Автор: Яновская Жанна Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Сураж Брянская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
Раздел: среднее образование
Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном
искусстве»
Вид урока: комбинированный
Цель урока: дать представление о колокольном звоне как явлении
музыкального искусства.
Задачи:
Образовательные: способствовать созданию условий для знакомства с
колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры,
с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих
значимость этого явления.
Развивающие: развивать умение сравнивать музыкальные интонации,
характеризующие различные образы; работать с учебником, анализировать
музыкальные примеры, сравнивать их; содействовать развитию
эмоционального восприятия колокольных звонов.
Воспитательные: воспитывать в сознании и душе учащихся чувства
патриотизма, гордости и любви к Родине; интерес к музыкальной культуре
своего народа; способствовать формированию потребности в общении с
музыкой
.
Ход урока
1.Организационный момент.
Позитивный настрой на работу.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!», «Музыкальный урок».
Учитель: Ребята, давайте мы друг другу подарим улыбку как залог
нашего хорошего настроения и пожелаем каждому реализоваться в процессе
урока.
2.Активизация внимания. Постановка проблемы.
Звучит колокольный звон Троице-Сергиевой Лавры
У: «Много лет живете вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть и что нельзя простить…»
- Догадались, чему будет посвящён наш урок? (ответы)
-Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению –
колокольному звону.
Учитель:
Колокольные звоны плывут над Россией,
Разгоняя все беды, над раздольем летят.
Колокольного звона не сыщешь красивей,
Об истории русской звоны те говорят.
Сформулируйте тему урока (ответы детей)
- А можем ли мы услышать колокольный звон в картине художника? (да)
- Тема нашего полугодия как звучит? (Музыка и изобразительное искусство)
- Скорректируйте тему урока «Колокольность в музыке и изобразительном
искусстве». (Слайд 2)
Актуальна ли эта тема в наши дни? (ответы детей)
3. Актуализация знаний.
У: - Как вы думаете, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?
- Колокольный звон - это новое явление или нет?
- А вы все знаете об истории колокола, какие колокольные звоны
есть? (нет).
Цель урока
– знакомство с колокольным звоном как явлением
музыкального искусства. (Слайд 3)
4. Постановка задач к уроку
- Что бы вы хотели узнать на уроке? (исследовать, где и когда звучали
колокола, какое место занимают они в русской культуре, познакомиться с
историей колокола и его звучанием).
Наша
задача
сегодня
исследовать,
где
звучал
колокол,
виды
колокольного звона, какое место он занимает в русской культуре. (Слайд 4)
К уроку группа ребят получила задание: подготовить сообщения об
истории колоколов.
5. Совместное открытие новых знаний.
Узнаем,
когда
же
появились
первые
колокола?
Об
этом
нам
расскажет…
Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у
многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола
ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти
в Европу в IV веке.
Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в
X веке. На
протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан:
возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и
скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать.
Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали
неотъемлемой частью любого православного храма.На Руси отлив колоколов
сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера
сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в
своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по
качеству звона. А еще на огромных российских просторах, где селения
находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на
большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях. В
народе по-особому и с любовью, и гордостью относились к колоколам.
Колокола даже имели имена: Лебедь, Реут, Сысой. (Слайд 5)
-Ребята, а вы знаете о колоколах создано много легенд и сказаний.
Послушайте…
Легенда о колоколе
Святой Павлин однажды возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) и
присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Сказочной красоты
место очаровало его и он стал мечтать. Волшебные грезы понесли его мысль
вдаль, веки начали смыкаться, и тут, в полудрёме, он увидел ангелов. Они
спускались из облаков, парили вокруг и вместе с лёгким ветерком
раскачивали колокольчики за тонкие стебли. Колокольчики издавали нежные
серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Святой Павлин поспешил в
Нолу и заказал мастеру большую бронзовую копию полевого цветка. С тех
пор мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.
На итальянском языке слово «цветок» произносится как «компана». От этого
слова произошло название предмета, созданного монахом-компанелла, что
по-русски означает «колокольчик».
Стихотворение о колокольчике
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
Может быть, звонишь ты тоже
Но твой звон не слышен нам,
И понятен только пчёлам
Роще, травам и цветам.
