Автор: Елена Витальевна Холодняк
Должность: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Учебное заведение: МАДОУ "ЦЕНТР-ДЕТСКИЙ САД №204"
Населённый пункт: КРАСНОДАР
Наименование материала: РЕЧЬ И МУЗЫКА - ВЗАИМОСВЯЗЬ
Тема: РЕЧЬ И МУЗЫКА- ВЗАИМОСВЯЗЬ
Раздел: дошкольное образование
Музыка и речь тесно взаимосвязаны
Речевая функция является одной из важнейших психических функций
человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы
познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Значение слов уже само по себе является обобщением и в связи с этим
представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи - от ее
содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет
личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи
детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов
общеобразовательной работы в детском саду. В последнее время в
дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и
преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов
возможно преодоление имеющихся у детей дефектов. ого нарушения и в
конечном итоге, социальной реабилитации людей. Музыкальные занятия и
двигательные упражнения сами по себе тренируют мозг, подвижность
нервных процессов. И любая музыкальная деятельность является для ребенка
одним из самых привлекательных видов детской деятельности - игрой,
возможностью проявить и выразить свои эмоции и энергию. Пение дает так
же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных
звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных
звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить
слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство
детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным
средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не
осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их
снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять
фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это,
конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка пропеть (например: «Да-
дэ-ди-до-ду», «На-ра-рим-пам-пам»). Пение помогает развитию даже навыка
чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится
припевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют
определенные слоги. Есть и другие примеры того, как пение способствует
развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса
ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только
на занятиях в детском саду, но и дома, с вашей помощью, дорогие мамы,
папы, бабушки, дедушки. Все части музыкального занятия способствуют
развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и
плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами
выразительности. Музыка развивает способность различать звуки на слух,
развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами,
движениями и жестами.
Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с
задержкой психического развития ЗПР. Это связано с тем, что характерные
для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и
личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности
двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции
специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.
Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением
опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических
функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей,
снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие.
Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручноЙ и
артикуляционной моторики ребенка. С помощью музыкального ритма можно
установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка.
Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и
пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают
психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового
поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью
музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю
собранность, а так же развивают речь. Коррекционно-развивающее занятие
"Коррекционная ритмика" является эффективной и адекватной формой
проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании
музыки, движения и слова ( речи).
Одной из основных задач в комплексном педагогическом воздействии на лиц
с речевыми и интеллектуальными расстройствами, является формирование,
развитие и коррекция речевой функциональной системы с учетом
особенностей личности и поведения. С помощью элементов логоритмики,
используемых на музыкальных занятиях, дети с речевой патологией
усваивают знания в области музыкальной культуры, музыкального
восприятия и впечатлительности... Воспитательные задачи этих занятий
разнообразны:
1.Воспитание и развитие способности ощущать в музыке, движениях и речи
ритмическую выразительность.
2.Воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения
ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е.
воспитание умения проявлять свои художественно-творческие способности
.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с помощью особых приемом
и «технологий» на музыкальных занятиях можно воспитывать не только
эстетическое чувство и приобщать ребенка к культуре и искусству, но, и
возможно развивать голос, чувство ритма, интонацию и выразительность
речи, что является специфичным для детей с нарушениями речевого
развития.