Напоминание

РЕЧЬ И МУЗЫКА- ВЗАИМОСВЯЗЬ


Автор: Елена Витальевна Холодняк
Должность: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Учебное заведение: МАДОУ "ЦЕНТР-ДЕТСКИЙ САД №204"
Населённый пункт: КРАСНОДАР
Наименование материала: РЕЧЬ И МУЗЫКА - ВЗАИМОСВЯЗЬ
Тема: РЕЧЬ И МУЗЫКА- ВЗАИМОСВЯЗЬ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыка и речь тесно взаимосвязаны

Речевая функция является одной из важнейших психических функций

человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы

познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Значение слов уже само по себе является обобщением и в связи с этим

представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи - от ее

содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет

личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи

детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов

общеобразовательной работы в детском саду. В последнее время в

дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и

преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание.

Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов

возможно преодоление имеющихся у детей дефектов. ого нарушения и в

конечном итоге, социальной реабилитации людей. Музыкальные занятия и

двигательные упражнения сами по себе тренируют мозг, подвижность

нервных процессов. И любая музыкальная деятельность является для ребенка

одним из самых привлекательных видов детской деятельности - игрой,

возможностью проявить и выразить свои эмоции и энергию. Пение дает так

же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных

звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных

звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить

слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство

детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным

средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не

осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их

снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять

фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это,

конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка пропеть (например: «Да-

дэ-ди-до-ду», «На-ра-рим-пам-пам»). Пение помогает развитию даже навыка

чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится

припевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют

определенные слоги. Есть и другие примеры того, как пение способствует

развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса

ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только

на занятиях в детском саду, но и дома, с вашей помощью, дорогие мамы,

папы, бабушки, дедушки. Все части музыкального занятия способствуют

развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и

плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами

выразительности. Музыка развивает способность различать звуки на слух,

развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами,

движениями и жестами.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с

задержкой психического развития ЗПР. Это связано с тем, что характерные

для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и

личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности

двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции

специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением

опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических

функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей,

снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие.

Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручноЙ и

артикуляционной моторики ребенка. С помощью музыкального ритма можно

установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка.

Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и

пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают

психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового

поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью

музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю

собранность, а так же развивают речь. Коррекционно-развивающее занятие

"Коррекционная ритмика" является эффективной и адекватной формой

проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании

музыки, движения и слова ( речи).

Одной из основных задач в комплексном педагогическом воздействии на лиц

с речевыми и интеллектуальными расстройствами, является формирование,

развитие и коррекция речевой функциональной системы с учетом

особенностей личности и поведения. С помощью элементов логоритмики,

используемых на музыкальных занятиях, дети с речевой патологией

усваивают знания в области музыкальной культуры, музыкального

восприятия и впечатлительности... Воспитательные задачи этих занятий

разнообразны:

1.Воспитание и развитие способности ощущать в музыке, движениях и речи

ритмическую выразительность.

2.Воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения

ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е.

воспитание умения проявлять свои художественно-творческие способности

.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с помощью особых приемом

и «технологий» на музыкальных занятиях можно воспитывать не только

эстетическое чувство и приобщать ребенка к культуре и искусству, но, и

возможно развивать голос, чувство ритма, интонацию и выразительность

речи, что является специфичным для детей с нарушениями речевого

развития.



В раздел образования