( Р.Рождественский)
Колокола называют русским чудом. Для колоколов стали строить
специальные помещения – звонницы.
-А кто звонит в колокола? Как называют такого человека? (ответы
детей)
Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг
до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими
инструментами. Интересный факт: от сильного и частого звона звонари
нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие из них кладут в уши
круглые ягоды, например, рябины, калины или затыкают уши ватой.
Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством
ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.
(Слайд 6)
Учитель:
Колокольные звоны - это голос нашей Родины. Вы слышали
колокольные звоны? Одинаково ли они звучат?
Колокола звучат по-разному. Колокола звонят и по трагическим
событиям, и по праздничным, торжественным мероприятиям. Отсюда и
появились различные виды колокольного звона, где каждый из них имеет
свое название и значение. Различают три основных вида звона.
Благовест – одиночные удары в большой колокол. Звон, именуемый
благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения.
(Слайд 7)
Трезвон – одновременный звон во все колокола. Трезвон выражает
особую радость, торжество. Отсюда пошла поговорка «Трезвонить во все
колокола». (Слайд 8)
Набат – колокольный звон особого строя, означающий тревогу. В
набатный колокол звонят во время пожаров, бедствий. (Слайд 9)
У: Прослушайте эти три вида и по характеру звучания определите,
какой вид звона звучит. Работа в парах.
Учитель:
Колокольный звон был предметом воспевания в разных
областях искусства, в том числе и в русской классической музыке. Один
эпизод из кантаты С.Прокофьева вы уже слышали. В начале 20 века русский
композитор С.В.Рахманинов написал сюиту для 2 фортепиано из 4 частей.
Навеяна она ему воспоминаниями детства. Сейчас мы прочитаем
воспоминания композитора о его детских впечатлениях после посещения
Новгородского Софийского собора. (учебник стр.108). (Слайд 10)
Учитель: а теперь мы послушаем 3-ю часть из сюиты - фантазии
С.Рахманинова. Что вам напоминает звучание фортепиано? (колокольный
звон).
Какой
характер
музыки?
Какие
средства
музыкальной
выразительности
помогают
раскрыть
его?
Работа
в
парах.
(ровный,
однообразный ритм, медленный темп, негромкие звучности, минорный лад.)
А также многократно повторяющееся нисходящее мелодическое движение
всего 4-х звуков. Давайте мы их исполним.
Учитель: на что похожи эти 4 ноты?
Ученик: на слёзы, возникает чувство какой-то потери, горя.
Учитель: вот почему композитор назвал эту часть «Слёзы».
Учитель: это просто плач, или это тяжёлые слёзы?
Ученик: это «серебряные» слёзы.
Учитель: и это «серебро» передано в звучании фортепиано.
Учитель: а вот как поэт Ф.Тютчев передаёт эти чувства в своём
произведении, послушайте.
(Учитель читает стихотворение Ф.Тютчева (Слайд 11)
Учитель: а сейчас прослушаем заключительную часть сюиты.
Слушание 4-й части сюиты - фантазии
Учитель:
что произошло с « 4-мя серебряными плачущими нотами» в
финале сюиты? Как звучит колокольный напев? Работа в парах.
Ученик: музыка этой части торжественная, радостная, ликующая, быстрый
темп, яркая динамика.
Контрастны ли эти части? (да) Яркий контраст 3-й и 4-й частей сюиты
обусловлен контрастными картинами русской жизни.
Учитель: заключительную часть сюиты композитор так и назвал «Светлый
праздник». Вот как пишет об этом празднике поэт А. Хомяков. (стр.109)
(Слайд 12)
- Какому православному празднику посвятил произведение Рахманинов,
назвав 4 часть «Светлый праздник»? (Пасхе, Воскресению Христову)
- В данном произведении посредством фортепиано было передано звучание
колоколов.Как называется такое явление в музыке? Это явление в музыке
называется ИМИТАЦИЯ. (Слайд 13)
Физминутка «Дружные колокола»
1 ряд - большие колокола - «Бом-бом»- покачивают туловище;
2 ряд - средние колокола - «Бим- бом»- движение руками;
3ряд - малые колокола – «Тили- бом» - потрясти кистями рук.
Исполнить трезвучие (одновременно звонят колокола)
У: - Не только музыканты, писатели, но и художники обращались к
теме колокольного звона.
