление) ― 10 б

Рейтинг по видам учебной деятельности

Вид рейтинга

№ Вид учебной деятельности.

Баллы.

Вид баллов.

стартовый рейтинг

1.

Входной контроль

до

30

баллов

Обязательные

баллы.

2.

Проверочная работа.

до

10

баллов

текущий рейтинг

3.

Текущие ответы (устные ответы на

уроке, индивидуальная работа).

1-3 балла

за урок

4.

Решение

дополнительных

задач/упражнений

1-3 балла

5.

Практическая работа.

5

-

10

баллов

6.

Коллоквиумы

5 баллов

7.

Семинар.

до

10

баллов

8.

Домашняя работа.

1-3 балла

дисциплинарный

рейтинг

9.

Тематический срез, тестирование.

5-15

баллов

10.

Контрольная работа.

до

20

баллов

11.

Зачетная работа.

до

20

баллов

творческий

рейтинг

12.

Сообщение, реферат.

до

10

баллов

Дополнительные

баллы.

13.

Творческая

работа

(составление

кроссвордов,

наглядных

пособий,

макетов, стенгазет и т.п.)

5

-

10

баллов

14.

Исследовательская работа

(проект, презентация)

30

-

50

баллов

15.

Решение

задач

/

упражнений

повышенной сложности, олимпиадных

5-10

баллов

заданий

16.

Участие

в

олимпиадах,

конкурсах,

конференциях и т.п. (от уровня).

10-30

баллов

Рейтинговый лист учащегося по определенному разделу, теме

Рейтинговый лист

ученика (цы) ….класса ________________________________

Тема (раздел): ……

Рейтинговый

балл

Домаш.

работа

Текущие

ответы

на уроке

Работа

в тет-

ради

Словар

ные

диктан

ты

Термин.

диктант

ы

Конт-

рольна

я

работа

Тест

Зачет

Твор-

ческая

работа

1

1-2

3

5

5

15

10

5

5-10

урока

Дата

Выставление полученных баллов

1

2

3

4

……

По кол-

ву

уроков

,

отведен

ных на

тему

Макс.

балл

По1-5

баллов

зависи

мости

от

качест

ва

выполе

ния)

10

По

коли

честву

и

качест

ву

работ

По

кол-ву

заплан

ирова

нных

и

качест

ву

выпо

ления

По кол-

ву

заплани

рован

ных и

качеств

у выпо

ления

Напри

мер,

30

10

5

10

Всего

баллов

Итоговая оценка

Примерная шкала перевода рейтинговых баллов

в оценку по традиционной шкале

Отношение набранной суммы баллов за дисциплину к

максимально возможной

Оценка по дисциплине по 4-х балльной

шкале

90% и более

5

75-89%

4

60-74%

3

Если не выполнен хотя бы один обязательный модуль

«незачет», сдача зачета

Начисление штрафных баллов

прогул без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала)

(минус 1 балл);

отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);

плохое поведение, мешающее другим усваивать знания (минус 1 балл);

неготовность к уроку (минус 1 балл);

опоздание более чем на 5 минут без уважительной причины (минус 1 балл).

Шкала оценивания основных видов деятельности на уроке литературы (7-9 класс )

1.Присутствие на уроке

-1б

2.Работа на уроке (активность и ответы учащихся на каждом уроке оцениваются по 5-балльной

системе. Если на тему отводится, например, 3 урока, то данный вид работ оценивается в 15баллов

(3х5=15)

3. Художественный пересказ 0 -10б.

4. Письменный ответ на вопрос

0 -15б.

5.Чтение драматического произведения

0 -10б.

6.Цитатный план

0 -10б.

7.Изложение

0 -10б

8. Написание конспекта (лекции, статьи,тезисов)

0 -15б.

9. Сбор материала по теме

0 -15б.

10.Чтение наизусть

0 -10б.

11. Анализ лирического произведения

0 -20б.

12 . Анализ образа

0 -20б.

13.Анализ речи героя

0 -15б.

14. Работа с критической литературой

0 -15б.

15. Работа с мемуарной литературой.

