Напоминание

Развитие творческих способностей учащихся через разнообразные формы и методы на уроках русского языка и литературы


Автор: Губейдуллова Альбина Касимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Белозерье
Наименование материала: Представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы
Тема: Развитие творческих способностей учащихся через разнообразные формы и методы на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




Публичное представление

инновационного педагогического опыта учителя русского языка и

литературы Губейдулловой Альбины Касимовны

Тема опыта «Развитие творческих способностей учащихся через

разнообразные формы и методы на уроках русского языка и литературы»

Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить

творчески, самостоятельно, независимо. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя

русского языка и литературы, на своих уроках.

На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного,

приобщить их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к

духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к

литературе, научить понимать художественное слово, но и развивать литературно-

художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами

родной речи.

Актуальность. Литература, пожалуй, один из немногих школьных предметов, который

направлен на воспитание души ребенка. Кроме того, предмет «Русская литература»

способствует развитию у учащихся творческого воображения, навыков аналитической

деятельности, самостоятельности суждений, так как словесное искусство как наиболее

духовная область человеческой деятельности обладает огромными воспитательными

возможностями: учит читателя эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу и,

в конечном счете, помогает выработке нравственно-жизненной, гражданской позиции.

Современному обществу необходима личность, способная решать нестандартные

задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужна творческая личность, способная

саморазвиваться,

самообразовываться,

самореализовываться.

В

этом

во

многом

способствует

такое

качество,

как

конкурентоспособность.

Это

способность

максимального расширения границ собственных возможностей с целью реализации себя

личностно, профессионально, социально, нравственно. Для этого необходимо постоянно

развиваться и совершенствоваться, реализовывать свою активность, интересы, свое

собственное «Я», обладать новым стилем мышления быть мобильным, успевать за

временем. Только сильная личность, как считает А.Г.Асмолов, готовая жить и работать в

непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии

поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор

и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою

жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой.

Ведущая цель моей работы – формирование нравственных качеств современной

личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в

меняющихся

условиях

современности.

С

этой

целью

я

не

только

учу

детей

самостоятельно мыслить, переводя знания в убеждения, но и развиваю у школьников

творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации.

Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию,

позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за

результаты своего труда.

В результате творческих поисков, практической работы у меня сложилась своя система

обучения русскому языку и литературе. В основе ее лежат методы развития творческой

самостоятельности как средства активизации познавательной деятельности учащихся.

Ведущей педагогической идеей является включение всех учащихся в активную учебную

деятельность на основе сотрудничества, что способствует развитию творческого

потенциала школьников.

В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества:

творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда,

создающая условия для развития творческих способностей. Все теории творчества,

отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и

нужно,

необходимо

развивать

творческие

способности.

Обоснование

проблемы

творческого развития учащихся можно найти в трудах Т. И. Тамбовкиной, В. А.

Сухомлинского, А. А. Потебни, Стернберга и Любарта.

Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Для этого я

использую двенадцать стратегий, разработанных Стернбергом и Любартом. На их основе

я сформулировала для себя следующие правила:

- поощрять сомнения;

- разрешать делать ошибки;

- поощрять разумный поиск;

- поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности;

- подготовить к препятствиям;

- стимулировать дальнейшее развитие.

На уроках русского языка развиваю творческую активность учащихся, стимулирую

развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству. Осуществляя

литературное развитие школьников, на уроках создаю атмосферу креативности, так как

постижение

искусства

немыслимо

без

личностного

включения,

без

творческой

направленности. Такой подход находит отражение в работе В. А. Сухомлинского «О

воспитании»: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Эти уроки

позволяют

развивать

творческие

способности

-

создаётся

новое,

личностное,

преображенное, своё.

