Автор: Шульгина Ольга Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №7
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: открытое занятие
Тема: "Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
ЗАНЯТИЕ
«Страх»
Цели: расширение представлений дошкольников об эмоциональных состояниях;
укрепление доверия в группе; создание благоприятных условий для проявления
непосредственных чувств; релаксация.
Материалы:
домик разноцветный, аудио-запись, зеркала, фотоаппарат,
мультфильм «Ежик в тумане», контур испуганного человека, коричневый маркер,
цветная проволока, коробка, термос с теплым чаем и чашки, воздушные шары.
Ход занятия:
- Доброе утро! Давайте возьмемся за руки и скажем «Доброе утро!» шепотом,
затем обычным голосом и прокричим так громко, чтобы нас слышал весь детский
сад.
«Оживление дорожки к дому»
- Ребята, на прошлом занятии мы отправлялись с вами к домику радости, а
сегодня пойдем к другому домику.
Сейчас вы услышите музыку, подумаете и скажете, какие чувства она у вас
вызывает.
Те, кто догадался, поднимите вверх большой палец.
Теперь мы непросто пойдем к домику, а потанцуем (дети выполняют
ритмичные движения, передающие страх).
Вот мы и добрались до коричневого домика. К нему приклеено лицо
испуганного человека.
Посмотрите на него внимательно, возьмите зеркала и придайте своим лицам
испуганное выражение, обратите внимание на глазки, брови, ротик и т.д. Найдите в
зеркале страх.
- Когда вы смотрите в зеркало, вы верите, что перед вами испуганный
человек»
«Фотография страха»
Делается групповая фотография с испуганным выражением лица.
«Найди на теле»
- Сейчас я вам предлагаю посмотреть мультик «Ежик в тумане».
Вопросы:
-Что почувствовал ежик? Чего он испугался? А вы когда-нибудь чувствовали
страх? Когда?
- Ребята, смотрите, как интересно! Когда мы с вами говорили о радости, то
искали у себя в теле теплое местечко.
А слышали вы выражение «Похолодеть от страха»? Значит, разные чувства
могут вызывать в нашем теле разные ощущения. От одних мы теплеем, а от других –
холодеем. Давайте представим себя на месте ежика. Закройте глаза. Вы идете в
тумане, ничего не видно. Вдруг – бултых! Вы упали в воду и похолодели не только
от воды, но и от страха. Найдите в своем теле местечко, в котором похолодело,
запомните это место. Открывайте глаза.
Я буду подзывать вас по-одному, а вы коричневым маркером на контурном
рисунке раскрасьте место, в котором поселился ваш страх.
«Пружина»
- Ребята, а какие еще ощущения испытывает человек, когда ему страшно? Он
расслаблен и спокоен или зажат и тревожен (продемонстрировать детям
мышечную расслабленность и напряжение)?
Психолог демонстрирует пружину.
- Ребята, а можно сказать, что человек, когда боится, когда он напряжен, он
сжат как пружина?
Сейчас мы с вами изготовим пружинки. Для этого на указательный палец
намотайте цветную проволоку и осторожно снимите то, что у вас получилось.
- Представьте, как ваш страх накапливается и пружина сжимается. Что
хочется сделать? Отпустить пружину, расправить ее и расслабиться.
- Давайте расправим пружинки и сделаем себе талисманы, которые будут
оберегать вас от страха.
Расправленные пружинки дети кладут в красивую коробку и произносят
каждый «заклинание»: «Не опасаюсь, не боюсь, не трушу» (шепотом, обычным
голосом и так, чтобы слышал весь детский сад). Затем делаются браслеты на
запястья.
«Мультик»
- Давайте досмотрим мультфильм «Ежик в тумане» до конца». А теперь
давайте представим, что мы, как в мультике сидим вместе с друзьями, пьем чай,
который согревает.
Психолог угощает детей заранее приготовленным теплым чаем.
Во время «чаепития» происходит рефлексия .
- Ну, что, ребята, согрелись, холодок пропал, страх исчез.
Сейчас проверим!
Прощание «Чудесная кровать»
Кровать сделана из надувных шаров в отгороженном месте.
Стоит предупредить детей о том, что какой-то шарик может не выдержать их
веса и лопнуть, если ребенок будет скован.
Дети по-одному лежат на «кровати», затем выходят из помещения.
Если кто-то боится, предложите «прогнать» страх». Для этого можно сесть на
шарик так, чтобы они лопнул, можно проткнуть его или просто сдуть воздух.