Автор: Маркелова Елена Анатольевна
Должность: заместитель директора по бж
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 25"
Населённый пункт: г. Киселёвск, Кемеровская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Программа обучения учащихся правилам дорожного движения"
Раздел: среднее образование
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа 25»
Киселёвского городского округа
ПРОГРАММА
обучения учащихся правилам дорожного движения
«ВИРАЖ»
(для учащихся 1-11 классов)
Автор:
Маркелова Елена Анатольевна,
учитель основ безопасности
жизнедеятельности
3
Паспорт программы
Наименование
программы
Дополнительная общеразвивающая программа по ПДД «Вираж»
Основные
разработчики
программы
Маркелова Елена Анатольевна, учитель основ безопасности
жизнедеятельности
Цель и задачи
программы
Цель:
содействие
формированию
у
учащихся
сознательного
и
ответственного
отношения
к
вопросам
личной
безопасности
и
безопасности
окружающих
участников
дорожного
движения.
Расширение системы знаний и практических навыков безопасного
поведения на дорогах.
Задачи:
Обучающие:
- расширить общий кругозор по проблеме безопасного поведения
на улицах и дорогах;
- изучить Правила дорожного движения для пешеходов и
пассажиров на основе формирования умений и навыков
безопасного поведения на дороге;
- сформировать практические умения для пешеходов;
- научить прогнозировать свое поведение- как участника дорожного
движения;
- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию
первой медицинской помощи;
- продолжить освоение детьми и подростками, с учетом их
возрастных особенностей, наборов терминов и понятий,
используемых в дорожном движении, способствующих
дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения
на дорогах.
Развивающие:
- продолжить работу по развитию навыков управления
велосипедом в условиях дорожного движения;
- способствовать развитию самостоятельности и умения
рационально организовывать свою деятельность в процессе
дорожного движения;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-
транспортной ситуации; логическое и пространственное
мышление, воображение, память.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся дисциплинированность и
ответственность за свои действия на дороге;
- формирование культуры участника дорожного движения
Сроки реализации
программы
2014-2019г.г.
Исполнители
программы и
основных
мероприятий
Педагоги, обучающиеся, родители, межведомственные
организации
Ожидаемые
конечные результаты
В - обучающийся, владеющий основами личной безопасности, знаток
ПДД – это психологически и физически готовый к любой ситуации
проекта
на дороге;
- сокращение количества ДТП с участием обучающихся;
П - повышение уровня практических навыков, относящихся к сфере
обеспечения дорожной безопасности;
Т - тесное сотрудничество со структурными ведомствами,
обеспечивающими безопасность личности.
Целевая группа
проекта
Педагоги, обучающиеся, родители, межведомственные
организации, общественность
5
Пояснительная записка
Современное общество ставит перед образованием вполне конкретную
цель: развитие человека, способного адаптироваться в жизни. При этом
первоочередной задачей является сохранение самого ценного: здоровья и
жизни ребёнка.
Ни для кого не секрет, что на дорогах России ежегодно гибнет большое
количество людей, немало среди них и детей. Сократить эти цифры , помимо
усиления административных и штрафных санкций, можно было бы и за счет
воспитания "нового" общества, уважающего дорогу и выполняющего ПДД.
На дорогах нашей Кемеровской области ежегодно погибает более 700
человек, 5000 получают травмы и увечья. Сводки о ДТП, которые ежедневно
поступают в Управление ГИБДД Кемеровской области просто устрашающие.
Суммированные цифры складываются в картину катастрофы, перед которой
бледнеют потери, связанные со стихийными бедствиями. Каждый год в
стране в автокатастрофах исчезает в мирное время население целого города
масштаба районного центра: погибает около 25 – 30 тысяч человек и 900
человек получают ранения.
Преподавание ПДД в школах - способно при правильной организации и
подходе решить поставленную выше задачу. А значит, школы нуждаются в
эффективной программе, которая бы удовлетворяла все требования ГИБДД,
Министерства образования, была бы интересна для соответствующих
возрастных групп. При этом учитывала и то, что родители, помогая ребенку
лучше разобраться в аспектах ПДД и поведения на дороге, могли бы узнавать
для себя что-то новое или, что не менее важно, повторить уже имеющиеся
знания.
Помочь педагогам в работе по формированию у обучающихся
дорожной культуры поведения может оказать дополнительная развивающая
программа «Вираж». Программа адресована обучающимся 1-11 классов. Для
каждого класса представлено тематическое планирование и содержание в
объёме 10 часов. Выбор тем и их содержание обусловлены возрастными
особенностями детей, соотносится с их опытом и потребностями.
6
Актуальность создания программы
Анализ дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной
причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том
числе - детей.
80 % происшествий произошли в радиусе одного километра от их дома.
То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия
движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров,
заведомо опасные участки.
Из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают
увечья по-прежнему, большей частью в непосредственной близости от дома.
Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного
движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей
части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего и среднего
возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется
это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим
поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до
приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные
возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась
способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро
меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на
дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у
другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на
детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего
воспитания и обучения ребёнка правилам дорожной грамоты
В соответствии с проблемами дорожной безопасности выдвинута следующая
гипотеза: реализация программы будет эффективной, если:
осуществляется сквозная интеграция в учебно – воспитательной
деятельности по вопросам дорожной безопасности;
обеспечивается связь общеобразовательного учреждения с
межведомственными организациями;
создаются условия для реализации системы по формированию
культуры безопасности участников дорожного движения.
Новизна программы состоит в следующем:
- разработаны педагогические основы деятельности школы по
вопросам дорожной безопасности;
- реализация программы основана на следующих принципах и
подходах:
1. Деятельностный – формирование личности ученика и продвижение
его в развитии в процессе собственной деятельности.
7
2. Непрерывности – организация обучения, при которой результат
деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало
следующего этапа.
3. Вариативности – развитие у учащихся вариативного мышления,
понимания возможности различных вариантов решения проблемы и
выбор оптимального из них.
4. Целостности – формирование обобщённого, целостного
представления о дорожной грамоте.
Цель дополнительной образовательной программы: Формирование у
учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной
безопасности и безопасности окружающих- участников дорожного движения.
Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения
на дорогах.
Задачи:
Обучающие:
- расширить общий кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах
и дорогах;
- изучить Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров на
основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
- сформировать практических умения для пешеходов;
- научить прогнозировать свое поведение- как участника дорожного
движения;
- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой
медицинской помощи;
- продолжить освоение детьми и подростками, с учетом их возрастных
особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном
движении, способствующих дальнейшему успешному усвоению основ
безопасного поведения на дорогах.
Развивающие:
- продолжить работу по развитию навыков управления велосипедом в
условиях дорожного движения;
- способствовать развитию самостоятельности и умения рационально
организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации; логическое и пространственное мышление, воображение, память.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои
действия на дороге;
- формирование культуры участника дорожного движения.
Ожидаемые результаты:
- обучающийся, владеющий основами личной безопасности, знаток ПДД –
это психологически и физически готовый к любой ситуации на дороге;
8
- сокращение количества ДТП с участием обучающихся;
- повышение уровня практических навыков, относящихся к сфере
обеспечения дорожной безопасности;
- тесное сотрудничество со структурными ведомствами, обеспечивающими
безопасность личности.
Нормативно – правовые документы:
Конституция Российской Федерации(последняя редакция).