Обучаясь русскому языку и литературе, школьники овладевают необходимым

лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями. Согласно

последним исследованиям дидактов, уровни знаний и умений являются низшими в

развитии ребенка. К высшим уровням специалисты относят личностное отношение к

предмету и опыт творческой деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности –

первостепенная задача современной школы и каждого учителя. В настоящее время

внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во

многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно

суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать

материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение

любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности,

создающей условия для творческого развития учащихся. При разработке методики

формирования творческих способностей учащихся я учитываю:

а) общий уровень развития ученического коллектива;

б) возрастные особенности формирования креативной сферы;

в) личностные особенности учащихся;

г) специфические черты и особенности учебного предмета.

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес учащихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Концептуальность

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение

современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности,

предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в

себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. В условиях

модернизации образования совершенно новым для школы становится следующая линия:

базовый уровень + профильный уровень + элективные курсы. Поэтому современному

учителю русского языка и литературы важно не только овладеть новым содержанием

образования по предмету, но и новыми технологиями и методиками работы, в том числе

современными способами оценки достижений учащихся.

Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов

обучения

сможет

дать

стабильный

высокий

результат,

будет

способствовать

всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.

Приоритетным на уроках должен стать деятельностно-компетентностный подход к

изучению предмета, который строится на понимании того, что будущее зависит не

столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности способов

познания, мышления, практической деятельности. Необходимо активнее внедрять в

практику преподавания различные формы работы:

- учебное исследование, творческие практикумы, лингвистические и литературные

конференции и диспуты;

-

различные

формы

самостоятельной

работы

с

учебником,

дополнительной

литературой, литературно-критическими статьями;

- обсуждение вопросов проблемного характера;

- проектная деятельность учащихся;

- парная и групповая работа, в том числе с использованием компьютера .

Реализации

указанных

подходов

к

изучению

русского

языка

и

литературы

способствует Федеральный компонент государственного стандарта, обеспечивая единое

образовательное пространство при вариативности содержания образования. Стандарт

определяет концентрическую структуру содержания программ и учебников для основного

общего (5 - 9 классы) и среднего (полного) общего (10 - 11 классы) образования, в том

числе профильного.

Принципы деятельности:

а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);

б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);

в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний,

умений и навыков);

г)

индивидуализация

и дифференциация обучения

(индивидуальный

и

дифференцированный подход к учащимся);

д) системность обучения;

е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

Задачи учителя:

а) пополнение запаса знаний учащихся по русскому языку и литературе;

б) развитие общеучебных умений и навыков;

в) развитие креативного мышления;

г) развитие творческой самостоятельности учеников;

д) воспитание творческой личности.

Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваю с учетом творческой

активности учащихся. Планируемую педагогическую ситуацию продумываю с опорой на

достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих

возможностей.

Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Опыт

отвечает современному социальному заказу на развитие активной творческой личности.

Новизна состоит в сформированности интеллектуальных умений и уровня развития

словесно-логического мышления учащихся как предпосылки проявления творческих

возможностей обучающихся и речевого развития детей в учебно-познавательной

деятельности.

Мои уроки являются для учащихся как бы «школой для всех», т. е. там находят свое

место и «чувствуют себя дома» все учащиеся независимо от их индивидуальных

способностей и особенностей. Результаты тестирования подтверждают, что такие способы

включения учащихся в учебную деятельность повышают творческую и познавательную

активность, что соответствует поставленным целям и задачам.

Современное понимание содержания образования включает в свою структуру опыт

творческой деятельности. Планируя и целенаправленно проводя работу по развитию

творческих способностей, мы реализуем данный компонент содержания образования.

Работая по стандартным программам, считаю необходимым вносить коррективы в их

содержание, способствующие развитию творческой личности, нестандартного мышления.

Включаю в программу обучения разделы, которые позволяют учащимся демонстрировать

их творческие способности. Так при изучении творчества Д. С. Лихачева провожу

конференции, диспуты по его книге «Заветное». Предлагаю ребятам подобрать

дополнительный материал по теме и оформить рефераты. На проводимых предметных

неделях поощряю творческие идеи и результаты этой деятельности, жду от учащихся не

только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества. На уроках

русского языка вовлекаю учащихся в доступную им творческую деятельность. Ребята

разрабатывают таблицы с печатной основой, делают доклады на основе дополнительной

лингвистической литературы, ищут нестандартные лингвистические задачи, парадоксы,

шутки, кроссворды.