0 -15б.

16. Участие в семинаре

0 -30б.

17. Сочинение

0 -30б.

18. Реферат

0 -30б.

19. Монологический ответ

0 -30б.

20. Рецензия на прочитанное произведение

0 -40б.

21. Творческая работа.

0 -40б.

22. Исследовательская работа

0 -40б.

23.Работа в парах, группах

0 -40б.

24. Тестирование

0 -40б.

Рейтинговая система на уроках русского языка

«Развитие речи.» (5-9кл)

Уровень

Задания

I. Репродуктивный

1. Выполнение домашнего задания по составленному на предыдущем

уроке плану

2. Ответ на вопрос.

II. Продуктивный

1. Определение темы, идеи (основной мысли) создаваемого текста.

2. Самостоятельное составление плана ( простого или сложного), запись

опорных слов, приведение цитирования из возможных источников

3. Работа над образными средствами согласно типологии требуемого

текста

III. Творческий

1. Рецензия на выступления одноклассников.

2. Выполнение практической работы.

3. Выполнение дополнительных заданий.

Штрафные баллы

за опоздание на урок (- 0,5)

за неаккуратное ведение записей в тетради (- 0,5).

за неподготовленность к уроку (- 2).

за нарушение сроков предоставления работ (- 1).

Примерные рейтинговые задания для уроков

русского языка и литературы в 5-11 классах

Тема «Творчество Н.Рубцова». (5-7 кл)

Присут.

на

уроке

Работа

на

уроке

Работ

а

в

парах

Работа

в

группе

Чтение

наизусть

Анализ

лирич.

произв

.

Монолог

.

ответ

Творческ.

урок

Самоза

дание

Тема

Малой

родины,

дома

Тема

родной

природы

По

жела

нию

0-2

0-10

0-10

0-10

0-10

0-10

0-20

0-30

0-40

0-15

Критерии оценивания

1.Присутствие на уроке (планируется, например, 2 урока, значит, за 2 балла)

2.Работа на уроке (каждый урок – по пятибалльной системе, за пять уроков (5*2=10)-10баллов)

3.Работа в парах.

Является результатом домашнего задания, где ребята продумывают анализ

стихотворения, не изученного в классе, планируют работу по выбранному произведению с соседом

по парте. На уроке, обмениваясь информацией, они вместе анализируют, находят верное решение,

оценивают друг друга по следующим критериям:

- стихотворение прочитано выразительно (вдумчиво) -2 балла;

- раскрыта тема, идея, образ лирического героя -5 баллов;

- обращено внимание на художественные средства, их значение -3 балла.

Высший балл в этой работе – 10.

4. Работа в группе. Разрабатываются основные вопросы, над которыми работает группа. (не менее

2 вопросов, максимум – 5. По 1-2 балла за сформулированный вопрос ( вопросы «тонкие» или

«толстые»,т.е требующие однозначного или доказательного ответа)

5.Чтение наизусть. Выучить наиболее понравившееся стихотворение.

6. Анализ лирического произведения

Схема анализа:

- Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию

произведения,-3 балла

-Тема и идея, композиция поэтической мысли -5 баллов

-Основной мотив (настроение, чувство, которое испытывал во время его написания) Какими

средствами выразительности и изобразительности создается? -5 баллов

-Есть ли широкие поэтические обобщения? Какие? Какими художественными средствами

выражены? -4 балла

-Что особенно привлекло ваше внимание, почему? -3 балла

Высший балл - 20.

7. Монологический ответ оценивается по следующим критериям:

- правильность усвоения фактов –0-5 баллов;

-полнота и глубина – 0-5 баллов;

- самостоятельность в выборе фактов, материалов, в анализе -15 баллов;

- логика изложения, отсутствие речевых ошибок – 5 баллов.

Высший балл -30 баллов.

8. Творческий урок. Выбор темы, сбор материала, разработка сценария и т.д.

9. Самозадание.

(по желанию уч-ся). Если ученик чем-то заинтересовался всерьез, он вправе

определить сам для себя задание.