Федеральный Закон «Об образовании»
Федеральный
закон
от
10.12.
1995г.
ФЗ
№
196
«О
безопасности
дорожного движения»
Распоряжение
Правительства
РФ
от
20.02.2006г.
№100
«Об
утверждении
Федеральной
целевой
программы
«Повышение
безопасности дорожного движения в 2006-2012годах»
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного
движения в 2006-2012годах»,
Правила дорожного движения РФ, 2008г. (с изменениями)
Учебный план общеобразовательного учреждения
Учебные программы по курсу ОБЖ, ПДД
Положение об отряде юных инспекторов движения
Научно – методическое обеспечение:
Государственный образовательный стандарт.
Учебный план и учебные программы.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков
ПДД.
Учебники по ОБЖ.
Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
Контроль за реализацией программы:
Проверка заполнения журналов.
Проведение диагностических работ по изучению ПДД.
Анализ сводок ГИБДД.
Анализ результатов олимпиад.
Посещение уроков и внеклассных мероприятий.
Обучение в рамках данной программы осуществляется по следующим
направлениям:
- организационная работа;
9
- учебная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- методическая работа.
Организационная работа направлена на обеспечение оптимальных условий для
обучения и воспитания обучающихся. В рамках данного направления имеется
кабинет ОБЖ, оснащённый следующими материально – техническими
средствами:
1)
наглядными пособиями, обеспечивающими полноту занятий по изучению
ПДД (тематические плакаты, таблицы, учебные видеофильмы,
информационно- методические уголки);
2)
комплектом обучающих таблиц – плакатов по основам медицинских знаний,
средствами оказания первой медицинской помощи (носилки, комплект шин,
медицинская аптечка).
Следующее направление – учебная работа-включает в себя, прежде всего,
содержание программного материала по разделам курса ОБЖ, где изучаются
вопросы профилактики ДДТТ:
- безопасность и защита человека в опасных ситуациях техногенного
характера(ДТП);
-основы медицинских знаний (первая медицинская помощь пострадавшим в
результате ДТП).
Обучение по указанным разделам предполагает формирование у
обучающихся умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Кроме того, нравственную, правовую, психологическую, медицинскую
подготовку.
Важнейшим звеном формирования культуры безопасности участников
дорожного движения является урок:
интегрированные уроки (ОБЖ – география- изобразительное
искусство);
ролевые игры;
10
Учебные экскурсии в рамках проведения городской акции «Засветись»
учебные экскурсии;
практические занятия;
Практическое занятие «Водитель, остановись!»
групповые консультации.
Чтобы сделать процесс обучения ПДД интересным для детей, используются
педагогические технологии, которые предполагают разрешение
противоречивых нестандартных ситуаций:
Игровые технологии, активизирующие деятельность обучающихся,
позволяют мобилизовать знания, навыки, суметь вжиться в ситуацию,
оценить обстановку, найти правильное решение в дорожных ситуациях.
Технологии проблемного обучения придают обучению поисковый и
исследовательский характер, способствующий самостоятельному
поиску решений и выработке алгоритма безопасного поведения.
11
Технологии интегрированного обучения представляют собой
интеграцию знаний и опыта деятельности ребёнка при взаимодействии
его с окружающей средой.
Интегрированный урок «ПДД в русском языке»
В работе использую следующие методы обучения:
- по источнику передачи и восприятия учебной информации –
перцептивные (словесные, наглядные, практические);
- методы стимулирования (метод познавательных игр, методы создания
ситуаций новизны, занимательности, методы устного и практического
контроля.
Методические приёмы:
- проблемно – поисковый;
- обобщения;
-систематизации, конкретизации.
Виды учебной деятельности:
- парная работа;
- групповая работа;
- коллективная работа;
- индивидуально – обособленная или самостоятельная работа.
Конечно, урок – важнейшее звено воспитательной работы с обучающимися.
Но, если, потенциал урока не будет развит и приумножен во внеурочной
12
работе с обучающимися, то не может быть никакой речи о целостности в
работе.
Для обучающихся рекомендуется проведение профилактики ДДТТ во
внеурочное время в следующих формах:
1.Беседы;
2.Викторины;
3.Олимпиады;
4.Соревнования с привлечением обучающихся старшего звена;
Помощь ребят 9-10 классов в изготовлении маршрутов «Школа-Дом-Школа»
для ребят начальной школы
5.Конкуры рисунков, творческих работ;
13
6.Участие в акциях, конкурсах;
Изготовление световозвращающихся элементов для детей начальной школы
7. Изготовление видеороликов;
Видеоуроки по изучению дорожной грамоты
8. Выпуск буклетов, памяток;
9. Работа отряда ЮИД.
14
Большую роль в формировании культуры безопасности на улицах и дорогах
играет семья. Именно в семье ребёнок приобретает опыт общения, учиться
любить и уважать окружающих. В школе родители включены в
воспитательно – образовательный процесс: созданы формирования из числа
родителей для дежурства на дорогах возле общеобразовательного
учреждения во время массовых мероприятий, участвуют в проведении
конкурсов, соревнований по предупреждению ДДТТ.
Организовано сотрудничество с межведомственными службами - ГИБДД,
автошколами.
Благодаря реализации мероприятий, проводимых в рамках данной
программы, количество обучающихся -нарушителей ПДД за последний 2014
– 2015 учебный год не выявлено.
15
Содержание образовательной программы
Тематическое планирование.
(1 класс)
№
занятия
Тема занятия
Количество часов
всего
теория
практик
а
1.
Мы по улице идём.
1
1
2.
Будь внимательным и осторожным.
1
1
3.
Опасности,
подстерегающие
на
улицах и дорогах.
1
1
4.
Элементы
дороги.
Пешеходные
переходы.
1
1
5.
Наши верные друзья на улицах и
дорогах.
1
1
6.
Дорожные знаки.
1
1
7.
Что такое перекрёсток.
1
1
8.
Правила пассажира в общественном
транспорте.
1
1
9.
Места для игр.
1
1
10.
Экскурсия «Я – пешеход»
1
1
16
Содержание
Тема 1. Мы по улице идём.
Рассказы о микрорайоне. Переход улицы. Безопасный путь. Помощь
взрослых. Разбор конкретных маршрутов.
Город,
поселок,
в
котором
мы
живем. Основные улицы в микрорайоне школы. Почему на улице опасно. Для
чего
надо
знать
и
выполнять
Правила
дорожного
движения.
Элементы
дороги:
проезжая
часть,
тротуар.
Безопасность
на
улице.
Как
правильно
ходить по тротуару, переходить дорогу. Наиболее безопасный путь в школу и
домой. Разбор конкретного маршрута. Один помогает другому (не можешь
сам перейти улицу – попроси взрослого помочь). Дисциплина на улице –
залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным!
Тема 2. Будь внимательным и осторожным
Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой дороге
осенью. Листопад.
Тема 3. Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах.
Город, в котором мы живем. Улица, тротуар, проезжая часть,
перекресток. Правила поведения на улицах.
Тема 4. Элементы дороги. Пешеходные переходы.
Название и назначение элементов городской дороги (проезжая часть,
тротуар, трамвайные пути). Назначение пешеходного ограждения.
Название и назначение элементов загородной дороги (проезжая часть,
обочина, кювет). Виды пешеходных переходов (подземный пешеходный
переход, надземный пешеходный переход, наземный пешеходный переход), и
их обозначения (дорожные знаки, дорожная разметка «зебра»).