Эти приемы изменения содержания образования позволяют формировать творческий

опыт, познавательную активность учащихся, способствуют повышению уровня знаний и

умений школьников и соответствуют целям и задачам.

Оптимальность и эффективность

Все подходы к организации учебно-воспитательного процесса, используемые мной для

развития творческих способностей учащихся характеризуются определенным набором

методических средств

Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный

интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить в

текст упражнения буквы - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но

можно сделать его моделью интересного творческого процесса: предложить ученикам

буквы заменить точками, чтобы, вспоминая изученное, ребята вставляли их. Это

эвристическая задача, результаты которой многоплановы. Возникает творческий интерес

учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются

видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их

творческого опыта. Происходит попутное повторение, причём, судя по результатам, более

продуктивное,

чем

при

традиционной

формулировке

задания.

При

письменном

выполнении задания учитель видит, какие орфографические правила трудны для данного

ученика: именно они выделяются при составлении упражнения.

В дальнейшем

полученные учителем сведения послужат своего рода стартовой площадкой для

индивидуальной работы с учеником по орфограммам. Эвристические задачи могут быть

предложены и для домашней работы, причем ученик должен иметь право выбора любого

варианта задания.

Этимологические

экскурсы. Неизменно

привлекают

и

концентрируют

внимание этимологические экскурсы как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я

часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. Ребята узнают, что порох – слово из

ряда прах, порхнуть, а яства вовсе не являются, а предназначены для того, чтобы ясти.

Разнокорневые паронимы давить – довлеть оказываются, к удивлению ребят, словами с

совершенно различным значением – отсюда и различие гласных в корне. Пробуждается

живой интерес к слову, к его структуре.

Корректирование

и

редактирование

текста. В

ряде

случаев

уместны

корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные

упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при

непременном контроле со стороны учителя. Внимание активизируется творческим

заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным

творческим решениям. Ученики выписывают слова, в написании которых сомневаются

или которые, по словам педагога, «ты написал бы иначе». На первом этапе анализируются

печатные

или

письменные

тексты

(периодика,

плохо

отредактированные

книги,

непроверенные работы товарищей), на втором – устные (телепередачи, тексты песен). Со

временем ребята начинают видеть мир сквозь «языковые очки»: в произносимом и

записанном тексте искать грамматические закономерности, оценивать собственную

возможность следовать им.

Толкование языковых терминов. Интересно на уроках происходит толкование

языковых терминов. Ребята отмечают, что имя прилагательное – это часть речи, которая

«прилагается»

к

существительному,

всегда

сопутствует

ему.

Смотрим

у

Даля:

«Прилагательное - имя, причастное к существительному для обозначения свойств или

качеств его». И тогда логичным становится не изучение отдельных прилагательных как

части речи, а работа по теме на уровне слов. Учащиеся могут сами дать неожиданные и

оригинальные толкования языковых терминов. Например, причастие семиклассники

объяснили как разновидность слов, причастных к тому, о чём говорится в предложении:

они не несут смысловую нагрузку, но они причастны к выражению яркости языка,

образности.

Творческий диктант. Он занимает особое место и служит одновременно задачам

развития речи и обучения правописанию. Я строю работу над творческим диктантом,

исходя из идеи стилистического эксперимента А. М. Пешковского – Л. В. Щербы.

Стилистический эксперимент таит в себе богатейшие возможности для развития речи и

совершенствования творческих работ учащихся. Творческий диктант как один из видов

грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует

слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на

уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно

эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются

подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.

