Автор: Габриилова Анастасия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Пушкино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игровые технологии на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование
Игровые технологии
на уроках окружающего
мира
В современных условиях бурного развития начальной
школы, появления альтернативных программ и систем
обучения возможно работать творчески – уроки
проводить разнообразно и увлекательно.
Для формирования положительной мотивации на
уроках, необходимо применение дидактических игр.
ЗАДАЧИ
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
1.
Осуществляет более свободный, психологически
раскрепощённый контроль знаний.
2.
Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
3.
Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и
дифференцированным.
РЕЗУЛЬТАТ
В результате применения методов игрового
обучения достигаются следующие цели:
1.
Стимулируется познавательная деятельность
2.
Активизируется мыслительная деятельность
3.
Самопроизвольно запоминаются сведения
4.
Формируется ассоциативное запоминание
5.
Усиливается мотивация к изучению предмета
«ЭХО»
Тема: «Окружающий нас мир» 2 класс.
Применяется на этапе проверки домашнего задания.
Дети работают в паре. Один – называет живой
предмет, другой – неживой предмет.
«КУБИК»
Тема: «Наша Родина: от Руси до России» 3 класс.
На гранях кубика написаны имена правителей: Иван
Грозный, Петр I, Екатерина II, Николай II, Владимир
Красное Солнышко, Владимир Мономах.
Ученик бросает кубик. Верхняя грань указывает, о
каком правителе ему нужно рассказать.
«РИСУНОК В КВАДРАТЕ»
Тема: «О витаминах» 2 класс.
Ученик получает таблицу-квадрат на 9 слов и заполняет её.
Учитель произносит слово (продукт), ученик вписывает букву
(название витамина, который содержится в данном продукте)
А
морковь
С
капуста
В
Хлеб
С
лимон
С
лук
С
Шиповник
D
рыба
С
чеснок
А
сыр
A
C
B
C
C
C
D
C
A
«ГРАФИК»
Тема: «Животные» 3 класс.
Обучающиеся строят в тетради оси Х и У. Отмечают буквой П на оси У
позвоночное животное и буквой Б – беспозвоночное животное.
Отмечаем точкой на графике принадлежность животного к одной или
другой группе. Выстраивается график. Проверка по эталону на доске.
Червь, шмель, волк, улитка, кальмар, тигр, карась, бабочка и т.д.
Б
П
«МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Тема: « Дыхательная система» 4 класс.
В конверте карточки с названиями внутренних
органов:
гортань, почки, сердце, легкие, артерии, мочевой
пузырь, носовая полость, вены, мочеточники, трахея.
Ученику нужно смоделировать как работает
дыхательная система.
«МУДРЕЦ»
Тема: «Наша Родина: от Руси до России» 3 класс.
Один участник – мудрец, другой его спрашивает,
что означает слово… (слова записаны на карточках,
второй ученик достает их из волшебного сундучка)
Слова: княжество, эпоха, император, революция,
ханство, венчание на, царство, пьедестал,
забастовки.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тема: «Города России»
Задание выполняется в паре или индивидуально.
Вы прекрасно знаете, какое задание задала мачеха
Золушке, а сама уехала на бал. Вот и вам предстоит
сейчас перебрать «фасоль»: в одну корзинку –
название достопримечательностей Санкт-
Петербурга, а в другую – Великого Новгорода.
Петропавловаская крепость, Зимний дворец, Летний сад,
Эрмитаж, собор святой Софии, Кремль, изделия ремесленников.
«КОСМИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»
Тема: «Солнечная система» 3 класс
Книги в библиотеке стоят в определённом
порядке. У планет Солнечной Системы тоже
есть свой порядок. Расположите планеты по
порядку. (Названия планет лежат в
конверте)
«ПАРЫ»
Тема: «Природные зоны» 4 класс
Соотнесите название растений (животных или климатических
условий) с природными зонами.
Например, ягель – Тундра; белый медведь – Арктика; густые
хвойные леса – Тайга; рысь – смешанные и
широколиственные леса; тёплое сухое лето, холодная зима и
мало осадков – степь; большое количество соли в почве –
пустыня; кипарис – субтропики.
! Названия зон записаны на доске, а слова – на карточках.
«СЫЩИК»
Тема: «Органы чувств» 4 класс.
Загадывается орган, состоящий из наружного слоя;
внутреннего слоя; подкожного слоя, богатого
жиром. (кожа)
Загадывается орган, состоящий из особых
чувствительных клеток, которые умеют различать
свет и тень, разные цвета. (глаз)
Загадывается орган, состоящий из барабанной
перепонки, слуховой косточки. (ухо)
«АКРОСОЧИНЕНИЕ»
Универсальная дидактическая игра, которая подойдет
для любой темы.
Акростих (от греч. «крайний») — это
форма стихотворения, в которой начальные буквы
стихотворных строк образуют определенное слово или
фразу.
Выбирается любое понятие и записывается в столбик.
Эта планета живая - наш дом.
Кто здесь хозяин и кто управдом?
Окна не мыты, загажен подъезд,
Лампы разбиты, фасад пооблез.
Остановитесь! Вам люди кричу.
Гибнет природа и я не шучу.
И почему же жильцам невдомек?
Я полагаю, что мир стал жесток.
Не секрет, что уроки окружающего мира в большей
степени, чем другие предметы, требуют наглядности для
лучшего усвоения материала. Компьютер с его
неограниченными возможностями позволяет
использовать наглядность еще более качественно и
эффективно: иллюстрирует авторский текст, помогает
увидеть своими глазами необыкновенные растения и
животных, отправиться в увлекательные путешествия.
Интерактивный кроссворд
«ФРУКТЫ»
А
П
Е
Л
Ь
С
И
Н
Я
Б
О
К
О
И
А
М
Л
О
Н
Б
Н
Н
А
Л
А
В
1
1
6
6
2
2
3
3
А
Н
Н
А
С
5
5
Е
П
К
И
Р
9
9
Р
Г
Ш
У
7
7
Р
Г
Н
А
Т
8
8
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
Откусишь – сладко…
Фрукт оранжевого цвета –
Словно солнце жарким летом!
Сходим с мамой в магазин,
Купим сочный …
Л
Надежно спрятан в кожуре,
Хорошо растёт в жаре,
Любимый фрукт у обезьян -
Это желтенький…
Фрукт похож на шишку ели,
Мы рискнули — шишку съели...
Самый лучший, высший класс —
Спелый, сочный …
Шар с короной, толстокож,
На шкатулочку похож -
В нем рубинов спрятан клад.
Этот странный плод - …
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень…
Фрукт на ощупь бархатный.
Ароматный, сахарный.
Ты съешь его и посмотри –
Большая косточка внутри!. ..
4
4
Что за барышня такая
Смотрит с ветки, не моргая.
Синий сарафан на диво.
Догадались? Это - ...
На мне «лампочки» висят,
Но они съедобны.
Есть и имя у девчат -
На моё подобно….
СПАСИБО!
ВЫВОД
Современные образовательные технологии,
рассматриваемые как один из компонентов целостной
системы обучения, не только облегчают доступ к
информации, но и позволяют по-новому организовать
взаимодействие всех субъектов обучения, построить
образовательную систему, в которой ученик – активный и
равноправный участник образовательной деятельности.
Спасибо за внимание!