Нерегулируемый пешеходный переход. Правила перехода дороги по
нерегулируемому пешеходному переходу.
5.Наши верные друзья.
Изучение правил ПДД и знаков. Дорожная разметка. Дорога с
односторонним и двусторонним движением. Дорожная разметка.
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных
средств. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
6.Дорожные знаки.
Назначение дорожных знаков для участников дорожного движения.
Знакомство с тремя группами дорожных знаков: предписывающие знаки,
предупреждающие знаки, запрещающие знаки. Назначение групп.
Движение согласно дорожным знакам.
17
7.Что такое перекрёсток.
Что такое перекресток? Движение транспортных средств на
перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы,
подаваемые водителями. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила
перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.
8.Правила пассажира в общественном транспорте.
Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской
маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси.
Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначение. Как правильно пройти на
остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров
автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе. Правила
перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса. 10. Поездка на
трамвае и других видах транспорта. Трамвайная остановка. Ее обозначение,
отличие трамвайной остановки от автобусной. Как правильно пройти на
трамвайную остановку. Правила поведения на трамвайных остановках.
Правила для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при выходе.
Правила перехода дороги после выхода из трамвая. Маршрутное такси. Его
отличие от маршрутного автобуса. Как правильно пользоваться маршрутным
такси. Правила пользования легковым автомобилем.
9.Места для игр.
Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в
транспорте. Места для игр и езды на самокатных средствах и т.д. Что делать,
если мяч выкатился на проезжую часть.
10.Экскурсия «Я – пешеход»
Город, в котором мы живем. Улица, тротуар, проезжая часть,
перекресток. Правила поведения на улицах. Это должны знать все. (Зачем
нужно знать правила безопасного поведения на дорогах? Как ходить по
улице группами?
Учащиеся знают:
правила перехода улиц по сигналам светофора;
правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходных
переходов и светофоров в зоне видимости;
правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;
18
правила движения индивидуально, группами и в колоннах. правила
езды на велосипеде.
Учащиеся умеют:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным
переходам, а также проезжую часть дороги;
безопасно вести себя по соседству с жилым домом (во дворе, в жилой
зоне, на тротуаре);
передвигаться в группе; дисциплинированно вести себя в
общественном транспорте;
ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за
препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов
перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги.
19
Тематическое планирование
(2 класс)
№
заняти
я
Тема занятия
Количество часов
всего
теория
практик
а
1.
Основные правила поведения учащихся
на
улице,
дороге.
Детский
дорожно-
транспортный травматизм.
1
1
2.
Движение
пешеходов
по
улицам
и
дорогам.
1
1
3.
Элементы улиц и дорог.
1
1
4.
Сигналы светофора и регулировщика.
1
1
5.
Правила перехода улиц и дорог.
1
1
6.
Перекрестки их виды
1
1
7.
Дорожные знаки.
1
1
8.
Обязанности
пассажиров.
1
1
9.
Правила
перехода
улицы
при
высадке
из транспортных средств
1
1
10.
Практические
занятия
и
игры
по
правилам
дорожного
движения
на
специально размеченной площадке или
на улице.
1
1
20
Содержание
(2 класс)
Тема 1. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Детский
дорожно-транспортный травматизм.
Повторение правил, изученных в 1 классе. Примеры ДТП в городе.
Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы.
Разбор
конкретных маршрутов учащихся в места массового скопления.
Тема 2. Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Соблюдение
правил
дорожного
движения
- залог
безопасности
пешеходов.
Движение
пешеходов
по
тротуару
и
обочине
дороги. Выбор
наиболее безопасного пути в школу.
Тема 3. Элементы улиц и дорог.
Дорожная разметка. Проезжая часть, тротуар. Ограждение тротуаров
от проезжей части. Главные части дороги: проезжая часть, обочина, кювет,
велосипедная и пешеходная дорожка. Дорожная разметка.
Тема 4. Сигналы светофора и регулировщика.
Назначение
светофора
и
его
сигналы.
Значение дополнительных
секций в светофорах. Пешеходные светофоры. Регулировщик. Положение и
жесты регулировщика.
Тема 5. Правила перехода улиц и дорог.
Места, где разрешается переходить улицы. Переход улиц по сигналам
светофора и регулировщика. Переход улиц с односторонним и двусторонним
движением. Пересечение загородной дороги.
Тема6.
Перекрестки
их
виды.
Сигналы,
подаваемые
водителями
транспортных средств.
Поведение
пешеходов
на
перекрестках.
Подача
водителями
предупредительных
сигналов световыми
указателями
поворотов
транспортных средств. Значение этих сигналов для пешеходов.
Тема 7. Дорожные знаки.
Предупреждающие,
запрещающие,
информационно-указательные,
сервиса.
Тема 8.Обязанности пассажиров.
Правила посадки и высадки из общественного транспорта. Правила
пользования городским и железнодорожном транспортом.
Тема 9.Правила перехода улицы при высадке из транспортных средств.
Переход улицы после высадки из общественного транспорта.
21
Тема
10.
Практические
занятия
и
игры
по
правилам
дорожного
движения на специально размеченной площадке или на улице.
Обучающиеся знают:
1. Проезжую часть дороги, её элементы.
2. Значение сигналов светофора.
4. Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки.
Обучающиеся умеют:
1. Применять свои знания правил дорожного движения на практике;
2. Правильно вести себя, оказавшись в экстремальной ситуации на проезжей
части;
3. Самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог;
22
Тематическое планирование
(3 класс)
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
всего
теория
практик
а
1.
Проезжая часть и её элементы.
1
1
2.
Перекрестки и их виды. Дорожная
1
1
разметка.
3.
Сигналы для регулирования
дорожного движения.
1
1
4.
Дорожные знаки и их группы.
1
1
5.
Правила перехода улиц и дорог.
1
1
6.
Тормозной
путь
транспортных
средств.
1
1
7.
Виды транспортных средств.
1
1
8.
Ты – велосипедист
1
1
9.
Остановочный
путь
и
скорость
движения
1
1
10.
Итоговое занятие.
1
1
23
Содержание
Тема 1. Проезжая часть и её элементы.
Интенсивность движения на улицах и дорогах. Скорость движения.
П р и ч и н ы дорожно-транспортного
травматизма.
Дисциплинированное
поведение на улицах.
Тема 2. Перекрестки и их виды. Дорожная разметка.
Перекресток - место пересечения улиц и дорог. Виды перекрестков:
трехсторонние,
четырехсторонние.
Основные
линии
дорожной разметки и
значение их для пешеходов
Тема 3. Сигналы для регулирования дорожного движения.
Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофора и
регулировщика и их значение.
Тема 4. Дорожные знаки и их группы.
Группы знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие,
предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной
информации. Значение знаков для пешеходов. Места установки дорожных
знаков.
Тема 5. Правила перехода улиц и дорог.
Места, где разрешается переходить улицы и дороги. Нерегулируемые и
регулируемые пешеходные переходы и перекрестки.
Тема 6. Тормозной путь транспортных средств.
Автомобиль и другие транспортные средства мгновенно остановить
нельзя. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность
перехода дороги перед близко идущим транспортом.
Тема 7. Виды транспортных средств.
Автомобили:
грузовые,
легковые,
специальные.
Их
назначение.
Автобусы и такси, трамваи и троллейбус-городской общественный транспорт.
Железнодорожный транспорт и его назначение.