Изложения и сочинения. В системе работы большую роль играют изложения и

сочинения. Изложения - это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности

(текст). При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь

ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых

проводится в классе определённая работа. Речь учащихся обогащается, они начинают

использовать более разнообразные по структуре и стилистической принадлежности

грамматические структуры. На уроках использую все виды изложений: подробные и

сжатые, полные и выборочные. Я планирую творческие работы в соответствии с

изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной

системе: от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям

на специальных уроках по развитию речи. Например, при изучении темы «Определение»

характер работы определялся самой темой урока, которая естественно позволяет

обратиться к сочинениям описательно-повествовательного характера. Подготовка к

творческой работе ставила своей целью не только закрепление навыков использования в

речи изученного материала, но и повторение пройденного. Большое значение для

воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей

учащихся имеет реализация межпредметных связей между русским языком и музыкой.

Ребята с удовольствием пишут сочинения на музыкальные темы. Использование музыки

позволяет

актуализировать

эмоциональный

фактор

в

обучении,

роль

которого

чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и

умственную, и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает

творческую фантазию. Мы используем музыкальные произведения, причем, работа

постепенно усложняется. На первом этапе ребята описывают образ, создаваемый

музыкой, им предлагаются музыкальные загадки. При знакомстве с нераспространенными

и распространенными предложениями ребята слушали пьесу Р. Щедрина «Ночь». Затем

они описывали характер музыки с помощью нераспространенных предложений в

сочинении-миниатюре. На следующем этапе ребятам предлагается написать сочинение,

передающее содержание музыкальной пьесы. Этот вид описания очень труден, так как

ученики должны уловить и понять содержание музыки, подобрать заголовок и описать

характер музыкального произведения. Написанные работы показывают, что почти все

учащиеся делают это правильно. Музыка, звучащая на уроке, содействует развитию

творческих речевых способностей школьников, увеличивает интенсивность речевого

потока. При этом параллельно решаются и такие задачи, как воспитание внимательного

слушателя и ценителя классической музыки, воспитание чувства прекрасного.

Ситуативные упражнения на уроках развития речи стимулируют речевую активность

школьников, вызывают желание высказать свои мысли. Можно предложить ребятам

отредактировать

школьное

сочинение,

а

можно

задание

сформулировать

иначе:

предложить детям переработать сочинение так, чтобы читателю было ясно, что прогулка

была интересной, что она удалась, что ребята захотят еще раз вместе отправиться на

прогулку. Ученик поставлен в определенную речевую ситуацию (мы, участники

воскресной прогулки, рассказываем о ней), намечен адресат высказывания (читатель),

сформулирована коммуникативная задача. Таким образом, сочинение перестало быть

безадресным, ситуация нашла отклик у ребят.

Помимо написания сочинений привычных жанров, я использую творческие работы

нетрадиционных жанров. В центре оказывается не столько текст, сколько ребенок – со

всеми его впечатлениями, потребностью в образном мышлении. Поощряю у ребят

импровизацию, употребление незапланированных индивидуальных языковых средств.

Вызывают

интерес

школьников

необычно

названные

виды

работ:

«сочинение-

различение»

(стилизация),

«сочинение-развлечение»

(лингвистические

миниатюры-

подражания). На одном из занятий мы обратились к «биному фантазии» - оригинальному

способу обучения сочинению-развлечению. Его придумал итальянский детский писатель

Дж. Родари. «Бином фантазии» – это 2 слова, между которыми нет ничего общего: запятая

и солнце, травинка и математика. Без предварительной детальной подготовки, только

после объяснения сути «бинома фантазии», школьникам дается задание написать рассказ

«Бином», причем одно слово в нем должно быть лингвистическим понятием, а другое –

любым. Получаются интересные творческие работы.

Дифференцированные творческие задания. Структура уроков при развивающем

обучении

предполагает

организацию

творческой,

поисковой

лингвистической

деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических способностей.

Дифференцированный подход помогает в условиях классно-урочной системы обучения

реализовать творческие возможности всех учащихся.