- Перед вами три репродукции картины известного художника Исаака
Левитана. Что объединяет эти картины? (церковь, природа, вода, широта
русской природы). (Слайд 14)
- Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).
- Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку
к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения:
песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).
- Я предлагаю вам послушать песню, и подумать: какой картине она
созвучна?
(Слушают «Вечерний звон»).
- Как вы думаете, как называется песня? («Вечерний звон».)
- Да, это русская народная песня «Вечерний звон».
- А какую картину можно назвать также 1, 2 или 3?
Могла бы эта песня для художника стать импульсом к написанию
картины? Выберите созвучные смыслу картины строки из песни. (работа в
парах).
-Есть ли что-то удивительное в исполнении песни? (да, голоса
изображают звучание колоколов)
- Чем похожи эти произведения?
- (Общие черты: одинаковое название; созданы русскими авторами;
близки по настроению; звон колоколов)
-Какова основная тема этих произведений? (Красота русской природы;
любовь к Родине)
Учитель: музыку колоколов мы можем услышать не только в церкви, в
произведениях русских классиков, но и в кино. Какую песню мы знаем?
Композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин написали «Песню о колоколах»
для х/ф «Приключения Электроника». (Слайд 15)
Учитель: эту песню мы сейчас с вами исполним.
А теперь примите певческую установку. Дыхание в этой песне берётся по
фразам, не поднимая плеч, через нос, побольше, т.к. умеренный темп требует
хорошего вдоха, чтобы хватило на всю фразу.
Учитель: ребята, а как сделан верх в церкви?
Ученик: куполом.
Учитель: в этой песне необходимо звучание гласных округлить, чтобы у нас
получился округлый и полётный звук. Мы тоже сделаем во рту купол, когда
будем петь гласные у- о- а. Вот такой собранный, красивый звук должен
оставаться при дальнейшем исполнении песни.
Передайте в своём исполнении радость, счастье, хорошее настроение.
Исполнение «Песня о колоколах»
Учитель:
Колокольный звон стал неотъемлемой частью жизни
человеческого
общества
и
воспринимается
как
нечто
возвышенное,
неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого
существования. В настоящее время к колоколам , как части истории нашей
страны, приковано внимание первых лиц нашего государства. Кто нашел
интересные факты об этом событии, расскажите.
Экс-президенту России Д.Медведеву, приехавшему на празднование
1150-летия Великого Новгорода, предложили первому ударить в двухтонный
колокол «Благовест». Он трижды ударил в колокол, после чего зазвонили все
колокола Новгородского кремля.
В настоящее время специально устраивают праздники колокольной
музыки в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России».
Психологи утверждают, что «контакт» с колокольным звоном делает
общительным даже замкнутого человека. Ученые установили реальный факт,
что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.
Говорят, когда звонишь в колокол, душа светлее становится.
Сегодня мы с вами приоткрыли заветную дверцу и заглянули в историю,
погрузились в таинственный мир колокольного звона, который можно
назвать голосом Вечности.
У: - Каким образом история колокольных звонов отразилась в русской
культуре?
(Россия - страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям.
- Зодчими строились храмы с колокольнями.
- Художники писали картины с образом колоколов.
- Поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы.
- Композиторы писали произведения о колокольных звонах, отражая
собственное восприятие музыки.)
А сейчас вы побудете в роли поэтов. Сочините стихотворение по
алгортитму. (Синквейн) (Слайд 16)
Рефлексия: реализованы ли цель и задачи урока, которые вы ставили
перед собой?
Закончите предложение. (Слайд 17)
Говорят: икона – это молитва в красках, храм – это молитва в
камне, колокол и колокольный звон – молитва в звуке.
Я желаю всем, чтобы у каждого в душе всегда звучал самый светлый
колокольчик. Если вам светло и радостно, позвоните в колокольчик.
Звучат, гудят, поют колокола,
Звоня столетьям, дням и годам!
То - Небо разговаривает и Земля
В мороз и зной - в любую непогоду!
Домашнее задание: найдите в Интернете и выпишите названия песен,
в
которых
говорится
о
колоколах
и
колокольном
звоне,
а
также
стихотворения о колоколах и колокольном звоне. Приготовьте их для
выразительного чтения.
У: Спасибо за урок. (Слайд 18)