Тема 8. Ты – велосипедист
24
История
велосипеда,
его
общее
устройство.
Что
нужно
знать
о
велосипеде для безопасной езды на нем. Где можно кататься на велосипеде до
14 лет.
Тема 9. Остановочный путь и скорость движения.
Скорость
движения
и
торможение
автомобиля.
Остановочный
и
тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в разное
время суток.
Тема 10. Итоговое занятие.
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на
улицах
и
дорогах,
проверка
знаний
учащихся
по
ПДД
и
безопасности
поведения на улицах.
Обучающиеся знают:
1.Название,
назначение
и
расположение
на
дорогах
дорожных
знаков,
дорожной разметки.
2.Опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или
городе в целом.
3.Начение сигналов светофора для транспорта и пешеходов.
виды автомашин специального назначения и особенность их движения.
4.Положения
регулировщика,
соответствующие
сигналам
светофора
для
участников дорожного движения.
5.Значения
сигналов,
подаваемых
водителями
транспортных
средств:
звуковые, световые, рукой.
Обучающиеся умеют:
1.Выбирать
безопасные
места
и
определять
условия,
обеспечивающие
безопасность
при
переходе
проезжей
части
дороги,
железнодорожного
переезда.
2.Определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома.
3.Пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного
поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в
салоне общественного транспорта.
4.Выполнять
условия,
обеспечивающие
безопасность,
на
остановке
маршрутных транспортных средств.
5.Выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных
средств.
25
Тематическое планирование
(4 класс)
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
всего
теория
практик
а
1.
Улица и дорога.
1
1
2.
Перекресток.
1
1
3.
Светофор.
1
1
4.
Труд водителя.
1
1
5.
Перевозка учащихся на транспорте.
1
1
6.
П р е д у п р е д и т е л ь н ы е
с и г н а л ы
водителя.
1
1
7.
П р а в и л а
п а с с а ж и р о в
в
общественном транспорте.
1
1
8.
Поездка за город.
1
1
9.
Места для игр.
1
1
10.
Итоговое занятие.
1
1
26
Содержание
Тема 1.Улица и дорога.
Правила движения пешеходов через улицы и дороги, правила перехода
загородной дороги. Дорога с односторонним и двусторонним движениями.
Тема 2. Перекресток.
Порядок перехода через перекресток. Регулируемый и нерегулируемый
перекрестки порядок перехода
Тема 3.Светофор.
Виды светофоров. Сигналы светофоров. Порядок движения по
сигналам светофора.
Движение группами по улицам и дорогам города. Правила движения на
улице группой. Переход регулируемого перекрестка группой. Переход
нерегулируемого перекрестка группой.
Тема 4.Труд водителя.
Виды автомобилей. Сложность в работе водителя.
Тема 5.Перевозка учащихся на транспорте.
Правила посадки в автомобиль (грузовой, автобус). Правила поведения
во время перевозки.
Тема 6.Предупредительные сигналы водителя.
Назначение световых сигналов на автомобиле. Подача световых
сигналов.
Подача сигналов велосипедистами. Подача звуковых сигналов.
Специальные сигналы (сирена, мигающий маяк).
Тема 7.Правила пассажиров в общественном транспорте.
Ситуации, связанные с пользованием общественного транспорта.
Переход дороги при движении на остановку и после выхода из
общественного транспорта. Необходимость приобретения билета на
транспорт.
27
Тема 8. Поездка за город.
Правила дорожного движения пешеходов в загородной зоне. Дорожные
мини – ловушки на загородной дороге.
Тема 9. Места для игр.
Места, разрешающие игры в микрорайоне проживания. Катание на
велосипедах, роликах, самокатах.
Тема 10. Итоговое занятие.
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на
улицах и дорогах.
Проверка знаний учащихся по ПДД и безопасности поведения на улицах.
Обучающиеся знают:
1. Правила безопасного перехода улиц и дорог с односторонним и
двусторонним движением транспортных средств;
2. Название, назначение дорожных знаков и места их установки;
3. Правила поведения пешеходов по сигналам регулировщика;
4. Основные и безопасные участки улиц и дорог в городе и за городом и
правила безопасного поведения на них пешеходов; правилам поведения
пассажиров в общественном транспорте;
5.Чем опасны улицы и дороги осенью и зимой, в дневное и вечернее время,
как должны вести себя пешеходы в этих условиях; где можно и где нельзя
играть детям, как безопасно играть в подвижные игры; правила безопасного
перехода широких улиц и дорог;
6. Тормозной путь, как он изменяется в зависимости от состояния проезжей
части и от скорости движения известных школьникам транспортных средств.
Обучающиеся умеют:
1.Самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с
регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;
2. Определять безопасные для пешехода расстояния до движущихся
транспортных средств;
3. Самостоятельно входить и выходить из общественного транспорта и
безопасно переходить улицу и дорогу в местах остановок общественного
транспорта; вежливо и этично вести себя в общественном и личном
транспорте
.
28
Тематическое планирование
(5 класс)
№
заняти
я
Тема занятия
Количество часов
всего
теория
практик
а
1.
Улица и дорога.
1
1
2.
Элементы улиц и дорог. От «бытовой привычки
– к трагедии на дороге».
1
1
3.
Правила пользования транспортом.
1
1
4.
Езда на велосипеде.
1
1
5.
Сигналы
светофора
с
дополнительными
секциями. Сигналы регулировщика.
1
1
6.
Дорожные знаки и их назначение.
1
1
7.
Дорожные знаки и их назначение.
1
1
8.
Перевозка учащихся на грузовых автомобилях
1
1
9.
Назначение дорожной разметки.
1
1
10.
Итоговое занятие.
1
1
29
Содержание
Тема 1. Улица и движение в нашем городе.
Правила дорожного движения.
Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Тема 2.Элементы улиц и дорог.
Дорога. Тротуар. Пешеходный переход
Тема 3. Правила пользования транспортом.
Виды транспорта. Железная дорога – зона повышенной опасности.
Тема 4. Езда на велосипеде.
Езда на велосипеде. Велосипедист – участник дорожного движения.
Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка велосипеда. Учебная езда на
закрытой площадке под наблюдением учителя или руководителя кружка.
Места для движения на велосипеде. Возрастной ценз на право управления
велосипедами при движении по дорогам. Дорожно-транспортные
происшествия с велосипедистами и меры по их предупреждению.
Тема 5. Сигналы светофора с дополнительными секциями. Сигналы
регулировщика.
Трехсекционные светофоры с одной и двумя дополнительными
секциями. Значение сигналов этого типа светофоров. Положение корпуса и
жесты регулировщика, их значение.
Тема 6.Дорожные знаки и их назначение.
7 групп дорожных знаков: предупреждающие, приоритета,
запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса,
дополнительной информации (таблички). Назначение дорожных знаков.
Места установки дорожных знаков.
Тема 7.Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.
Изучение правил безопасности при перевозке людей на грузовых
автомобилях. Организация посадки, высадки и движения. Поведение
учащихся.
Тема 8.Назначение дорожное разметки.
30
Назначение дорожной разметки и ее роль в регулировании движения
транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная
разметка.
Тема 9. Итоговое занятие.
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на
улицах и дорогах.
Проверка знаний учащихся по ПДД и безопасности поведения на улицах.
Учащиеся знают:
1.Этические нормы отношений и правила безопасного поведения пешеходов
и пассажиров на улице, дороге и в общественном транспорте.
