Напоминание

«Нетрадиционное рисование с детьми младшего возраста»


Автор: Рыбникова Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ГДС "Сказка"
Населённый пункт: рабочий поселок Городище, Волгоградская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Нетрадиционное рисование с детьми младшего возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовила консультацию: Воспитатель: Рыбникова Светлана Владимировна

рп. Городище МБДОУ «ГДС «Сказка»

Консультация для педагогов «Нетрадиционное рисование с детьми

младшего возраста»

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в

этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького

исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый

и удивительный окружающий мир.

Я рисую – руки в краске, это мелочь для меня,

Я рисую яркой краской, посмотрит на меня.

В садике рисуем краской, ушки, носики и глазки,

Получаются мордашки и детишки-замарашки.

Нетрадиционное рисование с детьми раннего возраста

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в

этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького

исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый

и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность,

тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его

потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему

одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском

саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность,

создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в

процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в

искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная

техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской

художественной одаренности.

Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда

они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или мелком на обоях. Как

известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук

приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять

внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В

процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется

красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не

получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши

развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При

пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и

это позволяет отлично развивать координацию. И никогда не говорите, что

получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих

способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.

Во время рисования я столкнулась с тем, что малыши боятся рисовать. Им

кажется, что у них ничего не получится, что они не умеют рисовать или

просто не хотят пачкать свои ручки. Но со временем, глядя на сверстников,

они потихоньку приобщились к процессу так, что порой было их уже не

оторвать от своей деятельности. Я начинала свою работу с самых простых

техник нетрадиционного рисования: рисование ватными палочками,

штампами, поролоном, клеевой кистью, только потом добавила рисование

пальчиками и ладошками. Ведь не все дети сразу могут обмакнуть свой

пальчик в баночку с краской или полностью опустить ладошку в тарелочку с

той же краской. Но прежде чем начать непосредственно рисовать, нужно

ребенка заинтересовать этим. Поэтому при обучении детей раннего возраста

я использовала игру, стихи, потешки, загадки, обыгрывала сюжет будущего

рисунка с помощью различных игрушек, предметов, картинок; использовала

пальчиковые и подвижные игры, музыкальные произведения. Дети быстро

заинтересовывались процессом и можно было дольше удержать их внимание,

а также настроить их на положительный мотив деятельности.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

чувство фактурности и объёмности;

• Развивает мелкую моторику рук;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

В первой младшей группе детей нужно поощрять. Учить проводить

прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые

и угловатые формы. Учить держать карандаш тремя пальцами, между

большим и средним, придерживая сверху указательным) правой руки не

слишком близко к отточенному концу; рисовать, не заходя за пределы листа

бумаги.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и

развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с

самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение малышей рисованию нетрадиционными способами имеет

важное значение. Учитывая возрастные особенности малышей, овладение

различными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного

рисования необходимо использовать особенные технические приемы. В ходе

рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения

ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами

(размазывание, примакивание). При этом взрослому необходимо

сопровождать все действия словами одобрения. Малыши с удовольствием

изучают возможности своей собственной руки, ведь с помощью одной —

единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных

отпечатков, заполнить их своими собственными штрихами, превратить в

настоящие шедевры.

В ходе работы с малышами используются различные приемы

нетрадиционного рисования: пальчиками, ладошками, печатками (штампы от

картофеля, печать по трафарету, оттиск смятой бумагой.

Рассмотрим некоторые из них поподробнее:

«Рисование пальчиком»: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит

точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного

цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко

смывается.

«Рисование ладошкой»: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть)

или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и

правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки

вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Точечный рисунок»: ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его

перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.

«Оттиск печатками из пробки или ластика»: ребёнок прижимает пробку

к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для

получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

«Печать по трафарету»: ребёнок прижимает печатку или поролоновый

тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с

помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

«Оттиск смятой бумагой»: ребенок прижимает смятую бумагу к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы

получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Темы для рисования могут быть следующие:

Рисуем пальчиками и ладошками - «Бабочка», «Лучики для солнышка»,

«Зёрнышко для Курочки Рябы», «Цветы в вазе», «Огоньки для елочки»,

«Весёлые снежинки», «Забавные рыбки».

Рисование пальчиками. («Снегопад», «Дождик, дождик – ты не лей,

пожалей детей», «Животные»).

Рисование пальчиками – это самый простой способ получения

изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу

действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на

бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать

разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета

(«Бабочка», «Лучики для солнышка», «Зёрнышко для Курочки Рябы»,

«Цветы в вазе» и др.).

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие

листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и

наносит точки, пятнышки на бумагу. На пальчик набирается краска

определённого цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем

гуашь легко смывается водой.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого

цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю

кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает

отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными

разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь

легко смывается.

Рисование ватной палочкой.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к

необычным, в данном случае, приемам. Лучше всего получаются точечные

рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую

краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же

заинтересовать ребенка.

Средства выразительности: точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие

листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную

палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку

набирается краска разного цвета.

Оттиск печатками из картофеля.

С удовольствием ребята освоили технику рисования печатками из

картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же

предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая

ими открытки, салфетки, платки и т. д. Ребенок прижимает печатку к

подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения

другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды»,

«Яблоки», «Овощи», «Веселые фигурки»,

Средства выразительности: пятно, цвет, силуэт.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля – их изготавливает

педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой

формы (геометрические фигуры, цветы). Способ получения изображения:

ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит

оттиск на бумагу. Для получения другого; цвета меняются и мисочка, и

печатка.

Рисование губкой.

Увлекательна оказалась техника рисования губкой и техника рисования по

трафарету.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения

цвета берутся другие мисочка и поролон.



В раздел образования