Например, при изучении в 6 классе темы «Гласные в приставках пре - и при-»

предполагаются дифференцированные творческие задания на уроке:

- подобрать слова для распределительного диктанта;

- подобрать слова с неясным значением приставок и слова, в которых пре - и при -

стало частью корня;

- написать творческую работу, используя слова с приставками пре - и при-.

(Приложение ).

Задание на дом тоже выбирается школьниками. Таким образом, начиная с 5

класса, учащиеся вовлекаются в доступную им творческую деятельность по русскому

языку: подбирают и создают дидактически ориентированные тексты; разрабатывают

самостоятельно таблицы с печатной основой для обобщающей работы на уроке;

подбирают тексты-иллюстрации для демонстрации рассматриваемых единиц; делают

доклады на основе дополнительной лингвистической литературы (например, «История

форм прошедшего времени»); ищут нестандартные лингвистические задачи, парадоксы,

шутки, кроссворды; создают иллюстрации к урокам грамматики по типу «Грамматика в

рисунках»;

выпускают

лингвистический

листок

«Знаете

ли

вы?».

Показателем

положительных сдвигов в лингвистическом развитии учащихся является способность к

переносу приобретенных знаний и умений на новый материал. Решение поставленных

задач я стремлюсь обеспечить на специальных лабораторных занятиях... На них можно

оптимально

сочетать

коллективную,

групповую,

и

индивидуальную

поисковую

деятельность учащихся.

Игра. Большую работу по развитию творческих способностей учащихся провожу и на

уроках литературы. Игра как свободное проявление личностного начала ребят давно

привлекала моё внимание. Игровые приемы дают простор творческому развитию.

Например, игра «Читай-город». В 8 классе при изучении «Капитанской дочки» вместо

обычной проверочной работы предлагаю эту игру, в которой все может быть, только

читать надо внимательно. Как смеялись мы над тем, что корзиной для мусора в

Белогорской крепости служила пушка, а арсеналом был обычный чулан.

Проблемные вопросы. Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют

увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть

на проблему по-новому. При изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир» перед

учащимися ставятся проблемные вопросы, требующие дать оценку поведения героев.

(Приложение). Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, нужно, прежде всего,

внимательно прочитать текст произведения, обдумать и решить серьезную и непростую

проблему, а затем отстоять свое мнение в классе: ведь получили эту литературную задачу

все, и у каждого свое решение. Так создается творческая атмосфера на уроке, возникает

заинтересованное обсуждение важных литературных и мировоззренческих вопросов – те

споры, в которых рождается истина. И ученик из ответчика, со страхом ожидающего,

когда его спросят, превращается в соратника, равноправного с учителем искателя истины,

и вместе они думают на уроке, мучаются, ищут, радуются открытиям. Не случайно,

говоря об обычном занятии, мы употребляем совсем, казалось бы, не «учебные» слова:

мучиться, искать, радоваться и другие. В том-то и дело, что эти слова, по моему мнению,

должны стать определяющими для любого урока, тем более для урока литературы.

Характер знаний, получаемых на нем, таков, что они должны быть не только продуманы,

осмыслены, восприняты разумом, но и прочувствованы, восприняты эмоционально.

Иллюстрирование. Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что

читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию,

способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен.

Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета. Выразительное

чтение,

инсценировки

сказок

или

других

произведений

развивают

творческие

способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.

Использование ИКТ. Современную школу невозможно представить без процесса

информатизации. Именно компьютер сейчас является союзником в проведении уроков.

Его можно использовать и на уроках русского языка и на уроках литературы. Но задачи,

стоящие перед учителем – словесником при применении информационных технологий, во

многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. Задачи эти

предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Применение

компьютера позволяет повысить мотивацию учащихся к учёбе, разнообразить учебный

процесс, наполнить уроки новым содержанием, организовать одновременно детей,

обладающих различными способностями и возможностями, развить любознательность,

повысить качество усвоения материала, наглядно представлять материал.



В раздел образования