2.Виды дорожной разметки: пешеходный переход, линии разделения
транспортных потоков и островка безопасности, места, где велосипедная
дорожка пересекает проезжую часть.
3.Значение жестов (сигналов) регулировщика.
4.Дорожные знаки, изученные в 1-5 классе, их назначение и места установки
на улицах и дорогах.
5.Правила перевозки людей в различных транспортных средствах и их
особенности.
6.Опасности, возникающие при движении пешеходов вдоль
железнодорожного полотна. Почему опасно играть вблизи железнодорожных
путей.
7. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Должны умеют:
1. Переходить улицу после выхода из общественного транспорта.
2.Оказывать помощь младшим школьникам в безопасном переходе улиц и
дорог.
3.Выполнить техническое обслуживание велосипеда.
4.Выполнять практическое вождение велосипеда на закрытой площадке.
5.Анализировать и оценивать правильность и безопасность поведения
участников дорожного движения на улицах и дорогах и общественном
транспорте.
31
Тематическое планирование
(6 класс)
№
заняти
я
Тема занятия
Количество часов
всего
теория
практик
а
1.
Правила дорожного движения (повторение).
1
1
2.
Движение транспортных средств.
1
1
3.
Остановочный путь транспортных средств.
1
1
4.
Назначение номерных, опознавательных знаков
и надписей на транспортных средствах.
1
1
5.
Поведение учащихся при дорожно-транспортном
происшествии (ДТП).
1
1
6.
Технические требования, предъявляемые к
велосипеду.
1
1
7.
Дополнительные требования к движению
велосипедистов.
1
1
8.
Движение групп велосипедистов.
1
1
9.
Изучение дорожных ситуаций, которые приводят к
дорожно-транспортным происшествиям.
1
1
10.
Итоговое занятие.
1
1
32
Содержание
Тема 1.Правила дорожного движения (повторение).
Повторение правил движения пешеходов по улицам и дорогам,
пользования маршрутными транспортными средствами (автобус, троллейбус,
трамвай).
Тема 2. Движение транспортных средств.
Скорость движения транспортных средств. Ограничение скорости. С
какой скоростью должен водитель вести автомобиль в населенном пункте, на
международных трассах? Что такое дистанция между автомобилями? Начало
движения и расположение транспортных средств при движении. Изменение
направления движения. Осветительные приборы на автомобилях и
мотоциклах. Правила пользования осветительными приборами.
Тема 3.Остановочный путь транспортных средств.
Время, необходимое для остановки транспортного средства.
Остановочный путь. Расчет остановочного пути. Факторы, влияющие на
величину остановочного пути.
Тема 4.Назначение номерных, опознавательных знаков
и надписей на транспортных средствах.
Номерные, опознавательные знаки и надписи на транспортных
средствах, их назначение. Места установки номерных знаков.
Опознавательные знаки к автопоезду, для автомобиля с ручным управлением,
учебного автомобиля. Обозначение буксирного троса при буксировке
транспортного средства на гибкой сцепке. Значение опознавательных знаков
для пешеходов. Меры предосторожности пешеходов при движении
буксирующего транспортного средства
.
Тема 5.Поведение учащихся при дорожно-транспортном происшествии.
Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного
происшествия. Вызов «скорой помощи». Возможность оказания первой
доврачебной помощи.
33
Тема 6.Технические требования, предъявляемые к велосипеду.
Осмотр велосипеда перед выездом. Подбор велосипеда по росту.
Неисправности велосипеда и их устранение.
Тема 7. Дополнительные требования к движению велосипедистов.
Возрастное ограничение для велосипедистов. Порядок движения по
проезжей части. Правила перевозки груза. Правила маневрирования, проезда
нерегулируемых перекрестков.
Тема 8.Движение групп велосипедистов.
Порядок движения по проезжей части улиц и дорог и на велодорожках.
Одежда велосипедистов. Действия руководителя колонны велосипедистов.
Тема 9. Изучение дорожных ситуаций, которые приводят
к дорожно-транспортным происшествиям.
Экскурсия по городу . Наблюдение за движением транспорта и
пешеходов, работой ГИБДД.
10. Итоговое занятие.
Проверка знаний учащихся по ПДД и безопасности поведения на улицах.
Тестирование.
34
Учащиеся знают:
1.Причины дорожно-транспортных происшествий в своем районе, городе и
меры по их предупреждению.
2.Остановочный путь транспортного средства, его составляющие. Факторы,
влияющие на их величину.
3.Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на
транспортных средствах. Обозначение автопоездов.
4.Особенности управления велосипедом днем, ночью и в сложных
метеорологических условиях.
5.Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшему в дорожно-
транспортном происшествии.
6.Этические нормы отношений и правила безопасного поведения пешеходов
и пассажиров на улице, дороге и в общественном транспорте.
7.Скоростной режим на улицах и дорогах в населенном пункте, на
загородных дорогах, автомагистралях. Скорость в зависимости от вида
транспортного средства.
8.С какого возраста детям разрешается ездить на велосипедах по улицам и
дорогам. Правила движения велосипедистов в группе.
Учащиеся умеют:
1.Оказать доврачебную помощь пострадавшему при ДТП: остановить
кровотечение, наложить повязку, иммобилизовать поврежденную конечность.
2.Безопасно пересекать железнодорожные пути и передвигаться в составе
группы по дорогам общего пользования днем и ночью.
3.Подавать предупредительные сигналы рукой при вождении велосипеда.
4.Самостоятельно разъяснить младшим школьникам сложившуюся
дорожную ситуацию и оказать им помощь в правильном и безопасном выходе
из нее. Пользоваться картами, схемами, планшетами для объяснения и
анализа основных правил безопасного поведения пешеходов на улицах и
дорогах.
5.Индивидуально решать предложенную дорожную комбинацию.
35
Тематическое планирование
(7 класс)
№
занятия
Тема занятия
Количество часов
всего
теория
практик
а
1.
Дорожно-транспортные происшествия
1
1
2.
Элементы улиц, дорог, дорожные условия
1
1
3.
Дисциплинарная, административная, уголовная и гражданская ответственность
за нарушение ПДД участниками дорожного
движения
1
1
4.
Порядок движения транспортных средств и
пешеходов
1
1
5.
Технические требования, предъявляемые к
мопедам и мотоциклам
1
1
6.
Езда на мопедах и мотоциклах
1
1
7.
Дорожные знаки
1
1
8.
Действия граждан при дорожно-транспортном
происшествии
1
1
9.
Служба ГИБДД
1
1
10.
Итоговое занятие.
1
1
36
Содержание.
Тема 1.Дорожно-транспортные происшествия
Почему происходят ДТП. Статистика ДТП. Распределения ДТП по
сезонам, неделям, времени суток, категориям дороги, видам транспортных
средств и другими факторами. Особенности ДТП в городах, на загородных
дорогах, в сельской местности. Основные причины ДТП.
Тема 2. Элементы улиц, дорог, дорожные условия
Элементы улиц, дорог. Полоса отвода, проезжая часть. Общая ширина
улицы, тротуар, ширина проезжей части, пешеходный переход и т.д.
Перекресток, площадь, их границы и виды. Главная, второстепенная улица,
дорога.
Улица, дорога с односторонним движением (реверсивным движением,
дать понятие). Покрытие дорог в городской черте, за городом, дороги
сельской местности.