Система заданий для изучения романа ФМ Достоевского «Преступление и наказание» (10кл,

гуманитарный)

Биограф

ия

Достоев

ского

Лики

Петерб

урга в

романе

Униженн

ые и

оскорбле

нные

Теория

преступле

ния

Раскольн

икова

Раскольников и

«сильные мира

сего»

Вечная

Сонечка

Эпилог

Те

ст

Доп

.

бал

лы

Уч-к стр.

49-59

Таблица/

конспект

Уч-к

стр. 62-

64

Ч.1.Гл.

1,2, 4, 6

Уч-к стр.

64-65,

история

Мармела

довых и

Раскольн

и-ковых,

Смерть

Мармела

дова,

Катерины

Ивановн

ы

Уч-к стр.

65-68,

тезисы

«теории»

Ч.1, гл.5

(сон

Раскольни

кова),

Гл.6.

Кр.перес

каз

Ч.3,гл.5,ч

.4, гл.5

( Порфи-

рий

Петро-

вич)

ч.4,гл.2

инд-но

Двойник

и

Раскольн

икова

( Лужин,

Свидрига

йлов)

Ч.2,гл

.1,2

( посл

е

убийс

тва)

Ч.3,гл

.3

( разг

овор с

матер

ью и

Дуней

)

Кр.перес

каз

Ч.4 гл.4,

ч.5,гл.4

Инд-но

Христиа

нские

мотивы в

романе

Ч.4 гл.8

Явка с

повинно

й

Эпилог (

путеводи

тель)

В данной теме, учитывая сложность и объемность материала, можно воспользоваться

обычной 5 балльной системой оценивания, а все что выходит за рамки школьной программы-

дополнительные баллы

Система заданий для изучения романа И.А Гончарова «Обломов» (10кл, гуманитарный)

И. А.

Гончаро

в.

История

создания

романа

«Обломов

»

Сообщен

ие -5-15б

«Обломов

– главный

герой

романа».

Утро

Обломова

Группова

я работа -

10-/

презентац

ия 15

«Обломов и

Штольц:

Сопоставитель

ная

характеристика

героев».

Таблица -15

«Любовь

в жизни

Обломов

а.( план-

рассказ )

Образы

Ольги

Ильинско

й и

Агафьи

Матвеевн

ы в

романе.

5-15

Развитие

отношений

Обломова и

Ольги

Ильинской

Диаграмма

-10 -15 (с

комментари

ем )

Обломовщи

на – одно

слово, … а

какое

ядовитое!

Определен

ие термина

(несколько

версий )-5

чтение гл 9

Сон

Обломова

Сообщение/

презентаци

я

Рассуждени

е

Особенности

русского

национально

го характера

( формат

ЕГЭ )

Система заданий для изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (10кл, гуманитарный)

Творче

Творческа

Встреч

Взаимоде

Базар

Базар

Истор

Дух

Идеологи

Итого

ская

биогра

фия

Турген

ева

я история

создания

романа

аем

Е.База

рова

( гл.1-

5 )

йствие

Базарова

с

Кирсанов

ыми

ов и

прост

ой

народ

ов и

искус

ство

ия

Павла

Петро

вича

времен

и в

романе

.

имение

Кирсан

овых

ческий

конфликт

в романе

вый

тест,

сочин

ение

Уч-к

стр.5-

17,

таблиц

а/

конспе

кт

Сообщени

е

Презента

ция с

сопровож

дением

15б

Тест

0-15б

Заполнен

ие

таблицы

«Портрет

ы героев»

10 б-1

герой

Гл.5,

цитат

ный

план

(5-

15б)

Гл.6 ,

цитат

ный

план (

5-

15б)

Гл.7 ,

кр.пер

есказ

(5-10б)

Гл.8,

кр.

Переск

аз

( 5-10б)

Гл.9,

таблица

( 5-15б )

10-15б

P.S Все мы знаем, что главное – это начать, а дальше сами ученики подскажут вам, каким

заданиям отдать предпочтение или как скорректировать баллы за те или иные задания. Удачи всем

нам в нашем нелегком, но интересном труде!



В раздел образования