Автор: Рыбникова Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ГДС "Сказка"
Населённый пункт: рабочий поселок Городище, Волгоградская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Нетрадиционное рисование с детьми младшего возраста»
Раздел: дошкольное образование
Подготовила консультацию: Воспитатель: Рыбникова Светлана Владимировна
рп. Городище МБДОУ «ГДС «Сказка»
Консультация для педагогов «Нетрадиционное рисование с детьми
младшего возраста»
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в
этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького
исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый
и удивительный окружающий мир.
Я рисую – руки в краске, это мелочь для меня,
Я рисую яркой краской, посмотрит на меня.
В садике рисуем краской, ушки, носики и глазки,
Получаются мордашки и детишки-замарашки.
Нетрадиционное рисование с детьми раннего возраста
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в
этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького
исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый
и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность,
тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его
потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему
одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском
саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность,
создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в
процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в
искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная
техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской
художественной одаренности.
Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда
они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или мелком на обоях. Как
известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук
приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять
внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В
процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется
красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не
получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши
развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При
пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и
это позволяет отлично развивать координацию. И никогда не говорите, что
получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих
способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.
Во время рисования я столкнулась с тем, что малыши боятся рисовать. Им
кажется, что у них ничего не получится, что они не умеют рисовать или
просто не хотят пачкать свои ручки. Но со временем, глядя на сверстников,
они потихоньку приобщились к процессу так, что порой было их уже не
оторвать от своей деятельности. Я начинала свою работу с самых простых
техник нетрадиционного рисования: рисование ватными палочками,
штампами, поролоном, клеевой кистью, только потом добавила рисование
пальчиками и ладошками. Ведь не все дети сразу могут обмакнуть свой
пальчик в баночку с краской или полностью опустить ладошку в тарелочку с
той же краской. Но прежде чем начать непосредственно рисовать, нужно
ребенка заинтересовать этим. Поэтому при обучении детей раннего возраста
я использовала игру, стихи, потешки, загадки, обыгрывала сюжет будущего
рисунка с помощью различных игрушек, предметов, картинок; использовала
пальчиковые и подвижные игры, музыкальные произведения. Дети быстро
заинтересовывались процессом и можно было дольше удержать их внимание,
а также настроить их на положительный мотив деятельности.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В первой младшей группе детей нужно поощрять. Учить проводить
прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые
и угловатые формы. Учить держать карандаш тремя пальцами, между
большим и средним, придерживая сверху указательным) правой руки не
слишком близко к отточенному концу; рисовать, не заходя за пределы листа
бумаги.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение малышей рисованию нетрадиционными способами имеет
важное значение. Учитывая возрастные особенности малышей, овладение
различными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного
рисования необходимо использовать особенные технические приемы. В ходе
рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения
ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами
(размазывание, примакивание). При этом взрослому необходимо
сопровождать все действия словами одобрения. Малыши с удовольствием
изучают возможности своей собственной руки, ведь с помощью одной —
единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных
отпечатков, заполнить их своими собственными штрихами, превратить в
настоящие шедевры.
В ходе работы с малышами используются различные приемы
нетрадиционного рисования: пальчиками, ладошками, печатками (штампы от
картофеля, печать по трафарету, оттиск смятой бумагой.
Рассмотрим некоторые из них поподробнее:
«Рисование пальчиком»: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного
цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко
смывается.
«Рисование ладошкой»: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть)
или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и
правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки
вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Точечный рисунок»: ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его
перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.
«Оттиск печатками из пробки или ластика»: ребёнок прижимает пробку
к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для
получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
«Печать по трафарету»: ребёнок прижимает печатку или поролоновый
тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с
помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
«Оттиск смятой бумагой»: ребенок прижимает смятую бумагу к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы
получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Темы для рисования могут быть следующие:
Рисуем пальчиками и ладошками - «Бабочка», «Лучики для солнышка»,
«Зёрнышко для Курочки Рябы», «Цветы в вазе», «Огоньки для елочки»,
«Весёлые снежинки», «Забавные рыбки».
Рисование пальчиками. («Снегопад», «Дождик, дождик – ты не лей,
пожалей детей», «Животные»).
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения
изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу
действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на
бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать
разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета
(«Бабочка», «Лучики для солнышка», «Зёрнышко для Курочки Рябы»,
«Цветы в вазе» и др.).
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие
листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На пальчик набирается краска
определённого цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем
гуашь легко смывается водой.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого
цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю
кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает
отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными
разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Рисование ватной палочкой.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к
необычным, в данном случае, приемам. Лучше всего получаются точечные
рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую
краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же
заинтересовать ребенка.
Средства выразительности: точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие
листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную
палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку
набирается краска разного цвета.
Оттиск печатками из картофеля.
С удовольствием ребята освоили технику рисования печатками из
картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же
предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая
ими открытки, салфетки, платки и т. д. Ребенок прижимает печатку к
подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения
другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды»,
«Яблоки», «Овощи», «Веселые фигурки»,
Средства выразительности: пятно, цвет, силуэт.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля – их изготавливает
педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой
формы (геометрические фигуры, цветы). Способ получения изображения:
ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит
оттиск на бумагу. Для получения другого; цвета меняются и мисочка, и
печатка.
Рисование губкой.
Увлекательна оказалась техника рисования губкой и техника рисования по
трафарету.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения
цвета берутся другие мисочка и поролон.