Тема 3.Дисциплинарная, административная, уголовная и гражданская
ответственность за нарушение ПДД участниками дорожного движения
Социально-экономические и правовые последствия ДТП и нарушений
ПДД. Виды правонарушений и ответственность за них по российскому
законодательству. Дисциплинарный поступок. Административная
ответственность. Значение гражданской ответственности. Понятие вреда,
ущерба, противоправности, причинной связи и виды в ДТП. Возмещение
ущерба, ответственность. Понятие об уголовной ответственности и
основание для нее.
Тема 4. Порядок движения транспортных средств и пешеходов
Предупредительные сигналы. Начало движения. Изменение
направлений движения. Расположение транспортных средств на проезжей
части. Скорость движения и дистанция. Обгон и встречный разъезд.
Остановка и стоянка. Пешеходные переходы и остановки транспортных
средств общего пользования. Порядок движения транспортных средств и
пешеходов через железнодорожные проезды (регулируемые и
нерегулируемые).
37
Тема 5. Технические требования, предъявляемые
к мопедам и мотоциклам
Общие требования. Условия, при которых запрещается эксплуатация
транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности
дорожного движения. Техника пользования органами управления мотоцикла.
Тема 6. Езда на мопедах и мотоциклах
Правила и приемы вождения легкового мотоцикла, мопеда.
Тема 7. Дорожные знаки
Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного
движения. Классификация дорожных знаков. Дублирующие, сезонные и
временные. Название и назначение каждого знака. Действия водителя,
пешехода, приближающегося к участку дороги, обозначенному
соответствующим дорожным знаком.
Тема 8. Действия граждан при дорожно-транспортном происшествии
Общие понятия о первой доврачебной помощи лицам, пострадавшим
при ДТП. Наиболее характерные травмы при ДТП, их последствия на
здоровье человека. Основные приемы медицинской помощи при переломах,
шоке, дезинфицировании ран, накладывание повязок. Вызов скорой помощи.
Тема 9. Служба ГИБДД
Организация и работа службы ГИБДД.
Разъяснительная работа с населением, воспитательная работа с
подрастающим поколением участников дорожного движения, подготовка
водительских кадров, контроль за выполнением всеми участниками движения
ПДД, технического состояния транспортных средств и дорог – вот главный
критерий в службе ГИБДД по предупреждению ДТП, но не наказание. Они
берегут жизнь и здоровье наших людей.
10. Итоговое занятие.
Проверка знаний учащихся по ПДД и безопасности поведения на улицах.
Тестирование.
38
Учащиеся знают:
1.Как распределяются дорожно-транспортные происшествия в своем районе
проживания и городе по дням, времени суток, неделям, сезонам, причины и
мероприятия по их предупреждению.
2.Нормы и стандарты поведения человека на улицах и дорогах. Этику
участника дорожного движения, порядок взаимоотношений с
представителями ГИБДД. Все виды правонарушений и ответственность за
них. Основания для наступления уголовной ответственности. Действия
очевидца ДТП.
3.Основные приемы оказания первой медицинской помощи человеку,
пострадавшему в результате ДТП. Приемы транспортировки пострадавшего.
4.Название, назначение, места установки всех изученных дорожных знаков.
Дорожную разметку. Средства регулирования дорожного движения.
Предупредительные сигналы транспортных средств.
5.Элементы улиц и дорог. Виды и границы перекрестков. Дорожную
разметку. Средства регулирования движения транспорта и пешеходов.
6.Где должны двигаться гужевые повозки. В каком возрасте разрешается быть
погонщиком животных.
7.Этические нормы отношений и правила безопасного поведения пешеходов
и пассажиров на улице, дороге и в общественном транспорте.
8.Технические требования, при которых запрещается эксплуатация
велосипеда и мопеда. Опасные последствия эксплуатации транспортного
средства с неисправностями.
9.Дополнительные требования к движению велосипедов
.
Учащиеся умеют:
1.Подготовить и провести беседу с младшими школьниками о причинах ДТП
и правилах безопасного поведения на улицах, дорогах, в общественных
местах.
2.Правильно и быстро действовать, если стал очевидцем ДТП. Вызвать
ГИБДД, скорую помощь, оградить место происшествия.
3.Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему в ДТП при
различных видах травм (переломах конечностей, кровотечениях всех видов,
шоке и т.д.). Транспортировать пострадавшего.
4.Производить техническое обслуживание велосипеда.
5.Самостоятельно определять очередность проезда перекрестка всеми
участниками дорожного движения на схеме (макете) с использованием всех
изученных дорожных знаков, разметки.
39
Тематическое планирование
(8 класс)
№
заняти
я
Тема занятия
Количество часов
всего
теория
практик
а
1.
Дорожные знаки
1
1
2.
Элементы дорог. Разметка проезжей части
1
1
3.
Движение пешеходов
1
1
4.
Опознавание транспортных средств
1
1
5.
Правила поведения участников дорожного движения
1
1
6.
Остановочный и тормозной пути автомобиля
1
1
7.
Черепно-мозговые травмы
1
1
8.
Проверка усвоения знаний
1
1
9.
Транспортное средство - мопед
1
1
10.
Итоговое занятие
1
1
40
Содержание.
Тема 1.Дорожные знаки
История дорожных знаков. Версты. Сооружения на дорогах. Единые
международные знаки.
Тема 2. Элементы дорог. Разметка проезжей части
Разметка проезжей части улиц и дорог. Элементы дорог. Одностороннее
и двустороннее движение. Перекрестки. Виды перекрестков. Площадь.
Тема 3. Движение пешеходов
Движение пешеходов индивидуально, группами и колоннами. Переход
с
флажками.
Преимущество
передвижения
водителя
или
пешехода.
Осторожность пешехода.
Тема 4. Опознавание транспортных средств
Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных
средствах. Действия очевидцев, пострадавших в случае дорожного
транспортного происшествия.
Тема 5.Правила поведения участников дорожного движения
Правила поведения участников дорожного движения пешеходов,
водителей и велосипедистов. Ответственность лиц, нарушивших правила
дорожного движения.
Тема 6. Остановочный и тормозной пути автомобиля
Решение задач на расчет тормозного и остановочного пути.
Тема 7. Оказание первой медицинской помощи
при черепно-мозговых травмах
Черепно-мозговые травмы. Виды черепно-мозговых травм. Оказание
медпомощи при этих травмах.
Тема 8. Проверка усвоения знаний
Проверка с помощью контрольных вопросов тестового содержания.
Тема 9. Транспортное средство - мопед
41
Передвижение на дорогах. Требования к водителю мопеда. Езда на
мопеде,
технические
требования,
предъявляемые
к
мопеду.
Экипировка.
Правила
движения.
Подача
предупредительных
сигналов
световыми
приборами и рукой. Дополнительные требования к управлению мопедом.
Правила проезда на нерегулируемых перекрестках.
Тема 10.Итоговое занятие.
Практическое занятие. Выход на улицу. Проверка знаний учащихся по
ПДД и безопасности поведения на улицах.
Учащиеся знают:
1. Значение дорожных знаков и разметки в организации движения. Группы
знаков и их значение.
2. Тормозной путь автомобиля в любое время года.
3. Правила вождения мопедом.
4. Разделение транспортных и пешеходных потоков.
5. Определять начало движение ТС их маневрирование.
6. Правила оказания медпомощи пострадавшему.
7. Разделение транспортных и пешеходных потоков. Технические меры
защиты пешеходов. Пешеходные зоны. Психологическая безопасность.
8. Правила воспитания пешеходов.
Учащиеся умеют:
1. Уметь оказать первую медпомощь.
2. Ориентироваться в дорожных ситуациях.
3. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и
ЧС в качестве пассажира транспортных средств.
4. Вызывать государственные службы безопасности и спасения.
42
Тематическое планирование
(9 класс)
№
заняти
я
Тема занятия
Количество часов
всего
теория
практик
а
1.
Права и обязанности участников дорожного
движения
1
1
2.
Правила по обеспечению безопасности дорожного
движения
1
1
3.
Осветительные приборы автомобилей и их значение
1
1
4.
Движение в теплое время суток и в сложных
погодных условиях
1
1
5.
Единые правила дорожного движения
1
1
6.
Контроль знаний и умений
1
1
7.
Перевозка грузов с помощью транспортных средств
1
1
8.
Автомобили и мотоциклы со специальными
сигналами
1
1
9.
Практическое занятие. Правила перехода на макете
перекрестка
1
1
10.
Итоговое занятие.
1
1
43
Содержание.
Тема 1.Права и обязанности участников дорожного движения
Жертвы и виновники дорожно-транспортных происшествий.
Тема 2.Правила по обеспечению безопасности дорожного движения
Государственная инспекция безопасности дорожного движения
(ГИБДД). Сооружения на дорогах, строительство дорог. Цели и задачи отряда
ЮИД.
Тема 4. Осветительные приборы автомобилей и их значение
Осветительные приборы автомобилей. Предупредительные сигналы.
Внешние световые приборы. Стоп-сигнал. «Ловушка» для пешехода
Тема 5. Единые правила дорожного движения
Правила дорожного движения. Выполнение правил. Приоритет
маршрутных транспортных средств. Скорость движения их.
Тема 6. Контроль знаний и умений
Контрольная работа по ПДД. Практическое занятие на дорожной
разметке территории школы.
Тема 7. Перевозка грузов с помощью транспортных средств
Требования к перевозке грузов. Знаки при ограничении передвижения
грузов.
Тема 8. Автомобили и мотоциклы со специальными сигналами
Автомобили и мотоциклы со специальными сигналами. Действия
пешехода.
Тема 9. Практическое занятие.
Правила перехода на макете перекрестка.
Тема 10. Итоговое занятие.
Занятие с инспектором ГИБДД. Проверка знаний учащихся по ПДД и
44
безопасности поведения на улицах и дорогах.
Учащиеся знают:
1. Закон РФ «О безопасности дорожного движения»
2. Закон – основы безопасности. Правила дорожного движения (ПДД) –
нормативный документ и основы дорожной грамоты.
3. Правила оказания медпомощи пострадавшему.
4. Сложные ситуации на дороге и перекрестке.
5. Определять начало движения ТС и их маневрирование. Расположение ТС
на проезжей части. Правила остановки и стоянки ТС. Порядок проезда,
перекрестки.
Учащиеся умеют:
1. Решать ситуационные и другие задачи по правилам дорожного движения с
применением макетов и без них.
2. Правильно оказывать первую медицинскую помощь в пути, при ДТП и ЧС.
3. Вызывать государственные службы безопасности и спасения.
45
Тематическое планирование
(10 класс)
№
заняти
я
Тема занятия
Количество часов
всего
теория
практик
а
1.
Правила дорожного движения в России.
1
1
2.
Дороги и их элементы
1
1
3.
ПДД для пешеходов
1
1
4.
ПДД для пассажиров
1
1
5.
Дорожная разметка и ее характеристики.
1
1
6.
Светофорное регулирование.
1
1
7.
Специальные сигналы для транспортных средств
1
1
8.
Транспортные средства- велосипед, мопед
1
1
9.
Первая медицинская помощь при ДТП
1
1
10.
Итоговое занятие.
1
1
46
Содержание.
Тема1. Правила дорожного движения в России.
Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов
и
пассажиров.
Проблемы
безопасности
движения,
причины
дорожно-
транспортных происшествий.
Тема 2.
Дороги и их элементы
.
Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар.
Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение
проезжих частей на перекрестках.
Тема3. ПДД для пешеходов
Правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода
проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение
пеших
групп
и
колонн.
Регулируемые
и
нерегулируемые
перекрестки.
Средства регулирования движения. Дорожные знаки.
Тема 4. ПДД для пассажиров
Виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные
знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Этические
отношения пассажиров и водителя.
Тема 5. Дорожная разметка и ее характеристики.
Горизонтальная разметка. Случаи, когда значение временных дорожных
знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий
постоянной разметки. Вертикальная разметка.
Тема 6. Светофорное регулирование.
Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок.
Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования
движения
через
железнодорожные
переезды.
Распределение
приоритета
между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги.
«Правило правой руки».
Тема 7. Специальные сигналы для транспортных средств
Приоритет
транспортных
средств,
подающих
специальные
сигналы.
Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и
47
красного
цвета
и
специальным
звуковым
сигналом.
Транспортные
средства,
оборудованные
маячками
желтого
или
оранжевого
цвета.
Транспортные
средства,
оборудованные
маячками
бело-лунного
цвета
и
специальным звуковым сигналом
.
Тема 8. Транспортные средства- велосипед, мопед
Дорожные знаки, техническое состояние велосипеда и мопеда.
Движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги.
Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на
движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Тема 9. Первая медицинская помощь при ДТП
Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка
автомобиля и ее содержимое
.
Оказание первой медицинской помощи при
ранах, кровотечениях, переломах, ожогах, обмороке. Способы наложения
повязок.
Тема 10. Итоговое занятие
Практическое занятие. Помощь обучающимся начальной школы в
создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Учащиеся знают:
1.Правила поведения участников дорожного движения;
2.Правовые нормы и меры ответственности за нарушение ПДД;
3.Алгоритм действий по оказанию первой медицинской помощи в ДТП.
Учащиеся умеют:
1.Применять свои знания правил дорожного движения на практике;
2.Оказать первую медицинскую доврачебную помощь.
48
Тематическое планирование
(11 класс)
№
заняти
Тема занятия
Количество часов
всего
теория
практик
я
а
1.
ФЗ «О безопасности дорожного движения»
1
1
2.
Причины ДТП
1
1
3.
Технические требования, предъявляемые
к мопедам и мотоциклам
1
1
4.
Определение регулируемых и нерегулируемых
перекрестков
1
1
5.
Железная дорога – зона повышенной опасности
1
1
6.
Первая помощь при ДТП.
1
1
7.
Ответственность за нарушение ПДД
1
1
8.
Движение транспортных средств.
1
1
9.
Встреча с сотрудниками автошколы.
1
1
10.
Итоговое занятие.
1
1
49
Содержание
Тема 1.ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Основные положения к ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Тема 2. Причины ДТП
Почему происходят ДТП. Статистика ДТП. Распределения ДТП по
сезонам, неделям, времени суток, категориям дороги, видам транспортных
средств и другими факторами. Особенности ДТП в городах, на загородных
дорогах, в сельской местности. Основные причины ДТП.
Тема 3. Технические требования, предъявляемые к мопедам и
мотоциклам
Общие требования. Условия, при которых запрещается эксплуатация
транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности
дорожного движения. Техника пользования органами управления мотоцикла.
Правила и приемы вождения мотоцикла, мопеда.
Тема 4.Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков
Общие
правила
проезда
перекрестков.
Регулируемые
перекрестки.
Проезд
перекрестков,
движением
на
которых
управляет
регулировщик.
Проезд
перекрестков
со
светофорным
регулированием.
Преимущество
трамваев
на
регулируемых
перекрестках.
Нерегулируемые
перекрестки.
Нерегулируемые
перекрестки
неравнозначных
дорог.
Нерегулируемые
перекрестки равнозначных дорог.
Тема 5. Железная дорога – зона повышенной опасности
Движение
через
железнодорожные
пути.
Приближение
к
железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда
движение
через
переезд
запрещено.
Вынужденная
остановка
на
железнодорожном переезде.
Тема 6. Первая помощь при ДТП.
Оказание первой медицинской помощи при сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего. Способы транспортировки.
Иммобилизация.
50
Тема 7. Ответственность за нарушение ПДД
Виды
правонарушений
и
ответственность
за
них
по
российскому
законодательству.
Дисциплинарный
поступок.
Административная
ответственность.
Значение
гражданской
ответственности.
Понятие
вреда,
ущерба, противоправности, причинной связи и виды в ДТП. Возмещение
ущерба,
ответственность.
Понятие
об
уголовной
ответственности
и
основание для нее
Тема 8. Движение транспортных средств.
Скорость движения транспортных средств. Ограничение скорости. С
какой скоростью должен водитель вести автомобиль в населенном пункте, на
международных трассах? Что такое дистанция между автомобилями? Начало
движения и расположение транспортных средств при движении. Изменение
направления движения. Осветительные приборы на автомобилях и
мотоциклах. Правила пользования осветительными приборами.
Тема 9. Встреча с сотрудниками автошколы.
Разъяснительная и воспитательная работа с подрастающим поколением
участников дорожного движения, подготовка водительских кадров, контроль
за выполнением всеми участниками движения ПДД, технического состояния
транспортных средств.
Тема 10. Итоговое занятие.
Практическое занятие. Разработка памяток «Юному пешеходу» для
обучающихся 1-6 классов.
Обучающиеся знают:
1.
Правила Дорожного Движения законодательства в сфере дорожного
движения.
2.
Виды ответственности за нарушения ПДД.
3.
Средства дорожного регулирования.
4.
Правила проезда перекрестков;
5.
Правила движения через железнодорожные пути.
6.
Правила движения по автомагистралям.
7.
Правила движения в жилых зонах.
51
Обучающиеся умеют:
1.Разбирать типичные дорожно-транспортных ситуаций с использованием
технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. Формирование умений
руководствоваться дорожными знаками и разметкой.
2.Правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться,
оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие.
52
Заключение
Актуальность проблемы воспитания культуры дорожной безопасности
обучающихся, как одного из важнейших аспектов социального становления
личности, основывается на признании приоритета общегуманистических
ценностей и прав человека, как основополагающих принципов современного
развития общества. Готовность современного ребёнка к преодолению
возможных неблагоприятных условий определяется степенью его подготовки
к жизни в возрастающих условиях опасностей техногенного характера. При
этом, процесс подготовки учащихся к вероятным неблагоприятным
ситуациям на улице, не может сводиться к развитию у школьника некоторой
совокупности полезных знаний и умений – применительно к поднимаемой
теме. Необходимо создавать более совершенные подходы в образовании и
воспитании: рациональное взаимодействие с окружающим социально-
техногенным миром; формирование нового мировоззрения, позволяющего
самостоятельно ориентироваться в быстро меняющейся обстановке,
анализировать опасные объекты, ситуации и явления во всех связях и
отношениях, оценивать риски, прогнозировать потенциальные последствия
опасных ситуаций.
Решить эту проблему можно только путем формирования культуры
безопасности, т.е. развития личностных характеристик школьника,
направленных на обеспечение собственной безопасности, формирование
умений и навыков культуры поведения в условиях и ситуациях, угрожающих
жизни человека.
Дополнительная общеразвивающая программа по изучению ПДД –
эффективное средство снижения уровня детского дорожно-транспортного
травматизма. При хорошо поставленной организованной работе достижение
этой цели станет делом времени. Каждому педагогу, которому доверено
воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно-
53
педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и
рекомендации работников ГИБДД, необходим дальнейший поиск и
совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-
транспортного травматизма. Толька тогда число дорожно-транспортных
происшествий с участием детей значительно уменьшится.
54
Список литературы
1.Абрамова, С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности
жизнедеятельности :учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. – Южно-
Сахалинск : изд-во СахГУ, 2012. – 244 с.
2.Асянова,С.Р. Культура поведения как основа культура безопасности
школьника[Текст] /С.Р.Асянова // Искусство и образование. – 2010.- № 8.-
С.50-56.
3.Асянова,С.Р. Формирование культуры поведения личности в социальной
среде [Текст] /С.Р.Асянова // Образование и саморазвитие. – 2010.- № 5.-
С.125-129.
4.Бармин, А.В. Изучаем правила дорожного движения. 1-4 классы. Выпуск 2.
Тематические занятия, классные часы и викторины / А.В. Бармин, Е.А.
Гальцова. — М.: Учитель, 2011. — 266 с.
5. Гальцова, Е.А. Изучение правил дорожного движения: сценарии
театрализованных занятий / Е.А. Гальцова. — М.: Учитель, 2007. — 89 с.
6.Дурнев,Р.А. Формирование основ культуры безопасности
жизнедеятельности учащихся 5-11 классы [Текст]: методическое пособие/ Р.А
Дурнев. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
7.Есипова, А.А. Методика формирования культуры безопасности
жизнедеятельности школьников.[текст]:дис….канд.пед.наук: 13.00.02
/Есипова Александра Анатольевна.- Санкт – Петербург.,2014.-128 с.
8.Культура безопасности жизнедеятельности : матер. всерос. науч.-практич.
конф. c междунар. участием/ под ред. А. В. Викулова, Н. В. Тимушкиной. –
Балашов, 2012.-496 с.
9.Михайлов, Л.А., Психолого-педагогические подходы к формированию
качеств личности безопасного типа [Текст] /Л.А. Михайлов. У.З. Ахмадуллин,
Е.С.Васильев. // Вестник ВЭГУ.-2008. № 1.- С. 103-107.
10.Михеев, В. М."Мой город" формирует культуру безопасности[Текст]/В.М.
Михеев //Основы безопасности жизни.-2006.-№12.-С.42-47.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006
г. № 100 "О федеральной целевой программе «Повышение
безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» // Российская
газета2006г.
55
12.Солдатенко, О.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии на
уроках ОБЖ как системный подход к обучению и воспитанию // Современная
педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL:
pedagogika.snauka2013/02/852 (дата обращения: 31.07.2014).
13.Тимофеева, Л.Л. Взаимодействие семьи и школы в процессе
формирования культуры безопасности у учащихся[Текст]/ :
Л.Л Тимофеева.,Н.И. Королева. - Управление начальной школой, 2014.- № 1.-
64-65 с.
14.Джихан О.Н, Петров С.В, Старых И.Л.Безопасность на дорогах и в
общественном транспорте. Министерство образования и науки РФ,
Федеральное агентство по образованию. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009.
15.Кузьмина Т.А, Шумилова В.В, Таркова Е.Ф. Профилактика детского
дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе. - М.:
Просвещение, 2008.
16.Рыбин А.Л, Маслов М.В; под общ.ред. А.Т.Смирнова. Обучение правилам
дорожного движения: 5-9 кл: метод.пособие. – Москва.: Просвещение. 2008.